Основные принципы административной школы. Административная теория Анри Файоля
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2015 в 15:19, курсовая работа
Описание работы
С ранних времен люди начали понимать определенные законы, методы управления производством и обществом. История возникновения и развития государственности и соответственно форм и методов государственного управления насчитывает семь тысячелетий и пять управленческих революций, радикально изменивших роль и значение феномена управления в жизни общества. За начало отсчета принимают зарождение письменности в древнем Шумере, относимое к пятому тысячелетию до нашей эры. Древние менеджеры понимали, на сколько, была важна точность и правильность элементов управления таких как: фиксация фактов, организационная отчетность и контроль.
Содержание работы
Введение Глава 1. Общая характеристика административной доктрины Анри Файоля 1.1 Создание административной доктрины Файоля 1.2 Цели и функции административной доктрины Анри Файоля 1.3 Принципы административной доктрины Анри Файоля Глава 2. Оценка административной доктрины Анри Файоля 2.1 Элементы процесса управления 2.2 Личные качества руководителя и его функции 2.3 Применение идей Анри Файоля в практике ОАО "РЖД" Список использованной литературы
Координирование -- достижение согласованности
в работе всех звеньев системы путем установления
рациональных связей (коммуникаций) между
ними. Его главной целью является достижение
соответствия и согласованности между
различными частями предприятия путем
установления рациональных связей в производстве.
Эти связи носят самый разнообразный характер:
по содержанию они могут быть техническими,
экономическими, организационными; по
иерархическому признаку - связи между
различными ступенями управляемого объекта.
Также сюда относятся связи между собственно
производством, с одной стороны, и распределением,
обменом и потребителем - с другой.
Контроль - наиболее важный элемент управления,
конечный итог всей управленческой деятельности.
Количественная и качественная оценка
и учет результатов работы. Контроль является
элементом обратной связи, так как на основании
его данных производится корректировка
ранее принятых решений, планов, норм и
нормативов. [20,c.62-63]
Таким образом, А. Файоль разделил все
функции управления на общие, относящиеся
к любой сфере деятельности, и специфические,
относящиеся к управлению промышленным
предприятием. Разработанная А. Файолем
концептуальная модель функций оказалась
настолько плодотворной, что дала жизнь
многим современным школам и направлениям.
2.2 Личные качества руководителя
и его функции
Получив только специальное образование,
Файоль был убежден, что административные
способности нельзя развить. Не только
знания, но и личностные качества, руководителя
способствуют (или препятствуют) результатам
его работы.
Руководитель, по Файолю, должен быть
лидером - человеком, который своим примером
вдохновляет подчиненных, стимулирует
их деятельность в целях решения задач
организации благодаря хорошему знанию
дела и коллектива подчиненных, постоянному
контакту с подчиненными и широкому видению
всего, что происходит вокруг. Таковы основные
положения административной школы Файоля.
Главным в ней Файоль считал сам метод
анализа и расчленения процесса администрирования.
Особое внимание он уделял вопросу подготовки
руководящих кадров, решительно выступая
против существующей системы, опирающейся
на инженерные дисциплины. Основным для
рабочих Файоль считал достижение ими
технического мастерства. Мастерство
же управленческих работников может быть
достигнуто по мере продвижения их по
служебной лестнице.
Файоль ставил задачу -- научить промышленных
администраторов такому управлению занятыми
на предприятии рабочими, которое обеспечивало
бы наибольшую индивидуальную и коллективную
производительность труда путем концентрации
их "воли" в одном, строго определенном
направлении, указанном предпринимателем.
Последнее требует создания науки об управлении
людьми, опирающейся на "тщательное
изучение и научное экспериментирование".
Особое внимание школа Файоля уделяла
разработке основных индивидуальных,
психологических качеств, которыми должен
обладать администратор. Был составлен
перечень качеств, в число которых вошли
следующие:
· Физические качества: здоровье, сила,
ловкость.
· Умственные качества: понятливость,
легкое усвоение, рассудительность, сила
и гибкость ума.
· Специальные знания: относящиеся исключительно
к какой-либо одной функции.
· Общее развитие: запас различных понятий,
не относящихся исключительно к области
выполняемой функции.
· Опыт: знания, вытекающие из практики;
воспоминания об уроках, лично извлеченных
из фактов.
Различные качества и навыки, определяющие
ценность персонала предприятий, должны
быть разной степени важности, соответственно
характеру обязанностей служащих. Например,
на крупном предприятии, функции распределяются
среди большого числа служащих, то ясно,
что каждому их них надлежит обладать
лишь ограниченным числом "установок"
всего коллектива.
Долгий опыт Анри Файоля дал ему возможность
сделать ряд полезных наблюдений относительно
того, какого рода "установки" необходимы
каждой категории служащих.
Так, в книге "Общее и промышленное
управление" Файоль определяет относительную
важность каждой установки в общей квалификации
служащих и директоров предприятия. Для
этого он располагает персонал крупного
предприятия по следующей иерархии: рабочие,
мастера, начальники мастерских, начальники
отделений, начальники служб, директора,
а также директор-распорядитель, если
предприятие включает в себя несколько
различных производств.
В таблице "Необходимые "установки"
у персонала технической функции крупного
промышленного предприятия" Файоль
наглядно показывает степень возрастания
значимости административных знаний и
навыков в зависимости от занимаемого
человеком поста. Так у рабочего значение
данных знаний и навыков минимально, в
то время, как у главного директора оно
максимально.
Основной вывод из данной таблицы Файоль
сформулировал так: "во всех видах предприятий
главной "установкой" низшего персонала
является профессиональная установка,
свойственная данному виду предприятия,
а главной "установкой" крупных руководителей
является административная"'. Таким
образом, Файоль показал, что руководитель
предприятия должен в первую очередь быть
администратором.
Табл.1
Необходимые "установки" у персонала
технической функции крупного промышленного
предприятия
Категории служащих
"Установки"
Полная квалификация
Адм.
Техн.
Ком.
Фин.
Страх.
Учет.
Большое учреждение
Рабочий
5
85
-
-
5
5
100
Мастер
15
60
5
-
10
10
100
Начальник мастерской
25
45
5
-
10
15
100
Начальник отделения
30
30
5
5
10
20
100
Начальник технической службы
35
30
10
5
10
10
100
Директор
40
15
15
10
10
10
100
Несколько объединенных учреждений
Главный директор
50
10
10
10
10
10
100
В таблице "Необходимые "установки"
у руководителей различных по размеру
промышленных предприятий" Анри Файоль
показывает изменение важности различных,
и главным образом, административной,
"установок" для руководителей в
зависимости от размера, руководимых ими
предприятий.
Табл.2
Необходимые "установки" у руководителей
различных по размеру промышленных предприятий
Категории служащих
"Установки"
Полная квалификация
Адм.
Техн.
Ком.
Фин.
Страх.
Учет.
Простейшее предприятие
15
40
20
10
5
10
100
Небольшое предприятие
25
30
15
10
10
10
100
Среднее предприятие
30
25
15
10
10
10
100
Крупное предприятие
40
15
15
10
10
10
100
Очень крупное предприятие
50
10
10
10
10
10
100
Государственное предприятие
60
8
8
8
8
8
100
С помощью этих таблиц Файоль хотел "Привлечь
общественное внимание к административной
функции в промышленных предприятиях.
Технической функции уже давно отведено
принадлежащее ей высокое место, которое
и должно быть за ней сохранено. Но она
недостаточна для обеспечения хорошего
хода дел: ей нужно содействие других существенных
функций и в особенности - функции административной''.
Отметив важность административных знаний
и навыков для управляющих, Файоль обращает
внимание, что подобная административная
"установка" в приобретается деловой
практикой, и что она росла бы быстрее,
если бы к техническому образованию школ,
готовившие инженеров, прибавляли бы административное
образование, опирающееся на определенную
доктрину, на систему принципов, правил,
методов и действий, проверенных опытным
путем. Он пишет: "...в то время, как в
наших промышленных школах максимум усилий
... направляется на распространение и
совершенствование технических знаний,
- в них не делается ничего или почти ничего
для подготовки будущих директоров к их
коммерческим, финансовым, административным
или иным функциям.
Обучение управлению должно быть всеобщим:
элементарным в начальных школах, более
солидным в средней школе, весьма углубленным
в высшей школе. Это обучение не сделало
бы всех обучаемых хорошими администраторами,
как не делает техническое обучение всех
обучаемых превосходными техниками. Речь
идет о том, чтобы сделать наше юношество
способным понимать и претворять в дело
уроки опыта. В настоящее время начинающий
не обладает ни административной доктриной,
ни методом, и многие в этом отношении
всю свою жизнь остаются - начинающими.
[21,25]
В высших школах профессора смогут составить
соответствующие курсы, когда управление
станет предметом их преподавания.
Разделение труда в организации есть
сложение различных способностей ряда
людей, то есть дополнение друг друга и,
в идеале, возможность реализации каждой
личностью своих специфических способностей.
Эта возможность организации является
весьма притягательной для современного
человека, одной из основных жизненных
целей которого (особенно гражданина западной
цивилизации) является реализация своего
потенциала. Поэтому человек конца ХХ
века может одновременно состоять в различных
организациях, которые позволяют ему удовлетворить
не только жизненно важные потребности,
но и амбиции.
Таким образом, Файоль впервые высказал
идею о возможности и необходимости подготовки
профессиональных административных кадров.
Как видим, его идея, сформулированная
в начале XX века, нашла свое подтверждение
и уже в конце того же века многие высшие
учебные заведения во всем мире занимаются
профессиональной подготовкой управляющих
самого высокого уровня.
Помимо того, что Файоль определил необходимость
доктрины, на которой бы основывалось
административное образование, он разработал
собственную доктрину, основные положения
которой изложил во второй части своей
книги "Общее и промышленное управление"
· Дополняйте свои технические знания
"умением распоряжаться, предвидеть,
организовывать и контролировать".
"Вас будут судить не по вашим знаниям,
а по вашим действиям";
· Получайте "необходимые ценные дополнения
к вашему образованию" общением с руководителями;
· При общении с рабочими тщательно взвешивайте
свои слова и не делайте незаслуженных
замечаний. Всесторонне изучайте поведение,
характер, сноровку и даже личную жизнь
рабочих;
· При благоприятных отношениях с руководителями
не злоупотребляйте их доверием;
· При оценке окружающих вас людей соблюдайте
должную сдержанность и меру, не допускайте
необоснованной и недоброжелательной
критики;
· Постоянно пополняйте свои знания и
не отставайте от достижений современного
общества.
Обращаясь к молодым менеджерам, Файоль
писал: "Вы принадлежите к интеллигенции,
поэтому не должны отставать от передовых
идей во всех областях".
Файоль рассматривает рабочего как "социально-психологического
индивида". Он выдвигает на первый план
"социально-организационную задачу",
у Тейлора она растворяется в задаче общеорганизационной.
Файоль во многом пошел дальше Тейлора.
В частности, он предпринял попытку с теоретических
позиций исследовать "социальный организм"
предприятия, в то время как Тейлор практически
все свои усилия направлял на рационализацию
"материального" организма.[8, c.83]
Таким образом, в американской практике,
а за тем и в других странах, тейлоризм
и файолизм слились в единую концепцию,
известную как школа "научного менеджеризма".
Менеджеры должны выступать в роли социальных
защитников, проявлять лояльность к работникам;
создавать в фирме атмосферу, способствующую
раскрытию способностей работающих; использовать
такие методы работы с людьми, которые
обеспечивают их удовлетворенность работой;
проявлять честность и доверие к работникам.
Менеджер должен уметь применить не только
технические знания, но умение распоряжаться,
предвидеть, организовывать и контролировать,
таким образом, настоящего руководителя
буду судить не по знаниям, а по совершаемым
им действиям. Руководитель должен дополнять
их ценными навыками других руководителей.
Когда руководитель общается с подчиненными,
он должен тщательно подбирать слова и
стараться не делать незаслуженных замечаний.
При этом необходимо изучать сноровку,
поведение и даже личную жизнь рабочих.
Если с руководителем сложились благоприятные
взаимоотношения, не нужно ими злоупотреблять.
При оценке окружающих людей менеджер
должен соблюдать сдержанность, не допускать
необоснованной критики. И самое главное,
управляющий должен постоянно пополнять
свои знания и не отставать от достижений
современного общества. И если менеджер
будет придерживаться данных положений,
то, безусловно, он сможет стать хорошим
управляющим, которого будут ценить не
только сотрудники организации, но и высшее
руководство. Также менеджер должен обладать
не столько личными качествами, сколько
владеть методами управления и институтами
как нормами права, регулирующими отношения
в процессе управления.
2.3 Применение идей Анри Файоля
в практике ОАО "РЖД"
Классическое разграничение функций
управления на предприятии, разработанное
А.Файолем, прошло проверку временем (с
1923 г.). Все современные теории управления,
касающиеся этого вопроса, ничего не смогли
предложить. На практике именно классификация
управленческих функций по Файолю остается
без изменений. Применение теории Файоля
в практической работе руководителя даст
возможность: