Основные принципы административной школы. Административная теория Анри Файоля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2015 в 15:19, курсовая работа

Описание работы

С ранних времен люди начали понимать определенные законы, методы управления производством и обществом. История возникновения и развития государственности и соответственно форм и методов государственного управления насчитывает семь тысячелетий и пять управленческих революций, радикально изменивших роль и значение феномена управления в жизни общества. За начало отсчета принимают зарождение письменности в древнем Шумере, относимое к пятому тысячелетию до нашей эры. Древние менеджеры понимали, на сколько, была важна точность и правильность элементов управления таких как: фиксация фактов, организационная отчетность и контроль.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Общая характеристика административной доктрины Анри Файоля
1.1 Создание административной доктрины Файоля
1.2 Цели и функции административной доктрины Анри Файоля
1.3 Принципы административной доктрины Анри Файоля
Глава 2. Оценка административной доктрины Анри Файоля
2.1 Элементы процесса управления
2.2 Личные качества руководителя и его функции
2.3 Применение идей Анри Файоля в практике ОАО "РЖД"
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (3).docx

— 63.38 Кб (Скачать файл)

· Правильно определять приоритеты в вашей работе;

· Правильно ее планировать;

· Быстро и эффективно выполнять корректирующие действия.

Зная эти теории, руководитель сможет взглянуть на стоящие перед ним проблемы как бы со стороны. Это позволит руководителю:

· Определиться в своем окружении и увидеть решаемые проблемы в их взаимосвязи с другими, а, следовательно, найти "точку отсчета" для начала работы и уточнить проблемы;

· Оценить целесообразность своих действий; Уточнить, каких ресурсов не хватает для эффективного решения проблем.

Все это поможет найти новые способы и пути решения проблем организации. Многие принципы управления в наше время имеют практическую ценность. В дальнейшем многие исследователи занимались изучением и теоретическим описанием принципов управленческой деятельности, но все они были только последователями Файоля, развивавшими, дополнявшими и конкретизировавшими его учение.

Рассмотренная теория находит свое широкое применение в повседневной жизни человека. При выполнении каких-то бытовых работ по дому человек, осознанно или нет, использует планирование, организацию, контроль и мотивацию, т.е. функции менеджмента, сформулированные Файолем. Примером таких работ может служить выполнение домашних работ.

Теоретическая система, предложенная классической школой управления, может быть использована в качестве основы для самоменеджмента. Используя предложенные принципы можно лучше организовать свое время, издержки, повысить эффективность работы и стать более успешным.

Классическая школа управления рассматривается как универсальная система. При анализе многих отечественных предприятий можно выявить признаки и принципы данной системы. На примере рассмотрим ОАО "РЖД". Это очень сложная организация, но даже в ней просматриваются принципы, сформулированные Файолем: разделение труда, дисциплина, единоначалие (президент, совет директоров и т.д.), подчинение частных интересов интересам организации, вознаграждение (работникам гарантируется своевременная и в полном объеме выплата заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы), порядок (т.е. каждому свое место, ОАО "РЖД" обязуется правильно организовывать труд работников на закрепленных за ними рабочих местах, обеспечивая необходимыми принадлежностями и техникой, создавая здоровые и безопасные условия труда, соответствующие правилам по охране труда (технике безопасности, санитарным нормам, противопожарным правилам).

Табл.3

Основные нормы и ценности организации

 

Наименование ценностей

Содержание и основные принципы ценноcтей

 

Ориентир на потребителя

Приоритет в деятельности компании по удовлетворению потребностей и ожиданий пользователей услуг железнодорожного транспорта.

 

Социальная ответственность

Обеспечение прозрачности и социальной ответственности бизнеса компании.

 

Персонал компании - основной её капитал

Компания поддерживает стремление персонала повышать свою квалификацию, планирует и обеспечивает карьерный рост, повышает заинтересованность персонала в результатах своего труда, сохраняет и развивает социальную сферу, направленную на обеспечение достойного уровня жизни, как в период работы, так и после ухода на пенсию.

 

Партнёрство

Уважение и учёт интересов юридических и физических лиц, вовлечённых в сферу деятельности компании, и развитие с ними партнёрских отношений.

 

Качество и безопасность

Обеспечение высокого качества технологий во всех сферах деятельности компании. Приоритетность требований безопасности движения и персонала перед эксплуатационными показателями работы компании.

 

Управленческие модели - в жизнь

Отлаженность управленческих механизмов на всех уровнях руководства компанией. Спонтанное управление объектами уступает место системному управлению процессами. Безопасность движения и эксплуатационные показатели должны обеспечиваться за счёт внедрения эффективных управленческих моделей.

 
     

 

Современный менеджер воспринимается во всем мире как инновационный руководитель = лидер+власть+стиль+работы+карьера. А для этого менеджер должен знать: закономерности и принципы рыночной экономики; теорию организации и методы моделирования организационных структур; теорию и практику современного менеджмента; формы и методы мотивации целенаправленного поведения людей в системе менеджмента; современные парадигмы мотивационного управления; системный подход к проектированию различных организационных структур. [14; 26]

Менеджер должен иметь широкий кругозор и системное нестандартное мышление, уметь разбираться во внутренней взаимосвязи факторов, действующих в организации , и взаимодействии с внешней средой. Он должен обладать высокими человеческими качествами и быть хорошим психологом, уметь пойти на разумный и взвешенный риск, осуществлять бизнес-проекты, разрабатывать, проектировать и реализовывать бизнес-план, вести маркетинговые исследования, прогнозировать развитие системы.

Таким образом, главный вклад Анри Файоля в теорию управления состоял в том, что он рассмотрел управление как универсальный процесс, состоящий из пяти элементов управления. Он не просто перечислил основные элементы, но и заложил оcновы общего направления в менеджменте - cтруктурного функционального подхода. Функциональным его нужно cчитать потому, что управленческие функции - неcущий элемент всего каркаса управления, исходная начало организационной иерархии. Cструктурным же подход Анри Файоля является потому, что функции определяют cструктуру организации, а не выcтупают неким довеском к ней.

Заключение

Административная доктрина Анри Файоля, является классикой в теории менеджмента, не зря его школу называет еще и классической. Углубление концепций Файоля нашло отражение во многих работах его последователей. Так, его сторонниками, развившими и углубившими основные положения его доктрины, являются Л. Урвик, М. Вебер, Д. Муни, А.П. Слоун, Г. Черч. Среди множества работ Л. Урвика особого внимания заслуживает исследование "Элементы администрации". Вслед за Файолем Урвик уделил большое внимание разработке основных функций администрирования, к которым он относил планирование, организацию, укомплектование штата, руководство, координацию, отчетность и составление бюджета. "Основы управления производством" - основной труд Г. Черча, другого представителя классической школы. Главное внимание Черч уделял структурным вопросам производства управления на предприятии. Одним из видных представителей классической школы является М. Вебер. Вклад Вебера в развитие управленческой мысли заключается в разработке теории бюрократического построения организации и системы управления в частности. Вебер пытался найти способы, чтобы вся организация работала как механизм. Именно с этой целью разрабатывались инструкции и правила, порядок принятия конкретных решений и система распределения власти, а также исключалось личное начало в межличностных отношениях. Но все же применительно к данной работе необходимо остановиться на основных положениях административной доктрины, которые разработал выдающийся управляющий Анри Файоль. Несомненно, Файоль и его последователи достигли своей цели, потому что:

1. Управление стало как  универсальный процесс, состоящий  из пяти функций управления (предвидение, организация, распорядительство, координирование  и контроль). Создание универсальных  принципов управления

2. Четкое функциональное  разделение труда;

3. Передача команд и  распоряжений по "скалярной цепи" сверху вниз;

4. Единство распорядительства ("никто не работает более  чем на одного босса");

5. Соблюдение "диапазона  контроля" (осуществление руководства  ограниченным числом подчиненных)

Уроки собственного опыта Файоль суммировал в перечне "Основных принципов менеджмента". Все разработанные им фундаментальные принципы Файоль разделил на структурные, процессуальные и результативные. К первой группе относятся разделение труда, власть и ответственность, централизация, единство руководства, единоначалие, скалярная цепь иерархия. Принципы процесса - это дисциплина, вознаграждение, справедливость, подчиненность частных интересов общим и корпоративный дух. К принципам конечного результата Файоль относил порядок, стабильность рабочего места для персонала, инициативу. Став фундаментальными, принципы теории администрации не перестали носить гибкий характер и учитывать ситуацию, в которой осуществляется управление. Система принципов всегда остается открытой для дополнений, изменений, основанных на новом опыте. Даже само применение принципов на практике, по словам Файоля, "трудное искусство, требующее вдумчивости, опыта, решительности и чувства меры". Определив управление как процесс предвидения, организации, распорядительства, координации и контроля, Файоль четко определил функции менеджера. Подобное поэтапное разделение процесса администрирования позволяет наиболее рационально осуществлять управление производством. Однако даже специальное образование не поможет развить административные способности менеджера. Для наиболее эффективного управления от руководителя требуются такие качества, как интеллект, сдержанность, воля, чувство долга, решительность в принятии решений, способность управлять людьми. Обладающий вышеперечисленными качествами администратор представляет собой сочетание интеллектуальной силы и эмоционального воздействия. Классическое разграничение функций управления на предприятии, разработанное А. Файолем, прошло проверку временем (с 1923 г.).

Зная эти теории, руководитель сможет взглянуть на стоящие перед ним проблемы со стороны. Это позволит руководителю определиться в своем окружении и увидеть решаемые проблемы в их взаимосвязи с другими, и, следовательно, найти "точку отсчета" для начала работы и уточнить проблемы; оценить целесообразность своих действий; выяснить, каких ресурсов не хватает для эффективного решения проблем. В совокупности все это поможет найти новые способы и пути решения проблем организации.

Файоль утверждал, что одни и те же принципы управления можно применять в организациях любой направленности, вне зависимости от их размера, -- на промышленных предприятиях, в коммерческих, правительственных, политических или даже религиозных структурах, на любом уровне менеджмента. Он доказывал, что менеджмент имеет отношение ко всем сферам человеческой деятельности: бизнесу, управлению государством и даже домашнему хозяйству. Сегодня уже многие авторы говорят о менеджменте как о всеобщей человеческой деятельности.

Список использованной литературы

1. Балашов А.П. Основы менеджмента: учебное пособие / А.П.Балашов. - М.: Вузовский учебник, 2008.

2. Баринов, В.А. Основы менеджмента: учеб. пособие / В.А. Баринов, Л. В. Макаров. - М.: РИОР, 2007. - 64 с.

3. Бурганова Л.А. Теория управления: учебное пособие / Л.А. Бурганова. -2-е издание. - М.:ИНФРА-М,2011. - 151,[1]c. - (Высшие образование)

4. Веснин В.Р. Основы менеджмента: учебник / В.Р.Веснин. - М.:Проспект, 2008. - 320 с.

5. Виханский О.С., Наумов А.И., Менеджмент: Учебник. -3-е изд. - Гардарики, 2001. - 528с.

6. Войтенко А.И. Организация, управление и администрирование  в социальной работ: учеб. для студ. вузов, обучающихся по спец. "Социальная работа" / А. И. Войтенко, Е. И. Комаров. - М.: РИОР : Инфра-М, 2010. - 254 с

7. Герчикова И.И Менеджмент: 4-е изд., перераб. и доп. - М.: 2010. -- 512с.

8. Глухов В.В. Менеджмент: учебник / В.В. Глухов. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2009. - 608 с.:ил. - (Учебник для вузов)

9. История менеджмента: Учеб. пособие / Под ред. Д.В. Валового. -- ИНФРА-М, 1997. - 256 с.

10. Кабушкин Н.И Основы менеджмента: Учебное пособие. - М.: Новое издание, 2009. - 336 с

11. Коргова М.А. История менеджмента: учеб. пособие / М.А. Коргова, А.М. Салогуб. -- Изд. 2-е, перераб. и доп. -- Ростов н/Д: Феникс, 2010. -- 236 с. -- (Высшее образование).

12. Кравченко А.И. История  менеджмента: Учеб. пособие для студентов вузов. - М.: Академический Проект, 2000. - 352с.

13. Кравченко А.И., Тюрина  И.О. Социология управления: фундаментальный  курс: Учебное пособие для студентов  высших учебных заведений.--3-е  изд., испр. и доп. М.: Академический Проект, 2006. -- 1136с

14. Кротова КВ., Клеппер  Е.В. История мирового менеджмента: Учебное пособие. - М.: МГУКИ, 2002. - 96 с.

15. Мазур И.И, Шапиро В.Д, Ольдерогге Н.Г. Всеобщая история менеджмента - М.: Элима, 2007 - 888 с.

16. Маршев В.И. История управленческой мысли: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 731 с.

17. Мескон М., Альберт М, Хедоури Ф. Основы менеджмента: пер. с англ. М.: Дело, 1995. С. 67.

18. Рансдорф М. Секреты успеха и задачи менеджмента на современном этапе // Проблемы теории и практики управления. 2001. № 6. С. 94--101.

19. Робинсон С.П., Коутлер М. Менеджмент. 6-е изд. / пер. с англ. М.: Вильямс, 2002.

20. Семенова И.И. История  менеджмента: Учеб. пособие для вузов. -- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2-е изд., перераб. и доп. - М.: 2009. -- 199 с.

21. Тейлор Ф.У. "Административно-техническая  организация промышленных предприятий". СПб., 1912.

22. Томилов В.В. Менеджмент. Учебник / под редакцией Томилова  В.В. -- М.: Юрайт-Иэдат, 2003. - 591 с.

23. Уткин Э.А. История менеджмента - М.: Ассоциация авторов и издателей "Тандеш": Издательство ЭКМОС, 2007. - 327 с.

24. Файоль А. "Общее и  промышленное управление". М., 1923.

25. Файоль А. "Учение  об управлении. Доклад на Втором  международном съезде по управлению". Рязань, 1924.

26. Чудновская С.Н. История менеджмента: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2004.

27. Шевчук Д.А. История  менеджмента: Учебное пособие. - М.: Эксмо, 2009 - 305 с.

 


Информация о работе Основные принципы административной школы. Административная теория Анри Файоля