Особенности информационного обеспечения организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2014 в 07:53, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в рассмотрении информационного обеспечения организаций социальной сферы.
В связи с поставленной целью были определены следующие задачи:
- рассмотреть определение понятия информационных технологий;
- изучить сущность информационно-аналитического обеспечения управления социальной сферы;
- изучить социальную работу в системе социальных технологий;
- рассмотреть информационное обеспечение управления в современных организациях

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...........3
Глава 1. Теоретические основы исследования информационного обеспечения организации…………………………………………………………………..........5
1.1. Определение понятия информационных технологий……………...............5
1.2. Сущность информационно-аналитического обеспечения управления социальной сферы……………………………………………………………….11
Глава 2. Особенности информационного обеспечения организации..............18
2.1 Социальная работа в системе социальных технологий…………………...18
2.2 Информационное обеспечение управления в современных
организациях.........................................................................................................23
Заключение……………………………………………………………………....30
Список использованной литературы…………

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 148.00 Кб (Скачать файл)

- обеспечение условий для развития и защиты всех форм собственности на информационные ресурсы;

- формирование и защита государственных информационных ресурсов;

- создание и развитие федеральных и региональных информационных систем и сетей, обеспечение их совместимости и взаимодействия в едином информационном пространстве Российской Федерации;

- создание условий для качественного и эффективного информационного обеспечения граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений на основе государственных информационных ресурсов;

- обеспечение национальной безопасности в сфере информатизации, а также обеспечение реализации прав граждан, организаций в условиях информатизации;

- содействие формированию рынка информационных ресурсов, услуг, информационных систем, технологий, средств их обеспечения;

- формирование и осуществление единой научно-технической и промышленной политики в сфере информатизации с учетом современного мирового уровня развития информационных технологий;

- поддержка проектов и программ информатизации;

- создание и совершенствование системы привлечения инвестиций и механизма стимулирования разработки и реализации проектов информатизации;

- развитие законодательства в сфере информационных процессов, информатизации и защиты информации. [20;89]

 

1.2. Сущность информационно-аналитического  обеспечения управления социальной сферы

Информационно-аналитическая система управления организации – это распределенная информационно-управленческая система, обеспечивающая сбор, обработку и представление информации, предназначенной для достоверного информационно-аналитического обеспечения принятия управленческих решений.

Существует так называемый "информационный барьер", при котором возможности традиционных (бумажных) приемов управления в социально-экономических системах оказываются исчерпанными. Пропускная способность человеческого мозга как преобразователя информации хотя и велика, но все-таки ограничена. Мощь и совокупный интеллект управленческого аппарата в настоящий момент обеспечиваются только на основе комплексной информатизации управленческого труда, при которой значительная часть информационных потоков замыкается вне человека - через ЭВМ. [23;12]

Система информационного обеспечения управления организации должна учитывать специфику региона - отраслевую структуру производства, приоритетные направления развития экономики, наличие ресурсов, демографические и миграционные особенности региона. На территории региона осуществляют свою деятельность многочисленные организации. На современном этапе при их взаимодействии координируется информационно-аналитическая деятельность, создаются информационные ресурсы общего пользования, обеспечивается информационная безопасность, осуществляется информационный обмен. Если привести в пример органы государственной власти и местного самоуправления, то информационные потребности федерального и регионального уровня обычно находятся в различных плоскостях, поэтому важной задачей является оптимизация информационных связей, усилий и затрат на обеспечение сбора, обработки и предоставления информации. [26]

Процесс управления в современной организации корректно рассматривать как сочетание следующих трех режимов принятия решений: Стратегический уровень предполагает выявление проблемных областей в различных сферах деятельности организации, анализ и прогноз долгосрочных тенденций ее развития; анализ и прогноз общественно-политических тенденций и создание системы уравновешивания различных влияний внешней среды. На данном уровне генерируются методы решения проблем, разрабатываются концептуальные подходы, оптимизируются модели и сценарии развития организации.

На оперативном уровне производится мониторинг и анализ текущего состояния элементов социально-экономической и общественно-политической сфер, формируются планы реализации концепций, моделей и сценариев развития, осуществляется оперативный контроль и корректировка выполнения планов и проектов. [11;23]

Чрезвычайное управление предполагает одновременно прогнозирование и предотвращение экстремальных ситуаций, создание сценариев их возникновения и развития, непрерывный мониторинг характеристик и показателей потенциально опасных природных, техногенных, социально-политических факторов и обеспечение организационно-технических вопросов осуществления управления в экстремальных условиях.

В зависимости от преобладающих механизмов подготовки решений можно также выделить в качестве возможных форм управления балансное, оптимизационное и политическое управление.

Балансное управление основано на поиске решений, при которых потребности для решения какой-либо задачи сбалансированы с реальными ресурсами, находящимися в ведении организации. При оптимизационном управлении решается задача выбора предпочтительного варианта действий или оптимального использования ресурсов. В отличие от балансной и оптимизационной форм управления, при которых используются расчетные алгоритмы или иные количественные методы для подготовки и принятия решения, политическое управление носит преимущественно волевой характер, отражая субъективные представления лица, принимающего решения. [8;138]

Несмотря на множество реально работающих информационных систем управления в современных организациях, пока нет примеров исчерпывающего решения задачи интеграции всех информационных ресурсов территории, то есть создания поля данных, на котором можно было бы ставить и решать математически корректную оптимизационную задачу. Такое положение будет меняться в процессе развития и усиления значимости информационно-аналитической деятельности организации.

Сегодня эти процессы проявляются в функциональном (идет переход от автоматизации информационно-справочной деятельности к автоматизации аналитической обработки данных), технологическом (от централизации информации к распределенной системе хранения и аналитической обработки данных) и организационном аспектах (лица принимающие решения все чаще доверяют информационно-аналитическим технологиям). [25]

В настоящее время нередка такая ситуация, когда компьютер имеется практически у каждого работника организации, а документооборот как внутри организаций, так и при их взаимодействии был и остается полностью бумажным. При этом, как правило, уровень информированности руководства и аналитической деятельности в организации не претерпевает заметных изменений.

Такое состояние информатизации является прямым следствием нарушения известных принципов информатизации, сформулированных основоположником информатизации управления академиком В. М. Глушковым: [7;12]

Первый принцип - первого лица. Суть этого принципа состоит в том, что все цели и задачи совершенствования управления, решения острых проблем, возникающих в деятельности организации должны формулироваться руководителем организации. К примеру, известные попытки создать единую информационную модель региона (города, района, муниципального образования) чаще всего наталкиваются на стремление различных звеньев управления (в пределах одного органа государственной власти) максимально отобразить в ней ведомственные интересы. Это, в свою очередь, приводит к такой степени энтропии модели, что она перестает быть обозримой и практически полезной. На фоне не менее 2-3 тысяч показателей социально-экономического развития, 5-6 тысяч показателей, отражающих текущее состояние населенной территории, и не менее 500 сводных областей и направлений деятельности органов местного самоуправления должны быть выделены главные направления, подконтрольные секторы экономики и общества, а также проблемы, требующие максимального внимания со стороны первого руководителя в целом. На этой основе могут быть определены необходимые информационные ресурсы (информация и данные), которые адекватно отображают необходимые параметры (процессов, явлений и объектов управления), и только при этих условиях можно предполагать, что финансовые средства на информатизацию будут потрачены не впустую.

Второй важный принцип информатизации - принцип автоматизации документооборота. Соблюдение этого принципа состоит в том, что компьютер как универсальный инструмент обработки любого вида информации (алфавитно-цифровой, графической или голосовой) должен использоваться соответствующим способом. [7;14]

Рис. 1

Если информационные потоки, циркулирующие между органами управления, будут осуществляться по схеме, показанной на рис. 1, можно быть уверенным, что компьютер используется органом управления как пресловутые "счеты". Если схема движения информации осуществляется так, как показано на рис. 2, то достигается одна из важнейших целей совершенствования управления - повышение достоверности и скорости обработки информации, снижение трудоемкости обработки данных, усиление аналитической деятельности, многократное использование данных.

Рис. 2

Но главное - обеспечение возможности реализации еще одного важнейшего принципа информатизации - принципа новых задач управления. Под "новыми" мы понимаем, прежде всего, комплексные проблемы и задачи управления. Эти задачи требуют самой разносторонней информационной базы, выбора вариантов (альтернатив) управленческих решений, применения экономико-математических моделей, сравнительного анализа ситуаций, ранжирования уровней развития тех или иных секторов экономики и общества и т.д. [7;19]

Следующие два ведущих и взаимосвязанных принципа информатизации - принципы интеграции информационной базы и одноразового ввода данных. Реализация первого из указанных принципов состоит в том, что в системах информационного обеспечения управления организациями создается первичная база данных. Создание первичной базы данных является продуктом особого класса функций управления, которые можно выделить как учетно-регистрационные. Работники организации частично или полностью занимаются формированием внутри нее специализированной системы учета, осуществляя постоянную оперативную актуализацию информации и инвентаризацию соответствующих объектов. В деятельности органов регистрации юридических лиц непрерывно регистрируются новые предприятия, и таким образом происходит формирование и обновление базы данных о предприятиях. В процессе деятельности органов записи актов гражданского состояния, паспортно-визовых служб, администраций муниципальных образований перманентно накапливаются записи о параметрах состояния населения и т. д. [12;56]

Принцип одноразового ввода информации является соподчиненным принципу интеграции информационной базы и означает лишь то, что данные, накопленные в системе учета (за счет выполнения множества операций по учету и регистрации объектов, взаимодействующих с органом управления) как и другие, в том числе и "сводные" данные, формируемые различными подразделениями организации, должны вводиться в систему управления однократно, но многократно использоваться многими звеньями и подразделениями организации.

Таким образом, мы выяснили, что информационно-аналитическое обеспечение управления современной организацией является распределенной информационно-управленческой системой, обеспечивающей сбор, обработку и представление информации, предназначенной для достоверного информационно-аналитического обеспечения принятия управленческих решений. Также мы выделили основные принципы информатизации -это принцип - первого лица, принцип автоматизации и другие. Кроме того, особенности информационно-аналитического обеспечения состоят в том, компьютерные информационные системы должны создаваться с учетом расширяемости их функций и постоянной готовности программно-технического комплекса и информационной системы в целом к возможным преобразованиям и модернизации в управлении.

 

ГЛАВА 2. Особенности информационного обеспечения организации социальной сферы

2.1. Социальная работа в  системе социальных технологий

 

Определение и конкретизация целей социальных технологий позволяют выделить среди них, в качестве особой группы, технологии социальной работы, которые можно рассматривать как систему оптимальных способов преобразования, регулирования социальных отношений и процессов в жизнедеятельности людей, ориентированных на социальное обслуживание, помощь и поддержку граждан, находящихся в сложной жизненной ситуации. Деятельность, направленная на достижение этих целей, предполагает осуществление различных социальных изменений, связанных как со сознанием субъекта, так и со средой его жизнедеятельности. [12;85]

Социальные изменения как процесс - сознательная, целенаправленная деятельность по трансформации социальной действительности, ведущая к исчезновению старых и появлению новых социальных характеристик, как системы в целом, так и отдельных её элементов. Реальные результаты этой трансформации будут представлять собой социальные изменения как явление. Являясь одним из видов человеческой деятельности, социальная работа тоже осуществляет определённые социальные изменения, используя при этом, свои специфические средства и методы. При этом, главная задача социальной работы заключается не столько в социальной трансформации, сколько в текущем, постоянном устранении дисфункций общества в целом или отдельных его элементов.

 Сфера профессиональной  компетентности и деятельности  социального работника при осуществлении  социальных изменений включает  в себя следующие элементы:

- реализация социальных и гражданских прав людей;

- компенсация социального, физического или психического ущерба;

- ликвидация дефицита в общении;

- помощь в организации  досуга, доступа к основным социальным  благам и социальным услугам. [13;45]

Действуя в сфере своей компетенции, социальный работник может по-разному участвовать в осуществлении социальных изменений. Это могут быть:

- длительные, перспективные  усилия (повышение уровня социальной  адаптации субъекта и улучшение  его «социального самочувствия»);

- постоянная, систематическая  деятельность (социальный патронаж, профессиональная деятельность в школе, детском доме, доме-интернате);

- краткосрочные, чрезвычайные  действия (эвакуация из района  бедствия, экстренная психологическая, педагогическая или другая помощь);

Информация о работе Особенности информационного обеспечения организации