Особенности проявления закона развития в организациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 12:05, реферат

Описание работы

Актуальность исследования. Все элементы природы имеют либо естественный (генетический), либо искусственный (запланированный) алгоритм функционирования. На земле обитают бабочки, жизнь которых ограничивается одним днем, и попугаи, которые могут жить сто лет, извергаются вулканы и текут реки, работают заводы и выпускают продукцию, живут и трудятся люди. Для каждого из них характерен свой путь развития (изменения).
Целью курсовой работы является исследование закона развития организации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ I. CУЩНОСТЬ РАЗВИТИЯ ЗАКОНА ОРГАНИЗАЦИИ
РАЗДЕЛ II. ПРИНЦИПЫ И ВАРИАНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНА РАЗВИТИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

osobennosti_proyavlenia_zakona_razvitia_v_organi.doc

— 197.00 Кб (Скачать файл)

Успешное развитие и рост организации могут привести к синдрому большего бизнеса, который характеризуют следующие признаки:

-  крайне централизованный  и разбухший аппарат управления;

-  всеохватывающая система специальных форм и процедур для принятия обычных, повседневных решений;

-  рост числа  всякого рода совещаний для  выработки таких решений;

-  передача  решений и ответственности из  одного отдела (подразделения) в другой.

Снять этот синдром позволяют методы регрессивного развития путем движения назад к более простым структурам.

Развитие организации  понимается как естественный, поэтапный  и во многом запрограммированный  процесс, предусматривающий неизбежное прохождение ряда последовательных фаз (стадий), при этом изменяются логика ее функционирования и тип стратегий. Например, поэтапно снижается гибкость реагирования на внешние изменения, но вместе с тем повышается способность к контролю внутри организации. В концепции исключается возможность миновать какую-либо фазу9.

В литературе по теории организации существуют разные мнения относительно того, сколько  стадий или фаз содержит жизненный  цикл организации. Например, Беляев А. А. и Короткое Э. М. считают, что существуют следующие этапы жизненного цикла организации: внедрение, рост, зрелость, насыщение, спад, крах10. В некоторой степени такая классификация совпадает с классификацией этапов жизненного цикла продукции у Карлофа Б.: внедрение, рост на первом этапе, рост на последующих этапах, зрелость, спад11. Смирнов Э. А. считает, что развитие основано на жизненном цикле любой материальной системы (организации), который включает восемь взаимосвязанных этапов: порог нечувствительности, внедрение, рост, зрелость, насыщение, спад, крах и ликвидацию или утилизацию12.

Впервые вопрос о закономерности и цикличности  развития организаций поставил известный специалист по общей теории систем Боулдинг К. (Boulding К.). Он отмечал, что все организации проходят несколько фаз от рождения до зрелости и смерти, для каждой из которых характерны свои особенности функционирования.

Известная версия циклической модели развития организации  разработана представителями астонской  группы. Астонская группа — известная в организационно-управленческой науке группа британских исследователей, объединенных как идеологически, так и организационно в начальный период. Она состоит из психологов, социологов, политологов, экономистов и специалистов другого профиля, проводит масштабные эмпирические междисциплинарные исследования организаций сначала в региональном (Бирмингемский проект), а затем и в международном масштабе. На основе исследований были сделаны достаточно серьезные теоретические обобщения и выводы относительно механизмов формирования организационной структуры и организационной стратегии.

С точки зрения методологии, представители астонской  группы могут быть оценены как  сторонники одной из поздних системных  версий в теории организации, базирующиеся на междисциплинарном видении организации (положения социологии, психологии, политологии и экономики) и использующие элементы ситуационного подхода в объяснении принципов ее функционирования. Представители этой группы предложили два обобщенных показателя измерения структуры организации: показатель структурности деятельности и показатель концентрации власти13. Представители этой группы описывали организационное развитие как закономерный, телеологически заданный процесс, когда по мере развития организации изменяется ее способность к осуществлению радикальных инноваций, и выделяли следующие фазы14:

•  возникновение  организации (глобальная инновация);

•  становление   организации — период  успешных   преобразований (радикальные инновации);

•  зрелость организации — период неудачных  попыток преобразований и инноваций;

•  период успокоенного состояния (отсутствие инноваций).

Еще одну версию теории жизненного цикла организации  выдвинул сторонник эмпирического подхода Чендлер A. (Chandler A.D.), который связывал изменения в деятельности организации с изменениями в ее взаимоотношениях с внешней средой. Он выделял четыре фазы развития организации:

•  расширение операций и накапливание ресурсов —  организация действует по функциональному  принципу, автократично;

•  рационализация ресурсов — дальнейшее развитие организации  происходит лишь тогда, когда появляется потребность в повышении ее эффективности;

•  экспансия  в сферу новых рынков в целях  улучшения использования ресурсов;

•  создание новых структур для оптимизации  работы и рационализации планирования. На этой стадии происходит децентрализация системы организации и управления.

Удачной интерпретацией теории жизненного цикла организации  является разработанная Адизесом И. (Adizes I.) концепции развития предпринимательской  организации, которая действует  в условиях динамичного рынка и в которой по мере ее развития повышается степень внутреннего контроля и ослабляется гибкость реагирования на изменения внешней среды. Он выделяет десять универсальных фаз развития организации, охватывающих период от ее рождения до смерти:

•  выхаживание — организация существует только в проекте;

•  младенчество — организация    начинает    функционировать,    но еще не имеет формальной системы управления, главный человек в организации  — ее создатель;

•  детство  — деятельность организации стабилизируется, формальная структура сформирована;

•  юность —  второе рождение организации, предполагается смена лидера, на смену предпринимателю  приходит менеджер;

•  расцвет  — период,  для  которого  характерны  четкое  осознание администрацией и персоналом организации цели; наличие ярко выраженной стратегии рассматривается как оптимальное состояние организации;

•  стабильность — период старения организации, в  котором внешне сохраняются все черты, характерные для периода расцвета, но исчезает дух предпринимательства и растет дух консерватизма, все в меньшей степени учитываются требования внешней среды;

•  аристократия — организация не ориентирована  на целедостижение и теряет способность  к внутренним инновациям, снижается  эффективность ее деятельности;

•  ранняя   бюрократия — в   организации   возникают   конфликты, продолжает снижаться эффективность деятельности, реальные проблемы не разрешаются;

•  бюрократия — организация  живет  за  счет  внешних  субсидий, полностью изолирована  от требований внешней среды, у нее отсутствует ориентация на целедостижение, основной принцип — выживание ради выживания;

• гибель организации  — организация перестает существовать в силу того, что не может быть полезной обществу.

Вывод: 
          Адизес отмечает социальную специфику организации: рождение, развитие, старение и смерть этой системы в конечном счете обусловлены сознательной деятельностью людей. Следовательно, делается вывод о способности администрации обеспечить длительное существование организации на стадии расцвета. Каждый этап сопровождается флуктуациями — случайными отклонениями мгновенных значений величин от их средних значений. Именно благодаря флуктуации обеспечивается движение неравновесной системы аттрактеру (притягателю) устойчивости. Синергетика определяет аттрактер как относительно устойчивое состояние системы, притягивающее к себе множество ее «траекторий», определяемых разными начальными условиями. Аттрактирующие факторы оказывают корректирующее воздействие на социально-экономическую систему, возможные траектории ее движения в направлении относительной устойчивости. Благодаря этому аттрактирующие факторы обеспечивают целеполагающую направленность развития и функционирования системы15.

 

ГЛАВА II. ПРИНЦИПЫ И ВАРИАНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНА РАЗВИТИЯ

         Объектом исследования в курсовой работе является ОАО «Белгородский хладокомбинат». Полное фирменное наименование - открытое акционерное общество «Белгородский хладокомбинат». Сокращенное наименование – ОАО «ХЛАДО».

Место нахождения ОАО «ХЛАДО»- 308013, г. Белгород, ул. Дзгоева 1.

29 июня 1959 года  приказом № 328 Министерства торговли  РСФСР введен в строй Белгородский  хладокомбинат.

Областное государственное  унитарное предприятие “Белгородский  хладокомбинат” преобразовано в открытое акционерное общество 15 июля 1998 года, регистрационный  № 278. Белгородский хладокомбинат расположен в областном центре города Белгорода.

  «Белгородский хладокомбинат» является  юридическим лицом. Права и  обязанности юридического лица  Общество приобретает с момента его государственной регистрации в установленном законодательством порядке. Общество в своей деятельности руководствуется законодательством Российской Федерации, настоящим Уставом и Положениями, утвержденными Общим собранием акционеров Общества.

 «Белгородский  хладокомбинат» обладает полной  хозяйственной самостоятельностью, имеет в собственности обособленное  имущество, учитываемое на его  самостоятельном балансе, от своего  имени приобретает и осуществляет  имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности, выступает в качестве истца и ответчика в судах.

Для обеспечения  своей деятельности Общество имеет  фирменное наименование, эмблему, штампы и бланки со своим наименованием, круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование и указание на место его нахождения, а так же зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства визуальной идентификации. Общество создается на неограниченный срок деятельности.

Акционерами ОАО  «Белгородский хладокомбинат» являются физические и юридические лица, признающие положения настоящего Устава, которые приобрели его акции в установленном законодательством порядке.

Учредителем Общества является комитет по управлению государственным  имуществом Белгородской области. Общество вправе осуществлять любые виды  деятельности, не запрещенные  Федеральными Законами, в соответствии с целью своей деятельности.

        Основной целью «Белгородский  хладокомбинат» является получение  прибыли. Основные виды деятельности - производство и реализация мороженого, реализация рыбы свежемороженой, консервов и др. продукции.

К основным видам  деятельности ОАО «Белгородский  хладокомбинат» относится:

- осуществление  торгово-закупочной деятельности  хранения, производства, реализации  мясных, молочных и других продовольственных и непродовольственных товаров, продукции производственно-технического назначения, любого вида  операций в области международной торговли, включая экспорт и импорт, а также посредническую деятельность во всех  областях народного хозяйства не запрещенных действующим законодательством;

- развитие собственной  специализированной розничной сети;

- осуществление  производства товаров народного  потребления и продукции производственно-технического назначения, осуществление их реализации, в том числе через оптовую, мелкооптовую розничную сеть и частным лицам, имеющим право на торговлю;

- реализация  и приобретение необходимой продукции  и товаров, как за наличный, так и по безналичному расчетам;

- ведение строительства,  в том числе жилищного;

- осуществление  бартерных и других операций, не запрещенных законом;

- организация  коммерческих выставок, ярмарок,  аукционов с распродажей предоставленных товаров;

- лизинговые  операции;

- создание и  расширение производственных и  перерабатывающих мощностей, складских и других вспомогательных объектов, в том числе собственных магазинов, ларьков, киосков, холодильных емкостей, транспорта и другое;

- осуществление  других видов хозяйственной деятельности, не запрещенных законодательством  Российской Федерации;

Виды деятельности, требующие лицензирования, Общество осуществляет после получения лицензии.

Хладокомбинат выпускает широкий ассортимент  продукции, насчитывающей 100 наименования мороженого и более 17-ти наименований рыбы; сухой лед, только на заказ; углекислота, только на заказ; сырки; рыба в вакуумной упаковке.

Основной акцент комбинат делает на производство мороженого. Ассортиментная политика комбината  ориентирована в первую очередь  на потребителя, на его потребности  и  запросы. На основании анализа потребностей производится расчет производства того или иного вида. В последние годы ассортимент на комбинате поддерживается за счет применения различных добавок и наполнителей, уменьшения массы одной порции.

Торговая программа  нацелена на увеличение оборота оптовой торговли предприятия с минимальным сроком товарооборачиваемости, с целью получения прибыли и удовлетворения спроса покупателей.

Закон развития опирается на ряд принципов. Это  принципы: инерции, самозависимости, эластичности, непрерывности и стабилизации.

Принцип инерции (или запаздывания) реализуется в  двух основных направлениях. Обозначим их А и Б.

• А. Изменение  потенциала системы Rj должно начинаться спустя некоторое время (Т1) после начала функционирования новых ресурсов компании и продолжаться некоторое время (Т2) после их выбытия (рис. 3). Область Т1 — этап нечувствительности жизненного цикла системы. Область Т2 — это прошлый труд, оказывающий влияние на выпускаемую продукцию или имидж компании.

Информация о работе Особенности проявления закона развития в организациях