Особенности проявления закона развития в организациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 12:05, реферат

Описание работы

Актуальность исследования. Все элементы природы имеют либо естественный (генетический), либо искусственный (запланированный) алгоритм функционирования. На земле обитают бабочки, жизнь которых ограничивается одним днем, и попугаи, которые могут жить сто лет, извергаются вулканы и текут реки, работают заводы и выпускают продукцию, живут и трудятся люди. Для каждого из них характерен свой путь развития (изменения).
Целью курсовой работы является исследование закона развития организации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ I. CУЩНОСТЬ РАЗВИТИЯ ЗАКОНА ОРГАНИЗАЦИИ
РАЗДЕЛ II. ПРИНЦИПЫ И ВАРИАНТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНА РАЗВИТИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

osobennosti_proyavlenia_zakona_razvitia_v_organi.doc

— 197.00 Кб (Скачать файл)

 

• Б. Внедрение  нового ресурса должно начинаться спустя некоторое время после его создания или приобретения, а устаревший ресурс должен изыматься из использования через некоторое время после внедрения нового (рис. 4).

 

В компаниях  инерция проявляется в использовании  физически и морально устаревшего оборудования, в деятельности отживших организационных структур. Инерция свойственна человеку независимо от возраста. Она проявляется в традициях, обрядах, стереотипах мышления, нормах поведения.

Принцип самозависимости. На ход развития компании (повышение ее потенциала — AR) влияет потенциал самой компании (R). Функция влияния (F) может быть представлена различным образом: линейно, ступенчато и т.д. Общий вид реализации данного принципа может быть описан следующим соотношением:

AR = F(R)

Обычно компании, имеющие большой технический, интеллектуальный и финансовый потенциал, быстрее реагируют на новые потребности и интересы потенциальных покупателей, чем небольшие общества или товарищества. Например, автомобильный гигант ОАО «УралАз» в состоянии выполнить практически любой заказ на производство спецавтомобилей или самоходных шасси для различного вида установок. В отдельных случаях и небольшие компании могут добиться значительного повышения своего потенциала, например, небольшая в свое время компания «Apple» (США), создавшая новый тип компьютеров серии «Макинтош».

Принцип эластичности. Каждая компания пытается сгладить последствия  внутренних и внешних возмущающих  воздействий. Компании по разному реагируют на одни и те же события в зависимости от имиджа, профессионализма персонала, технического, организационного и культурного уровней самой организации. Эластичность в свою очередь может иметь три уровня: высокая, средняя и низкая эластичность.

Высокая эластичность характеризуется быстрым и плавным  реагированием на возмущающие воздействия. Низкая эластичность проявляется в длительном ожидании и принятии неадекватных решений. Примеры высокой эластичности:

1.  При скачкообразном  увеличении спроса на продукцию, компания быстро подключает резервные мощности, привлекает смежные организации и оперативно увеличивает объем выпуска.

2.  При существенном  уменьшении спроса на продукцию,  компания в короткие сроки разработала, освоила и стала выпускать новую продукцию, пользующуюся большим спросом.

В табл. 1. (Приложение 1) приведены факторы, способствующие увеличению или уменьшению эластичности.

Принцип непрерывности. Процесс изменения потенциала компании R идет непрерывно, меняются лишь скорость и знак изменения. Приобретение компанией новых ресурсов постепенно изменяет общий потенциал компании. Кажущаяся дискретность (прерывистость) его изменения чаще объясняется взглядом со стороны, когда не замечается текущая работа, приводящая к новому качеству или количеству. Например, компания приобрела 20 пачек писчей бумаги и 4 стола для компьютеров. Затраченные финансовые ресурсы не дадут увеличения производительности или качества продукции сразу, эти изменения проявятся лишь через некоторое время.

 

Принцип стабилизации. Компания стремится к стабилизации эффективных этапов жизненного цикла. К ним относятся этапы зрелости и насыщения. Этот принцип основан на потребности человека, коллектива и общества в стабильности. За время существования компании эффективность ее деятельности претерпевает значительные изменения, а на этапе «крах» (ликвидация) уменьшается до нуля. Улучшение работы компании и временное расширение этапов зрелости и насыщения должно проводиться профессионально за счет ряда факторов, в том числе за счет подключения новых ресурсов на каждом этапе развития компании или ее продукции (рис.5). Для простоты использованы только три этапа жизненного цикла: зрелость (Э4), насыщение (Э5) и спад (Э6). Стабилизация может осуществляться путем выпуска новой продукции на каждом этапе деятельности компании. При этом каждое новое изделие будет иметь свой жизненный цикл, сдвинутый по времени относительно других изделий.

Страхование ключевых элементов компании также может  использоваться для стабилизации ее потенциала.

Закон развития относится к объективным законам  организации. В практике его воздействия на компанию возможны три варианта.

Первый вариант. Руководитель и подчиненные не знают  о законе развития.

Характер стихийного действия закона. В любой компании у руководителей и персонала  постоянно ощущается стремление расширить ее влияние, повысить доход, материальное вознаграждение работников. Это стремление жизненно и очень понятно. У работников и руководителей обычно сильны оптимистические представления о будущей конкурентоспособности и прибыльности их продукции. Руководствуясь ими персонал будет стремиться к интенсивному расширению производства, привлечению дополнительных инвестиций. Не всегда эти действия будут соответствовать реальным потребностям рынка и возможностям компании. Груз накопленного потенциала снизит маневренность компании или не позволит ей выйти на запланированные результаты. Израсходовав или неэффективно использовав имеющиеся ресурсы, компания может прервать свой жизненный цикл.

Стремление быстро развиваться может привести компанию к синдрому большого бизнеса, который характеризуется следующими признаками16:

•  усиление централизации управления и рост аппарата управления;

•  постепенная  потеря управляемости персоналом и  производством;

•  бюрократизация процедур принятия обычных, повседневных решений, а также рост числа всякого рода совещаний для выработки таких решений;

•   передача решений и ответственности из одного отдела в другой.

Снять этот синдром  позволяют методы регрессивного  развития, путем движения назад к  более простым структурам управления, более широкого разделения прав, полномочий и ответственности. Необузданное, жадное стремление к лучшему без опоры на практические расчеты может привести к печальным результатам. Вспомним сказку А.С. Пушкина «О рыбаке и рыбке»:

Уж не хочет  быть она царицей, Хочет быть владычицей морскою...

 «Разбитое корыто» стало финалом такого развития. Таким образом, неявно идет процесс бессистемного наращивания потенциала. Этот вариант очень затратный и как правило не приводит к запланированным целям.

Второй вариант. Руководитель знает о законе, а его подчиненные нет.

Характер действия закона. Формой сознательной реализации закона развития является бизнес-план компании. Он, в частности, включает: описание производственного процесса и перечень операций, которые предполагается поручить субподрядчикам; перечень производственных помещений, станков и оборудования; сведения о поставщиках сырья; цены; каналы сбыта; характер рекламы; прогноз сбыта новой продукции; целевые показатели17.

Бизнес-план является основополагающим документом для обоснования целесообразности финансовой поддержки внешних инвесторов. К бизнес-плану прилагаются данные о техническом и материальном обеспечении ресурсами производства. С учетом этого незапланированных запасов практически не должно быть. Однако подчиненные не знают о бизнес-плане и характере развития компании, поэтому отсутствие запасов будет восприниматься ими болезненно и они будут изыскивать возможности их создания. Как показывает практика, у руководителей, специалистов и рабочих компании всегда имеется личный или цеховой запас ресурсов на всякий случай, с которым они чувствуют себя более уверенно. Например, запас инструментов, бумаги, транзисторов, спирта и др. Однако эти запасы требуют дополнительных площадей, охраны и т.п. Убедить подчиненных, что дополнительные ресурсы не нужны - очень трудная задача. Этот вариант очень тяжелый для руководителя. Характер действия закона развития будет зависеть от ряда факторов, в том числе от информированности и профессионализма работников, стиля управления и авторитета руководителя.

Третий вариант. Руководитель и подчиненные знают  о законе развития.

Характер действия закона. Этот вариант присущ хорошо подобранному коллективу, профессионально разбирающемуся как в предмете своей деятельности, так и в ключевых вопросах организационной и управленческой деятельности. Характер действия проявляется в осознанной реализации разработанных в бизнес-плане целей и задач с помощью согласованных средств и методов. Например, в повышении качества выпускаемой продукции, снижении ее себестоимости, увеличении оборачиваемости оборотных средств. Ключевые решения руководства всегда будут находить поддержку персонала18.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Развитие —  это необратимое, направленное, закономерное изменение материи и сознания. Различают две формы развития:

•  эволюционную,   характеризующуюся   постепенными   количественными и качественными изменениями (изменение сознания сочетается с изменениями материи);

•  революционную,   представляющую   собой   скачкообразный   неосознанный переход от одного состояния материи (системы) к другому, либо скачкообразное изменение сознания без соответствующего изменения базиса.

Закон развития формулируется так: каждая материальная (социально-экономическая) система стремится достичь наибольшего суммарного потенциала при прохождении всех этапов жизненного цикла системы Закон развития опирается на ряд принципов: инерцию, эластичность, непрерывность и стабилизацию.

Развитие организации  понимается как естественный, поэтапный  и во многом запрограммированный процесс, предусматривающий неизбежное прохождение ряда последовательных фаз (стадий), при этом изменяются логика ее функционирования и тип стратегий. Например, поэтапно снижается гибкость реагирования на внешние изменения, но вместе с тем повышается способность к контролю внутри организации. В концепции исключается возможность миновать какую-либо фазу.

Впервые вопрос о закономерности и цикличности  развития организаций поставил известный специалист по общей теории систем Боулдинг К.. Он отмечал, что все организации проходят несколько фаз от рождения до зрелости и смерти, для каждой из которых характерны свои особенности функционирования.

Организационное развитие - закономерный, телеологически заданный процесс, когда по мере развития организации изменяется ее способность к осуществлению радикальных инноваций. Фазы развития организации:

•  возникновение  организации (глобальная инновация);

•  становление   организации — период  успешных   преобразований (радикальные инновации);

•  зрелость организации — период неудачных попыток преобразований и инноваций;

•  период успокоенного состояния (отсутствие инноваций).

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алиева В. Г.Теория организации. - М: Луч, 2002
  2. Балашов В. В., Годин В. В., Райченко А. В. Тезаурус рыночной экономики и управления. — М.: ГАУ, 2002.
  3. Беляев А.  А.,   Короткое  Э.  М.   Системология  организации. М.:   ИНФРА-М, 2000.
  4. Богданов А.А. Тектология. Всеобщая организационная наука. Т.2. – М.: Экономика, 2001.
  5. Гончарук В. А. Маркетинговое консультирование.- М.:  Проспект, 2002
  6. Карлоф Б. Деловая стратегия. - М.: Экономика, 2001.
  7. Керженцев П.М. Принципы организации. – М.: Экономика, 2001.
  8. Коротков Э. М. Исследование систем управления. — М.: Дека, 2000.
  9. Лафта Дж.К.Теория организации. – М.: ТК Велби, Проспект, 2003.
  10. Мароши М. Организация. Стимулирование. Эффективность. – М.: Прогресс, 2003.
  11. Мепар К. Экономика организаций. - М.:   Инфра-М, 2002.
  12. Мильиер Б. 3. Теория организаций. М.: ИНФРА-М, 2000.
  13. Румянцева 3. П. Общее управление организацией. М.: ИНФРА-М, 2001
  14. Смирнов Э. А. Основы теории организации. М.: ЮНИТИ, 2000.
  15. Смирнов Э.А. Теория организации. – М.:  Инфра-М, 2003
  16. Теория организации./ Г.Р. Латфулин. – СПб.: 2003.
  17. Фатхутдинов   Р.   А.    Организация    производства. М.:    ИНФРА-М,   2001.
  18. Райченко, А.В. Общий менеджмент: Учебник. / А.В. Райченко - Москва: Изд-во Инфра-М, 2009. – 384 с.
  19. Альберт М., Мескон М.Х., Хедоури Ф.Основы менеджмента: Учебное пособие. / М Альберт, М.Х. Мескон, Ф Хедоури - Москва: Изд-во Вильямс, 2008. – 672с.
  20. Г.Б. Казначевская. Менеджмент. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2005.
  21. Курс лекций по дисциплине теория организации.

 

Приложение 1

Табл.1

Факторы, влияющие на эластичность организации

Увеличение эластичности

Уменьшение эластичности

1 . Наличие в компании  группы развития.

1 . Разработка всех стратегических решений высшим руководством компании.

2. Университетская подготовка  основного персонала.

2. Узкопрофессиональная подготовка  основного персонала. 

3. Ротация кадров.

3. Сокращение текучести  и перемещений кадров.

4. Универсализация производства.

4. Специализация производства.

5. Частичная изоляция от  внешней среды (создание собственной  инфраструктуры).

5. Сильная зависимость  от внешней среды. 

6. Резервирование и (или)  страхование ключевых элементов  компании.

6 Работа на всех производственных мощностях.

7. Унификация выпускаемых  изделий и их состыковка с  другими. Введение ГОСТов и  ОСТов. 

7. Несоблюдение обязательных  норм габаритов и характеристик  изделий. 


Рис. 1 Законы, изучаемые теорией организации

Рис. 2 Законы организации

Рис. 3 Потенциал системы при вводе в эксплуатацию и выбытии ресурсов: 11 — время запаздывания, Т2 — время продолжения эксплуатации

 

Рис. 4 Потенциал системы при вводе нового ресурса и выбытии старого

Рис. 5 Динамика формирования стабильной области компании (Эф — эффективная деятельность компании, Э4, Э5, Э6 этапы цикла); а) изделие А; б) изделие Б; в) изделие В; г) обобщенная схема производства изделий А, Б, В

 

Приложение 2

 

Рис. 6 Законы, изучаемые теорией организации

 

Приложение 3

 

Рис. 7 Законы организации

1 Смирнов Э. А. Основы теории организации. М.: ЮНИТИ, 2000. С. 135-143.

2 Лафта Дж.К.Теория организации. – М.: ТК Велби, Проспект, 2003. – С. 159

3 Беляев А.  А.,   Короткое  Э.  М.   Системология  организации. М.:   ИНФРА-М, 2000. - С.  62.

Информация о работе Особенности проявления закона развития в организациях