Особенности развития монопрофильных городов России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 19:14, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в выявлении особенностей развития монопрофильных городов России. В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи: рассмотреть теоретические аспекты изучения монопрофильных городов; определить характерные особенности развития монопрофильных городов; проанализировать основные проблемы в монопрофильных городах и пути их решения.

Содержание работы

Введение 3
1. Монопрофильные города в системе расселения и хозяйства России 4
1.1. Подходы к определению монопрофильных городов 4
1.2. История развития монопрофильных городов 7
1.3. Классификация монопрофильных городов 9
2. Анализ социально-экономического развития монопрофильных городов России 12
2.1. Монопрофильные города в условиях трансформации социально-экономической ситуации 12
2.2. Проблемы занятости и безработицы в монопрофильных городах 13
2.3. Демографическая ситуация в монопрофильных городах 15
2.4. Региональные особенности и проблемы развития монопрофильных городов 16
3. Основные направления развития монопрофильных городов 22
3.1. Государственная поддержка монопрофильных городов 22
3.2. Роль бизнеса в социально-экономическом развитии монопрофильных городов 31
Выводы 33
Список литературы 35
Приложение А 37
Приложение Б 38

Файлы: 1 файл

Особенности развития монопрофильных городов России.doc

— 4.81 Мб (Скачать файл)

1.3. Классификация монопрофильных городов

 

Для повышения  эффективности поддержки моногородов  к ним необходим дифференцированный подход. Разработка какого-то единого  подхода здесь практически невозможна и даже вредна. При этом классифицировать моногорода необходимо по разным основаниям, затем выделить основные типы моногородов и для каждого из таких типов разработать свой специфический комплекс мер.

Если бы власти располагали достаточным временем, то следовало бы тщательно, предметно  изучить положение в каждом моногороде и лишь потом, собрав и обобщив эти материалы, приступить к выработке вариантов государственной политики в этой области. Подобное изучение — вовсе не утопия, оно вполне по силам научной общественности почти каждого субъекта нашей федерации. Однако это заняло бы как минимум несколько лет, то есть недопустимо долгий срок, в то время как требуется принимать оперативные меры для решения проблемы, которая уже вошла к острую фазу развития. Следовательно, нужно уже сейчас наметить некие общие подходы к описанию разнообразия моногородов, чтобы на этой основе построить вариативную государственную политику. Иными словами, нужна черновая типология моногородов, построенная на уже имеющихся данных и экспертных оценках специалистов. [6]

Можно предложить несколько оснований для классификации моногородов.

Типы моногородов  по степени изолированности:

изолированные - Норильск, Мирный (Якутия), Мончегорск (Мурманская обл.), Вятские Поляны (Кировская  обл.);

«близлежащие» - Дзержинск, Заволжье (Нижегородская обл.), Новокуйбышевск (Самарская обл.), большинство городов Московской и Ленинградской областей.

Типы моногородов  по численности населения:

малые (до 50 тыс. человек) - Верхняя Салда (Свердловская обл.), Удомля (Тверская обл.);

средние (50-100 тыс. человек) - Шелехов (Иркутская обл.), Выкса (Нижегородская обл.), Губкин (Белгородская обл.);

большие (100-400 тыс. человек) - Череповец (Вологодская обл.), Дзержинск (Нижегородская обл.), Норильск, Старый Оскол (Белгородская обл.);

крупные (более 400 тыс. человек) - Тольятти (Самарская обл.).

Типы моногородов  по глубине кризиса:

относительно  благополучные - Елабуга (Татарстан), Новошахтинск (Ростовская обл.);

неблагополучные - ряд городов на Урале, в Республике Коми, в «текстильных» регионах (Ивановская, Костромская обл.). [6]

 

2. Анализ социально-экономического развития монопрофильных городов России

2.1. Монопрофильные города в условиях  трансформации социально-экономической  ситуации

 

В условиях трансформирующейся экономики монопрофильные города оказались в наиболее сложной социально-экономической ситуации вследствие объективных условий: процессов реструктуризации экономики и промышленного производства, высокой зависимости хозяйственного комплекса от экспорта сырья и ряда других. Кризис в экономике и социальной сфере в Российской Федерации наиболее остро сказался на положении городов и поселков, созданных на базе градообразующих предприятий, особенно монопрофильных городских поселений. Спад объемов производства, нестабильность государственных заказов, хронические неплатежи привели к тому, что большинство градообразующих предприятий оказалось в критическом положении. Сложившееся положение угрожает существованию монопрофильных городов и может привести к необратимым последствиям для экономики, имеет определяющее значение для стабилизации социально-экономической ситуации в Российской Федерации.

Изучая монопрофильные города, следует принимать во внимание то обстоятельство, что в большинстве  своем – это малые города со всеми вытекающими последствиями, положительными и негативными свойствами. Определение перспектив развития монопрофильных городов в условиях реформирующейся экономики сталкивается с определенными трудностями, обусловленными избранными стратегиями развития. Необходим особый подход к определению перспективной экономической модели монопрофильных городов в сложных экономических условиях жизни районах страны. Стратегия перспективного развития монопрофильных городов должна определяться особенностями природных условий и возможностями реструктуризации хозяйственной деятельности. При прогнозировании путей экономического, социального и культурного развития городов надо идти от потребностей населения. Город должен рассматриваться в системе «население – территория – производство».

В настоящее  время моногорода,  большей частью,  лишены инициативы собственного развития и находятся в зависимости от решения бесконечных текущих проблем,  связанных с жилищным, коммунальным,  дорожным и прочими комплексами,  с энергообеспечением и т.д.  Государство инициирует масштабные проекты (образование, медицина, сельское хозяйство), но они не являются прямой альтернативой потенциальным проектам на уровне городов и регионов, которые могли бы обеспечить долгосрочное устойчивое развитие.  Их появление -  лишнее подтверждение того,  что понятие инициативы и воли,  государственного мышления постепенно вымываются и не находят своих носителей на уровне российских городов. Люди  (главный  «ресурс»), готовые взять реальную ответственность за будущее города на себя, становятся все большей редкостью. [7]

2.2. Проблемы занятости и безработицы в монопрофильных городах

 

В условиях монопрофильного  города падение производства на градообразующих  предприятиях или их остановка приводит практически к параличу жизнь  города. При отсутствии или крайней  ограниченности иных сфер приложения труда резко повышается уровень безработицы. Низкие доходы населения не позволяют поддерживать даже минимальный уровень жизни, существенно ухудшается ситуация с пенсионерами и другими нетрудоспособными категориями жителей, которым ранее предприятия оказывали реальную помощь. Резко сокращается налогооблагаемая база местного бюджета и соответственно – возможности нормального функционирования городского хозяйства и социальной поддержки населения [1, 8].

Обнищание значительной части населения, и его низкая платежеспособность приводит к сокращению занятости в сфере обслуживания. Заметно изменяется демографическая ситуация – происходит отток наиболее дееспособной части населения или со сменой местожительства или на сезонные заработки.

В результате указанных  негативных процессов ухудшается морально-психологический климат: для взрослого человека теряется устойчивая жизненная перспектива, для молодежи – сужаются условия трудоустройства, получения профессионального образования, а для детей и подростков – возможность получения полноценного обязательного образования и рационального использования свободного времени. Как следствие – получают все более широкое распространение антиобщественные проявления, растут молодежная преступность и наркомания.

Узкий спектр социальных ролей для населения, дефицит альтернатив на рынке занятости и кризисные явления привели во многих моногородах к оттоку активной части трудовых ресурсов. Оставшейся в городе основной массе населения, как правило, свойственны иждивенческие настроения, ожидание определенной компенсации за «отработанные годы», нежелание и неспособность менять профессию, немобильность и неготовность к переселению, общая депрессия и пессимизм, вызванные отсутствием понятных жизненных альтернатив. Это создает проблему низкой предпринимательской активности населения, сложности запуска программ переподготовки кадров. Программы социальной поддержки также должны разрабатываться с учетом данных особенностей.

В то же время  в моногородах нередко складывается особый социально- психологический климат, характеризующийся повышенным чувством местной солидарности, местной идентичности, единства судьбы, а потому и интересов, и это может служить хорошей почвой для мобилизации местной общественной активности. Подобный ресурс обязательно надо использовать, он большая редкость в современной России. [7]

2.3. Демографическая ситуация в  монопрофильных городах

 

Для развития монопрофильных городов первостепенное значение имеет  демографическая ситуация. Как известно, молодежь стремиться покинуть неперспективное место жительство.

Низкие доходы и плохие жилищные условия являются основными причинами, по которым население моногородов не желает иметь детей. В этом единодушны мужчины и женщины, все возрастные группы - молодежь, люди среднего, предпенсионного и пенсионного возраста. Немногие связывают низкую рождаемость с плохим медицинским обслуживанием.

Сегодня в России распадаются 2 брака из 5. С чем связывают жители моногородов невозможность создания семьи или ее сохранения, показано в таблице 5. [4]

Итак, основными причинами, которые мешают созданию или сохранению семьи, являются материальная необеспеченность, несовместимость характеров и плохие жилищные условия.

Оценка материального  положения своего и своей семьи  в монопрофильных городах несколько  ниже, чем в крупных городах, хотя реальные доходы в крупных городах выше.

Материальное  положение - одно из составляющих общего благополучия.

Социальное  развитие городов определяется также  оценкой жителями качества услуг, предоставляемых  населению.

Мировой финансовый кризис 2008 года, который особенно тяжело отразился на экономике монопрофильных городов, повлиял на уверенность граждан в своем будущем. Переменная «уверенность в завтрашнем дне» коррелирует с уровнем удовлетворенности жизнью в целом. Почти половина опрошенных в целом удовлетворена своей жизнью. Суммарное количество неудовлетворенных составило 36 %. Исходя из логики, что существует взаимосвязь между уверенностью в будущем и удовлетворенностью своей жизнью, можно сделать вывод: в условиях мирового финансового кризиса будет расти число людей, которые не удовлетворены своей жизнью. [4]

Социальное развитие монопрофильных городов с градообразующим предприятием зависит от экономической ситуации и рыночной конъюнктуры. Крупное градообразующее предприятие, на котором занята значительная часть трудоспособного населения города, имеет свои положительные и отрицательные последствия. Однако его существование всегда выступает фактором дестабилизации, особенно в периоды экономических кризисов. От экономической активности зависит вся социальная инфраструктура монопрофильных городов (образование, здравоохранение, учреждения культуры, бытовые предприятия и др.). Недостаточный учет демографических и природно-климатических условий при размещении предприятий обуславливают высокую вероятность дестабилизации их социокультурного развития.

2.4. Региональные особенности и  проблемы развития монопрофильных городов

 

Монопрофильныё  региональные производственные комплексы  выступают специфической формой организации и функционирования производственных факторов в условиях, когда технология производства и присвоения уникальных природных ресурсов вводят сферу жизнеобеспечения населения данного комплекса в число его неотъемлемых экономических элементов.

Фундаментальная проблема формирования и реализация конкурентного потенциала регионального монопрофильного производственного комплекса заключается в доминировании рыночных инструментов его функционирования, посредством чего и данный комплекс (и возникающее на его основе моногородское поселение) приобретают долгосрочные импульсы к наращиванию специфических относительных конкурентных преимуществ.

Относительное конкурентное преимущество характеризуют  те моногорода, которые реализуют  специальные региональные программы  промышленной политики монопрофильных градообразующих комплексов, предусматривающих в качестве инструмента реструктуризации градообразующих предприятий создание на их базе моноотраслевых бизнес-сетей, позволяющих максимально использовать накопленный потенциал кадрового состава данного предприятия.

Структура управления межбюджетных отношений региона, в  составе которого рассматривается  структура городского бюджета монопрофильного  поселения актуализирует формирование и реализацию такого относительного преимущества моногородов регионального  комплекса, как мультипликацию тех элементов его экономики, которые способны не только существовать самостоятельно, но и генерировать долгосрочные импульсы деловой активности (в частности, предприятия, имеющие более высокий потенциал развития).

Укрупненное распределение по градообразующим отраслям можно увидеть в таблице 2.1. [8]

 

Таблица 2.1. Распределение поселений, включенных в Перечень монопрофильных городов и других населенных пунктов с критической ситуацией в сфере занятости, по отраслевой специализации

Название населенного пункта

Регион

Тольятти

Самарская область

Набережные  Челны

Республика  Татарстан

Липецк

Липецкая область

Нижний Тагил

Свердловская  область

Череповец

Вологодская область

Дзержинск

Нижегородская область

Прокопьевск

Кемеровская область

Сургут

Тюменская область

Северодвинск

Архангельская область


 

Регионы, имеющие  в своем составе наибольшее количество монопрофильных городов, даны в таблице 2.2. [8]

 

Таблица 2.2. Регионы с максимальной долей монопрофильных городов

Регионы

Количество городов с населением более 5 тысяч

Количество монопрофильных городов с населением более 5 тысяч

Доля монопрофильных городов (в процентном соотношение)

Чукотский АО

3

3

100,0

Хакасия

5

4

80,0

Карелия

13

10

76,9

Ивановская

16

12

75,0

Свердловская

47

32

70,2

Кемеровская

20

14

70,0

Нижегородская

25

17

68,0

Информация о работе Особенности развития монопрофильных городов России