Особенности развития монопрофильных городов России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 19:14, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы заключается в выявлении особенностей развития монопрофильных городов России. В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи: рассмотреть теоретические аспекты изучения монопрофильных городов; определить характерные особенности развития монопрофильных городов; проанализировать основные проблемы в монопрофильных городах и пути их решения.

Содержание работы

Введение 3
1. Монопрофильные города в системе расселения и хозяйства России 4
1.1. Подходы к определению монопрофильных городов 4
1.2. История развития монопрофильных городов 7
1.3. Классификация монопрофильных городов 9
2. Анализ социально-экономического развития монопрофильных городов России 12
2.1. Монопрофильные города в условиях трансформации социально-экономической ситуации 12
2.2. Проблемы занятости и безработицы в монопрофильных городах 13
2.3. Демографическая ситуация в монопрофильных городах 15
2.4. Региональные особенности и проблемы развития монопрофильных городов 16
3. Основные направления развития монопрофильных городов 22
3.1. Государственная поддержка монопрофильных городов 22
3.2. Роль бизнеса в социально-экономическом развитии монопрофильных городов 31
Выводы 33
Список литературы 35
Приложение А 37
Приложение Б 38

Файлы: 1 файл

Особенности развития монопрофильных городов России.doc

— 4.81 Мб (Скачать файл)

 

 

К регионам с преобладанием  монопрофильных городов отнесены 4 области, 2 республики и один автономный округ. В этих регионах России доля моногородов колеблется от 68% в Нижегородской  области до 100% в Чукотском АО.

Карта-схема размещения монопрофильных городов на урале представлена в  приложении А.

Для многих монопрофильных городов характерно неблагополучное состояние городской среды, социальной и инженерной инфраструктуры.

Особое беспокойство вызывают промышленные города и города науки. Следствием кризиса в таких поселениях стала деградация квалифицированных кадров и нередко уникальных научно-производственных коллективов, восстановить которые будет крайне трудно.

Следующая по значимости проблема – экологическое состояние городов. За последние годы в связи с падением производства произошло некоторое сокращение вредных выбросов и стоков. Вместе с тем, стали выявляться некоторые другие негативные процессы [8].

Так, в связи  с сокращением финансирования в значительной мере свернуты работы по строительству новых и нормальной эксплуатации действующих природоохранных объектов. Свертывание работ по профилактическому ремонту, старение оборудования и ослабление производственной дисциплины и требований техники безопасности приводит к производственным и другим техногенным авариям, что особенно опасно для городов, где высокая плотность населения.

Одна из наиболее острых проблем особенно в небольших  монопрофильных городах – их слабая экономическая дееспособность, которая во многом определяется, как указывалось выше, падением производства, сужением доходной части бюджета. Вместе с тем, особое значение для таких городов имеет уровень управления как предприятиями, так и муниципальным образованием в целом. Нередко именно слабость управленческого корпуса является главным тормозом для вывода городов из кризисного состояния.

По данным Московского  Экспертного института из 100% монопрофильных городов только 17% имеют тенденции  устойчивого развития. Самым важным критерием оценки моногорода является его финансовое состояние, которое в свою очередь напрямую зависит от ситуации, сложившейся на градообразующем предприятии. [9]

Если взять  отраслевую принадлежность монопрофильных городов, то основная доля нерентабельных и неэффективных градообразующих предприятий приходится на лесную промышленность. Например, в Ханты-Мансийском автономном округе 15 монопрофильных городов с лесообрабатывающей промышленностью находятся в критическом состоянии. Среди градообразующих предприятий  добывающих отраслей большая доля кризисных приходится на угольную промышленность (16 городов из 330, отмеченных как критических), добычу цветных металлов (24 города из 330).

В тоже время  в список поселений с критической  ситуацией не попали города, в которых  градообразующее предприятие является нефтедобывающим. Это в основном города Тюменского севера. Однако проблемы монопрофильных городов, не являясь в рамках Российской Федерации наиболее важными, все-таки достаточно актуальны и имеют свои специфические особенности [4].

Еще одной проблемой  монопрофильных городов является безработица. Постановлением Правительства Российской Федерации «О мерах по поддержанию занятости населения» Минтруду России, Минэкономики России и ряду других министерств и ведомств поручено разработать поэтапно по городам с монопрофильной структурой хозяйства и высоким уровнем безработицы специальные программы создания и сохранения рабочих мест. Для реализации данного постановления в настоящее время по заказу Минтруда России при Минэкономики России («Города России») выполняется работа по подготовке методических рекомендаций по составлению территориальных специальных программ содействия развития занятости в монопрофильных городах. Цель разработки рекомендаций - методическая помощь муниципальным органам в обосновании путей выхода из кризисного состояния и повышения занятости населения, а также в обосновании финансового обеспечения соответствующих мероприятий программы, в том числе и за счет оказания государственной помощи [4].

Одной из главных  задач программы является стабилизация и совершенствование экономической базы города путем ее диверсификации и проведения селективной политики (активизация работы действующих предприятий, отвечающих требованием рынка и стратегическим интересам страны, перепрофилирование и реструктуризация предприятий, теряющих сырьевую базу и устойчивый спрос на продукцию). Преобразование монопрофильного города в многофункциональный одновременно будет способствовать формированию более гармоничной структуры занятости, что в конечном счете окажет благотворное влияние на социально-демографический состав населения в целом.

Формирование общероссийского перечня монопрофильных городов и других населенных мест с кризисной ситуацией, а также разработка конкретных программ и мер государственной поддержке позволит обеспечить существенное снижение социальной напряженности и повышение роли этих населенных мест в подъеме экономики России [4, 5].

 

3. Основные направления развития  монопрофильных городов

3.1. Государственная поддержка монопрофильных  городов

 

Государственную политику воздействия на моногорода по необходимости придётся дифференцировать в соответствии с множественностью типов российских моногородов. Главным  критерием этой дифференциации должна быть сила воздействия государственных  мер - от прямого управления и финансовых ассигнований до косвенных мер и мониторинга. Следует прежде всего разделить виды политики по признаку принадлежности градообразующего предприятия государству или частной организации. [9]

 Основные направления развития монопрофильных городов представлены в приложении Б.

«Рыночные» моногорода. Необратимый кризис - худший случай. Речь идёт о полной утрате городом каких-либо перспектив развития кроме тех, которые связаны с его возможным геостратегическим положением. Надо признать, что такие случаи в реальности гораздо более редки, чем принято думать, преувеличение же их числа связано обычно с недостаточной глубиной исследования ситуации. Сеть городов в России и без того слишком редка, чтобы идти на ликвидацию существующего города без особых на то оснований. И здесь с особой тщательностью надо оценивать возможности такого моногорода развивать свою функцию торгово-распределительного и организационного центра прилегающей территории, если последняя достаточно хорошо заселена. Однако если необратимость кризиса не вызывает сомнений и моногород изолирован, то встаёт вопрос о ликвидации поселения или резком сокращении его людности. Государству придётся активно участвовать в переселении жителей и организационно, и в виде финансовой поддержки. На переходный период в городе возможно введение государственного управления вместо МСУ. [9]

Обратимый кризис - у головного предприятия трудности  весьма серьёзные, но временного свойства. Это «эпицентр» государственной помощи моногородам, тут применяется весь арсенал государственного воздействия по трём главным линиям - финансовой, административной и инфраструктурной. Разумеется, именно в этом случае особенно много вариантов, зависящих от конкретной ситуации в конкретном моногороде.

«Особый случай» - практика первых мер воздействия государства на моногорода показывает, что эти меры могут приниматься под влиянием сиюминутных и преходящих соображений, однако они весьма важны с общеполитической точки зрения и потому настоятельно нуждаются в реализации. Было бы серьёзной ошибкой относить такие случаи исключительно на счёт несовершенства политической жизни в нашей стране - они типичны для многих развитых стран, в том числе со старинными демократическими традициями.

Тревожное состояние - первые признаки возможного кризиса  дают сигнал насчёт того, что государству целесообразно вмешаться на самой ранней стадии, чтобы не допустить перегрева ситуации. Здесь всё ещё может идти речь о льготах компании - владельцу головного предприятия, но на жёстких условиях и под жёстким контролем, главное же внимание должно быть уделено активизации местного сообщества, от стимулирования мелкого бизнеса до субсидий местной администрации для проведения общественно значимых мероприятий или совершенствования ЖКХ. Особого внимания заслуживает развитие транспортной инфраструктуры для улучшения связи моногорода с прилегающей местностью и городами-соседями, чтобы в случае дальнейшего сокращения занятости на головном предприятии уволенные работники могли попытаться найти работу по соседству, без перемены места жительства. Возможна программа ограниченных льгот на развитие иных видов занятости, кроме градообразующей отрасли. [1]

Стабильность - если положение моногорода стабильно, то государству нет нужды вмешиваться  в его жизнь только потому, что  это моногород. Тем не менее стоит  наблюдать и за моногородами этого типа. Наблюдать, конечно, как уже было отмечено, следовало бы за всеми городами - в рамках государственного мониторинга силами Минрегиона, но уж коль скоро политические обстоятельства привлекли особое внимание к моногородам, стоит воспользоваться этим для организации мониторинга хотя бы в отношении них. [9]

 «Государственные» моногорода. Здесь государство не только может, но и обязано проводить более жёсткую политику прямого воздействия на жизнь моногорода, и прежде всего на его градообразующее предприятие, принадлежащее государственному ведомству. В зависимости от остроты проблемы можно наметить следующие четыре вида такой политики.

Необратимый кризис - головное предприятие утратило перспективы  развития, его продукция либо производится со слишком большими издержками, либо вовсе не нужна (это особенно часто встречается в оборонной промышленности, при закрытии военных баз). В особых случаях встаёт вопрос о ликвидации поселения, однако он непременно должен решаться с учётом важности данного города как организующего начала для прилегающей территории (если она заселена достаточно полно, то в этой роли может крыться важный стимул для перерождения моногорода в организационно-торговый центр существенной части территории страны). К тому же следует учитывать, что сокращение числа жителей может вести и к улучшению ситуации: снижается давление на ЖКХ, дешевеет жильё и т.д. Следует учитывать, что такие города зачастую оказываются единственными населёнными пунктами в обширной безлюдной местности и их ликвидация чревата утратой реального контроля государства над обширной частью своей территории. Это недопустимо по геостратегическим соображениям, поэтому нужно рассмотреть возможности поддержания минимальной заселённости таких моногородов, опираясь на то, что в них, как правило, остаётся мощная инфраструктура, пригодная для гражданского использования. [10]

Обратимый кризис - трудное экономическое положение  головного предприятия связано  с преходящими факторами или  же оно может быть эффективно перепрофилировано для других целей. Подобное перепрофилирование берёт на себя государство, с последующей продажей основных фондов частной организации, если таковая найдётся. Здесь также возможно временная передача полномочий МСУ (хотя бы частичное - в пределах бюджетных служб), причём руководящую роль было бы целесообразно возложить на соответствующее федеральное ведомство (например, Минобороны, Росатом). Государство устанавливает льготный режим инвестирования в пределах такого моногорода, субсидии на каждое новое рабочее место и т.п. в рамках специальной программы помощи.

Предкризисное состояние - появились трудности  в развитии и анализ показывает, что они ведут к неизбежному  кризису. Здесь нужна активная, но косвенная поддержка государства (через развитие инфраструктуры прежде всего). Большую роль играют меры по активизации местного сообщества.

Стабильное  положение - в этом случае достаточно организовать мониторинг состояния  моногорода под ответственность  соответствующего ведомства. [1]

Практика антикризисной  работы в отношении российских монопрофильных городов формируется за счет комплексирования ведомственных инструментов поддержки. Они направлены, в первую очередь, на создание рабочих мест и диверсификацию экономической структуры «проблемных» территорий.

В 2010 году Рабочей группой при Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции, возглавляемой заместителем Председателя Внешэкономбанка И.В. Макиевой, были рассмотрены  комплексные инвестиционные планы (КИП) модернизации моногородов и выработаны предложения по государственной поддержке мероприятий 35  монопрофильных муниципальных образований.

Реализация  мероприятий КИП 35 моногородов позволит создать около 200 тысяч рабочих  мест.

Средства федерального бюджета в размере 22,7 млрд. рублей были направлены на снятие инфраструктурных ограничений в целях реализации инвестиционных проектов моногородов, в том числе с участием Внешэкономбанка.

В ходе реализации мероприятий и проектов КИПов  указанных моногородов по состоянию  на декабрь 2011 года создано более 30 тысяч постоянных и более 150 тысяч временных рабочих мест, что позволило снизить средний уровень безработицы с 5,5% до 2,4%.

Членами Рабочей  группы по модернизации проводится регулярный мониторинг использования средств  федерального бюджета, осуществляется контроль хода мероприятий, предусмотренных КИПами моногородов.

За 2011 год проведены  выездные мероприятия в 34 моногорода. Так, по итогам выполнения мероприятий  комплексных планов развития моногородов, получивших господдержку в 2010 году, техническая  готовность объектов инфраструктуры в них в среднем составляет 59,7%.

В г. Прокопьевске и г. Таштаголе Кемеровской области, г. Асбесте Свердловской области, г. Набережных Челнах, г. Камские Поляны и г. Чистополе Республики Татарстан, г. Тольятти Самарской области достигнута 100 % техническая готовность объектов инфраструктуры.

В 2011 году поддержку  в форме дотации на поддержку  мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации  в размере 1,5 млрд. рублей из средств  федерального бюджета получили 15 моногородов.

Реализация  мероприятий КИП указанных моногородов  позволит создать более 10 тысяч рабочих  мест. [10]

Информация о работе Особенности развития монопрофильных городов России