Планирование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 15:30, контрольная работа

Описание работы

2.1 Формы планирования и виды планов
2.2 Факторы, влияющие на выбор формы планирования
6.4. Планирование цены: классификация цен, методы и технология планирования цены.

Файлы: 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.docx

— 61.17 Кб (Скачать файл)

Немаловажное значение имеет  и  тот факт, что в последнее  время в экономике многих стран  наблюдается значительное отставание темпов роста платежеспособности населения от темпов роста производственных мощностей.

Данное обстоятельство приводит к усилению роли сбыта в деятельности компаний. В этом случае маркетинг  становится важнейшим объектом  планирования  на предприятии.

Существенное влияние  на процесс внутрифирменного  планирование  оказывает механизация  и  автоматизация  управления, что нашло свое отражение  в  формах   и  методах  планирования . Так как позволяет улучшить степень  согласованности  и  сбалансированности  планов  различных функциональных областей производственно-хозяйственной  деятельности  и  структурных  подразделений предприятия, повышает общую культуру плановой работы  и  т.п.

2. Факторы  внешней  среды.

 

1. Группа  факторов  прямого  воздействия включает такие   факторы , которые определяют  непосредственной влияние на  принимаемые плановые решения  в  форме  различных условий   и  ограничений. Субъектами  такого влияния могут быть  поставщики  и  потребители,  конкуренты профессиональные союзы,  центральные  и  местные  органы государственной власти  и  т.п.

2. В группу косвенного  воздействия входят  факторы,  которые не оказывают однозначного  влияния на плановое решение.

 

Число  факторов, на которые  субъекты хозяйствования обязаны реагировать, а также уровень вариантности каждого  фактора  составляют сложность  внешней среды, которая может  иметь различную динамику изменения.

Подвижность среды - это скорость изменений в окружении предприятия. Для различных субъектов хозяйствования эти изменения могут быть различной  интенсивности. Например, для предприятий  электронной, фармацевтической  и  химической промышленности внешняя  среда изменяется более быстрыми темпами, чем для кондитерской промышленности или предприятий по производству запасных частей к автомобилям. Критерии, обусловленные спецификой процесса  планирования.

В каких бы хозяйствующих  субъектах процесс  планирования  ни осуществлялся, он всегда имеет одну  и  ту же структуру, должен соответствовать  типовым требованиям, что также  касается  на   выборе  конкретных  форм   планирования .

 

Например, при  выборе   формы   планирования  решающую роль могут играть следующие критерии:

1. полнота  планирования, предполагающая, что при составлении   плана  должны быть учтены  все события  и   факторы,  имеющие значение для принятия  решения. Наличие таких условий  позволяет составить полный  план, сопряженный с системой частных   планов;

2. детализация  планирования, означающая необходимость определения  с достаточной степенью подробности  всех планируемых показателей;

3. точность  планирования, которая должна быть достаточно  высокой для достижения поставленной  цели;

4. эластичность  и  гибкость  планирования. Данные требования  означают возможность  плана   приспосабливаться к изменению  различных условий.

Критерием эффективности  внутрифирменного  планирования  является так же степень его использования  на практике как руководства к  действию. Многие руководители  и  специалисты часто отмечают, что  план  предприятий «не работают». При тщательном анализе выясняется, что они  и  не могут работать. Это происходит главным образом  потому, что  планы  охватывают слишком  длительный период, распространяются на очень большие системы  и  сталкиваются с огромным числом случайных  процессов  и  событий. Поэтому  в системе внутрифирменного  планирования  необходимо иметь организационную  структуру, обеспечивающую постоянную корректировку  планов  в соответствии с изменениями внешней среды  и  внутренних условий.

И  так рассмотренные  факторы  оказывают существенное влияние на методы  и  организацию  внутрифирменного  планирования , что  находит свое проявление в следующем.

 

1. Появляется необходимость  разделения функций в управлении  предприятием  и   планирования  его деятельности. Разделение труда  осуществляется в направлении  отделения функций стратегического   планирования  от оперативной  текущей плановой работы, отделения   планирования  НИОКР от разработки  и  осуществления  планов  производства  и  реализации  продукции.

 

В организации  планирования   и  контроля над выполнением  планов  в большей степени действуют  принципы разделения труда  и  иерархии управления, ступени которой определяются организационной структурой управления предприятия (ОСУ). Организационная  структура управления предприятием – ключ к пониманию методики, задач  и  организации внутрифирменного  планирования.

 

2.Повышается сложность   плана . Он становится комплексом  различных показателей, мероприятий,  различных по характеру, срокам, исполнителям. Растет плановый период, в который можно уложить начало  и  конец работы по разработке  и  освоению нового изделия,  приобретение  и  использование  новой техники. В связи с  этим возрастает роль длительных  перспективных  планов   и   необходимость координации их  со среднесрочными  и  текущими  планами.

 

3.  Планирование  превращается  в особую сферу хозяйственной  деятельности, которая может осуществляться  при определенных экономических,  материальных условиях. Она становится  необходимым условием функционирования  фирмы при сложившемся уровне  обобществления производства. Но  усложнение процесса  планирования  приводит к тому, что его может  осуществлять лишь крупная фирма,  обладающая для этого соответствующими  специалистами, техникой  и   информацией. Службы внутрифирменного  планирования  превращаются в  своеобразный инструмент концентрации  и  контроля капитала. Таким  образом,  планирование , будучи во  многом результатом концентрации  капитала, превращается в важнейший   фактор  централизации капитала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.4. Планирование цены: классификация  цен, методы и технология планирования  цены.

В зависимости от ряда экономических  признаков в переходный период все  цены классифицируются по видам и  разновидностям.

Первым и важнейшим  признаком классификации цен  является их дифференциация в соответствии с обслуживаемой сферой товарного  обращения.

В зависимости от этого  признака цены подразделяются на следующие  основные виды:

 

  • оптовые цены на продукцию промышленности;
  • цены на строительную продукцию;
  • закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию;
  • тарифы грузового и пассажирского транспорта;
  • розничные цены;
  • тарифы на коммунальные и бытовые услуги, оказываемые населению;
  • цены, обслуживающие внешнеторговый оборот (экспортные и импортные цены).

Оптовые цены на продукцию  промышленности – цены, по которым  реализуется и закупается продукция  предприятий, фирм и организаций  промышленности независимо от форм собственности  в порядке оптового оборота. Продукция  продается и покупается оптовыми партиями со сменой форм собственности, чего не было при административном ценообразовании. В этом принципиальное отличие оптовых цен в условиях перехода к рыночным отношениям.

Оптовые цены на продукцию  промышленности в свою очередь подразделяются на два подвида:

 

  • оптовая цена предприятия (отпускная цена);
  • оптовая цена промышленности.

 

Оптовая цена предприятия (отпускная  цена) – цена изготовителя продукции, по которой предприятие реализует  произведенную продукцию оптово-сбытовым организациям или другим предприятиям. В условиях перехода к рынку эти  цены призваны обеспечивать возможность  дальнейшей хозяйственной деятельности предприятиям и организациям. Другими  словами, реализуя свою продукцию по оптовым ценам, предприятие или  фирма должны возместить свои издержки производства и реализации и получить такой размер прибыли, который бы позволил им выжить в условиях рынка. Прибыль является важнейшим элементом  цены.

Получение прибыли – главный  побудительный мотив любой формы  предпринимательства. В условиях рыночной экономики, конкуренции существует объективная тенденция к получению  максимальной прибыли.

Необходимый размер прибыли  для предприятия (фирмы) определяется потребностями его развития и  не может быть меньше минимально допустимого  уровня, обеспечивающего нормальный процесс воспроизводства. В противном  случае в условиях жесткой конкуренции  предприятие может разориться и  стать банкротом.

Если в плановой экономике  допустимо существование низкорентабельных  и нерентабельных предприятий (а  их в дореформенный период было около 15% от общего числа), живущих за счет дотаций из бюджета, то в рыночных условиях их практически не может  быть, за редким исключением, когда  государство с целью поддержания  приоритетных отраслей и производств  вынуждено выделять дотации предприятиям этих отраслей.

В условиях рынка, в отличие  от плановой экономики, никаких нормативов прибыли, рентабельности «сверху» не устанавливается, за исключением продукции отраслей и предприятий-монополистов, по которой  осуществляется регулирование цен  государством.

Норма прибыли формируется  на рынке в результате конкуренции  товаропроизводителей, и она может  меняться и фактически меняется под  воздействием множества конъюнктурных  факторов. Предприятия стремятся  максимизировать размер прибыли. Они  производят оценку спроса, качества товаров, издержек производства и реализации применительно к разным условиям цен и выбирают такую цену, которая  может обеспечить возмещение затрат и максимально возможную прибыль.

Однако полной гарантии предприятию (фирме) в том, что оно получит  запланированный размер прибыли, никто  дать не может, так как коммерческий успех его деятельности зависит  от многих рыночных факторов, предугадать  действие которых весьма сложно, тем  более, что многие из них являются довольно подвижными. Поэтому конечный экономический результат деятельности предприятия может оказаться  как положительным (прибыль), так  и отрицательным (убыток). На основе оптовых цен предприятия (отпускных цен) производится планирование, анализ и расчет стоимостных показателей работы предприятия (фирмы).

Оптовая (отпускная) цена предприятия  состоит из себестоимости (издержек производства и реализации), прибыли, акциза (по подакцизным товарам) и  НДС.

Цена изготовителя продукции  обращена к производству, тесно связана  с ним.

Разновидностью оптовой  цены предприятия-изготовителя является трансфертная цена.

Трансфертная цена применяется  при совершении коммерческих операций между подразделениями одной  и той же фирмы или предприятия. Она может использоваться как  в отношении готовых изделий, полуфабрикатов, сырья, так и в  отношении услуг, в том числе  управленческих платежей и процентов  за кредит.

В последние годы трансфертные цены получают большое распространение, поскольку внутрифирменная торговля становится все более важным элементом  международной торговли. Так, внутрифирменная  торговля широко осуществляется между  американскими компаниями и их филиалами, находящимися в других странах. Таким  же образом действуют и другие страны на территории США.

Использование трансфертных цен может оказывать существенное влияние на конкурентоспособность  фирмы на рынке. Так, путем снижения цен на сырье и материалы, поставляемые дочерними предприятиями, можно  заметно повысить конкурентоспособность  конечного товара.

 

Пониженные трансфертные цены иногда применяются также для  уменьшения таможенных пошлин и др. Однако это противоречит антимонопольному законодательству и может быть наказуемо.

Оптовые цены промышленности – цены, по которым предприятия  и организации-потребители оплачивают продукцию снабженческо-сбытовым (оптовым) организациям.

Оптовая цена промышленности помимо оптовой (отпускной) цены включает в себя снабженческо-сбытовую (оптовую) наценку или скидку и НДС. Снабженческо-сбытовая (оптовая) наценка или скидка –  это цена на услугу по снабжению  и сбыту; как любая цена она  должна компенсировать издержки снабженческо-сбытовых или оптовых организаций и  обеспечить им прибыль.

 

Если цены изготовителей  продукции больше тяготеют к производству, то оптовые цены промышленности теснее связаны со сферой обращения (оптовой  торговлей).

Разновидностью оптовой  цены промышленности является цена биржевого  товара (или биржевых сделок). Эта  цена формируется на базе биржевой котировки и надбавок или скидок с нее в зависимости от качества товаров, расстояния товара от места  поставки, предусмотренного биржевым контрактом.

Таким образом, цены различаются  в зависимости от того, на какой  стадии товародвижения они формируются. Обычно массовый товар проходит три  стадии товародвижения:

Информация о работе Планирование на предприятии