Планирование на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 15:30, контрольная работа

Описание работы

2.1 Формы планирования и виды планов
2.2 Факторы, влияющие на выбор формы планирования
6.4. Планирование цены: классификация цен, методы и технология планирования цены.

Файлы: 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.docx

— 61.17 Кб (Скачать файл)

 

  • предприятие – оптовая торговля;
  • оптовая торговля – розничная торговля;
  • розничная торговля – потребители.

 

Этим стадиям товародвижения соответствуют три вида цен:

 

  • оптовая цена предприятия (отпускная цена), ее еще называют ценой изготовителя;
  • оптовая цена промышленности;
  • розничная цена (о ней речь пойдет дальше).

 

Цены на строительную продукцию. Продукция строительства оценивается  по трем видам цен:

 

1) сметная стоимость –  предельный размер затрат на  строительство каждого объекта;

 

2) прейскурантная цена  – усредненная сметная стоимость  единицы конечной продукции типового  строительного объекта (за 1 кв.м  жилой площади, 1 кв.м полезной  площади, 1 кв.м малярных работ  и др.);

 

3) договорная цена, устанавливаемая  по договоренности между заказчиками  и подрядчиками; сфера действия  этой цены все более расширяется  с развитием рыночных отношений,  соответственно сужается сфера  действия других видов цен  на строительную продукцию.

Закупочные цены – это  цены (оптовые), по которым реализуется  сельскохозяйственная продукция сельскохозяйственными  предприятиями, фермерами и населением. На практике закупочные цены для отдельных  хозяйств трансформируются в средние  цены фактической реализации, в которых  учтены цены и количество продукции, проданной по различным каналам  реализации (заготовительным организациям, по прямым связям с розничной торговлей, на колхозном рынке и др.). Закупочные цены – договорные (свободные) цены, они устанавливаются в зависимости  от соотношения спроса и предложения.

По своему составу закупочная цена состоит из: во-первых, себестоимости, во-вторых, размера прибыли, необходимого для продолжения осуществления  хозяйственной деятельности в условиях рыночных отношений на основе не только простого, но и расширенного воспроизводства, и, в-третьих, НДС.

Важнейшим для развития сельского  хозяйства является вопрос обеспечения  ценового паритета в обмене продукцией между промышленностью и сельским хозяйством, эквивалентности этого  обмена, недопущения ценового противостояния между городом и селом. Этот паритет  должен обеспечить через цены взаимовыгодный обмен продукцией между промышленностью  и сельским хозяйством без потерь как для сельского хозяйства, так и для промышленности.

Ценовой паритет в течение  длительного времени постоянно  нарушался, что приводило к значительным потерям в сельском хозяйстве  и отрицательно сказывалось на его  экономике, сдерживало развитие этой отрасли.

Наиболее ощутимые удары  сельское хозяйство получает во время  инфляционного роста цен. Дело в  том, что результаты своего труда  оно реализует один раз в году – осенью после уборки и продажи  части урожая, а покупает необходимые  материально-технические ресурсы  постоянно, на протяжении всего года в условиях непрерывного роста цен.

Поэтому в отношении сельского  хозяйства необходимо постоянное проведение экономической и социальной поддержки  со стороны государства (льготные кредиты, обеспечение материально-техническими ресурсами и т.д.). В РФ такая  помощь оказывается, особенно в период посевных работ и уборки урожая (обеспечение  топливом, удобрениями, сельскохозяйственной техникой и др.). Во многих эко­номически  развитых странах, например в США, сельскому  хозяйству оказывается финансовая поддержка (субвенции), а также помощь в виде закупок государством по гарантируемым  ценам значительной части урожая.

Поэтому обеспечение ценового паритета, эквивалентности обмена между  сельским хозяйством и промышленностью  должно быть предметом постоянного  и пристального внимания со стороны  государства, было и остается одним  из центральных вопросов экономической  политики страны.

Тарифы грузового и  пассажирского транспорта – плата  за перемещение грузов и пассажиров, взимаемая транспортными организациями  с отправителей грузов и населения. Составные элементы тарифа – издержки и прибыль транспортных организаций  и НДС.

Особенностью формирования издержек в этой отрасли является то, что затраты грузового транспорта состоят из двух частей: ставки за начально-конечные операции (погрузка и выгрузка) и  ставки за движенческую операцию (транспортировка  грузов).

Розничные цены – цены, по которым товары реализуются в  розничной торговой сети населению, предприятиям и организациям, они  являются конечными; по этим ценам товары выбывают из сферы обращения и  потребляются в домашнем хозяйстве  или в производстве.

Состав розничной цены характеризуется следующими экономическими элементами, ее образующими: оптовой  ценой промышленности, НДС и торговой надбавкой или торговой скидкой, а также налогом с продаж. Торговая надбавка состоит из издержек торговых организаций и их прибыли для  продолжения их деятельности. Торговая надбавка устанавливается предприятиями  розничной торговли в процентах  к ценам приобретения товаров (с  НДС).

Схематично весь процесс  ценообразования можно представить  следующим образом:

 

 

 

Издержки (себестоимость) предприятия 

Прибыль 

Снабженческо-сбытовая, или  оптовая, наценка (скидка) 

Торговая надбавка (скидка)

Нетрудно заметить, что  каждый последующий вид цены включает в себя предыдущий.

Следует подчеркнуть, что  на каждой стадии реализации (оборота) товара в цену дополнительно включается налог на добавленную стоимость, а также акциз (по подакцизным товарам), который уплачивается в бюджет предприятием – изготовителем товара.

Следует отметить, что, являясь  косвенным налогом, НДС образуется в каждом звене товародвижения и  аккумулируется в розничной цене. Он оплачивается конечным потребителем, т.е. населением или государством. Этот налог, как правило, составляет 20%, но имеются льготные ставки его по отдельным  группам товаров (некоторые про­дукты  питания, медикаменты, товары детского ассортимента и некоторые другие).

Доля косвенных налогов  в цене достигает от 90% по алкогольной  продукции до 10% по основным продуктам  питания.

С либерализацией цен в  результате отрыва их от сложившегося уровня издержек производства и обращения, при постоянном снижении объемов  производства в натуральном выражении  НДС полностью утратил связь  с действительным процессом возрастания  стоимости. НДС продолжает оставаться ценовой надбавкой.

НДС и акцизы наряду с  налогом на прибыль и таможенной пошлиной являются основными доходными  статьями бюджетов.

Для правильного понимания  категории цены следует различать  понятия состав цены и структура  цены. Состав цены характеризуется  ее экономическими элементами (себестоимость, прибыль и т.д.), выраженными их абсолютными значениями, например в  рублях. В отличие от состава цены, структура цены есть соотношение  отдельных элементов цены, выраженное в процентах, или удельный вес  этих элементов в цене товара. Так, если цену взять за 100%), то себестоимость  по отношению к цене составит, например, 70%, а прибыль – 20% и т.д.

Разновидностью розничной  цены является аукционная цена.

Аукционная цена – цена товара, проданного на аукционе. Она  может существенно отличаться от рыночной цены (быть многократно выше ее), поскольку отражает уникальные и редкие свойства и признаки товаров  и в значительной степени зависит  от уровня профессионализма лица, проводящего  аукцион.

Кроме продажной цены имеется  еще цена потребления или издержки потребления. Дело в том, что недостаточно купить товар, чтобы удовлетворить  потребность. По многим товарам, особенно длительного пользования, необходимо еще осуществить затраты по эксплуатации – расходы на обслуживание, ремонт, запасные части, топливо, электроэнергию и т.д. Поэтому расходы потребителя  состоят из двух частей – рыночной цены товара и цены потребления, включающей затраты, связанные с потреблением товара. Цена потребления по товарам  длительного пользования, как правило, намного выше продажной цены. Продажная цена от общих расходов по эксплуатации за весь срок службы, например легкового транспорта, составляет 20%, а бытового холодильника – 10%.

Относительно низкая продажная  цена на товар еще не свидетельствует  о том, что она выгодна для  покупателя. Рыночная цена может быть относительно низкой, однако расходы  по эксплуатации изделия (цена потребления) могут оказаться довольно высокими. В результате совокупная цена может  быть также высокой. Поэтому цена потребления нередко выступает  важным фактором конкурентоспособности  любого товара.

В условиях рынка важную роль при формировании цены играет полезность товара. Дело в том, что  покупателя интересует не товар как  таковой, а то, в какой степени  он будет удовлетворять его потребности, – т.е. полезность товара. Обычно покупают не товар или услугу, а пользу, которую можно из них извлечь. Покупатель на рынке встречает ряд  вариантов удовлетворения своих  потребностей. Сравнивая эти варианты, он выбирает наиболее предпочтительный для себя. Главным ограничителем  выбора покупателя являются его денежные доходы. Покупатель стремится получить максимальную полезность при ограниченном денежном доходе, т.е. израсходовать  деньги на покупку товара или услуги с наибольшей эффективностью.

Различают общую и предельную полезность. Теоретическую разработку проблемы полезности осуществили англичане  У. Джевонс и А. Маршалл, австрийцы  К. Менгер, Ф. фон Визер и Е. фон  Бём-Баверк, швейцарец Л. Вальрас  и др.

Согласно этой теории, величина ценности каждого товара или услуги определяется величиной их пользы для  конкретного потребителя. При этом имеется в виду не величина полезности как таковая, а предельная полезность товара или услуги.

Предельная полезность товара или услуги – это полезность единицы (наименьшая польза) из имеющегося запаса данного вида товара или услуги.

Общая полезность – это  сумма предельных полезностей (или  полезность всех имеющихся в наличии  товаров и услуг).

С увеличением общего количества товаров или услуг, которыми располагает  потребитель, предельная полезность уменьшается, а общая – увеличивается. Предельная полезность также уменьшается при  переходе от удовлетворения насущных потребностей к менее насущным.

 

Как уже отмечалось, выбор  потребителя всегда ограничен доходом, а также ценами. Равный полезный эффект для покупателя можно выразить соотношением:

 

 

где Па и Пв – предельная полезность товаров А и В,

Ца и Цв – цены товаров  А и В.

Покупатель стремится  получить максимальную полезность, покупая  такой товар или услугу, для  которых отношение предельной полезности к цене одинаково.

В практике хозяйствования соотношение цены и полезности товара учитывается, в частности, благодаря  использованию параметрических  методов ценообразования, таких  как: 1) метод удельной цены; 2) балловый метод; 3) метод регрессионного анализа.

Цены на бытовые и коммунальные услуги – это плата за различного рода услуги, оказываемые населению  бытовыми и коммунальными службами. К ним относятся: цены на услуги прачечных, парикмахерских, химчисток, цены на ремонт одежды и обуви, а также плата  за квартиру, телефон и пр.

Цены на эти услуги включают в себя себестоимость, прибыль и  НДС.

Классификация цен в зависимости  от территории действия. В соответствии с этим признаком различают:

 

  • цены единые или поясные;
  • цены региональные и местные.

Единые или поясные  цены устанавливаются и регулируются государственными органами. Речь идет о таких видах продукции и  услуг, как, например, газ, электроэнергия, транспорт, квартирная плата и некоторые  другие.

Региональные и местные  цены регулируются региональными органами власти и управления. В процессе формирования эти цены ориентируются  на издержки производства и реализации, складывающиеся в данном регионе. Региональными  являются цены и тарифы на подавляющее  большинство коммунальных и бытовых  услуг, оказываемых населению.

Региональными являются закупочные цены на продукцию сельского хозяйства.

Классификация цен в зависимости  от порядка возмещения потребителем транспортных расходов по доставке грузов. Помимо издержек производства цена включает в себя издержки обращения, и в  частности, расходы по транспортировке  товаров до покупателя. Таким образом, географический фактор играет значительную роль в формировании цены.

Исходя из этого экономического признака различают несколько видов  цен.

 

1. Цена в месте производства  продукции. По этой цене товар  передается покупателю в том  месте, где он был произведен, со всеми правами на него  и ответственностью. В этом случае  покупатель оплачивает сверх  цены все фактические расходы  по транспортировке продукции  до места назначения.

 

2. Единая цена с включением  расходов по доставке. Этот метод  установления цены предполагает  формирование фирмой единой цены  для всех покупателей, независимо  от их местоположения, с включением  в нее одинаковой суммы транспортных  расходов. Эта сумма рассчитывается  как средняя стоимость всех  перевозок. Единая цена особенно  выгодна тем покупателям, которые  удалены от места производства  товара и фактические транспортные  расходы которых значительно  превышают средние.

Информация о работе Планирование на предприятии