Понятие организации как социальной системы. Виды социальных организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 21:14, контрольная работа

Описание работы

Социология управления неразрывно связана с изучением организаций, поскольку управленческая деятельность может осуществляться только в организации. Организация - это, с одной стороны, социальная категория, а с другой - средство достижения целей. Организация пронизывает всю нашу жизнь. Поэтому анализ как таковой организации необходим.

Файлы: 1 файл

к.р.docx

— 69.92 Кб (Скачать файл)

ФГБОУ ВПО

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО  ХОЗЯЙСТВА И

ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ

НИЖНЕТАГИЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Теория  организаций»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2012

Вариант № 4

Понятие организации как социальной системы. Виды социальных организаций.

 

1. СУЩНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ  ЕЁ ТИПЫ И ВИДЫ.

 

Социология управления неразрывно связана с изучением  организаций, поскольку управленческая деятельность может осуществляться только в организации.  Организация - это, с одной стороны, социальная категория, а с другой - средство достижения целей. Организация пронизывает всю нашу жизнь. Поэтому анализ как таковой организации необходим.

Организация  (от лат. orgariisatio — формирую, создаю, сообщаю стройный вид) характеризуется как:

1.  Внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия отдельных элементов или частей системы в соответствии со структурой целого – организация как состояние. Организация как состояние предполагает наличие определенного порядка, или определенную степень упорядоченности.

2.   Объединение людей для совместного достижения поставленной цели, действующих в рамках определенной структуры и на основе правил, установленных для этой организации – организация как система. Под организацией как системой понимается непосредственный вид системы, устройство системы, что предопределяет исходные позиции для формирования теории организаций.

3.  Определенного рода деятельность, совокупность процессов или действий, ведущих к образованию организационной структуры управления, совершенствованию взаимосвязей ее элементов и обеспечению эффективного функционирования (организаторская деятельность) – это организация как процесс. Организация как процесс реализуется в качестве одной из основных функций управления при создании и совершенствовании системы. В сфере организации управления ее обычно связывают с действиями, направленными на формирование (основание, учреждение, создание, совершенствование) каких-либо организационных структур, на подготовку и налаживание работ, на объединение и упорядочение совместной работы исполнителей.

4. Результат обеспечения функционирования  системы управления, отражающий ее состояние, то есть организованность – это организация как метод. Метод изменения сложившихся состояний систем или процессов функционирования

В своей повседневной жизни  люди оказываются втянутыми в деятельность множества организаций, включая детский сад, школу, производственный коллектив, спортивную команду и т.д., причем все эти организации подразделяются на два основных типа - неформальные и формальные.

 

ТИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ

  1. Неформальная — система межличностных связей, возникающая на основе взаимного интереса индивидов друг к другу вне связи с функциональными нуждами, т.е. непосредственная, стихийно возникшая общность людей, основанная на личном выборе связей и ассоциаций между собой (товарищеские отношения, взаимная симпатия, любительские интересы и т.п.).

Можно выделить три основные черты этого явления:

а) спонтанность, то есть незапланированность возникновения;

б) существование  и функционирование наряду (параллельно) с организацией формальной;

в) главная  особенность — не служебное, «не  деловое» содержание межличностных отношений.

  1. Формальная структура организации — это форма отношений внутри официально сформированного коллектива и означает систему отношений, зафиксированных должностными инструкциями, положениями, приказами и распоряжениями. Она предполагает соблюдение утвержденных норм поведения и взаимодействие сотрудников в рамках такого коллектива.

С социологической точки  зрения социальная структура формальной организации характеризуется следующими чертами:

а) рациональность, т.е. в основе ее формирования и деятельности находится принцип целесообразности, полезности, сознательного движения к определенной цели;

б) безличность, т.е. она (организация) безразлична к индивидуальным личностным особенностям своих членов, поскольку рассчитана на взаимоотношения, устанавливаемые по заданной функции;

в) служебные отношения, т.е. предусматривает и регулирует только служебные отношения;

4) функциональность, подчинена в своей деятельности и в коммуникациях функциональным (необходимым, нужным) целям;

5) наличие персонала, т.е. обладает (в большинстве случаев) административным персоналом, постоянно ответственным за поддержание устойчивости организации, координацию взаимодействий ее членов и эффективность ее деятельности как социального целого.

Во многих формальных организациях существуют неформальные организации, которые возникают сами по себе, где люди группируются вокруг одного человека и регулярно вступают во взаимодействие друг с другом.

Две специфические черты  отличают организации от других видов социальных групп:

  • во-первых, организации — это, прежде всего социальные группы, ориентированные на достижение рациональных, функциональных, специфических целей;
  • во-вторых, организации - это такие группы, которым свойственна высокая степень формализации. Их внутренняя структура высоко формализована в том смысле, что правила, регламенты, распорядок охватывают практически всю сферу поведения ее членов.

 

 

ВИДЫ ОРГАНИЗАЦИИ

Организация часто употребляется  в связи с такими понятиями, как трудовая, производственная и социальная организация.

I. Трудовая организация — это:

  • организационно закрепленная совокупность людей,
  • группа людей, действующих по единому плану для достижения значимой для всех членов организации цели
  • действующих  для создания определенного общественно необходимого продукта или оказания услуг.

Необходимо различать и такие  понятия, как трудовая и производственная организация. Трудовая организация значительно шире производственной и охватывает работников производственных, научных, учебных, медицинских, культурно-просветительских, административных и других организаций. 

 

II. Производственная организация относится только к сфере материального производства, в ней объединяются работники с целью производства материальных благ. Трудовые организации действуют во всех сферах общественной жизни и отличаются друг от друга в основном по двум критериям:

1)   по форме собственности. В настоящее время можно выделить следующие формы собственности:

а) государственная;

б) кооперативная;

в) акционерная;

г) собственность трудового коллектива;

д) частная;

е) совместная с иностранным капиталом;

ж) иностранная;

2)    по сферам деятельности:

а) организации, действующие в сфере материального производства (в промышленности, строительстве, транспорте, сельском хозяйстве и т.д.),

б) организации, функционирующие в  непроизводственной сфере (учреждения культуры, здравоохранения, образования и т.д.).

 

III. Социальная организация - (от позднелатинского organize — сообщаю стройный вид) представляет собой систему социальных групп и отношений между ними, объединённых  для достижения определенных целей посредством распределения функциональных обязанностей, координации усилий и соблюдения определенных правил взаимодействия в процессе функционирования системы управления.

В основе построения любой  организации лежит сочетание  двух основных принципов:

  • иерархического (субординационного, «вертикального»). По отношению к управленческой деятельности этот принцип отражает вертикаль управленческих отношений, начиная от ее низших уровней (руководители первичного звена) и кончая высшим уровнем руководства.
  • координационного (паритетного, «горизонтального»). Является воплощением функционального разделения труда. Функциональное разделение закрепляется в системе должностных обязанностей руководителя и исполнителей. Его учет также необходим для характеристики содержания деятельности руководителя (того, что, как, почему и зачем он делает). Эта — «горизонтальная составляющая» — во многом определяет коммуникативное пространство организации. Сама же координация является следствием разделения труда по вертикали, что по сути представляет собою само управление. Руководитель в организации определяет круг обязанностей и ответственности.

 

 

 

 

  1. СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА:

ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ И УРОВНИ

 

Социальная  организация (от позднелатинского organize — сообщаю стройный вид) с точки зрения социального объекта, представляет собой систему социальных групп и отношений между ними для достижения определенных целей посредством распределения функциональных обязанностей, координации усилий и соблюдения определенных правил взаимодействия в процессе функционирования системы управления. В ней взаимодействую различные социальные группы, члены которых интегрированы интересами, целями, ценностями, нормами, базирующимися на основе совместной деятельности.  

Общие системообразующие факторы  социальных систем:

  • наличие единой цели (производство продукции или оказание услуг);
  • формализация отношений в организации и нормативная регуляция поведения членов данной организации;
  • иерархия отношений. Существование системы власти, управления, которые подразумевают подчинение работников руководству в процессе трудовой деятельности;
  • распределение функций (полномочий и обязанностей) между группами работников, находящихся во взаимодействии друг с другом;
  • наличие коммуникации. Совокупность правил и норм, регулирующих отношения между людьми.

Основные компоненты социальных систем можно представить в виде схемы:

Первый и  самый важный компонент социальных систем – это человек – существо прежде всего общественное, сознательное, целеполагающее, связанное с другими людьми тысячью разнообразных отношений и  форм взаимодействия. В процессе труда люди объединяются в группы, артерии, социальные слои, общности и организации. Наличие человеческого компонента – главное отличие социальной системы от других целостных систем.

Вторая группа компонентов социальной системы – процессы (экономические, социальные, политические, духовные), совокупность которых представляет собой смену состояний системы в целом или какой-то части ее подсистемы. Процессы вызваны деятельностью людей, социальных и профессиональных групп.

Третья группа компонентов социальной системы – вещи, т.е. предметы, вовлеченные в орбиту хозяйственной и общественной жизни, так называемые предметы второй природы (производственные здания, орудия и средства труда, компьютерная и оргтехника, средства связи и управления, технологические устройства, созданные человеком и используемые  им в процессе производственной, управленческой и духовной деятельности)

Четвертая  группа компонентов социальной системы имеет духовную природу – это общественные идеи, теории, культурные, нравственные обычаи, ритуалы, традиции, верования, которые обусловлены действиями и поступками различных общественных групп и отдельных индивидов.

В зависимости от сущности, назначения, места в обществе, типа организации, функций отношений  со средой можно выделить некоторые  основные уровни социальных систем:

 

 

 

 

 

Первый уровень – конкретно-историческое общество (российское, американское, китайское и др.) и совокупность членов этого общества и весь комплекс общественных отношений – экономических, политических, собственно социальных, духовных и экономических. В этом социальном понимании общество выступает как динамическая социальная система.

Второй уровень социальных систем – сообщества, объединения людей меньшего порядка (нации, сословия, социальные и этнические группы, элиты, поселения).

Третий  уровень социальных систем – организации, действующие в реальном секторе экономики (кредитно-финансовые учреждения, научные, научно-образовательные фирмы, корпорации, общественные объединения и др.).

Четвертый (первичный) уровень социальных систем – цехи, бригады, участки, профессиональные группы в рамках фирмы, предприятия. Их отличительная особенность состоит в непосредственных контактах каждого с ним.

Информация о работе Понятие организации как социальной системы. Виды социальных организаций