Понятия, принципы и формы ликвидности, платежеспособности и кредитоспособности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 10:38, дипломная работа

Описание работы

ЦЕЛЬЮ данного исследования является анализ ликвидности, платежеспособности и кредитоспособности ТОО «Турар» и разработка мер по их совершенствованию.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.Рассмотреть теоретические основы анализа и управления платежеспособностью и кредитоспособностью предприятия.
2.Дать общую финансово-экономическую характеристику ТОО «Турар».
3.Провести общую оценку его финансового состояния по данным бухгалтерского баланса.
4.Провести анализ ликвидности и платежеспособности ТОО «Турар».
5.Дать оценку кредитоспособности ТОО «Турар».
6. Разработать меры направленные на рост показателей ликвидности, платежеспособности и кредитоспособности

Файлы: 1 файл

распечаать.doc

— 162.50 Кб (Скачать файл)

 

В финансовом анализе  принято считать, что оптимальными значениями коэффициентов ликвидности  являются: абсолютная ликвидность –  от 0.2 до 0.4; промежуточная (критическая) ликвидность – от 0.5 до 1; текущая ликвидность – от 1 до 2.

Значение коэффициента текущей ликвидности на уровне 2 будет означать, что балансовая стоимость  оборотных активов в два раза превышает балансовую стоимость  краткосрочных обязательств, что  свидетельствует о высоком уровне гарантий в части погашения долгов организации, наличии необходимых ресурсов и условий для устойчивого функционирования и развития производственно-финансовой деятельности. Эта финансовая ситуация также свидетельствует о наличии у организации чистых оборотных активов.

Платежеспособность в  самом общем виде характеризуется  степенью ликвидности оборотных  активов организации и свидетельствует  о ее финансовых возможностях полностью  расплатиться по своим обязательствам по мере наступления срока погашения  долга.[20, c.412].

Особенностью перечисленных  показателей ликвидности является наличие установленных границ их изменения, поэтому сравнивая их плановые или фактические значения, полученные расчетным путем, с принятыми  критериями, можно осуществлять контроль и последующее регулирование платежеспособности предприятия. Однако необходимо отметить, присущие данным показателям недостатки:

  • формулы расчета используемых коэффициентов и рекомендуемые границы изменения этих показателей не являются бесспорными;
  • учетная политика — по методу отгрузки или по методу оплаты — оказывает существенное влияние на величину этих показателей;
  • данные показатели не увязываются с очень важным для предприятия показателем - добавленной стоимостью;
  • расчет показателей на начало и конец отчетного периода и выявление их отклонений от нормативных значений еще не раскрывает механизма достижения самих нормативных значений;
  • оценка платежеспособности предприятия только на начало и только на конец отчетного периода не дает представления о работе предприятия за весь отчетный период.[21, c.18].

 

1.3 Основы эффективного  управления ликвидностью,  платежеспособностью  и кредитоспособностью предприятия.

Одним из важных условий  успешного управления финансами  предприятий является анализ и диагностика  его финансового состояния и финансовой устойчивости. Главная цель анализа – своевременно выявлять и устранять недостатки в финансовой деятельности и находить резервы укрепления финансового состояния предприятия и его платежеспособности.

С его помощью вырабатываются стратегия и тактика развития предприятия, осуществляется контроль за их выполнением, обосновываются планы и управленческие решения, оцениваются результаты деятельности предприятия и его подразделений, выявляются резервы повышения эффективности производства. Результаты финансового анализа позволяют выявить уязвимые места, требующие особого внимания, и разработать мероприятия по их ликвидации.

В настоящее время  проблема оценки финансового состояния  предприятия является крайне актуальной, причем как для менеджмента самого предприятия, так и для различных государственных ведомств, контролирующих деятельность хозяйствующих субъектов.

Анализ финансового  состояния предприятия - это интерпретация, расчет и оценка комплекса финансовых показателей, характеризующих различные стороны деятельности организации. Содержанием анализа является глубокое и всестороннее изучение экономической информации о функционировании анализируемого субъекта хозяйствования с целью принятия оптимальных управленческих решений по обеспечению выполнения производственных программ предприятия, оценки уровня их выполнения, выявления слабых мест и внутрихозяйственных резервов.[22, c.179].

 Анализ представляет  собой комплексное исследование  действия рыночных и производственных, внешних и внутренних факторов на качество и количество производимой предприятием продукции, финансовые показатели работы предприятия, и указывать возможные перспективы развития дальнейшей производственной деятельности предприятия в выбранной области хозяйствования.

Объектом финансового  анализа является бухгалтерская отчетность предприятия. Анализ данных отчетности проводится с целью своевременного выявления и устранения недостатков финансовой деятельности предприятия и нахождения резервов улучшения его финансового состояния.[23, c.136].

Управление платежеспособностью проводится как минимум по двум направлениям: повышение платежеспособности и профилактика (снижение) неплатежей. Платежеспособность предприятия можно повысить, если регулярно проводить различные мероприятия, которые устраняют причины и факторы снижения платежеспособности, а также способствующие повышению ликвидности активов. Это рост удельного веса оборотных активов в их составе, повышение доли ликвидности оборотных активов, ускорение оборачиваемости активов. Немалое значение имеет финансовый имидж предприятия, который позволяет использовать в качестве средства расчетов коммерческие (товарные) векселя.

Повышая платежеспособность, предприятие одновременно обеспечивает снижение и профилактику неплатежей. Всегда актуально усиление контроля за платежными потоками. В этих целях желательно составлять планы поступления и расходования денежных средств, вести платежный календарь.

В свою очередь, платежный  календарь представляет собой инструмент, который используется в процессе управления денежными потоками компании. Его ценность как инструмента управления денежными потоками компании заключается в установлении связи между денежными потоками, конкретными моментами или периодами времени и назначением или происхождением денежным сумм. Основная его задача-синхронизация дат поступлений и выплат денежных средств с целью обеспечения постоянной платежеспособности предприятия.

Оперативный платежный  календарь составляется на основе данных об отгрузке и реализации продукции, о закупках средств производства, документов о расчетах по оплате труда, на выдачу авансов работникам, выписок со счетов банков и других. Для определения текущей платежеспособности необходимо платежные средства на соответствующую дату сравнить с платежными обязательствами на эту же дату.

Идеальный вариант, если соотношение платежных средств  и платежных обязательств будет  составлять единицу или немного  больше.

Платежный календарь  обеспечивает ежедневный контроль поступления  и расходования денежных средств, позволяет  синхронизировать положительные и отрицательные денежные потоки, определить приоритетность платежей по степени их влияния на финансовые результаты. Таким образом, он является важным инструментом оперативного управления текущей платежеспособностью предприятия.

Управление денежными потоками компании создает основу для количественного анализа последствий принятия сложных управленческих решений и формального сравнения различных вариантов решений. Это повышает эффективность как деятельности планово-экономических служб предприятий, так и решений, принимаемых руководством компаний.

Авансовые платежи, предоплата, использование аккредитивов, различных видов поручительства со стороны финансово благонадежных структур (устойчивых банков, крупных страховых, финансовых, инвестиционных компаний, органов власти и др.), а также осуществление сделок с залогом, являются формами предотвращения неплатежей покупателей.

Чтобы обеспечивать выживаемость предприятия в современных сложных  условиях мирового финансового кризиса, управленческому персоналу необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать состояние своего предприятия, состояние потенциальных конкурентов и уметь адаптироваться в условиях быстроизменяющейся внешней среды.[24, c.108].

Рассматривая финансовое состояния предприятия, можно обнаружить следующие проблемы:

- низкая финансовая  устойчивость. Грозит проблемами  в погашении обязательств в  будущем, зависимостью предприятия  перед кредиторами, что это  означает потерю самостоятельности;

- низкая платежеспособность. Это означает, что у предприятия  в ближайшее время может не хватить или уже не хватает средств для того, чтобы своевременно расплатиться по своим обязательствам, с кредиторами, персоналом предприятия. Вовремя произвести оплату налогов и сборов. Проблемы с погашением обязательств означают снижение коэффициента ликвидности. Коэффициент общей ликвидности помогает оценить потенциальную способность предприятия расплачиваться по текущим обязательствам за счет имеющихся оборотных активов.

- недостаточное удовлетворение  интересов собственника. Данная проблема связана с "низкой рентабельностью собственного капитала".

Это означает, что собственник  получает доходы, значительно меньшие  вложенных средств. О снижающейся  отдаче на вложенный в компанию капитал  скажет снижение показателей рентабельности.[25, c.94].

Управление ликвидностью - это деятельность предприятия, банка  по обеспечению такого размещения средств, чтобы в любой момент имелась  возможность расплатиться по обязательствам (в короткий период времени превратить активы в денежные средства).

Основные методы управления ликвидностью:

1)общий метод распределения средств, заключающийся в распределении привлеченных и собственных средств по каналам размещения из единого фонда в соответствии с потребностями и интуицией;

2)метод распределения активов (конверсии средств), заключающийся в размещении активов в соответствии со сроками пассивов (например, срочные вклады до одного года направляются на предоставление кредитов до одного года);

3)метод научного управления, использующий аппарат линейного программирования для оптимизации распределения средств.[26, c.72].

         Управление платежеспособностью и кредитоспособностью предприятия в условиях рынка является одним из основных направлений управленческой деятельности. Эффективное управление платежеспособностью и кредитоспособностью предприятия позволяет хозяйствующему субъекту оперативно решать задачи выживания в условиях конкурентной борьбы и иметь возможность своевременно и в необходимом объеме получения и погашения заемных средств.

Высокий уровень платежеспособности и кредитоспособности предприятия дает возможность максимизировать его прибыль и рентабельность деятельности, за счет привлечения дополнительных источников финансирования.

Все это повышает стоимость  самого предприятия, обеспечивает его  инвестиционную привлекательность и надежную перспективу. Возможность своевременного погашения предприятием банковской ссуды зависит от ряда факторов.

Перечислим основные из них:

– достаточный объем наиболее ликвидных активов (денежных средств и краткосрочных финансовых вложений) для покрытия наиболее срочных обязательств предприятия (как правило, это кредиторская задолженность);

– оптимальный размер производственных запасов. При неоправданно большом объеме производственных запасов происходит отток свободных денежных ресурсов в запасы, что снижает платежеспособность предприятия;

– выполнение плана по производству и реализации продукции позволяет получить достаточный объем валовой выручки, которая является основным источником погашения обязательств предприятия. Кроме того, невыполнение плана по производству и реализации продукции, повышение ее себестоимости, невыполнение плана прибыли, может привести к недостатку собственных источников самофинансирования предприятия, что отрицательно скажется на его финансовой устойчивости (и как следствие к снижению рейтинга предприятия как заемщика);

 – оптимальное соотношение дебиторской и кредиторской задолженности.[27, c.249].

Каждое предприятие  должно стремиться к такому соотношению  дебиторской и кредиторской задолженности, где их показатели будут примерно равны (или при небольшом превышении дебиторской задолженности). Высокая доля кредиторской задолженности также будет являться негативным фактором, свидетельствующим о низкой платежной дисциплине предприятия-заемщика перед поставщиками. Высокая доля дебиторской задолженности будет свидетельствовать о нерациональном отвлечении средств в дебиторскую задолженность. В свою очередь, наличие просроченной кредиторской задолженности может вовлечь предприятие в судебные разбирательства, что в значительной степени снизит имидж предприятия как потенциального заемщика:

– финансовое благополучие клиентов предприятия. Иногда причиной неплатежеспособности является не бесхозяйственность предприятия, а несостоятельность его клиентов;

– выбор оптимального режима налогообложения. Высокий уровень налогообложения, штрафных санкций за несвоевременную или неполную уплату налогов может стать одной из причин неплатежеспособности субъекта хозяйствования.[28, c.241].

С учетом перечисленных  факторов, хозяйствующие субъекты должны строить свою систему управления финансами таким образом, чтобы обеспечить предприятию достаточный объем свободных финансовых ресурсов, позволяющих своевременно и в полном объеме финансировать все текущие потребности предприятия.

Для оперативного внутреннего анализа текущей платежеспособности, ежедневного контроля за поступлением средств от продажи продукции, погашения дебиторской задолженности и прочими поступлениями денежных средств, а также для контроля за выполнением платежных обязательств перед поставщиками, банками и прочими кредиторами составляется платежный календарь, в котором, с одной стороны, подсчитываются наличные и ожидаемые платежные средства, а с другой – платежные обязательства на этот же период (1,5, 10, 15 дней, 1 месяц).[29, с. 146].

Информация о работе Понятия, принципы и формы ликвидности, платежеспособности и кредитоспособности предприятия