Природа конфликта в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 14:12, реферат

Описание работы

Как и у множества других понятий, у конфликта имеется множество
толкований и определений. Одним из них является такое: конфликт - это
отсутствие согласия между двумя и более сторонами, которые могут быть
конкретными лицами или группами. Каждая сторона делает все, чтобы была
принята её точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же
самое.

Файлы: 1 файл

конфликты в менеджменте.docx

— 49.89 Кб (Скачать файл)

организационной  схемы  являются  отделы  (по  каким  бы  признакам  они  не

создавались), руководители взаимозависимых подразделений  подчиняются  одному

общему начальству более высокого  уровня,  тем  самым  уменьшая  возможность

конфликта, который  возникает по чисто структурным  причинам. 
 
 

Различия в целях. 
 
 

      Возможность конфликта растет  по мере того, как организации   становятся

более специализированными  и разбиваются  на  подразделения.  Это  происходит

потому, что подразделения  могут  сами  формулировать  свои  цели  и  большее

внимание уделять  их достижению, чем достижению целей  организации.  Например,

отдел сбыта может  настаивать на производстве как можно  более  разнообразной

продукции    и    её    разновидностей,    потому    что    это     повышает

конкурентоспособность   и   увеличивает   объем    сбыта.    Однако,    цели

производственного   подразделения,   выраженные   в   категориях    затраты-

эффективность   выполнить   легче,   если   номенклатура   продукции   менее

разнообразна. 
 
 

Различия в представлениях и ценностях. 
 
 

      Представление  о  какой-то  ситуации  зависит  от  желания   достигнуть

определенной цели. Вместо того,  чтобы  объективно  оценить  ситуацию,  люди

могут рассматривать  только те  взгляды,  альтернативы  и  аспекты  ситуации,

которые, по их мнению, благоприятны  для  группы  или  личных  потребностей.

Различия в ценностях- весьма распространённая причина  конфликта.  Например,

подчинённый может  считать,  что  всегда  имеет  право  на  выражение  своего

мнения, в то время  как руководитель может полагать,  что  подчинённый  может

выражать своё мнение только тогда, когда его  спрашивают,  и  беспрекословно

выполнять то, что  ему говорят. 
 
 

Различия в манере поведения и жизненном опыте. 
 
 

      Эти  различия  также   могут   увеличить   возможность   возникновения

конфликта.   Нередко   встречаются   люди,   которые   постоянно   проявляют

агрессивность и  враждебность  и  которые  готовы  оспаривать  каждое  слово.

Такие личности часто  создают вокруг себя атмосферу, чреватую конфликтом. 
 
 

Неудовлетворительные  коммуникации. 
 
 

      Плохая передача информации может  быть как причиной, так  и   следствием

конфликта. Она  может действовать как катализатор  конфликта, мешая  отдельным

работникам или  группе понять ситуацию или  точки  зрения  других.  Например,

если руководство  не может донести  до  сведения  рабочих,  что  новая  схема

оплаты труда, увязанная  с производительностью, призвана не  «выжимать  соки»

из рабочих, а  увеличить прибыль компании и  её положение  среди  конкурентов,

подчинённые могут  отреагировать так,  что  темп  работы  замедлится.  Другие

распространённые  проблемы   передачи   информации,   вызывающие   конфликт-

неоднозначные критерии качества, неспособность точно определить  должностные

обязанности  и  функции  всех   сотрудников   и   подразделений,   а   также

предъявление взаимоисключающих  требований  к  работе.  Эти  проблемы  могут

возникнуть или  усугубиться из-за неспособности  руководителей  разработать  и

довести до сведения подчинённых точное описание должностных  обязанностей. 
 
 

      Ниже представлена модель  конфликта   как  процесса,  которая   наглядно

представляет,  что  существование  одного  или  более  источников  конфликта

увеличивает  возможность  возникновения  конфликтной  ситуации  в   процессе

управления. 
 

                          Модель процесса конфликта 
 
 

|  |Управленческая    |           |      |

|  |ситуация          |           |      |

|  |                  |           |      |

|  |        |         |    |      |      |

|  |Источники         |    |      |      |

|  |конфликта         |    |      |      |

|  |        |         |    |      |      |

|  |Возможность       |    |      |      |

|  |разрастания       |    |      |      |

|  |конфликта         |    |      |      |

|  |        |         |    |      |      |

|  |Реакция на        |    |Конфликта не |

|  |ситуацию          |    |происходит   |

|  |                  |    |             |

|  |        |         |    |      |      |

|  |Конфликт          |    |      |      |

|  |происходит        |    |      |      |

|  |        |         |    |      |      |

|  |Управление        |    |      |      |

|  |конфликтом        |    |      |      |

|  |        |         |    |      |      |

|  |Функциональные  и  |    |      |      |

|  |дисфункциональн.  |    |      |      |

|  |последствия       |    |      |      |

|  |                  |    |      |      |

|  |                  |    |      |      | 
 
 

      Однако,  даже  и  при  большей   возможности  возникновения   конфликта,

стороны могут  не  захотеть  реагировать  так,  чтобы  и  дальше  усугублять

ситуацию.  Одна  группа  исследователей  обнаружила,  что  люди  не   всегда

реагируют на конфликтные  ситуации, которые влекут за собой  малые потери  или

которые они считают  малоопасными. Другими  словами,  иногда  люди  понимают,

что потенциальные  выгоды участия в конфликте не стоят затрат. 
 
 

                           Последствия конфликта. 
 
 

Функциональные  последствия. 
 
 

      Возможно несколько функциональных  последствий конфликта. Одно  из  них

заключается в  том, что проблема  может  быть  решена  таким  путём,  который

приемлем для  всех сторон, и в результате люди будут больше чувствовать  свою

причастность к  решению  этой  проблемы.  Это,  в  свою  очередь,  сводит  к

минимуму  или  совсем  устраняет  трудности  в   осуществлении   решений   -

враждебность,  несправедливость  и  вынужденность  поступать  против   воли.

Другое функциональное последствие состоит в том, что  стороны  будут  больше

расположены к  сотрудничеству,  а  не  к  антагонизму  в  будущих  ситуациях,

возможно, чреватых конфликтом. 
 

      Кроме того, конфликт может уменьшить  возможности группового мышления  и

синдрома покорности, когда подчинённые не высказывают  идей,  которые  по  их

мнению, не соответствуют  идеям  их  руководителей.  Через  конфликты  члены

группы могут  проработать проблемы в исполнении  ещё  до  того,  как  решение

начнёт выполняться. 
 
 

Дисфункциональные последствия. 
 
 

      Если конфликтом не управляли   или  управляли  неэффективно,  то  могут

образоваться  следующие   дисфункциональные   последствия,   т.е.   условия,

мешающие достижению целей. 
 

Неудовлетворённость,  плохое  состояние  духа,  рост  текучести   кадров   и

снижение производительности. 
 

Меньшая степень  сотрудничества в будущем. 
 

Сильная преданность  своей  группе  и  больше  непродуктивной  конкуренции  с

другими группами в организации. 
 

Представление о  другой стороне как о «враге»; представление  о  своих  целях

как о положительных, а о целях другой стороны как  об отрицательных. 
 

Сворачивание взаимодействия и общения между конфликтующими сторонами. 
 

Увеличение враждебности между конфликтующими сторонами  по  мере  уменьшения

взаимодействия  и общения. 
 

Смещение акцента: придание  «победе»  в  конфликте  большего  значения,  чем

решению реальной проблемы. 
 
 

                      Управление конфликтной ситуацией. 
 
 

      Существует  несколько  эффективных   способов  управления   конфликтной

ситуацией.  Их   можно   разделить   на   две   категории:   структурные   и

межличностные. Не  следует  считать  причиной  конфликтов  простое  различие

характеров,  хотя,  конечно,  и  оно  может  стать   единственной   причиной

конфликтной ситуации, но в общем случае это всего  лишь  один  из  факторов.

Нужно   начать   с   анализа   фактических   причин,   а   затем   применить

соответствующую методику. 
 
 

                             Структурные методы. 
 
 

Разъяснение требований к работе. 
 
 

      Это   один   из    лучших    методов    управления,    предотвращающий

дисфункциональный конфликт. Нужно разъяснить, какие  результаты ожидаются  от

каждого сотрудника  и  подразделения.  Здесь  должны  быть  упомянуты  такие

параметры, как  уровень  результатов,  который  должен  быть  достигнут,  кто

предоставляет и  кто получает  различную  информацию,  система  полномочий  и

ответственности, а также чётко определена  политика,  процедуры  и  правила.

Причем, руководитель уясняет эти вопросы  не  для  себя,  а  доносит  их  до

подчинённых с  тем, чтобы они поняли, чего от них  ожидают  в  той  или  иной

ситуации. 
 
 

Координационные и интеграционные механизмы. 
 
 

      Это ещё один метод управления  конфликтной  ситуацией.  Один  из  самых

распространённых  механизмов - цепь команд. Установление иерархии  полномочий

упорядочивает  взаимодействие  людей,  принятие  решений  и   информационные

потоки внутри организации. Если два или более  подчинённых имеют  разногласия

по какому-либо вопросу,  конфликта  можно  избежать,  обратившись  к  общему

начальнику, предлагая  ему принять решение.  Принцип  единоначалия  облегчает

использование  иерархии  для  управления  конфликтной  ситуацией,  так   как

подчинённый знает, чьи решения он должен исполнять. 
 

      Не менее полезны  средства  интеграции,  такие  как   межфункциональные

Информация о работе Природа конфликта в организации