Проблемы регулирования естественных монополий в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 00:00, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы необходимо считать проведение анализа по доступным данным и проведение на основании этих данных исследования социальной проблемы. Проанализировав материал, можно будет представить себе социальную проблему как нечто целое и в то же время как частное, относящееся к конкретному примеру.

Содержание работы

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
1. Естественные монополии в России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.1 Причины возникновения дисбаланса на рынке естественных монополий. . 8
1.2 Субъектный состав отношений на рынках естественных монополий . . . . 8
1.3 Роль естественных монополий в национальной экономике . . . . . . . . . 8
2. Влияние государственного регулирования на естественные монополии в России. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12
2.1 Программа исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
2.1.2 Определение цели и постановка задач исследования . . . . . . . . . . . .13
2.2 Разработка рабочего плана исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
2.3 Краткое описание проведенного исследования . . . . . . . . . . . . . . . . 17
2.4 Анализ собранного фактологического материала . . . . . . . . . . . . . . .18
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .29
Список литературы . . . . . . .

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 248.50 Кб (Скачать файл)

 

инвестициями субъекта естественной монополии в производство (реализацию) товаров, в отношении которых  не применяется регулирование в  соответствии с Федеральным законом  РФ «О естественных монополиях» и  которые составляют более 10 процентов стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу;

 

продажей, сдачей в аренду или иной сделкой, в результате которой хозяйствующий  субъект приобретает право собственности либо владения и (или) пользования частью основных средств субъекта естественной монополии, предназначенных для производства (реализации) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с Федеральным законом «О естественных монополиях», если балансовая стоимость таких основных средств превышает 10 процентов стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу.

 

 Данный текст был приведен  в с ст. 7 «Государственный контроль  в сферах естественной монополии», Федерального закона «О естественных монополиях». Из этой статьи следует, что государственное регулирование охватывает такие стороны функционирование естественных монополий, как: любые сделки по естественным монополия, инвестиции субъекта естественной монополии в производство, продажей или сдачей в аренду. Следовательно государство в соответствии с законом должно полностью контролировать процессы происходящие внутри и во круг естественных монополий, но на деле это не всегда получается делать. Последующие разделы работы будут направлены на изучение причин такого взаимодействия.

 

 Единая  политика цен на услуги субъектов  естественных монополий остается  прерогативой Правительства РФ. Тарифы устанавливаются исходя  из обоснованности затрат естественных монополистов на производство товаров (услуг). При этом учитываются издержки реализации услуг, налоги, потребность в инвестициях, стоимость основных производственных средств. Важно понимать, что тарифы должны устанавливаться индивидуально для каждого конкретного субъекта, а не для определенного вида деятельности. Таким образом, не происходит объективного регулирования цен, что приводит к увеличению тарифов и проблемам в регулировании отдельной отрасли.

 

 Для  того, чтобы естественные монополии  могли существовать самостоятельно, значительно увеличить качество услуг предоставляемых обществу, необходима коммерциализация данной сферы, т. к. мировой опыт показывает, что те сферы доля участия государства в которых стремится к минимуму значительно преуспевают в своей деятельности. В таком случае монополист будет самостоятельно решать, какую прибыль должна приносить ему деятельность и назначать цены за свой товар (услугу) исходя из субъективных и объективных требований.

 

 С другой стороны государственное  регулирование естественных монополий  за счет выдачи лицензий, установление  верхнего предела прибыли при  максимальных издержках, налоговое  регулирование деятельности считается  абсолютно необходимым инструментом  на товарном рынке. Данные процесс необходим хотя бы по той причине, что без государственного регулирования не возможно использования природных ресурсов страны.

 

 В данном случае удобно  было бы выдвинуть следующие  гипотезы:

 

Государственное регулирование естественных монополий необходимо в рамках внутреннего рынка страны.

 

Коммерциализация сферы естественных монополий поможет снизить цены за услуги, предоставляемые естественными  монополистами.

 

 Для оптимального решения  по данной проблеме удобнее  всего будет использовать метод «анализа документов». Данный метод поможет получить нужную информацию из письменных источников для того чтобы выделить основной материал по данной проблеме. Использование метода анализа документов ток – же обусловлено тем, что информация по проблеме регулирования естественных монополий в своей основе имеет некий фактологический материал, связанный с научной разработанность проблемы и степень её эмпирической интерпретации.

 

 По данной проблеме предполагается  анализ узкоспециальной литературы, т. к. естественные монополии являются отдельной частью монополий как рыночного явления и требуют изучение специальной литературы. Для фактических данных используется специальная экономическая литература в которой проблема естественных монополий рассматривается в комплексе экономических, социально – экономических и политических показателей. Для аналитических данных предполагается использование данных Таблицы 1 «Крупнейшие естественные монополии в России и их влияние на национальную экономику». А также для наиболее полноценной картины по проблеме естественных монополий будет использованы данные периодической системы информации и интернет ресурсы.

 

 В качестве экспертного опроса  были использованы интернет публикации  специалистов по вопросам естественных  монополий. В качестве критерия выступали: экономическая специализация источника (интернет ресурса), ученая степень эксперта, принадлежность к Министерству по антимонопольной политики, публикации по вопросу государственного регулирования естественных монополий.

 

2.2 Разработка рабочего плана исследования

 

 

2.3 Краткое описание проведенного исследования

 

 

 В нижеследующем исследовании  предполагается доказательство  одной из гипотез, которые были  выдвинуты выше. Данные гипотезы  подразумевают некий методологический  материал, систематизирующий весь процесс исследования и подчиняющий его внутренней логике.

 

 В исследовании следует сначала  предварительный системный анализ  объекта, который дает наиболее  точное описание проблемы поставленной  в данной работе, а за тем  следует доказательство одной из гипотез, когда мы начинаем проверять обоснованность выдвинутого объяснения по частям. Выдвинутые гипотезы логически связаны в систему доказательств выдвинутого объяснения. В таком случае подтверждение одной гипотезы дает дополнительные основания для принятия связанной с ней посылки. Проверка следующей посылки – гипотезы – предлагает новые подтверждения в пользу более общей посылки и так дальше. Понятно, что опровержение первой рабочей гипотезы требует выдвижения новых гипотез.

 

 Полезным также станет мнение экспертов, специалистов в данном вопросе. Экспертные оценки в данной отрасли очень важны, так – как изученность данной узкоспециальной темы в литературе и других источниках очень мала. В связи с этим экспертные оценки представляют возможность увидеть реальную ситуацию на российском рынке.

 

2.4 Анализ собранного фактологического материала

 

 В данной части работы  собранный и имеющийся материал  будет проанализирован путем  эмпирического доказательства, приведением  исторических примеров и логического соотнесения событий.

 

 В 80–90 гг. XX века в большинстве  развитых стран начался процесс  активного реформирования естественных  монополий. Это было вызвано  объективными причинами, связанными  с ухудшением деятельности естественных  монополий. Снижением эффективности, слабой восприимчивостью к инновациям, ухудшением качества предоставляемых услуг. Данный процесс ухудшения деятельности привел к тому, что производство в отраслях, отнесенных к естественным монополиям, значительно снизилось по сравнению с предыдущими периодами.

 

 Значительным было сокращение  производства и России. В частности  доступны следующие данные: общее  сокращение промышленного производства  за 1990–1995 гг. в сравнении с 1989 г. составило 50, 5%, то в электроэнергетике  уровень производства в 1995 г. составлял 82% от уровня 1989 г., в то время как уровень производства машин и оборудования – 22,8%, сельскохозяйственной техники – 9,9%.

 

 Данные цифры приведены преимущественно  для отраслей естественных монополий.  Примечателен факт влияния именной естественных монополий на внутренний рынок страны. В условиях резкого падения инвестиционной активности, структурных изменений в экономике естественные монополии могут выполнять функции резерва, являясь источником финансирования народного хозяйства, либо коммерческого кредитования, если будут находиться в руках государства.

 

 Естественные монополии представляют  собой некую систему отраслевых  производственных отношений связанных  или нет между собой. К примеру  Джордж Стив Милль считал, что,  в отличии от искусственной, естественная монополия возникает в результате действия рыночных сил и существует самостоятельно, не нуждаясь в поддержке государства и особом законодательстве.

 

 Само понятие естественная  монополия было впервые введено  в оборот А. Курно, который рассматривал её с точки зрения установления над использованием именно природных ресурсов (естественных благ). Данное понятие и по сей день имеет некий практический смысл, что объясняется использованием большинством экономических субъектов именно природных ресурсов, которые дают им возможность обеспечения определенных рыночных потребностей.

 

 Наряду с А. Курно, который  делает акцент на непосредственной  расположенности источников естественных  благ, Х. Грей дал определение  психологической сущности естественных монополий: «Люди, в общей своей массе, с недоверием относятся к монополии, но одобряют некоторые их разновидности, поскольку эти монополии поскольку эти монополии «естественные», а «естество» благотворно то отсюда следует, что это хорошие монополии, государство тем самым по праву оправдать в установлении «хороших» монополий».

 

 Исходя из собственных наблюдений, можно сделать вывод, что факторы,  которые влияют на распределение  и производство в естественных  монополиях объясняются больше  принадлежностью к определенному типу издержек, которые несет объект производства. В этом случае будет правильным использовать такое понятие как субадитивность издержек – ситуация в определенной отрасли, когда издержки объекта производства оказываются меньше, если он выпускается одной фирмой, а не несколькими.

 

 Данное понятие имеет узкоспециальное  экономическое определение и  подтверждает само определение  естественной монополии, которое  гласит, что это состояние товарного  рынка, при котором удовлетворение  спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

 

 Таким образом, можно сделать  вывод, что естественному монополисту  выгодно производить товар при  отсутствии конкуренции на товарном  рынке. Отсутствие конкуренции  предусматривает определенную работу  государства в этой области.  Данная работа осуществляется специальными органами и ФЗ от 19 июля 1995 года «О естественных монополиях». Настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые возникают на товарных рынках России и в которых участвуют субъекты естественных монополий, потребители, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.

 

 Впервые необходимость государственного  регулирования естественных монополий  возникла в Англии в середине XIX века, когда железные дороги  не соблюдали интересов среднего класса, общих требований по безопасности и т.д. Речь идет о законе «О железных дорогах» 1844 года, автором которого был В.Э. Глэдстоун. Этот закон позволял парламенту страны регулировать прибыль железнодорожных компаний, обязывал соблюдать интересы малоимущих групп, а также порядок установления телефонных линий и предоставление принадлежащих компании линий для общественного использования и т.п.

 

 В дальнейшем в США был  написан и принят закон о  торговых отношениях между штатами  в 1887 году, который стал основой дальнейшего регулирования в США. Данный факт представляет особое значение, поскольку дальнейшее интенсивное развитие естественных монополий происходило именно в США. Этому способствовало то обстоятельство, что в США, в отличии от Англии, существовала намного более широкая статистическая база, которая позволяла провести экономистам более глубокий анализ деятельности подпадающих под регулирование компаний и практически единолично доработать теорию регулирования.

 

 К основным законодательным документам принятым в США относятся: акт Нормана (1890 г.), акт Клейтона (1914 г.), акт Робинсона – Пэктома (1936 г.), которые были направлены в целом на ценовое регулирование и защиту конкуренции в реинвестируемых отраслях.

 

 Акт Нормана (1890 г.) предполагал запрет трестов и запрет практики монополизации торговли между штатами. Антиконкурентные действия фирм трактуются в качестве уголовного преступления, что предусматривает наказания в виде тюремного заключения сроком до трех лет, штрафом до 1 млн. долларов для компаний и 100 тыс. долларов для частного лица или расформированной компании.

 

 Акт Клейтона (1914 г.) делал акцент  на поддержку конкурентной ситуации  в целом. Он запрещает слияние  при угрозе конкуренции и направлен  главным образом против горизонтальных слияний.

Информация о работе Проблемы регулирования естественных монополий в России