Проблемы регулирования естественных монополий в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 00:00, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы необходимо считать проведение анализа по доступным данным и проведение на основании этих данных исследования социальной проблемы. Проанализировав материал, можно будет представить себе социальную проблему как нечто целое и в то же время как частное, относящееся к конкретному примеру.

Содержание работы

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
1. Естественные монополии в России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.1 Причины возникновения дисбаланса на рынке естественных монополий. . 8
1.2 Субъектный состав отношений на рынках естественных монополий . . . . 8
1.3 Роль естественных монополий в национальной экономике . . . . . . . . . 8
2. Влияние государственного регулирования на естественные монополии в России. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12
2.1 Программа исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
2.1.2 Определение цели и постановка задач исследования . . . . . . . . . . . .13
2.2 Разработка рабочего плана исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
2.3 Краткое описание проведенного исследования . . . . . . . . . . . . . . . . 17
2.4 Анализ собранного фактологического материала . . . . . . . . . . . . . . .18
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .29
Список литературы . . . . . . .

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 248.50 Кб (Скачать файл)

 

 Акт Робинсона – Пэктома  (1936 г.) предполагал запрет ценовой  дискриминации и уголовнцю ответственность  за политику хищнического установления  цены ниже уровня средних (предельных  издержек) с целью вытеснения  конкурента с рынка.

 

 Из данной исторической справки  можно сделать следующие выводы:

 

 Во-первых, с развитием промышленности  и торговли неизбежно наступает  необходимость государственного  регулирования цен на товарном  рынке, что обусловлено большим  влиянием внутриэкономических отношений на внешние.

 

 Во-вторых, активное развитие  естественных монополий также  нуждается в непосредственном  государственном регулировании  этих отраслей, которые так –  же имеют большое влияние на  товарный рынок.

 

 В третьих, необходимо отметить, что при активном развитии естественных монополий происходит сращивание нескольких производств. ч приводит к появлению искусственных барьеров для частных компаний, не способных в дальнейшем выйти на товарный рынок с аналогичным монополисту или тресту предложению.

 

 Работники регулирующих органов  должны попытаться установить  цены максимально прибыльные  к предельным издержкам, но  вместе с тем обеспечить получение  дохода, достаточного для возмещения  издержек. В этой связи многие  экономисты пытались разрешить  данную проблему и найти другие подходы к ценообразованию в данной отрасли, которые максимально учитывали интересы общества и сохраняли бы рентабельность предприятий естественных монополий на приемлемом уровне. На протяжении многих лет данная проблема решалась путем предоставления государством субсидий в размере негативной прибыли с целью удержать цены на уровне предельных издержек фирмы в отрасли.

 

 Из приведенных выше примеров  можно выделить тот факт, что  государственное регулирование  естественных монополий должно происходить в соответствие с платежеспособностью населения, возможностью самой отрасли покрывать издержки и получать разумную прибыль от своей экономической деятельности. В этой связи государству необходим абсолютно прозрачный механизм регулирования, который мог бы помочь проведению правильной экономической политики в этом направлении.

 

 Более подробно проанализировать  работу государственных органов  по контролю в отрасли естественной  монополии можно на примере  предприятий предоставляющих услуги  электрической связи. Данная услуга определяет привлекательность региона для инвестиций, удовлетворяет потребности населения в обмене информацией в разных формах и видах. В связи с этим проблема поддержания действующих сетей, их развитие и совершенствования носит постоянный долговременный характер, важна и сложна как для предприятий, предоставляющих услуги, так и для городских и областных органов власти, для страны в целом.

 

 Возможность нормальной деятельности  предприятий связи, включающей  необходимую работу для поддержания сооружений связи и развитие сетей для полного удовлетворения спроса на услуги, едва ли не полностью определяются объемом доходов, получаемых от своей деятельности. В свою очередь, доходы являются функцией величины тарифов на услуги. Понятно, поэтому, с каким вниманием относятся к тарифам потребители, а также с какой настойчивостью предприятия связи стремятся получить максимальные доходы от своей деятельности.

 

 Государственное регулирование  тарифов на услуги электросвязи  осуществляется повсеместно, не только в странах с целиком государственной экономикой (как было в СССР и странах социалистической ориентации), но и в странах с рыночной экономикой. При различных подходах к решению методических и организационных проблем, неизбежно возникающих при становлении и совершенствовании процессов регулирования, общими остаются его основные цели. Они вытекают из того факта, что экономические тенденции и технический прогресс в отраслях электросвязи в свое время привели к возникновению естественных монополий в сфере передачи информации.

 

 Последовательность формирования  тарифов предприятием – монополистом  на услуги может быть следующей:

 

определение целей фирмы;

 

оценка издержек;

 

изучение спроса;

 

учет социальных факторов и определение  необходимого субсидирования;

 

учет рекомендаций регулирующих органов;

 

6) окончательный выбор ценообразования  и установления тарифа.

 

 Государство также оказывает  влияние и на формирование  тарифа фирмы монополиста. Алгоритм  формирования тарифов на конкурентном  рынке выглядит следующим образом:

 

определение целей фирмы;

 

анализ цен и услуг конкурентов  – определение рыночной цены, определение  конкурентоспособности товара (услуги);

 

изучение спроса и предложения  на рынке;

 

анализ потребительских сегментов;

 

определение издержек для контроля цен и уточнения объема выпуска товара (услуги);

 

учет налоговых и других ограничений;

 

окончательное установление тарифа.

 

 Государственное регулирование  деятельности предприятий, воздействие  на рынок услуг могут осуществляться  разными способами. Мировой и российский опыт последних лет позволяет указать на следующее:

 

выдача лицензий;

 

налоговое законодательство (льготы или изъятие части доходов);

 

законодательство по составу затрат, учитываемых в себестоимости;

 

прямое ограничение тарифов  в разных формах (предел тарифа, порог рентабельности и др.);

 

государственные субсидии производителям услуг;

 

государственные дотации отдельным  категориям потребителей.

 

 Естественно, что основное  внимание при регулировании рынка  со стороны государства в условиях  напряженного, часто дефицитного бюджета, направлено, прежде всего, на защиту малообеспеченных слоев потребителей, с одной стороны, и получение максимальных доходов в бюджеты всех уровней, с другой. Очевидно, что эти задачи противоречивы.

 

 Государство контролирует величины тарифа на услуги телефонной связи путем прямого ограничения тарифов на основные услуги телефонных операторов. Мировая практика знает такие формы регулирования, но они считаются уже устаревшими. Наиболее прогрессивной формой регулирования часто считают применяемое в Великобритании для ведущего оператора British Telecom установление предела X для корзины важнейших услуг по формуле

 

 

(RPI – X),

 

 

 где RPI – уровень инфляции  в стране. Таким образом, фирма  побуждается совершенствованию  технических средств, обеспечивающих экономию трудозатрат и снижение себестоимости. С другой стороны, потребители хорошо представляют свой уровень затрат на связь и могут планировать свою деятельность с достаточной точностью.

 

 Попытки внедрения такого  метода делались в России фирмой Coopers and Lybrand, однако дальше предложений дело, к сожалению, не пошло.

 

 Ценовое регулирование осуществляется  либо напрямую посредством установления  цен и тарифов, либо косвенно  посредством определенной налоговой  политики или политики субсидий. Цены могут также регулироваться через законы о конкуренции, которые предотвращают наличие монопольной либо олигопольной власти. В целом данная форма регулирования включает меры, направленные государством для контроля за поведением фирмы.

 

 С точки зрения государства более эффективным является ценообразование по компромиссной цене естественной монополии и потребителей. Тогда максимизируется функция общественного благосостояния при условии безубыточности естественной монополии, и в этом смысле такое ценообразование можно считать эффективным.

 

 На ряду с перечисленными  методами существует метод ценовой  дискриминации. Одним из классических  примеров ценовой дискриминации  в случае естественной монополии  является ценообразование услуг  почты. Так, например, цены письма в соседний город и город на другом конце страны ровны, в результате чего возникает ценовая дискриминация по отношению к тем, кто чаще посылает на короткое расстояние, оплачивая часть издержек тех, кто на далекое, за свой счет. В целом метод ценовой дискриминации при ценообразовании на данные услуги заключался бы в установлении различного уровня цен в зависимости от удаленности потребителя с целью более справедливого распределения издержек фирмы между потребителями. Такая же практика используется при определении тарифа на электроэнергию, где одной из важнейших его составляющих является плата за передачу электроэнергии.

 

 Классический анализ ценовой  дискриминации представлен В.  Пигу (1920 г.). Он провел грань между  тремя типами ценовой дискриминации. Первый тип включает установление различных цен для каждой единицы товара, покупаемой каждым покупателем, таким образом, что производитель получает весь возможный потребительский излишек. Ценовая дискриминация второй степени состоит в установлении цен для групп потребителей в соответствии с их готовностью платить: для всех потребителей, чья цена спроса выше текущего уровня, устанавливается одна цена, в то время как для тех, чья цена спроса ниже, устанавливается более низкая цена. Дискриминация третьей степени имеет место быть, когда потребители делятся на независимые группы, каждая их которых получает разную монопольную цену. Этот метод, конечно, сильно зависит от способности продавца разделить покупателей на различные группы в каждом отдельном случае, который будет варьировать в зависимости от рыночной конъюнктуры.

 

 Особую группу проблем в  работе телефонных компаний представляют  проблемы внедрения повременного  учета и оплаты местных телефонных  разговоров.

 

 Актуальность проблемы для  связистов несомненна. Главной причиной следует считать перегрузку оборудования и сооружений ГТС, вызванную усилением телефонной активности по сравнению с годами, когда создавалась основа ныне действующих сетей. Ясно, что необходимость платить за продолжительность установленного соединения приведет к сокращению длительности телефонных разговоров, что благоприятно скажется на качестве установления связей, как это следует из теории телефонных сообщений.

 

 По данному вопросу будет  интересно мнение эксперта Александра  Лозового, руководителя Татарстанского ТУ МАП России:

 

 «Управление Татарстана осуществляет  контроль за правильностью применения  субъектами естественных монополий  установленных цен и тарифов  на регулируемые виды услуг.  Рассматривает материалы и готовит  заключения на изменение тарифов. Проводит ежегодный анализ основных технико-экономических показателей их деятельности.

 

 Однако, в ходе выполнения  стоящих перед территориальное  управлением задач по контролю  за деятельностью субъектов естественных  монополий, территориальное управление сталкивается с рядом проблем, особенно в отношении естественных монополий в области связи.

 

 

 До настоящего времени не  утверждена методика установления  тарифов за предоставление местных  телефонных соединений при повременной  системе оплаты услуг телефонной связи, в то время, как Правлением МАП России уже утверждены тарифы при повременной системе оплаты услуг операторам.

 

 Введение повременной оплаты  услуг телефонной связи не  соответствует Закону «О защите  прав потребителей», Гражданскому  Кодексу. Это свидетельствует о недостаточной проработке правовой основы предлагаемой системы. Это вызывает и справедливые нарекания со стороны населения, в т.ч. в адрес антимонопольных органов, ссылаясь на антисоциальность данной системы; возможное увеличение несанкционированных подключений к телефонам абонентов «телефонных воров»; незащищенность абонента перед оператором связи в связи с невозможностью проконтролировать фактическое время продолжительности разговоров и т.д.

 

 Действующие Правила оказания  услуг телефонной связи ориентированы на абонентскую систему оплаты услуг телефонной связи и не отражают всех обстоятельств, возникающих при повременной системе оплаты, что свидетельствует о необходимости их доработки.

 

 Отсутствуют Правила оказания  услуг телефонной связи, регулирующие взаимоотношения операторов связи и абонентов – юридических лиц, что ведет к злоупотреблениям субъектов естественных монополий и ущемлению интересов абонентов. С позиций тарифного регулирования, условия обслуживания юридических лиц не должны быть хуже, чем условия обслуживания граждан, ведь первые платят цену за ту же услугу в два с лишним раза выше.

 

 В связи с этим существенными  проблемами остаются: недостаточная  численность работников территориального  управления, отсутствие квалифицированных специалистов по ценообразованию в таких сложных и специфических отраслях, как связь и транспорт; отсутствие необходимого финансирования для привлечения экспертов для оценки предоставляемых расчетов утверждаемых тарифов и проведения аудиторских проверок субъектов естественных монополий; необходимость дальнейшего совершенствования законодательной и методической базы по контролю и регулированию естественных монополий – жизнеобеспечивающих отраслей экономики, без которых невозможно развитие других сфер деятельности».

 

 Введение повременной системы  оплаты услуг местной телефонной  связи, целью которой является  обеспечение адекватности стоимости  оценки телефонной активности  абонентов, особенно тех, которые  пользуются нетрадиционными услугами (факс, модем и др.), то для её введения необходим нормативно – законодательный акт.

 

 Функция МАП России по  решению данной проблемы заключается  в установлении обоснованного  тарифа, с целью чего была разработана  методика установления тарифов  за предоставление местных телефонных соединений (разговоров) при повременной системе оплаты услуг.

Информация о работе Проблемы регулирования естественных монополий в России