Проблемы регулирования естественных монополий в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 00:00, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы необходимо считать проведение анализа по доступным данным и проведение на основании этих данных исследования социальной проблемы. Проанализировав материал, можно будет представить себе социальную проблему как нечто целое и в то же время как частное, относящееся к конкретному примеру.

Содержание работы

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
1. Естественные монополии в России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.1 Причины возникновения дисбаланса на рынке естественных монополий. . 8
1.2 Субъектный состав отношений на рынках естественных монополий . . . . 8
1.3 Роль естественных монополий в национальной экономике . . . . . . . . . 8
2. Влияние государственного регулирования на естественные монополии в России. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12
2.1 Программа исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12
2.1.2 Определение цели и постановка задач исследования . . . . . . . . . . . .13
2.2 Разработка рабочего плана исследования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
2.3 Краткое описание проведенного исследования . . . . . . . . . . . . . . . . 17
2.4 Анализ собранного фактологического материала . . . . . . . . . . . . . . .18
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .29
Список литературы . . . . . . .

Файлы: 1 файл

курсач.doc

— 248.50 Кб (Скачать файл)

 

 По вопросу естественных  монополий и проблем регулирования  будет интересно мнение Заместителя  МАП: «Общеизвестно, что в экономике  России есть сферы, где механизмы  рыночной конкуренции и ценообразования на основе баланса спроса и предложения не являются оптимальными. Такие отрасли как, например, электроэнергетика, газовая промышленность, железнодорожный транспорт характеризуются высокой степенью монополизации производства и сбыта и, следовательно, трудностями обеспечения для потребителей свободы выбора между различными поставщиками товаров (работ, услуг).

 

 Все эти обстоятельства предопределили  необходимость государственного  регулирования в сферах естественных  монополий в целях создания  таких экономических и правовых условий, при которых соблюдается баланс интересов потребителей и производителей товаров (услуг). Потребитель должен иметь возможность удовлетворить свои потребности в регулируемых товарах (услугах), а производитель – иметь возможность возместить свои издержки на производство таких товаров (услуг) и развивать свои мощности. Тем самым государство фактически берет на себя выполнение тех функций нахождения экономического равновесия, которые в данном случае рынок не может реализовать самостоятельно.

 

 Такую задачу могут выполнить  только независимые органы регулирования,  которые, будучи свободны от  отраслевых и ведомственных влияний,  должны принимать решения о  том или ином виде регулирования  или контроля, основываясь только  на экономических аспектах функционирования рынка. Анализ зарубежной практики регулирования естественных монополий показывает, что наиболее эффективным вариантом построения структур государственного управления в данной сфере является создание специализированных органов, независимых в двояком смысле – от регулируемых субъектов естественных монополий и, что не менее важно, от органов государственного управления соответствующей отраслью.

 

 Регулирование естественных  монополий, пока, сталкивается с  рядом трудностей. Вертикально интегрированный хозяйствующий субъект с естественно-монопольным компонентом имеет и побудительные мотивы, и реальные возможности для ограничения конкуренции. Вертикальная интеграция позволяет получать в конкурентных, нерегулируемых сегментах рынка монопольную прибыль, которая не может быть получена в условиях государственного ценового регулирования. Вертикальная интеграция дает возможность в полной мере использовать эффект ассиметрии информации, когда объект регулирования всегда имеет преимущество перед регулирующим органом в объеме, достоверности и сроках получения информации о фактических издержках производства, имеющихся производственных мощностях, реальном объеме и качестве оказываемых услуг. Наконец, попытки воспрепятствовать такому поведению интегрированных естественных монополий, ограничивающему конкуренцию и уменьшающему общественное благосостояние, требуют получения и обработки большого объема информации (причем не всегда полной и достоверной), детального и интенсивного воздействия со стороны государственных регулирующих органов, которое в силу изложенных обстоятельств (в первую очередь – из-за ассиметрии информации и политического давления) не может быть эффективным. Вертикально интегрированные монополии используют любые политические, правовые и экономические возможности для создания препятствий доступу на рынок новых субъектов, реально контролируя, кому и на каких условиях предоставить доступ к сети и, тем самым, получать эффект от дискриминации независимых операторов».

 

 Указанная методика предусматривает такое построение тарифов, при котором переход на повременную систему оплаты не повлек бы изменения тарифов в сторону увеличения.

 

 Приведенные выше данные  показывают необходимость государственного  регулирования естественных монополий.

 

 Предложенный материал достаточно полно описывает общие и частные принципы государственного контроля в сферах естественных монополий. В частности подробно описан механизм государственно регулирования и контроля за тарифами естественных монополистов.

 

 Выдвинутые рабочие гипотезы, как главный методологический инструмент, руководствуясь которыми, мы проверили обоснованность выдвинутого объяснения по частям. Гипотеза о необходимость государственного регулирование естественных монополий в рамках внешнего рынка страны в ходе исследования получила свое подтверждение.

 

 Также выявляется необходимость  реформирования рынка естественных  монополий. Это означает масштабное  изменение в отраслях, представляющих  собой инфраструктуру практически  любой национальной экономики,  что оказывает влияние не только на функционирование экономики в целом, но и на каждый экономический субъект Осуществление реформы в естественно монопольных отраслях затрагивает такие проблемы, как изменение цен, урегулирование вопросов собственности, взаимоотношение государственных органов и предприятий между собой. Масштабность реформы и её воздействие на все отрасли экономики обостряют проблему социально–экономических последствий реформирования естественных монополий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 В результате изменения материально – технической базы производства в конце XX столетия и широкого распространения информационных технологий произошла эволюция представлений о сущности естественной монополии в направлении сужения её содержания. В настоящее время такие характеристики естественной монополии, как отсутствие товаров – субститутов и невозможность конкуренции, в большинстве случаев могут быть исключены из перечня основных её характеристик.

 В этих условиях не могут  не меняется традиционные формы  и методы регулирования естественных монополий. Сужение традиционных представлений о сущности естественных монополий находит свое непосредственное выражение в перераспределении функций государственного регулирования, ограничении прямого контроля со стороны государства, отказе от ценового регулирования, в смешение акцентов в сторону преимущественного применения косвенных методов, внедрении элементов частного государственного партнерства в деятельности естественных монополий.

 В конце XX века в большинстве  развитых стран была осуществлена реформа естественных монополий. Необходимость реформирования во многом была обусловлена следующими причинами: низкой эффективностью предприятий естественных монополий; слабой их чувствительностью к нововведениям; высоким уровнем цен при снижении качества предоставляемых населении товаров и услуг; неудовлетворительной работой регулирующих органов; коррупцией в отраслях естественных монополий. Такая ситуация привела к невозможности применения старых методов регулирования и систему управления естественными монополиями, вызывая необходимость синхронной перестройки механизмов государственного регулирования и реформы естественных монополий.

 В большинстве стран реформирование  естественных монополий пошло  по пути стимулирования конкурентных  начал в естественно монопольных отраслях. По такому же примеру пошло реформирование естественных монополий и в России и в начале XXI века.

 Реформирование естественных  монополий не должно ограничиваться  только либерализацией рынка.  Оно должно сопровождаться изменением форм государственного регулирования естественных монополий. Причем эти формы должны быть разными на естественно монопольном сегменте и на конкурентном.

 Монополии в России переживали  разные стадии в своем развитии, несколько войн, экономические кризисы,  смену власти и.т.д. В Российской истории был длительный период капиталистического управления ЦКПСС, который так – же имел свои особенности. Советские монополии насаждались «сверху» как итог решения задачи планирования народного хозяйства, полученный за счет положительного эффекта масштаба. Иными словами, все сферы советской экономики рассматривались как естественные монополии.

Список литературы

 

 

1. «Естественные монополии в России: история и перспективы развития системы регулирования», Вильсон Д., Ковачич В. Вопросы экономики. М. – 1999 г.;

 

2. «Антимонопольная политика в России», Князев И.В., М. – 2007 г.;

 

3. «Государственное регулирование естественных монополий: опыт, проблемы, перспективы», под редакцией Коломийченко О.В., Спб. – 2002 г.

 

4. «Регулирование естественных монополий в России: пути совершенствования», А. Трачук, Спб. – 2009 г.

 

5. Акулов В.Б., Рудаков М.Н. Теория организации. − Петрозаводск, 1999.

6. Албегова М.Н., Емцов Р.Г., Холопов А.В. Государственная экономическая политика: опыт перехода к рынку. / Под общ. ред. проф., д.э.н. Сидоровича А.В. − М., 1998.

7. Городецкий А., Павленко Ю. Реформирование естественных монополий. // Вопросы экономики. − 2000. − №1. − С. 137.

8. Государственная антимонопольная политика: практический опыт и задачи совершенствования законодательства. // Российский экономический журнал. − 2000. − №3. − С. 28.

9. Микроэкономика: теория и российская практика. // Под ред. А.Г Грязновой, А.Ю. Юданова. − М., 1999.

10. Федеральный Закон "О естественных монополиях" 17.08.1995 г. − №147-ФЗ.




Информация о работе Проблемы регулирования естественных монополий в России