Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 14:14, курсовая работа
Целью работы является изучение современного состояния рынка труда РФ и доказать необходимость наиболее эффективной деятельности службы занятости, направленной на действенное решение проблем безработных, в том числе наименее социально защищенных слоев населения: молодежи, инвалидов и женщин, рассмотрение и обоснование социальной политики государства в области занятости, направленной на решение современных существующих проблем занятости в перспективе.
Введение 3
Глава 1. Роль рынка труда в регулировании занятости населения Российской Федерации 6
1.1 Понятие и характеристика современного рынка труда в Российской Федерации 6
1.2 Безработица, ее виды и специфика в России……………………………….12
1.3 Перспективы регулирования рынка труда России………………………… 18
Глава 2. Политика занятости населения и ее правовое регулирование 22
2.1 Проблемы занятости трудоспособного населения: полная и неполная занятость 22
Глава 3. Основные направления решения проблем занятости и безработицы в России 29
3.1 Политика занятости – ведущее направление социальной политики государства 29
3.2 Решение проблем занятости социально незащищенных слоев населения: молодежь, инвалиды, женщины 37
Заключение 47
Список использованной литературы 51
Необходимость государственного
регулирования рынка труда
Государственное регулирование
рынка труда представляет собой
сложную систему мер и
Направления и методы государственного регулирования занятости и рынка труда разнообразны и определяются конкретной экономической ситуацией в стране, остротой проблем, возникающих на рынке труда. Наиболее распространенными из них являются:
1. Создание новых рабочих
мест. Это и стимулирование
2. Развитие и поддержка малого бизнеса. Известно, что наибольшее число рабочих мест, в том числе для социально уязвимых групп рабочей силы, обеспечивает развитие мелкого предпринимательства в таких формах, как индивидуальная трудовая деятельность, увеличение числа кооперативов, фермерских хозяйств. Кроме того, в практике многих стран применяется такая форма содействия самозанятости, как выдача субсидий отдельным гражданам для открытия собственного дела; предоставление нежилых помещений на основе льготной аренды, помощь в техническом оснащении на основе лизинга, в составлении бизнес-плана и т.п.
3. Расширение масштаба профессиональной подготовки и переподготовки кадров. Это позволяет решить сразу две задачи: сократить предложение рабочей силы и обеспечить массовую её переподготовку для работы в изменившихся условиях движения экономики. При этом необходимость адаптации рынка труда к растущей инновационности воспроизводственного процесса, например, развитию биоиндустрии и нанотехнологий, и другим признакам «супериндустриализации» вынуждает страны пересмотреть свою политику в системе образования и переподготовки.
4. Организация общественных работ. Это направление рассчитано главным образом на безработных, охваченных наиболее острыми, застойными формами безработицы. Общественные работы целесообразно использовать для формирования современного муниципального (регионального) хозяйства, его социальной, транспортной и экологической инфраструктуры. Это позволит создать на местах условия для развития предпринимательской деятельности, привлечения частного иностранного и отечественного капитала в регионы.
Реализация этих направлений возможна методами как прямого, так и косвенного регулирования рынка труда. К прямым методам можно отнести: законодательно - правовые акты и инструкции, регулирующие деятельность участников социально-трудовых отношений, формирование государственных программ занятости с указанием конкретных источников их финансирования, организацию соответствующих структур содействия занятости с определением их конкретных функций. К косвенным мерам относятся налоговая, денежно- кредитная, амортизационная политика государства. Все они одновременно являются и мерами общеэкономического регулирования. Они воздействуют на занятость через общеэкономическую конъюнктуру.
Инструментом многослойной
системы политики регулирования
рынка труда стали
На основе анализа современного состояния рынка труда в России в перспективе можно выделить несколько направлений и задач государственного регулирования рынка труда:
Во-первых, конечной целью реформирования социально-трудовых отношений в экономике России должно стать формирование цивилизованного рынка труда, который характеризуется, прежде всего, значительной степенью регулируемости.
Во-вторых, необходимо повышение эффективности работы государственной службы занятости населения путем проведения целенаправленных мер по совершенствованию технологии ее работы. Основной целью здесь выступает сохранение государственной службы занятости населения в качестве одного из определяющих институтов при проведении эффективной социально-экономической политики.
В-третьих, при проведении активных мероприятий на рынке труда, стратегическими целями для государства здесь являются:
– создание эффективной
многофункциональной системы
– совершенствование действующего законодательства в сфере занятости населения с целью недопущения развития негативной трудовой мотивации у безработных граждан, зарегистрированных в службе занятости;
– повышение эффективности
использования бюджетных
В целом же повсеместное развитие активной политики занятости в целях эффективного содействия в трудоустройстве и защиты от безработицы должно являться основным приоритетным направлением государственного регулирования рынка труда в России.
Занятость населения
составляет необходимое условие
для воспроизводства рынка
Практические потребности учета населения вызывают необходимость выделения различных категорий занятости. Так, различают занятость продуктивную, социально-полезную, полную и др.
Продуктивная занятость — это занятость населения в общественном производстве. Социально-полезная занятость определяется числом людей не только занятых в общественном производстве, но и военнослужащих, учащихся (в трудоспособном возрасте), занятых ведением домашнего хозяйства, уходом за детьми и больными родственниками и т.п.
Полная занятость — это такое состояние общества, когда все желающие иметь оплачиваемую работу ее имеют, отсутствует циклическая безработица, но при этом сохраняется ее естественный уровень, определяемый фрикционной и структурной безработицей.
Полная занятость связана
с предоставлением
Но у этой проблемы есть и еще один аспект. Он состоит в том, чтобы обеспечить не просто полную и продуктивную занятость, но и экономически эффективную занятость. Под экономической эффективностью понимают занятость, которая обеспечивает достойный доход, рост образовательного и профессионального уровня для каждого члена общества на основе роста общественной производительности труда. Данное определение дает полную характеристику экономической эффективности с качественной стороны.
Непостоянная (временная) занятость. В большинстве стран мира временные работники являются наиболее быстро растущим сегментом нестандартной занятости. Их численность непрерывно увеличивается даже в тех экономиках, где общая занятость остается постоянной или снижается.
Быстрый рост количества временных рабочих мест в российской экономике происходил вопреки жестким административным и законодательным ограничениям на их использование, которые были унаследованы от прежней плановой системы.17 Важно также отметить, что в большинстве случаев выбор подобной формы трудовых отношений носил добровольный характер. По-видимому, чаще всего срочный найм отвечал интересам обеих сторон - как работников, так и работодателей.18
Неполная занятость. Госкомстат России не публикует официальных оценок уровня неполной занятости. По определению МОТ, термин "работник на неполное время" служит для обозначения лица, у которого обычное количество рабочих часов меньше, чем у сравнимых работников, занятых полное время. Однако эта дефиниция является слишком общей и не поддается однозначной статистической интерпретации. В результате не существует единого общепринятого способа измерения неполной занятости и в национальной статистике разных стран для этого используются различные методы. Отчасти с этим связан значительный разброс, который наблюдается в ее оценках даже среди стран с близким уровнем экономического развития.
Можно выделить три основных подхода, которые применяются для разграничения полной и неполной занятости:19
- "качественный" - исходя из оценок, которые сами респонденты дают режиму своей занятости (используются ответы на вопрос, какую работу они имеют - с полной или неполной рабочей неделей);
- "количественный" - исходя из продолжительности обычного (нормального) рабочего времени. При таком подходе лица, обычно работающие меньше определенного количества часов, квалифицируются как занятые неполное рабочее время (в качестве пороговой чаще всего принимается величина в интервале от 30 до 40 рабочих часов в неделю);
- "комбинированный"
- сочетающий элементы двух
Применительно к российскому рынку труда более продуктивным представляется "качественный" подход, который основывается на предположении, что работники полнее информированы об индивидуальных особенностях своего режима занятости и способны точнее определить его характер. Более механический подход, использующий к качестве критерия для разграничения полной и неполной занятости некую "нормальную" продолжительность рабочей недели, несмотря на свою кажущуюся объективность имеет серьезные недостатки. Во-первых, в нестабильных условиях переходной экономики само понятие "нормальной" продолжительности рабочей недели не всегда поддается четкой интерпретации. Во-вторых, для многих категорий работников (преподавателей, врачей, шахтеров и др.) российское законодательство предусматривает более короткую продолжительность рабочего времени, чем стандартные 40 часов, - 36, 30 и даже менее часов в неделю.20 В подобной ситуации выбор любого количества рабочих часов в качестве жесткой границы, отделяющей полную занятость от неполной, оказывается в значительной мере произвольным. Наконец, такой подход не позволяет выявлять конкретные причины, по которым работники попадают в состояние неполной занятости. В той мере, в какой она является результатом их собственного выбора, ее можно считать "добровольной". Однако она может носить "вынужденный" характер и вызываться либо отсутствием рабочих мест с полным рабочим временем, либо сокращением продолжительности труда по инициативе работодателей.
Переход к рыночным отношениям в современной России обозначил необходимость новой конфигурации политики занятости. Неравномерная динамика переходных процессов в экономике России предопределила соответствующий характер государственной политики в сфере занятости и на рынке труда, что, в частности, выразилось в избирательности и ограниченности реализуемых мер. В условиях дефицита средств система социальных гарантий в значительной мере лишилась своего реального наполнения, при этом эффективность ее функционирования падала. Степень государственного влияния на процессы, формирующие динамику рынка труда, существенно снизилась, в результате массовой и точечной приватизации значительно сократилась роль государства как крупнейшего работодателя. В свою очередь частный сектор экономики в условиях системного производственного и инвестиционного кризиса в большинстве своем оказался неспособен обеспечить занятость в прежнем объеме, скорость адаптации агентов рынка к новым условиям явно не соответствовала скорости их формирования.