Проблемы занятости населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 14:14, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение современного состояния рынка труда РФ и доказать необходимость наиболее эффективной деятельности службы занятости, направленной на действенное решение проблем безработных, в том числе наименее социально защищенных слоев населения: молодежи, инвалидов и женщин, рассмотрение и обоснование социальной политики государства в области занятости, направленной на решение современных существующих проблем занятости в перспективе.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Роль рынка труда в регулировании занятости населения Российской Федерации 6
1.1 Понятие и характеристика современного рынка труда в Российской Федерации 6
1.2 Безработица, ее виды и специфика в России……………………………….12
1.3 Перспективы регулирования рынка труда России………………………… 18
Глава 2. Политика занятости населения и ее правовое регулирование 22
2.1 Проблемы занятости трудоспособного населения: полная и неполная занятость 22
Глава 3. Основные направления решения проблем занятости и безработицы в России 29
3.1 Политика занятости – ведущее направление социальной политики государства 29
3.2 Решение проблем занятости социально незащищенных слоев населения: молодежь, инвалиды, женщины 37
Заключение 47
Список использованной литературы 51

Файлы: 1 файл

курсовая работа на тему проблемы занятости населения.doc

— 252.00 Кб (Скачать файл)

Отмеченные особенности  продолжают сохраняться и сегодня, усугубляя непростую ситуацию с обеспечением населения достойной и оплачиваемой работой, а предприятий — квалифицированной рабочей силой. В тоже время, более 15 лет, прошедших с момента начала осуществления рыночных реформ, оказались не слишком продуктивными в решении унаследованных из прошлого и появившихся в эти годы в сфере занятости и рынка труда России проблем.

К числу наиболее актуальных макроэкономических проблем сферы занятости и рынка труда России необходимо отнести следующие:

1. Постоянное сокращение численности населения страны. Негативное влияние на динамику численности населения оказывает низкая рождаемость и высокая смертность, в том числе по причине несчастных случаев, убийств, самоубийств и других внешних воздействий. Высокая смертность населения определяет низкие по европейским меркам показатели продолжительности жизни при рождении (65 лет), в особенности у мужчин (59 лет). Происходит общее постарение населения, и, прежде всего, его экономически активной части.

2. Недостаточно согласованное развитие основных факторов производства. Возможности расширения занятости и сокращения безработицы зависят в первую очередь от интенсивности инвестиционных вложений в создание новых рабочих мест и темпов экономического роста. В настоящее время невысокий уровень совокупного спроса на труд из-за недостаточного объема инвестиций (прежде всего в реальный сектор производства) определяет существование циклической безработицы. Кроме того, сохраняется явная территориальная неоднородность спроса на труд (основная часть вакантных рабочих мест сосредоточена в Центральном федеральном округе, причем на Москву и Московскую область приходится около 30 % общероссийских регистрируемых вакансий).21

3. Невысокий (при своей значительной отраслевой и региональной дифференциации) средний уровень оплаты труда, определяющий соответствующий уровень доходов большей части населения. По-прежнему сохраняется практика нерегулярной оплаты труда работников.

4. Снижение численности занятых в науке и образовании. Средний возраст работников отрасли приближается к 45 годам (максимальному среди всех отраслей показателю),22 что является следствием слабого притока молодых перспективных кадров. Уменьшился приток молодежи и в другие отрасли, требующие высокой квалификации труда. Этот приток не восполняет и не может восполнить значительную потерю кадров (особенно рабочих). Отток работников из отраслей промышленности и науки в условиях инвестиционной пассивности не компенсируется организационно-технологическими инновациями, а подчас он усиливается из-за повсеместной недооценки качественного умственного труда.

5. Нестабильный характер занятости в негосударственном секторе экономики, прежде всего из-за нередких банкротств коммерческих предприятий, особенно малых и средних. В сфере малого предпринимательства нарушается трудовое законодательство, нужно говорить и о криминализации бизнеса. В настоящее время малый бизнес все еще нельзя считать полноценным источником легальной и достойной занятости, реальной альтернативой трудоустройства для работников, увольняемых с крупных и средних предприятий.

6. Значительный объем общей и скрытой безработицы, длительные сроки пребывания в безработице (около 40% безработных находятся в этом состоянии более года), низкая конкурентоспособность безработных на рынке труда, формирование рынка нестабильной краткосрочной занятости.

7. Качественное (структурное) несоответствие параметров спроса на труд и его предложения в региональном, отраслевом, профессиональном, возрастном и других разрезах. Нескоординированность функционирования системы образования с динамикой спроса экономики на рабочую силу определенных профессий и квалификаций.

8. Усиление структурных диспропорций вследствие складывающейся половозрастной структуры населения. Согласование высоких стандартов экономической активности и социальной защищенности работников обоих полов и, в частности, необходимость сочетания женщинами детородной функций и активной экономической деятельности.

9. Низкий уровень межотраслевой и межрегиональной подвижности населения и рабочей силы, в которой значительна роль стихийных и случайных процессов. Отсутствует четкая миграционная политика, регулирующая региональную динамику и структуру населения России и основанная на анализе и прогнозировании перспективных социально-экономических (инвестиционных, производственных и иных) условий. Недостаточно развита общероссийская составляющая информационной инфраструктуры рынка труда.

Насущность обозначенных и, возможно, других проблем сферы  занятости и рынка труда требует  анализа результатов реализации действующей политики занятости, оценки ее перспективной результативности и адаптации к актуальным социально-экономическим приоритетам развития и прогнозируемому состоянию рынка труда. Контуры политики занятости в России должны соответствовать отечественному и зарубежному (прежде всего развитых стран) опыту, накопленному за время эволюции государственной политики занятости, учитывая специфику нашей страны.

Кризис в российской экономике  был обусловлен в первую очередь  отсутствием программы перехода к новым  условиям хозяйствования и стихийностью формирования рыночных отношений. Все это с закономерностью сказалось на экономической жизни страны, обусловив характер и содержание безработицы  и занятости трудоспособного населения.

Сегодня назрела необходимость  совершенствования  структуры занятости, формирования  новой политики, принципов  и методов  исследования проблемы занятости и управления ею. Однако для этого требуется решение многих проблем как экономического так и социального плана, осуществление комплекса мероприятий, в том числе проведение ряда специальных социально-экономических научных исследований.

Проблемы управления процессом  формирования структуры занятости  трудоспособного населения в  России связаны прежде всего с  особенностями перехода экономики от планово-административной системы к рыночным методам хозяйствования. Образование частного сектора экономики  изменило характер и содержание занятости, которые определяются уже требованиями рынка, наличием  специальной рабочей силы.

Все это привело к резким диспропорциям в структуре занятости, вылившееся, прежде всего в образовании мощного слоя безработных, временно или постоянных, к рассогласованию между наличием вакантных мест и невозможностью их занять, отсутствию информационно-поисковой базы, неадекватность системы подготовки и переподготовки квалифицированных кадров и специалистов. Можно констатировать, что сегодня система занятости населения полностью разбалансирована, структура ее не оптимальна, направления ее развития вызывают тревогу. Естественно, такое положение дел самым негативным образом сказывается  на структуре экономики и эффективности производства, решении ряда демографических проблем. Особенно остро эта проблема   проявляется в регионах и областях страны.

Все это заставляет исследовать  формирование структуры занятости трудоспособного населения, понять, какие  тенденции здесь превалируют, в каком направлении и каким образом управлять данным процессом, ибо без решения этих и многих других  вопросов вряд ли  можно ожидать крупных успехов в экономике. Вызывает тревогу и то обстоятельство, что новое поколение работников оказывается по преимуществу вне процессов социально-экономических преобразований, не может найти свое место в общей и  частной структуре занятости, а значит, не способно  полностью реализовать себя. Последствие подобной тенденции могут оказаться более чем негативными. Незанятая молодежь, в меру своего потенциала, найдет себе занятие, но вряд ли оно будет оптимальным как с точки зрения их собственных интересов, так и интересов всего общества.

Соответственно необходимо принципиально по-новому подходить  к современным методам управления процессом формирования структуры занятости в стране. От планового распределения рабочей силы и специалистов по отраслям производства следует переходить к созданию социально-экономических и правовых условий, обеспечивающих автономный процесс формирования занятости трудоспособного населения в интересах как  отдельного предпринимателя или государственной структуры, так и в интересах самого работника и общества в целом.

Глава 3. Основные направления решения проблем занятости и безработицы в России

3.1 Политика занятости – ведущее направление социальной политики государства

Государственную политику занятости можно определить как  часть социально-экономической политики развития страны, нацеленную на взаимосвязанное с макроэкономическими условиями решение проблем занятости в интересах полного и эффективного использования трудового потенциала и его развитие.

Важнейший принцип реализации государственной политики занятости  – это ее комплексность, предполагающая интеграцию в единую систему всех уровней – федерального, регионального и местного. По поводу соотношения различных уровней в единой системе существуют различные мнения. Согласно одному из них, необходима четкая субординация центра и регионов с разграничением их компетенций. Каждый уровень самостоятельно обеспечивает гарантии в пределах своей компетенции и из своих ресурсов.

Такой подход не позволяет  в полной мере учесть динамику конъюнктуры  на региональных рынках труда и ограничивает уровень решения проблемы весьма различающимися материальными возможностями отдельных административно-территориальных единиц.

Другой поход предполагает «многослойное» построение системы  социальной поддержки, когда каждый из уровней дополняет остальные. При этом федеральный уровень  гарантий не может быть ниже установленных законодательством минимумов, а региональный дополняет его с учетом местной специфики.23 Взаимная увязка национальной (федеральной) политики в области занятости, определяющей цели и направления регулирующего воздействия государства на рынок труда, и региональных программ, конкретизирующих меры государственной поддержки применительно к своей социально-экономической ситуации, должны вести к более эффективным результатам.

Важным условием эффективного выполнения программ содействия занятости  населения является реализация действенного механизма социального партнерства, включающая конструктивное взаимодействие заинтересованных органов исполнительной власти всех уровней, с работодателями и общественными объединениями.24

Основным исполнителем государственной политики занятости являются службы занятости населения. При этом определяющее значение в реализации государственной политики занятости принадлежит центрам занятости населения, которые непосредственно предоставляют услуги населению по содействию в трудоустройстве. Именно способность центров занятости удовлетворять самые разнообразные потребности населения в сфере занятости свидетельствует об эффективности всей организационной работы с экономически активным населением.

Востребованность службы занятости на современном рынке труда подтверждается данными бывшего Минтруда России, функции которого в части вопросов занятости населения переданы Федеральной службе по труду и занятости.  Так, ежегодно в службу занятости обращаются 15 - 16 млн. чел., регистрируется с целью поиска работы 5,5 - 6 млн. чел., непосредственно при содействии службы занятости находят работу 3,8 - 4 млн. чел.25

Одновременно, положительная  динамика наблюдается в количестве вакансий, заявляемых в органы службы занятости работодателями различных  форм собственности. Так, за период с 2000 по 2006 годы число предприятий и организаций, контактирующих со службой занятости, выросло с 53 тыс. до 123 тыс., а число заявленных вакансий – с 2,7 до 4,6% списочной численности занятых на данных предприятиях (с 328 тыс. до 818 тыс.).26

Однако, несмотря на высокую  эффективность государственной  службы занятости, только небольшая  часть вакансий заполняется с  ее помощью. Преимущественно это  рабочие места, требующие низкой квалификации.

Органы государственной  службы занятости сегодня находятся в очень трудном положении. Им поручают выполнение все большего числа функций, но одновременно выделяют все меньше средств. Они должны добиваться равновесия  между спросом и предложением на рынке труда, включая требования к квалификации; предвидеть появление новых вакансий и специальностей, в том числе вследствие структурной перестройки, и помогать трудящимся и центрам профподготовки заранее готовиться к этому; содействовать людям, находящимся вне рынка труда, в получении работы или пособий; корректировать или сглаживать последствия экономической политики, направленной на повышение эффективности и конкурентоспособности производства, что в то же время крайне отрицательно сказывается на уровне занятости.27 

В основу осуществления  политики занятости положены компоненты, соответствующие международной практике и российскому законодательству и условно разделенные по степени воздействия на состояние рынка труда на активный (стимулирующий) и пассивный (компенсационный) типы воздействия государства на рынок труда.

«Пассивная политика», ориентированная на материальную поддержку  безработных и предоставление простейших услуг по подбору рабочего места  через государственные органы по вопросам занятости – наиболее «экономичный»  путь с точки зрения государственных расходов. Тактика пассивного ожидания экономического подъема в России могла бы оправдать себя при высокой гибкости рабочей силы и рынка труда в целом, позитивных экономических перспективах, при которых возможности самостоятельного подбора работы велики. В противном случае сдерживающие регуляторы такой политики окажутся слабыми, проблема безработицы не ослабеет, расширится длительная безработица и сопровождающая её социальная изоляция, потеря трудовой мотивации не имеющих работу.

Информация о работе Проблемы занятости населения