Процедура, необходимость делегирования полномочий: виды полномочий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 10:43, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является показать процесс делегирование полномочий в менеджменте, как один из способов управления персоналом.
Задачи работы:
1) раскрыть понятие и метода делегирования полномочий (организационный диапазон исполнения управленческих решений, аргументы «за» и «против» метода и эффективность данного метода);
2) показать процесс управления персоналом и его эффективность через использование метода делегирования полномочий на примере муниципального бюджетного образовательного учреждения «Гимназия № 7» г.Норильска.
Структура и содержание работы обусловлены целью настоящего исследования.

Файлы: 1 файл

ИТОГОВЫЙ ВАРИАНТ.doc

— 208.50 Кб (Скачать файл)

Полной централизации  препятствует то, что люди располагают  лимитированными ресурсами времени, знаниями, опытом, квалификацией и могут одновременно решать лишь определенное число проблем и усваивать ограниченный объем информации, а поэтому централизация в одном отношении требует одновременно противоположного подхода в другом.

Достоинства централизации  полномочий состоят, во-первых, в облегчении концентрации усилий персонала на ключевых направлениях деятельности; во-вторых, в устранении неоправданного параллелизма; в-третьих, в сосредоточении процесса принятия решений в руках тех, кто лучше знает общую ситуацию, имеет большие кругозор, знания, опыт.

Однако централизация  имеет свою оборотную сторону: затрачивается  много времени на передачу информации, в процессе чего значительная часть ее теряется или искажается; важнейшие решения принимаются лицами, плохо представляющими себе конкретную ситуацию, а исполнители, которым она хорошо знакома, от выработки и принятия решений устранены, и последние им навязываются принудительно.

Усложнение  производственных и информационных связей, увеличение числа субъектов, входящих в организацию, степени их самостоятельности обусловили тенденцию к децентрализации управления. Последняя позволяет:

1) быстро разрабатывать  и принимать самостоятельные инициативные решения, в том числе при участии непосредственных исполнителей;

2) более определенно  отражать в этих решениях объективную  ситуацию;

3) отказаться  от получения детальных инструкций  из центра, снизив этим его  перезагруженность второстепенными проблемами и сократив информационные потоки;

4) ориентировать  исполнителей на конкретные результаты, а не на показатели.

В то же время  децентрализация должностных полномочий сопровождается и рядом негативных последствий. Прежде всего, вследствие обособленности процесса принятия решений и концентрации его в руках руководителей низовых уровней, не обладающих широким кругозором, слабо учитываются или вовсе игнорируются интересы остальных, а сами решения носят тактический характер, оказываются мелкими, малоэффективными. Из-за отсутствия же общих правил и процедур их «утряска» занимает много времени и далеко не всегда оказывается успешной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. ПОНЯТИЕ ДЕЛЕГИРОВАЯ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ

 

2.1.Сущность  делегирования

Делегирование как термин означает передачу задач  и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение. Делегирование представляет собой средство, при помощи которого руководство распределяет среди сотрудников задачи, которые должны быть выполнены для достижения целей организации.

Суть делегирования  состоит в том, что руководитель предоставляет подчиненным свободу действий в решении, в рамках предоставленных полномочий с определённым для этих действий уровнем ответственности.

Процесс делегирования  полномочий состоит из трех этапов:

I этап — поручение  работникам индивидуальных конкретных  заданий; 

II этап —  предоставление подчиненным соответствующих  полномочий и ресурсов;

III этап —  формирование обязательств подчиненных  выполнить порученные им задания;

Полная ответственность  руководителя за деятельность своих  подчиненных сохраняется при  любом типе делегирования. Важно  осознавать, что делегирование реализуется только в случае принятия полномочий. Ответственность же не делегируется, так как руководитель не может размывать ответственность, передавая ее подчиненному.

Сегодня к делегированию  полномочий подталкивают потребности  компаний. Ключом к успеху являются: быстрая реакция на требования клиентов, надежные межуровневые и межфункциональные связи в компаниях, а также необходимость использовать местные, мгновенно возникающие и исчезающие возможности, что требует решительной децентрализации процессов принятия решений.   

Степень децентрализации управления определяется степенью предоставления полномочий или прав принятия самостоятельных решений управляющим отделениями, т.е. имеет место делегирование полномочий.

Основные цели делегирования:

- Разгрузить вышестоящих руководителей, освободить их от решения текущих задач, и создать наилучшие условия для решения стратегических и перспективных задач управления.

- Повысить дееспособность нижестоящих звеньев.

- Активизировать «человеческий фактор», увеличить вовлеченность и заинтересованность работников.

Обычно делегируются: специализированная деятельность, рутинная работа, частные вопросы деятельности, подготовительные работы (проекты и т.п.).

 Не подлежат делегированию: постановка целей, принятие решений по выработке политики предприятия, контроль результатов и т.п., задачи особой важности, задачи высокой степени риска, необычные, исключительные дела, актуальные, срочные дела, не оставляющие времени для объяснения и перепроверки.

Достоинство делегирования  полномочий заключается, прежде всего, в том, что оно способствует формированию в коллективе атмосферы творческого труда. Работник, которому делегированы определенные полномочия, получает самостоятельный участок и отвечает перед своим руководителем за него (т.е. на него возлагается определенная ответственность), что само по себе является мобилизующим фактором.

С точки зрения необходимости контроля, делегируемые проблемы можно разделить на следующие  виды, требующие: текущего контроля за результатами; обычного контроля или  самоконтроля с периодическим информированием руководителя; специального контроля в отношении отдельных моментов; полного контроля и не допускающие отклонений от предписываемых действий. В предпоследнем случае полномочия делегируются выборочно, а в последнем вообще не делегируются.

Чаще всего  полномочия делегируются непосредственным подчиненным, а те уже, по согласованию с руководителем, передают их дальше. Эти сотрудники должны быть способными, компетентными в своей области, иметь склонность к организаторской  и управленческой деятельности, стремление преуспеть в ней и добиться успеха. Процесс делегирования полномочий тщательно планируется исходя из целей организации, обычно отдельно по каждой задаче.

Прежде всего, делегирование полномочий приближает принятие решений к месту их реализации, а следовательно, повышает их качество и оперативность, предотвращает растрату времени на ожидание распоряжений и указаний, отчего процесс управления в целом становится более эффективным.

Если существенная задача не делегирована другому человеку, руководитель вынужден будет выполнять ее сам. Это, конечно, во многих случаях просто невозможно, так как время и способности руководителя ограничены. Более важным является то, что сущность управления заключается в умении «добиться выполнения работы другими». Правильно управляет тот, кто добивается выполнения работы другими. Поэтому, в подлинном смысле слова, делегирование представляет собой акт, который превращает человека в руководителя.

 

2.2.      Основные принципы  делегирования

Рассматриваемые ниже принципы делегирования полномочий являются основополагающими для правильного делегирования полномочий. Несоблюдение их на практике может привести к тому, что делегирование будет неэффективным, организация нежизнеспособной, а процесс управления значительно затруднится.

Принцип делегирования на основе ожидаемых  результатов.

Делегирование в соответствии с ожидаемыми результатами предполагает, что цели установлены, а планы разработаны, что они доведены до сведения подчиненных и поняты ими, что введены соответствующие должности, которые будут способствовать выполнению поставленных задач. Кроме того, данный тип делегирования указывает на то, что планирование является необходимой предпосылкой для осуществления любых стоящих перед управляющими целей и что на практике все функции управляющего сливаются в единый вид деятельности.

Принцип функциональной дефиниции.

Принцип функциональной дефиниции означает, что: чем яснее определены ожидаемые от управляющего или структурного подразделения результаты, чем четче и полнее определены направления их деятельности и делегированные организационные полномочия, чем яснее осознаны должностные и информационные взаимосвязи с другими управляющими и подразделениями,  тем больший вклад способны внести эти управляющие и структурные подразделения в реализацию целей предприятия. Несоблюдение данного принципа способно вызвать путаницу и неразбериху в вопросе о том, что именно и от кого именно следует ожидать. Весьма непросто дать определение содержания работы, если у руководителя нет четкого представления о том, какие результаты он хочет получить.

Скалярный принцип.

Скалярный принцип  относится к цепочке прямых должностных  отношений руководителей и подчиненных в масштабе всей организации. Всегда должно быть лицо, обладающее верховной властью в организации. Чем отчетливее линия должностной связи высшего управляющего с каждым из подчиненных, тем эффективнее процесс принятия решений и коммуникация. Подчиненные должны знать кто делегирует им полномочия и на чье усмотрение они должны передавать решение проблем, выходящих за рамки их полномочий. И хотя командная цепочка вполне может использоваться самостоятельно для передачи только информации, отказ от нее при принятии решений приводит к нарушению системы принятия решений и подрыву самой системы управления.

Принцип уровня полномочий.

Принцип уровня полномочий вытекает из совокупности принципа функциональной дефиниции и скалярного принципа. На каждом организационном уровне имеются полномочия для принятия решений в рамках компетенции предприятия. Принцип уровня полномочий означает, что: сохранение эффективности делегирования требует, чтобы решения в пределах полномочий отдельных сотрудников принимались ими, а не переадресовывались на высшие организационные уровни. Другими словами, на каждом уровне управляющие должны принимать все те решения, на которые у них хватает полномочий, а на усмотрение своего руководства передавать решение лишь тех вопросов, которые выходят за рамки их компетенции. Если управляющие хотят добиться эффективности делегирования и тем самым снять с себя определенную часть нагрузки по принятию решений, они должны быть уверены, что полномочия ясны подчиненному, что он их четко осознает.

Принцип безусловной ответственности.

Поскольку ответственность, будучи взятым, на себя обязательством, не может быть делегирована, то ни один руководитель не может за счет делегирования освободиться от ответственности за деятельность подчиненных, так как именно он делегирует полномочия и распределяет обязанности. Подчиненные, приняв поручение и получив необходимые для его выполнения полномочия, несут полную ответственность перед руководителями за свою деятельность; руководители же в свою очередь несут всю ответственность за организационную деятельность подчиненных.

Принцип соответствия полномочий и ответственности.

Чтобы делегирование  было действенным, необходимо соответствие между полномочиями и ответственностью; то есть, руководство должно делегировать работнику полномочия, достаточные для выполнения всех задач, за которые он принял на себя ответственность (принцип соответствия). Как следствие, работник может принимать ответственность только за те задачи, которые попадают в сферу делегированных ему полномочий.

Принцип единоначалия.

Согласно этому  принципу, работник должен получать полномочия только от одного начальника и отвечать только перед этим человеком. Или, по словам профессоров Кунца и 0'Доннела: «Чем более полным будет официальное отношение между индивидом и его единственным начальником, тем меньше возможность возникновения конфликта и тем больше чувство личной ответственности за результаты». [19  с.96 -102]

 

2.3   Метод делегирования полномочий и его эффективность

Большинство современных  руководителей охотно признают важность и значимость делегирования полномочий в процессе управления персоналом.

Метод делегирования полномочий формирует  организационный диапазон исполнения управленческих решений, вывода руководителя из узкого, тесного коридора поручения заданий на широкую дорогу в поисках надежных попутчиков. Можно представить, от чего должен уходить руководитель и к чему он должен стремиться, чтобы расширить организационный диапазон исполнения.

           Таблица № 1.

                    Организационные рамки руководителя

 

Узкие организационные  рамки руководителя

Широкие организационные  рамки руководителя

1. Выдача заданий  в пределах обязанностей работников

1. Выдача заданий  в расширенных пределах обязанностей

2. Повседневная  передача поручений

2. Разовая передача  поручений 

3. Принятие мелких  управленческих решений на ходу

3. Право работников  на свободу маневра

4. Передача дополнительных  разъяснений

4. Отладка постоянной  «обратной связи» с работниками

5. Дополнение  уже принятых решений новыми

5. Право работников  решать на месте.

6. Торможение тех решений, которые перестали исполняться

6. Самоувязка  управленческих решений в новые звенья

7. Принятие на  себя ролей приказчика, распорядителя, «погонялы», надсмотрщика

7. Принятие на  себя ролей советчика, консультанта, арбитра, наблюдателя

 

8. Организационная  среда наполнена некачественными решениями и перегружена управленческими циклами

8. Организационная  среда наполняется теми решениями, которые работают на самореализацию управленческих циклов

9. Руководитель  «ворочает камни», которые подрывают проявление творческих возможностей

9. Руководитель "разбрасывает" зерна-которые расширяют поле его творческих возможностей

10. Личностный  ресурс руководителя «затаптывается"

10. Личностный  ресурс руководителя возрастает

Информация о работе Процедура, необходимость делегирования полномочий: виды полномочий