Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 10:43, курсовая работа
Целью работы является показать процесс делегирование полномочий в менеджменте, как один из способов управления персоналом.
Задачи работы:
1) раскрыть понятие и метода делегирования полномочий (организационный диапазон исполнения управленческих решений, аргументы «за» и «против» метода и эффективность данного метода);
2) показать процесс управления персоналом и его эффективность через использование метода делегирования полномочий на примере муниципального бюджетного образовательного учреждения «Гимназия № 7» г.Норильска.
Структура и содержание работы обусловлены целью настоящего исследования.
Источник: [5, с. 264].
Переходя к методу делегирования полномочий, руководитель не только определяет сроки исполнения, качество и объемы работы, но и конечные результаты, наделяя работников ответственностью за полную реализацию управленческого решения. Они договариваются о том, как оформить и представить результаты, а также о том, как эти результаты будут вознаграждаться. Работнику предоставляется право на риск, а значит, и право на ошибку, т.е. право самому выбирать наилучший способ достижения результата.
Чтобы осуществить эффективное делегирование, нужно предусмотреть следующее:
- определить ответственность и полномочия за каждый вид деятельности;
- избегать подробного инструктирования;
- не делать выводов за подчиненных;
- побуждать подчиненных к инициативе;
- смотреть спокойно на свои ошибки и ошибки подчиненных;
- подбирать себе конкретную работу, которую лично осуществлять качественно.
Преимущества делегирования полномочий несомненны. Во-первых, данный метод управления накладывает меньше ограничений на персонал компании и предоставляет им больше свободы в достижении целей организации. В таких компаниях поощряют культуру и дух самообучения и саморазвития персонала. А, как известно, самообучающийся персонал работает наиболее эффективно. Организация, использующая механизм делегирования полномочий, нацелена на достижение позитивного результата, а не на выполнение каких бы то ни было процедур и правил. Опора на саморазвивающийся и самообучающийся персонал, ответственно относящийся к достижению целей организации, участвующий в формировании самих целей, позволяет оперативно реагировать на возникающие изменения во внешней среде, оставаясь при этом устойчивой структурой. Именно сочетание максимальной гибкости и необходимой структурной устойчивости определяет успех или поражение в острой конкурентной среде.
Эффективность процесса делегирования полномочий во многом определяется разумным сочетанием интересов организации или подразделения, руководителя и исполнителя. Интересы организации учитываются путем соблюдения существующих там традиций; принятых стандартов и нормативов деятельности; исключения возможности злоупотребления полученными полномочиями. Интересы руководителей и исполнителей обеспечиваются рациональным распределением обязанностей и ответственности между ними, а также своевременным вознаграждением.
Основные методики делегирования.
Метод постановки общих задач: передача подчиненным конечной цели деятельности (а не средств и способов). При этом методе контролируются главным образом результаты. Применение этого метода обосновано при высокой квалификации подчиненных.
Метод детального инструктирования: определение руководителем не только задания, но и способов их выполнения, т. е. когда распоряжение выдается в виде подробных и детальных инструкций. Применяется в случаях, когда руководитель обладает высоким авторитетом при низкой квалификации подчиненных или когда необходимо обеспечить оперативность, а также в случаях, когда надо поднять дисциплину труда.
Метод параллельного поручения задания: поручение задания двум и более исполнителям. Оправданно в случаях, когда необходимо исследовать предмет разными методами или для получения выигрыша во времени за счет параллельной разработки самостоятельных альтернативных вариантов решений. Последнее относится к практике параллельной работы над двумя или более проектами по одной и той же теме разными проектными группами, по результатам работы которых проводят оценку проектов и выбирают наиболее удачный.
Метод параллельной организации работ: одновременное выполнение различных операций и этапов работ. Применяется он для ускорения сроков выполнения работ и др.
Руководитель должен обеспечивать организационную сторону процесса делегирования полномочий. Эффект от применения метода делегирования полномочий огромен и предполагает создание определенных организационных заделов для его грамотной реализации.
Конечно, делегирование имеет и свои минусы, одним из которых является то, что "менеджер может потерять из поля зрения процесс реализации поставленных задач".
Недостатки делегирования:
1. Передавая
свои обязанности сотрудникам,
вы не можете быть уверены
в должном качестве выполнения.
Поэтому первоочередной
2. Может случиться так, что сотрудник совсем не справится с новыми обязанностями. Поэтому, устанавливая срок выполнения задания, не забудьте оставить пару дней на подобный форс-мажор. Это поможет снизить риск срыва сроков.
3. Ответственность за невыполнение или неверное выполнение задания придется нести руководителю. Естественно, часть ответственности возлагается и на подчиненного, но отчитываться перед вышестоящим руководством следует руководителю, а не его подчиненному. Сотрудник не должен становиться щитом, которым в любой момент можно прикрыться от упреков начальства.
4. Некоторые руководители панически боятся, что подчиненный выполнит их задачу лучше, чем они сами. А разве это не то, чего вы хотели? Ведь, делегируя полномочия, вы и рассчитываете на качественное выполнение поставленных задач.
Менеджер должен добиться того, чтобы преимущества делегирования перевешивали его минусы.
Делегирование полномочий происходит не только на официальной, но и большей частью на полуофициальной или даже неофициальной основе, и предполагает наличие благоприятного морально-психологического климата в коллективе и взаимного доверия между руководителями и исполнителями. Делегированию полномочий предшествует значительная подготовительная работа, которую должен осуществить руководитель. Она состоит в том, чтобы определить: для чего, кому, каким образом делегировать полномочия? Какие выгоды для руководителя, самих подчиненных и организации в целом при этом могут быть получены? Какие препятствия могут возникнуть? Но общий подход заключается в делегировании полномочий максимальному количеству сотрудников, находящихся на самых низких этажах управленческой структуры, где на практике реализуются принимаемые решения.
Рассмотрев
теоретические аспекты
III. ПРОЦЕСС ДЕЛЕГИРОВАНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ В ГИМНАЗИИ
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Гимназия № 7» зарегистрированное в администрации г.Норильска № 1528 от 8.09.1993 г., является правопреемником государственного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 7» г.Норильска и реорганизовано 26.08.2009 г. в форме присоединения к ней Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 2».
Учреждение является некоммерческой организацией.
В 1993 году образовательное учреждение получило статус гимназии. С тех пор наблюдаются положительные тенденции в развитии учебного заведения. Существенно возросла конкурентоспособность образовательного учреждения. Значительно обогатился теоретический и методический арсенал педагогического коллектива, деятельность которого стала более целенаправленной. Коллектив ведет активный поиск методических основ использования системного и личностно ориентированного подходов в педагогической деятельности.
К числу «сильных» сторон образовательного учреждения следует отнести достаточно высокую технологическую подготовку педагогов. Благоприятный нравственно-психологический климат в педагогическом коллективе.
На сегодняшний день гимназия является одним из лучших и крупнейших учреждений среди учебных заведений города. В гимназии работает - 128 человек.
Схема управления гимназией в графическом виде представлена в Приложении № 1, 2. На мой взгляд, в отличие от традиционной линейно-функциональной структуры управления, которая построена по иерархическому принципу, где каждый нижестоящий уровень находится под контролем вышестоящего, структура управления гимназии призвана максимально учитывать и использовать потребности, интересы и способности всех участников образовательного процесса, включая их в подготовку и принятие управленческих решений.
В структуру гимназии входят три отделения – хореографическое, художественное, музыкальное (приложение № 3).
Во главе гимназии в течение восьми лет стоит директор – Чалая Людмила Алексеевна. Каждому, кто знает работу директора школы, известно: не первые впечатления, а опыт достаточно продолжительного взаимодействия руководителя и его подчиненных определяет характер их отношений и влияет на эффективность их совместных усилий.
Директор гимназии является авторитарным руководителем. Ей доверяют, её мнение признается изначально верным, воспринимается как руководство к действию, а успех ожидается и предвидится.
Директор гимназии имеет четырех заместителей по учебно-воспитательной работе, заместителя по воспитательной работе и административно-хозяйственной части. Сегодня нет руководителя, который бы не понимал смысл и значение термина «команда». Административная команда гимназии способна к эффективному взаимодействию в ходе реализации управленческих функций. Она ориентирована на решение организационно-управленческих задач руководителя, обеспечивает усиление его влияния на гимназию и педагогов, как на явном, так и на латентном уровнях. Хочется отметить, что управленческая команда гимназии – это один из наиболее очевидных путей самореализации всего коллектива.
В гимназии существует четкое разграничение диапазона того, что осуществляется директором, а что его подчиненными. Такое разграничение четко закреплено в должностных инструкциях. Но разграничение диапазонов не единственное условие эффективности делегирования.
Работа педагогического коллектива гимназии строится на поиске новых форм обучения и воспитания, средств повышения мотивации учащихся к различным видам учебной деятельности; на развитии их психических, интеллектуальных и эмоциональных качеств, здоровьесбережении, воспитании самостоятельности, профессионального самоопределения. Надо сказать, что для педагогов гимназии не существует проблемы занятости учащихся.
Руководитель гимназии не только лучший специалист, но и умелый организатор труда других. Она организовывает работу сотрудников, распределяя между ними конкретные задания. Кроме того, делегирование ответственности и полномочий для неё, это - важнейший инструмент использования творческих сил коллектива, повышению ответственности и в целом повышению эффективности управления МБОУ.
Какие результаты работы имеет на сегодня наш педагогический коллектив?
1. Качество обучения на музыкальном отделении – 81%; художественном отделении – 79%; общеобразовательном – 78% (начальная школа имеет самые высокие
2. Гимназия получила награды:
3. Гимназия вошла в число 100 лучших образовательных учреждений национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России» за результативное участие во всех проектах программы по итогам 2008-2009 учебного года.
4. Ежегодно участвуя в городских, краевых, международных конкурсах учащиеся эстетического отделения нашей гимназии получают от 60 до 90 наград.
5. Хорошие результаты показывают гимназисты ежегодно на городской научно – практической конференции: 2008 – 2010 уч.г. – 19 победителей.
6. Ежегодно из стен гимназии выходят медалисты. В ВУЗ поступает в среднем 90% выпускников, причем до 30% из них выбирают учебные заведения в связи с полученной в школе специализацией.
7. Ежегодно 3-5 учеников получают стипендию благотворительного фонда Михаила Прохорова.
Но, справедливости ради, надо сказать, что далеко не каждую функцию директор «возлагает» на плечи подчиненных. Обязанности, которые она выполняет собственными силами:
1. Определяет
перспективные цели
2. Составляет программу развития гимназии (не смотря на то, что разработка программы проходит в тесном контакте с заместителями директора) и образовательную программу.
3. Руководит экспериментальной площадкой и всеми видами деятельности школы.
4. Издает документы, регламентирующие жизнь школы, поведение сотрудников и учащихся, отношения педагогов и школьников.
5. Проводит подбор сотрудников и оценивает их компетентность (но учитывает мнение администрации).
6. Контролирует и координирует действия своих заместителей.
Информация о работе Процедура, необходимость делегирования полномочий: виды полномочий