Процесс становления и развития отечественной организационной науки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2015 в 12:39, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение процесса становления и развития отечественной организационной науки.
В рамках достижения поставленной цели были установлены следую-щие задачи:
1) обозначить основные положения «Тектологии» А. А. Богданова и возможности использования ее категориального и методологического аппарата для решения конкретных проблем теории организации;
2) изучить рационалистический подход к организации на примере трудов А.К.Гастева;

Файлы: 1 файл

курсовая работа по ТО.docx

— 91.33 Кб (Скачать файл)

       К сожалению, на рубеже 20-30-х гг. утвердился  иной, жестко авторитарный стиль руководства, командно-силовые методы воздействия на подчиненных со свойственными им такими нравственно-психологическими характеристиками, как грубость, чванство, пренебрежительное отношение к мнению членов коллектива, рассматриваемых по существу лишь как слепых исполнителей воли управляющего. Иными словами, все большее распространение на практике получил тот стиль руководства, против которого всем своим существом была направлена концепция человеческих отношений.

       Значение  административной функции, по мнению  Н. Витке, настолько возрастает, что  создается возможность поднять  последнюю на высоту науки  управления как целостной системы знаний о «рациональном построении и руководстве трудовыми коллективами индустриального общества». Автор не переоценивал достигнутых успехов в деле формирования этой отрасли знания, часто называемой им «социальной инженерией». «Она только складывается. Еще нет цельного и широкого здания. Налицо лишь отдельные постройки да груда разрозненных кирпичей». В вопросе о том, какой же должна быть новая наука - теоретической или исключительно прикладной, Н. Витке проявил определенную глубину. Он понимал недостаточность одного лишь абстрактно-теоретического подхода, когда работа «над обобщением становится самодовлеющей целью» и порывается живая связь учения с реальной практикой. Однако такой же крайностью, отмечал он, является и чрезмерный практицизм, когда всякое улучшение, касающееся управления и труда, получает наклейку «научной организации», в действительности же наблюдается «полное равнодушие к научно-изыскательной стороне дела».

Оба уклона, по мнению автора, ошибочны. «Лишь при наличии... тесной спайки практики и теории, взаимной их диффузии в каждый данный момент, соответствующего простора для развертывания каждой из этих двух сплетающихся линий идет нормальное развитие техники любого дела».

        Концепция Н.А. Витке и его сторонников исключительно интересна прежде всего своей социальной направленностью, акцентом на роль человеческого фактора в управлении. [10]

 

Глава 2. Современные организационные теории второй половины  XX века

 

2.1.     Системный  подход

 

       Примерно со средины 1950-х гг. системный подход проникает в самые разные исследовательские области, как естествознания, так и обществознания. К этому периоду уже существуют разнообразные подходы и концепции в менеджменте, уже четко обозначается «классический» период или «классическая школа» менеджмента, «школа человеческих отношений», «научный менеджмент», психологические подходы в теории управления, теории мотивации и ряд других. Другими словами, наряду с естественно научным, в менеджмент проникает гуманитарный идеал научности, с характерными для него антинатуралистическими, субъективистскими философско-методологическими тенденциями.  
      Системный подход - это методологическое направление в науке, основная задача которого состоит в разработке методов исследования и конструирования сложноорганизованных объектов — систем разных типов и классов. Системный подход представляет собой определенный этап в развитии методов познания, методов исследовательской и конструкторской деятельности, способов описания и объяснения природы анализируемых или искусственно создаваемых объектов.  В настоящее время системный подход все шире применяется в управлении, накапливается опыт построения системных описаний объектов исследования. Необходимость системного подхода обусловлена укрупнением и усложнением изучаемых систем, потребностями управления большими системами и интеграции знаний. [6] 
        Данный аспект достаточно полно и глубоко раскрыт в научной философской (В.Г. Афанасьев, А.Н. Кочергин, В. П. Кузьмин, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин и др.) и педагогической литературе (С.Л. Кузьмина, В.П. Симонов, В.М. Полонский и др.). Так, В.Г. Афанасьев отмечает, что системность - это свойство, черта объективной действительности, а системный подход к ней - конкретизация диалектико-материалистического учения о всеобщей связи, движении и развитии. «Системный подход - это качественно более высокий, нежели просто предметный способ исследования. Это переход от познания отдельного к общему, от однозначного к многозначному, от абстрактного к конкретному, от одномерного к полимерному, от линейного к нелинейному и т.д.».

      Роль системного подхода в научном познании и в управлении разнообразными объектами социального порядка, как отмечают ученые-философы, велика. Системный подход в его современном виде позволяет органически соединить анализ и синтез, качественное и количественное в исследовании социальных процессов, что расширяет возможности для применения эвристических и логико-математических методов, а также современных электронно-вычислительных средств. Системный подход позволяет выявить интегративные свойства системы и качественные характеристики, которые отсутствуют у составляющих систему элементов. Предметный, функциональный и исторический аспекты системного подхода требуют реализации в единстве таких принципов исследования, как историзм, конкретность, учет всесторонних связей и развития.

       Системный подход в изучении явлений педагогической действительности требует, согласно результатам исследований В.А. Сластенина, И.Ф. Исаева и др., реализации принципа единства педагогической теории, эксперимента и практики. Педагогическая практика является критерием истинности научных знаний, которые разрабатываются теорией и частично проверяются экспериментом. Практика становится и источником новых фундаментальных проблем образования. Теория дает основу для правильных практических решений, но глобальные проблемы, задачи, возникающие в образовательной практике, порождают новые вопросы, требующие фундаментальных исследований. [23]

              Анализ научной философской литературы показал, что существенные признаки понятия «система» раскрываются в работах В.Г. Афанасьева, И.В. Блауберга, А.Н. Кочергина, Н. В. Кузьмина, В.Н. Садовского, Э.Г. Юдина и др.

       В.Г. Афанасьев под «системой» в широком смысле понимает «комплекс взаимодействующих тем или иным образом компонентов». В строгом смысле слова система - это целостное образование, обладающее новыми качественными характеристиками, не содержащимися в образующих его компонентах. Конкретизируя это понятие, В.Г. Афанасьев определяет систему как совокупность объектов, взаимодействие которых вызывает появление новых, «интегративных качеств, не свойственных отдельно взятым образующим систему компонентам».

       Наличие органической связи компонентов служит основанием того, что во взаимодействии со средой система всегда выступает как нечто «единое», обладающее качественной определенностью. Система - это такое образование, в котором внутренние связи компонентов между собой преобладают над внешними воздействиями на них. [17]

       Всестороннее изучение системы предполагает рассмотрение, прежде всего ее внутреннего строения. Внутренние свойства системы характеризуются, согласно результатам исследований В.Г. Афанасьева, системно-компонентным, системно - структурным, системно - функциональным, системно - интегративным аспектами.

       Системно-структурный аспект системного подхода есть поиск ответа на вопрос: их чего, из каких компонентов образовано целое. Компоненты в философском понимании - это те структурные единицы, взаимодействие которых обеспечивает присущие системе качественные особенности.

       Системно-структурный аспект системного подхода предполагает раскрытие структуры как внутренней формы системы, представляющей собой способ взаимосвязи, взаимодействия образующих ее компонентов. Специфика структуры зависит, прежде всего, от природы компонентов системы.

       Системно-функциональный аспект системного подхода ориентирован на изучение функций системы. Всякая система социального порядка активна, деятельностна, что проявляется в ее функциях. Функции системы представляют собой интегративный результат функционирования ее компонентов. Функции системы выступают и как формы, способы проявления активности, жизнедеятельности системы и ее компонентов, как взаимосвязь, определяющая порядок включения компонентов, частей в целое. Функции компонентов по отношению к системе носят целесообразный характер. Различают координацию и субординацию функций. [13]

       Системно - интегративный аспект системного подхода ориентирован на выявление факторов системности, тех механизмов, которые обеспечивают сохранение качественной специфики систем, их функционирование и развитие. Наиболее общим, универсальным основанием системности является, согласно В. Г. Афанасьеву, материальное единство мира.

       В исследовании В.Н. Садовского и Э.Г. Юдина в содержание понятия «система» включены следующие признаки: 1) система представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов; 2) она образует особое единство со средой; 3) как правило, любая исследуемая система представляет собой элемент системы более высокого порядка; 4) элементы любой исследуемой системы, в свою очередь, обычно вступают как системы более низкого порядка.

       Важную роль в функционировании и развитии социальной системы играет внешняя среда. В. Г. Афанасьев отмечает, что всякая система социального порядка существует не сама по себе, не изолированно, а в определенной взаимосвязи с другими системами социального и природного порядка. Эти внешние по отношению к данной системе образования, с которыми система связана сетью коммуникаций, и составляет ее среду.        Внешняя среда, окружающие условия - это необходимый фон, на котором и при опосредованном участии которого развертывается функционирование системы. Поэтому в познании и на практике следует учитывать зависимость свойств системы как от внутренних факторов (состава, структуры, и функций системы), так и от процессов, происходящих в окружающих ее условиях.        Таким образом, социальные системы, обладая присущим и для всех систем признаками, характеризуются следующими специфическими особенностями: наличие целей и управление. Существуют смешанные системы, в которых могут объединяться элементы естественной, искусственной и общественной природы, такие как биотехнические, социотехнические, биосоциальные и т.п.

       Системы могут быть открытыми, обменивающимися со средой веществом, энергией или информацией, или закрытыми, если никакого обмена системы с внешней средой нет. [19]

       Различают также системы целенаправленные, целеустремленные, то есть стремящиеся к достижению планируемого результата. В исследовании И. С. Ладенко обосновывается такое понятие, как «интеллектуальная система», содержание которого «представляет собой объединение комплекса средств познавательной деятельности с функциональным коллективом специалистов, которые используют их при расстановке в решении познавательных задач.           В.Г. Афанасьев относит социальные системы к классу самоуправляемых систем, то есть систем, которым присущи механизмы, факторы управления. Они-то и обеспечивают целостность системы, ее функционирование, совершенствование и развитие. Управление как свойство общества на любой ступени развития имеет всеобщий характер и вытекает из системной природы общества.

2.2.     Кибернетический  подход

 

       Кибернетика - наука о самоуправляющихся машинах, в частности о машинах с электронным управлением ("электронный мозг"); получила самое широкое распространение в последней трети 20 в. и сейчас находит широкое применение также в биологии и социологии. [14]

       Работы по теории колебаний, выполненные коллективом ученых под руководством известного советского физика и математика Александра Александровича Андронова (1901—1952 гг.), послужили основой для решения впоследствии ряда нелинейных задач теории автоматического регулирования. А. А. Андронов ввел в теорию автоматического управления понятия и методы фазового пространства, сыгравшие важную роль в решении задач оптимального управления.

       Интенсивное  развитие кибернетики в нашей  стране связано с деятельностью таких крупных ученых, как академик А. И. Берг (1893—1979 гг.) — выдающийся ученый, организатор и бессменный руководитель Научного совета по кибернетике АН СССР; академик В. М. Глушков (1923—1982 гг.) — математик и автор ряда работ по кибернетике, теории конечных автоматов, теоретическим и практическим проблемам автоматизированных систем управления; академик В. А. Котельников, разработавший ряд важнейших проблем теории информации; академик С. А. Лебедев (1902—1974 гг.), под руководством которого был создан ряд быстродействующих ЭВМ; член-корреспондент АН СССР А. А. Ляпунов (1911—1973 гг.)—талантливый математик, сделавший очень много для распространения идей кибернетики в нашей стране; академик А. А. Харкевич (1904—1965 гг.) — выдающийся ученый в области теории информации, и многих других. Большой вклад в развитие экономической кибернетики внесли академики Н. П. Федоренко и А. Г. Аганбегян. Первые работы по сельскохозяйственной кибернетике выполнены М. Е. Браславцем, Р. Г. Кравченко, И. Г. Поповым. Поэтому не случайно, что признавая конкретные достижения отдельных русских и советских ученых в области кибернетики, некоторые зарубежные исследователи по праву называют второй родиной этой науки Советский Союз.

       Теоретическая кибернетика, подобно математике, является по существу абстрактной наукой. Ее задача - разработка научного аппарата и методов исследования систем управления независимо от их конкретной природы. В теоретическую кибернетику вошли и получили дальнейшее развитие такие разделы прикладной математики, как теория информации и теория алгоритмов, теория игр, исследование операций и др. Ряд проблем теоретической кибернетики разработан уже непосредственно в недрах этого научного направления, а именно: теория логических сетей, теория автоматов, теория формальных языков и грамматик, теория преобразователей информации и т. д. Теоретическая кибернетика включает также общеметодологические и философские проблемы этой науки. В зависимости от типа систем управления, которые изучаются прикладной кибернетикой, последнюю подразделяют на техническую, биологическую и социальную кибернетику. Техническая кибернетика - наука об управлении техническими системами. Техническую кибернетику часто и, пожалуй, неправомерно отождествляют с современной теорией автоматического регулирования и управления. Биологическую кибернетику в свою очередь подразделяют: на медицинскую кибернетику, которая занимается главным образом моделированием заболеваний и использованием этих моделей для диагностики, прогнозирования и лечения; физиологическую кибернетику, изучающую и моделирующую функции клеток и органов в норме и патологии; нейрокибернетику, в которой моделируются процессы переработки информации в нервной системе; психологическую кибернетику, моделирующую психику на основе изучения поведения человека. [11]     Социальная кибернетика - наука, в которой используются методы и средства кибернетики в целях исследования и организации процессов управления в социальных системах. Необходимо, однако, учитывать, что социальная кибернетика, изучающая закономерности управления обществом в количественном аспекте, не может стать всеобъемлющей наукой об управлении обществом, характеризующимся в значительной мере неформализуемыми явлениями и процессами. В связи с этим наибольшие практические успехи в современных условиях могут быть достигнуты в результате применения кибернетики в области управления экономикой, производственной деятельностью как важнейшими основами развития общества. Среди социальных подсистем именно экономика характеризуется наиболее развитой системой количественных показателей и соотношений. Сферой экономической кибернетики являются проблемы оптимизации управления народным хозяйством в целом, его отдельными отраслями, экономическими районами, промышленными комплексами, предприятиями и т. д. В качестве основного метода экономической кибернетики используется экономико-математическое моделирование, позволяющее представить динамику развития производственно-экономических систем разрабатывать меры по улучшению их структуры и методы экономического прогнозирования и управления. Основным направлением и одной из важнейших целей экономической кибернетики в настоящее время стала разработка теории построения и функционирования автоматизированных систем управления (АСУ). Необходимость создания АСУ обусловливается высокими темпами роста производства, углублением его специализации, расширением кооперирования предприятии, существенным увеличением числа межхозяйственных связей и их усложнением. В ходе развития этих процессов происходит снижение эффективности традиционных методов управления производством, возникает настоятельная необходимость привлечения на помощь руководителю кибернетической техники, т. е. создания систем управления «человек — машина» которые нашли реальное воплощение в виде АСУ. Особенности сельскохозяйственного производства (территориальная рассредоточенность, большая длительность производственных циклов, сильное влияние случайных факторов и др.) повышают значение АСУ в управлении им. Кибернетика - обобщающая наука, исследующая биологические, технические и социальные системы. [15]    Кибернетика охватывает все науки, но не полностью, а лишь в той их части, которая относится к сфере процессов управления, связанных с этими науками и соответственно с изучаемыми ими системами. Философия же, объясняя эти закономерности, общие для всех наук, рассматривает наряду с ними и кибернетику как сферу действия общефилософских законов диалектического материализма. Каковы же основные философские проблемы, возникшие в связи с появлением и развитием кибернетики как нового научного направления? Это, прежде всего вопрос о природе и свойствах информации как основной категории кибернетики, вопросы диалектики структуры и развития сложных систем, их иерархии, зависимости их свойств от количества элементов, взаимодействия с внешне средой. Ряд методологических и философских вопросов возникает в связи с проблемами моделирования — о сущности, типах и свойствах материальных и идеальных моделей, их адекватности и границах применения. С задачами бионического моделирования и созданием универсальных кибернетических автоматов, роботов и искусственного интеллекта связана проблема о предельных возможностях таких систем и о сравнении возможностей переработки информации кибернетическими машинами и человеком. Создание автоматизированных человеко-машинных систем управления ставит философские проблемы о роли человека в этих системах и о характере своеобразного симбиоза человека и машины.

Информация о работе Процесс становления и развития отечественной организационной науки