Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 21:36, курсовая работа
Данная курсовая работа описывает процесс создания автоматизированной системы транснациональной промышленной корпорации «Philips».
Philips Group производитель высокотехнологичных компонентов, телекоммуникационного оборудования, бытовой техники, аудио- и видео устройств. В таблице 1 содержится описание проблемы, решение которой является задачей, поставленной перед разработчиками ЭС.
ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. НЕОБХОДИМЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СИСТЕМЕ 7
1.1. Цели и назначение ПП 7
1.2. Характеристики объекта автоматизации 7
1.3. Состав и содержание работ по созданию (развитию) системы 8
РАЗДЕЛ 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 10
2.1. Данные программы 10
2.2. Описание вариантов выхода из кризиса 11
2.2.1.Эмиссия облигаций компании. 12
2.2.2.Сокращение текущих расходов 13
2.2.3.Сокращение малоприбыльных линий производства 15
2.2.4.Новость о слиянии 16
2.3. Эскизный проект 18
2.4. Описание блок-схем 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Уральский федеральный университет
имени первого
Президента России Б.Н. Ельцина»
Факультет информационно-математических технологий и экономического моделирования
Кафедра анализа систем и принятия решений
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Разработка и стандартизация программного обеспечения»
на тему:
«Проектирование и разработка экспертной
системы для международной
Руководитель: Фомина А. И.
Нормоконтролёр: Медведева М. А.
Студент гр. ИМ-47012: Мартьянов
К.В.
Оценка
Дата защиты
Члены комиссии
Екатеринбург
2010
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Экспертные системы (ЭС) - это яркое и быстро прогрессирующее направление в области искусственного интеллекта (ИИ). Причиной повышенного интереса, который ЭС вызывают к себе на протяжении всего своего существования, является возможность их применения к решению задач из самых различных областей человеческой деятельности. Пожалуй, не найдется такой проблемной области, в которой не было бы создано ни одной ЭС или, по крайней мере, такие попытки не предпринимались бы.
ЭС - это набор программ или программное обеспечение, которое выполняет функции эксперта при решении какой-либо задачи в области его компетенции. ЭС, как и эксперт-человек, в процессе своей работы оперирует со знаниями. Знания о предметной области, необходимые для работы ЭС, определенным образом формализованы и представлены в памяти ЭВМ в виде базы знаний, которая может изменяться и дополняться в процессе развития системы.
ЭС выдают советы, проводят анализ, выполняют классификацию, дают консультации и ставят диагноз. Они ориентированы на решение задач, обычно требующих проведения экспертизы человеком-специалистом. В отличие от машинных программ, использующий процедурный анализ, ЭС решают задачи в узкой предметной области (конкретной области экспертизы) на основе дедуктивных рассуждений. Такие системы часто оказываются способными найти решение задач, которые неструктурированны и плохо определены. Они справляются с отсутствием структурированности путем привлечения эвристик, т. е. правил, взятых “с потолка”, что может быть полезным в тех системах, когда недостаток необходимых знаний или времени исключает возможность проведения полного анализа.
Главное достоинство ЭС - возможность накапливать знания, сохранять их длительное время, обновлять и тем самым обеспечивать относительную независимость конкретной организации от наличия в ней квалифицированных специалистов. Накопление знаний позволяет повышать квалификацию специалистов, работающих на предприятии, используя наилучшие, проверенные решения.
Практическое применение искусственного интеллекта на машиностроительных предприятиях и в экономике основано на ЭС, позволяющих повысить качество и сохранить время принятия решений, а также способствующих росту эффективности работы и повышению квалификации специалистов. Большинство характеристик программного продукта - качество, стоимость, сроки создания, актуальность - непосредственно определяются технологией разработки и точностью ее соблюдения.
Типичная статическая ЭС состоит из основных компонентов:
- решателя (интерпретатора);
- рабочей памяти (РП), называемой также базой данных (БД);
- базы знаний (БЗ);
-
компонентов приобретения
- объяснительного компонента;
- диалогового компонента.
База
данных (рабочая память) предназначена
для хранения исходных и промежуточных
данных решаемой в текущий момент
задачи. Этот термин совпадает по названию,
но не по смыслу с термином, используемым
в информационно-поисковых
База знаний (БЗ) в ЭС предназначена для хранения долгосрочных данных, описывающих рассматриваемую область (а не текущих данных), и правил, описывающих целесообразные преобразования данных этой области.
Решатель, используя исходные данные из рабочей памяти и знания из БЗ, формирует такую последовательность правил, которые, будучи примененными, к исходным данным, приводят к решению задачи.
Компонент приобретения знаний автоматизирует процесс наполнения ЭС знаниями, осуществляемый пользователем-экспертом.
Объяснительный компонент объясняет, как система получила решение задачи (или почему она не получила решение) и какие знания она при этом использовала, что облегчает эксперту тестирование системы и повышает доверие пользователя к полученному результату.
Диалоговый компонент ориентирован на организацию дружественного общения с пользователем, как в ходе решения задач, так и в процессе приобретения знаний и объяснения результатов работы.
Фирма занимающаяся производством ПО, может преуспевать только в том случае, если выпускаемая ей продукция всегда отличается высоким качеством и разработана в соответствии с потребностями пользователя.
Данная курсовая работа описывает процесс создания автоматизированной системы транснациональной промышленной корпорации «Philips».
Philips Group производитель высокотехнологичных компонентов, телекоммуникационного оборудования, бытовой техники, аудио- и видео устройств. В таблице 1 содержится описание проблемы, решение которой является задачей, поставленной перед разработчиками ЭС.
Таблица 1
Описание проблемы
|
|
|
Широкий
ассортимент товаров |
Прибыль | В результате кризиса стоимость ваших акций на международном фондовом рынке упала на 20%. Стоимость компании и прибыли так же упала |
Система в режиме диалога должна предложить пользователю не менее 4 способов решения проблемы.
Цель работы: разработка ПО, позволяющего принимать управленческие решения для вывода компании «Philips» из кризиса.
Процесс создания АС представляет собой совокупность упорядоченных во времени, взаимосвязанных, объединенных в стадии и этапы работ, выполнение которых необходимо и достаточно для создания АС, соответствующей заданным требованиям.
Стадии и этапы создания автоматизированной системы выделяются как части процесса создания по соображениям рационального планирования и организации работ, заканчивающихся заданным результатом.
Работы по развитию автоматизированной системы осуществляют по стадиям и этапам, применяемым для создания автоматизированной системы.
В разработке программы принимают участие: алгоритмизатор, программист-системщик, эксперт в экономической области, заказчик.
В обязанности алгоритмизатор входит: постановка задачи, разработка алгоритма решения задачи, описание системы и ее функций, алгоритма решения задачи, тестирование системы.
Программист системщик; разработка структуры программы написание и отладка программы, написание пояснительной записки к программе.
Эксперт в экономической области: наполнение базы знаний, тестирование по ходу разработки, а так же описание базы знаний, обоснование используемых в ней данных.
Заказчик: составление требований к системе, программе; разработка приемосдаточных тестов для системы; составление инструкции для пользователя, описание и обоснование использованных при приемке тестов.
РАЗДЕЛ 1. Теоретическая часть. Необходимые требования к системе
1.1. Цели и назначение ПП
Назначение:
Создаваемый программный
Данный проект ориентирован на помощь предприятию - заказчику в выборе стратегии развития в условиях кризиса.
Объектами
автоматизации будут выступать:
данные из финансовой и управленческой
отчетности предприятия, а так же
знания экспертов в области
Цели:
Критериями
оценки достижения заданных целей будет
служить коэффициент общей
1.2. Характеристики объекта автоматизации
Объектом автоматизации выступает транснациональная корпорация «Philips», стоимость акций которой на международном фондовом рынке упала на 20%. Стоимость компании и прибыли так же упала.
Условия
эксплуатации программы: доступ к программе
открыт отдельным группам специалистов
предприятия.
1.3. Состав и содержание работ по созданию (развитию) системы
Этапы работ:
1.Формирование требований к АС.
1.1.Обследование объекта и обоснование необходимости создания АС.
1.2.Формирование требований пользователя к АС.
13.Оформление отчёта о выполненной работе заявки на разработку АС.
2. Разработка концепции АС.
2.1.Изучение объекта.
2.2.Проведение необходимых научно-исследовательских работ.
2.3.Разработка вариантов концепции АС, удовлетворяющего требованиям пользователя.
2.4.Оформление отчета о выполненной работе.
3.Техническое задание.
3.1.Разработка и утверждение технического задания на создание АС.
4.Эскизный проект.
4.1.Разработка предварительных проектных решений по системе.
4.2.Разработка документации на АС и её части.
5.Технический проект.
5.1.Разработка проектных решений по системе и её частям.
5.2.Разработка документации на АС и её части.
5.3.Разработка и оформление документации на поставку изделий для комплектования АС и технических требований (ТЗ) на их разработку.
5.4.Разработка заданий на проектирование в смежных частях проекте объекта автоматизации.
6. Рабочая документации.
6.1.Разработка рабочей документации на систему и ее части
6.2.Разработка или адаптация программ