Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 14:24, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучить понятие управление проектами в организации.
Задачи курсовой:
1. Изучить понятие проекта.
2. Определить методы и функции управления проектами.
3. Рассмотреть организационные структуру управления проектами.
Введение
Глава 1 Содержание и сущность проекта
1.1 Определение понятия проект
1.2 Классификация проектов
1.3 Окружение и участники проекта
Глава 2 Жизненный цикл проекта
2.1 Жизненный цикл проекта
2.2 Модели жизненного цикла проекта
Глава 3 Управление проектами.
3.1 Методы управления проектами
3.2 Организационные структуры управления проектами
3.3 Функции управления проектами
Заключение
Список использованных источников
Проект возникает, существует и развивается в определенном окружении, которое называется внешней средой (рисунок 1).
Рисунок 1 – Окружение проекта.
Между проектом и внешней средой показана переходящая зона, через которую осуществляется связь и перемещение элементов, участвующих в работе по его реализации.
Внешняя среда формируется факторами:
В структуре непосредственного окружения проекта действуют поставщики продукции, работ и услуг, а также потребители прямых или побочных результатов проекта. Если проект реализуется в рамках устойчивого организационно-структурного образования (например, предприятия), то его подразделения, непосредственно не участвующие в проекте, следует рассматривать как объекты непосредственного окружения проекта.
В рамках самого проекта, а также его окружения следует выделять участников проекта, которые обеспечивают реализацию его целей.
Состав участников проекта, их роли, распределение обязанностей, прав и ответственности зависят от типа, вида, масштаба, сложности, а также жизненного цикла проекта. Структура участников проекта не является стабильным во времени состоянием. Между проектом и окружающей его средой происходит постоянное взаимодействие и обмен материальными, финансовыми, энергетическими и информационными ресурсами с изменением состава участников, их ролей, системы взаимодействия между ними. Ниже перечислены основные участники проекта и их функции.
Инициатор - сторона, являющаяся автором главной идеи проекта, его предварительного обоснования и предложений по осуществлению проекта. В качестве инициатора может выступать практически любой из будущих участников проекта, но в конечном счете деловая инициатива по осуществлению проекта должна исходить от обретенного проектом заказчика.
Заказчик - главная сторона, заинтересованная в осуществлении проекта и достижении его результатов. Будущий владелец и пользователь результатов проекта. Заказчик определяет основные требования и масштабы проекта, обеспечивает финансирование проекта за счет своих средств или средств привлекаемых инвесторов, заключает контракты с основными исполнителями проекта, несет ответственность по этим контрактам, управляет процессом взаимодействия между всеми участниками проекта. Несет ответственность за проект в целом перед обществом и законом.
Инвестор - сторона, вкладывающая инвестиции в проект, например, посредством кредитов. Цель инвесторов - максимизация прибыли на свои инвестиции от реализации проекта. Если инвестор и заказчик не являются одним и тем же лицом, то в качестве инвесторов обычно выступают банки, инвестиционные фонды и другие организации. Инвесторы вступают в контактные отношения с заказчиком, контролируют выполнение контрактов и осуществляют расчеты с другими сторонами по мере выполнения проекта.
Руководитель проекта - юридическое лицо, которому заказчик и инвестор делегируют полномочия по руководству работами по осуществлению проекта: планированию, контролю и координации работ всех участников проекта. Состав функций и полномочий руководителя проекта определяется контрактом с заказчиком.
Команда проекта - специфическая организационная структура, возглавляемая руководителем проекта и создаваемая на период осуществления проекта. Задача команды проекта - осуществление функций управления проектом до эффективного достижения целей проекта. Состав команды должен обеспечить высокий профессиональный уровень всех возложенных на нее обязанностей.
Контрактор (генеральный контрактор) - сторона или участник проекта, вступающий в отношения с заказчиком и берущий на себя ответственность за выполнение работ по контракту - это может быть весь проект или его часть. Цель контрактора - получение максимально возможной прибыли.
В функции генконтрактора входит заключение контракта с заказчиком (инвестором), отбор и заключение договоров с субконтракторами, обеспечение координации их работ, принятие и оплата работ соисполнителей. В качестве контрактора может выступать руководитель проекта или другие активные участники проекта.
Субконтрактор - вступает в договорные отношения с контрактором или субконтрактором более высокого уровня. Несет ответственность за выполнение работ или услуг в соответствии с контрактом.
Проектировщик - юридическое лицо, выполняющее по контракту проектно-изыскательские работы в рамках проекта. Вступает в договорные отношения с генконтрактором проекта или непосредственно с заказчиком.
Генеральный подрядчик - юридическое лицо, чье предложение принято заказчиком. Несет ответственность за выполнение работ в соответствии сконтрактом. Подбирает и заключает договоры с субподрядчиками на выполнение отдельных работ и услуг.
Поставщики - субконтракторы, осуществляющие разные виды поставок на контрактной основе - материалы, оборудование, транспортные средства и др.
Лицензоры - организации, выделяющие лицензии на право владения
земельным участком, ведения торгов, выполнения определенных видов работ и услуг и т.п.
Производитель конечной продукции проекта - осуществляет эксплуатацию созданных основных фондов и производит конечную продукцию. Главная цель - получение прибыли от продажи готовой продукции потребителям.
Потребители конечной продукции - юридические и физические лица, являющиеся покупателями и пользователями конечной продукции, определяющие требования к производимой продукции и услугам, формирующие спрос на них.
Другие участники проекта. На осуществление проекта оказывают влияние и другие стороны из окружения проекта, которые по существу также могут быть отнесены к участникам проекта, это: конкуренты основных участников проектов; общественные группы и население, чьи экономические и внеэкономические интересы затрагивает осуществление проекта; спонсоры проекта; различные консалтинговые, инжиниринговые, юридические организации, вовлеченные в процесс осуществления проекта и др.
Глава 2 Жизненный цикл проекта.
2.1 Жизненный цикл проекта.
Каков бы ни был замысел проекта, его нужно реализовать. Важен результат выполнения проекта, работа по его осуществлению. Каждый проект независимо от его сложности и объема проходит несколько состояний: от состояния «когда проекта еще нет», до состояния, «когда проекта уже нет».
Жизненный цикл проекта – это промежуток времени между моментом появления, зарождения проекта и моментом его ликвидации, завершения [6].
Состояния, которые проходит проект во время всего жизненного цикла, принято называть фазами, которые разделяют на стадии, а стадии в свою очередь делят на этапы.
Нет универсального подхода к разделению жизненного цикла на фазы. Каждый руководитель разбивает цикл жизни проекта различными способами. Но наиболее традиционным является разделение жизненного цикла на 4 фазы: формулирование, планирование, осуществление, завершение.
Формулирование проекта подразумевает под собой функцию выбора проекта. Проекты появляются в силу возникновения потребностей, которые нужно удовлетворить. Чтобы выбрать наиболее удачный проект, нужно собрать исходные данные и проанализировать текущее состояние. Решения принимаются исходя из имеющихся ресурсов, в первую очередь финансовых. Чем масштабнее проект, тем важнее отбор проектов к реализации.
Эта фаза включает в себя:
Планирование. Планирование в том или ином виде осуществляется на протяжении всей жизни проекта. В начале жизненного цикла разрабатывается предварительный план – широкое представление о том, что должно будет выполнено в будущем, в случае реализации проекта. После принятия решения о реализации проекта начинается его формальное и детальное планирование. Определяются основные задачи, работы по выполнению проекта:
Осуществление. После утверждения формального плана начинается его реализация, выполняются основные работы, необходимые для достижения проекта. Данная фаза включает в себя:
Завершение. Проект заканчивается, когда достигнуты поставленные перед ним цели. Иногда окончание проекта бывает внезапным и преждевременным, когда он заканчивается раньше установленного срока. Когда проект заканчивается, его руководитель должен выполнить ряд мероприятий, завершающих проект. Основные работы этой фазы:
Общепринятого
подхода к определению
2.2 Модели жизненного цикла проекта.
Модель жизненного цикла проекта выделяет конкретные наборы видов деятельности, ролей, артефактов и их взаимосвязи. Она определяет, какие артефакты являются входными данными, а какие появляются в качестве результатов, какие роли вовлечены в различные работы, как работы соотносятся друг с другом по времени, каковы критерии качества получаемых результатов, как оценить степень соответствия различных артефактов общим задачам проекта и когда можно переходить от одной деятельности к другой.
Моделирование жизненного цикла проекта по принципу «водопада». Предполагает последовательное выполнение различных этапов деятельности, при этом предполагается четкое разграничение этапов. Водопадная модель - это последовательный метод разработки с четко определенными выходными продуктами на каждом этапе. Таким образом, каждый вид деятельности выполняется на какой-то одной фазе жизненного цикла, движение в обратную сторону по этой цепочке невозможно.
При моделировании по принципу «водопада» работа над проектом движется линейно через ряд фаз, таких как: