Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 14:24, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучить понятие управление проектами в организации.
Задачи курсовой:
1. Изучить понятие проекта.
2. Определить методы и функции управления проектами.
3. Рассмотреть организационные структуру управления проектами.
Введение
Глава 1 Содержание и сущность проекта
1.1 Определение понятия проект
1.2 Классификация проектов
1.3 Окружение и участники проекта
Глава 2 Жизненный цикл проекта
2.1 Жизненный цикл проекта
2.2 Модели жизненного цикла проекта
Глава 3 Управление проектами.
3.1 Методы управления проектами
3.2 Организационные структуры управления проектами
3.3 Функции управления проектами
Заключение
Список использованных источников
Схематически «выделенная» организационная структура управления проектом изображена на рисунке 3.
Рисунок 3 - Схема «выделенной» организационной структуры управления проектом
Такая «выделенная» организационная
структура создается
«Управление по проектам».
«Выделенная» организационная структура управления проектом может превратиться во внутреннюю, постоянно действующую структуру «управления по проектам». Для организаций, регулярно реализующих один или несколько проектов, характерна глубокая интеграция проектной и «материнской» структур, и говорить об их различии можно лишь условно. Схема «управления по проектам» изображена на рисунке 4.
Рисунок 4 - Схема организационной структуры «управления по проектам»
«Всеобщее управление проектами»
При такой
схеме организационная
Рисунок 5 - Схема "всеобщего управления проектами"
«Двойственная» организационная структура
Если в проекте участвуют две равнозначные, с точки зрения управления проектом, организации, возникает «двойственная» организационная структура управления проектом (рисунок 6).
Рисунок 6 - Схема «двойственной» организационной структуры управления проектом
«Двойственная»
организационная структура
«Сложные» организационные структуры.
В случае участия в проекте более двух различных организаций, имеющих различные значимые функции в этом проекте, возможно реализовать «сложные» организационные структуры управления проектами, имеющие три принципиальные разновидности:
Рисунок 7 - Схема организационной структуры управления проектом, при которой основные функции по управлению выполняет заказчик
Рисунок 8 - Схема организационной структуры управления проектом, при которой основные функции по управлению выполняет генеральный подрядчик
Рисунок 9 - Схема организационной структуры управления проектом, при которой основные функции по управлению реализует специализированная управляющая фирма
Приведенная выше классификация схем организационных структур отражает влияние системы взаимодействия участников проекта на систему управления проектом. Это описание подчеркивает «внешние» связи организационной структуры и системы управления самого проекта с его участниками. Поэтому такое описание носит здесь название «схем организационной структуры» — в отличие от непосредственно самих «организационных структур», которые описываются с точки зрения внутреннего их содержания.
Организация
структуры проекта в
Функциональная структура.
Функциональная структура предполагает использование существующей функциональной иерархической структуры организации. Менеджер проекта осуществляет лишь общую координацию работ. В функциональной структуре проекты, как правило, в пределах функционального подразделения. При необходимости привлечения других специалистов координация осуществляется на уровне руководителей.
Преимущества структуры:
Недостатки структуры:
Проектная структура.
Проектная структура предполагает, что комплекс работ проекта разрабатывается независимо от иерархической структуры организации. В проектной структуре каждое подразделение создается для отдельного, как правило, большого проекта. В это подразделение (команду проекта) входят различные специалисты, полностью занятые в проекте.
Преимущества структуры:
Недостатки структуры:
Матричная структура.
Матричная структура – это промежуточная форма, объединяющая преимущества проектной и функциональной структур управления. Могут быть выделены три вида матричной структуры организации:
Управление
проектами в различных
Таблица 1 - Различие принципов управления в матричных структурах.
Функциональная |
Матричная |
Проектная | |||
Слабая матрица |
Сбалансированная матрица |
Сильная матрица | |||
Полномочия менеджера проекта |
Незначительны или нет |
Ограничены |
Низкий или средний контроль |
Средний или высокий контроль |
Высокий или полный контроль |
Наличие ресурсов |
Незначительно или нет |
Ограничено |
Низкий или средний контроль |
Средний или высокий контроль |
Высокий или полный контроль |
Кто контролирует бюджет проекта |
Функц. руководитель |
Функц. руководитель |
Смешанно |
Менеджер проекта |
Менеджер проекта |
Роль менеджера проекта |
Частично занят на проекте |
Частично занят на проекте |
Полностью занят на проекте |
Полностью занят на проекте |
Полностью занят на проекте |
Административный персонал проекта |
Частично занят на проекте |
Частично занят на проекте |
Частично занят на проекте |
Полностью занят на проекте |
Полностью занят на проекте |
Слабая матрица. Основной недостаток – каждый исполнитель имеет двух начальников, в связи с чем часто возникают конфликты в приоритетов между работами проекта и функциональными обязанностями. Ситуация осложняется тем, что власть руководителя в слабой матрице существенно ниже, чем у функционального руководителя. Может не существовать роли руководителя проекта – руководитель проекта называется координатором проекта.
Сбалансированная матрица. В сбалансированной матрице выделяют роль руководителя проекта. Руководитель проектами занимается только руководством проектами, и освобожден от функциональных обязанностей. Это позволяет руководителю проекта повышать свой профессионализм полностью сосредоточится на достижении целей проекта.
Сильная
матрица. Преимущества сильной матрицы
в том, что есть должность руководителя
менеджеров проектов, который осуществляет
координацию между всеми
Организационная структура является наиболее важным механизмом управления проектами. Она помогает реализовать все процессы, операции и функции, необходимые для достижения поставленных целей проекта.
3.3 Функции управления проектами.
Можно назвать восемь основных функций управления проектами: управление предметной областью проекта, управление качеством, управление временем, управление стоимостью, управление риском, управление персоналом, управление контрактами и обеспечением проекта, управление изменениями в проекте. При этом первые четыре функции являются базовыми, а остальные четыре – интегрирующими.
Рассмотрим подробнее каждую из них.
Управление предметной областью проекта - это функция управления, позволяющая учесть особенности реализации и результата проекта, обусловленные отраслевой спецификой, рынком и потребительскими предпочтениями.
Предметной областью проекта может производственный процесс или характеристика результатов реализации проекта (товар или услуги). Результатом проекта должен стать не просто товар, а товар, приносящий предприятию прибыль.
Управление качеством проекта представляет собой функцию управления, обеспечивающую соответствие результата проекта потребностям заказчиков (потребителей).
Управление качеством в проекте состоит из трех основных фаз, которые должны выполняться одновременно:
1. Планирование качества:
2. Повышение качества:
3. Контроль качества:
Управление проектом по временным параметрам - это функция, обеспечивающая своевременную реализацию отдельных этапов и всего проекта в целом.
Под временными параметрами обычно понимают периоды времени, в течение которых будут выполнены работы или группы работ, а также моменты контроля за ходом реализации проекта.
Основными целями управления стоимостью проекта являются:
При определении стоимости проекта используется смета проекта, содержащая структурированный перечень работ и ресурсов, а также планируемых расценок на них. Смета является обязательной и очень важной частью бюджета проекта.
Стоимость любого проекта определяется суммой прямых и косвенных издержек. Прямые издержки обычно связаны с расходами на материалы, оборудование, рабочую силу и др. Они ассоциируются с определенным пакетом работ. Косвенные издержки представляют собой расходы на содержание административного аппарата, консалтинговые услуги и др. Они изменяются только во времени и не зависят от пакета работ.
Управление рисками в проекте представляет собой функцию управления, обеспечивающую анализ, реагирование и контроль рисков в проекте.
Основанием для возникновения рисков является неполнота знаний о событиях, которые должны произойти в будущем. Различие между риском и неопределенностью состоит в том, что, когда мы говорим о риске, то имеем в виду вероятность наступления рискового события, если же речь идет о неопределенности, то определить вероятность наступления связанного с ней события невозможно.