Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 21:22, курсовая работа
Подбор персонала является одним из наиболее ответственных этапов в кадровой работе. Сегодня ведущие специалисты по вопросам управления утверждают, что успех любого предприятия на 95% зависит от тех, кто там работает.
Цена ошибки здесь чрезвычайно велика, причем как в моральном, так и в материальном отношении.
Введение 3
1. Составление профессиограммы 5
2. Коррекционная, диагностическая, формирующая профессиография 11
3. Методы изучения профессии: сбор эмпирических данных, их анализ, методы психологической интерпретации 14
4. Требования к руководителю кадровой службы 24
5. Профессиограмма «Системный администратор» 26
Заключение 29
Список литературы 31
Для установления причины необходимо изучить все специфические факторы производственной среды, которые оказывают постоянное воздействие на человека в процессе деятельности, установить соответствие их организации возможностям человека, а также характер взаимосвязей, складывающихся в процессе труда между основными его составляющими: субъектом труда, предметом, орудиями и условиями труда.
Диагностическая профессиография, обеспечивающая организацию профессиональной психодиагностики, ориентирована на изучение технических, правовых, технологических, гигиенических, психологических, психофизиологических и социально-психологических характеристик труда только на тех этапах работы, от которых в большей степени зависит конечный результат и на которых требуются наиболее высокие показатели скорости, точности деятельности и ответственности за выполнение задания.
Формирующая профессиография, используемая в процессе профессионального обучения, охватывает социально-экономические, исторические, правовые характеристики профессии в общих чертах, с детальной аналитической проработкой технических и технологических сторон конкретной профессиональной деятельности.
Формирующая профессиограмма разрабатывается с целью повышения эффективности профессиональной подготовки и переподготовки кадров.
В связи с тем, что профессиональная деятельность является сложной многоуровневой и полимодальной системой, при ее изучении необходим целый комплекс разнообразных методов, применение которых требует определенной организации.
Все используемые в профессиографии методы можно разделить на три группы:
В данной схеме также показана последовательность применения этих групп методов.
Выбор же методов из каждой группы зависит от целого ряда факторов: особенностей конкретной профессиональной деятельности, целей ее изучения и уровней анализа; условий, в которых проводится профессиографирование; степени владения исследователем теми или иными методами.
В тех видах деятельности, где по внешнему поведению работающего человека трудно проследить и понять сложность, особенность и правильность ее исполнения, метод анализа продуктов деятельности заменяет метод наблюдения.
Чтобы оценить готовность субъекта труда к успешному преодолению или правильному профессиональному поведению в нештатных ситуациях, может быть применено моделирование критических ситуаций (метод эксперимента).
Кроме факторов, обусловливающих выбор методов профессиографии, существуют и некоторые особенности и ограничения использования методов сбора эмпирических данных.
В связи с этим дадим краткую описательную характеристику их применения.
Рис 1. Схема методов профессиографии
Методы сбора эмпирических данных
Сбор информации об объекте и субъекте труда, особенностях их взаимодействия в профессиональной деятельности обеспечивает следующий комплекс методов.
Данный метод также может применяться при сборе некоторой объективной информации о субъекте труда; возрасте, здоровье, успешности в обучении или работе, стаже работы, профессиональной подготовке и т.д.
Особенностью использования
Эта информация должна обеспечить определение профессионально важных качеств (мотивационно-личностных, психологических и психофизиологических), развитие которых необходимо для исполнения профессиональной деятельности на данном трудовом посту.
В зависимости от целей и условий сбора информации может проводиться в форме беседы (интервью) и анкетирования.
Данный метод позволяет изучать процесс и условия протекания профессиональной деятельности. Проведение наблюдения в целях профессиографического анализа деятельности должно отвечать принципам систематичности, планомерности и целенаправленности.
В зависимости от задач исследования, наблюдение проводится непрерывно или выборочно. Непрерывное наблюдение осуществляется в тех случаях, когда необходимо составить полную картину протекания конкретного процесса труда с целью выявить специфические и неспецифические особенности его исполнения, составить фотографию рабочего дня. Выборочное наблюдение проводится тогда, когда требуется изучить какой-либо элемент или этап процесса труда, чтобы определить его напряженность, сложность, длительность и характер исполнения, а также причины и частоту возникновения ошибочных действий и т.п.
Метод наблюдения включает непосредственное и опосредованное наблюдения. Непосредственным является наблюдение, проводимое визуально, без вспомогательной аппаратуры. Опосредованным – наблюдение, осуществляемое с помощью различной аппаратуры: секундомера, видеокамеры, различных регистрирующих устройств (магнитофонов, видеомагнитофонов). Любому опосредованному наблюдению предшествует непосредственное, которое позволяет выделить то, что следует регистрировать. При опосредованном наблюдении в зависимости от целей наблюдения и условий его осуществления можно использовать различные регистрационные методики.
Так, хронометраж выполнения
действий позволяет определить длительность,
скорость и ритмичность их исполнения,
относительную загруженность
Циклография, видеосъемка с анализом кадром позволяют зафиксировать последовательность, продолжительность, траекторию, амплитуду и скорость трудовых действий, их ритм, силу.
Его сущность заключается в том, что психолог, изучая профессиональную деятельность непосредственно на конкретном рабочем месте, совмещает в одном лице и исследователя, и исполнителя, осуществляя самонаблюдение. Трудовой метод изучения профессии позволяет составить психограмму профессии, то есть выделить профессионально важные психологические и психофизиологические качества субъекта труда.
Этот метод позволяет по результатам труда определить качество выполненной работы посредством сопоставления продуктов труда с нормативными требованиями, предъявленными к его изготовлению. В результате такого сопоставления выясняются не только эффективность деятельности сотрудника, но и некоторые причины (объективнее и субъективные), снижающие ее. Он может быть использован в тех случаях, когда требуется дополнительная информация о деятельности работника к данным, полученным методом наблюдения, опроса, эксперимента, изучение документации, в целях постановки вопросов, требующих решения конкретных практических задач.
В процессе профессиографии необходимо установить характер факторов внешней среды, которые могут оказывать острое или хроническое воздействие на организм и психику человека или выступать в качестве физических помех для реализации конкретных действий и операций.
Для характеристики условий и особенностей межличностного общения специалистов следует оценить характер их информационного взаимодействия, состояние психологического климата в коллективе и стиль руководства членами рабочей группы.
Результаты изучения особенностей внешних факторов позволяют провести качественно-количественное определение степени их влияния, как на рабочий процесс, так и на состояние, устойчивость, адаптивность профессионально важных функций и качеств субъекта труда, а также обосновать рекомендации по регламентации деятельности, формированию благоприятных межличностных отношений в коллективе и т.д.
Эксперимент включает в себя целую группу различных методов и приемов: непрерывное или выборочное наблюдение, регистрацию трудовых действий и операций, включение дополнительных задач исследования различных психических функций.
Организация экспериментального исследования должна соответствовать следующим условиям: сохранению однородности в выборке испытуемых по возрасту, социальному статусу, состоянию здоровья, профессиональной подготовке, стажу работы и успешности в труде, а также по условиям работы.
Методы обработки эмпирических данных
Для осуществления качественного
и количественного анализа
Суть данного метода заключается в получении оценки на основе учета мнений некоторого числа экспертов. Он используется при анализе необходимой информации о специфических особенностях профессии и наиболее типичных случаях, осложняющих деятельность человека. Кроме этого данный метод позволяет обосновать перечень профессионально важных качеств сотрудника, обеспечивающих успешность выполнения деятельности, и необходимый уровень их сформированности.