Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2015 в 00:15, курсовая работа
Цель исследования – оценка уровня психофизиологической адаптации сотрудников к условиям профессиональной деятельности.
Объект изучения – адаптированность человека.
Предмет исследования - уровень психофизиологической адаптации сотрудника к условиям профессиональной деятельности.
Введение
Глава 1. Психофизиологическая адаптация персонала к условиям профессиональной деятельности
Общее представление о психофизиологической адаптации
Формы и виды адаптации
Оценка результатов адаптации
Глава 2. Признаки психофизиологической адаптации человека к условиям профессиональной деятельности
Управление адаптацией персонала
Глава 3. Связь понятий «адаптация» и «профориентация»
3.1. Этапы адаптации
3.2 Организация эффективного управления адаптацией
3.3.Управление процессом адаптации
Глава 4 . Функции и направления деятельности подразделений
4.1.Подразделение по управлению профориентацией и адаптацией
4.2.Программы адаптации
Заключение
Список использованной литературы
Министерство образования и науки РФ
АНО ВПО «ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
В ПРОМЫШЛЕННОСТИ»
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«Психофизиология профессиональной деятельности»
на тему: «Психофизиологическая адаптация персонала к условиям профессиональной деятельности»
Исполнитель: Мурашова А.В.
Курс, направление : 4 курс «Управление персоналом»
Проверил:
Москва
2014
Введение
Глава 1. Психофизиологическая адаптация персонала к условиям профессиональной деятельности
Общее представление о психофизиологической адаптации
Глава 2. Признаки психофизиологической адаптации человека к условиям профессиональной деятельности
Глава 3. Связь понятий «адаптация» и «профориентация»
3.1. Этапы адаптации
3.2 Организация эффективного
3.3.Управление процессом
4.1.Подразделение по управлению профориентацией и адаптацией
4.2.Программы адаптации
Заключение
Список использованной литературы
Введение.
Адаптация новых сотрудников в коллективе — одна из самых важных задач, которую приходится решать кадровым работникам организации.
Она призвана способствовать покрытию потребностей организаций в рабочей силе в необходимом качественном и количественном отношении для повышения их прибыльности и конкурентоспособности.
Основой всех предприятий являются сотрудники. Изменяются требования, предъявляемые к самому работнику, его квалификации, способностям адаптироваться в период кризиса. В связи с этим, подход к адаптации, как к элементу системы управления персоналом, как к непрерывному процессу, вызывает необходимость выработки оптимальной технологии управления. Опыт показывает, что в условиях рыночной экономики человеческий фактор является определяющим в достижении поставленных целей. На современном этапе необходимо понимание важности и значимости управления адаптацией работников, как одного из элементов системы управления персоналом. Успех избранной стратегии деятельности предприятий в условиях формирования рыночной экономики во многом зависит от того, какая линия поведения будет выбрана на предприятии по отношению к необходимости адаптации трудового коллектива, а также от того какую тактику при этом выберут работники предприятия в условиях нестабильности экономики, внедрения новых технологий и т.д.
Цель исследования – оценка уровня психофизиологической адаптации сотрудников к условиям профессиональной деятельности.
Объект изучения – адаптированность человека.
Предмет исследования - уровень психофизиологической адаптации сотрудника к условиям профессиональной деятельности.
Задачи работы.
4. Методы работы.
Для решения поставленных
1.Психофизиологическая
адаптация персонала к
1.1.Общее
представление о
Адаптация новых сотрудников
в коллективе – одна из важных задач, которую
приходится решать службе по работе с
персоналом в организации.
Психофизиологическая
адаптация - приспособление сотрудника
к условиям труда и отдыха. Данная форма
адаптации наиболее важна для производственных
предприятий и организаций, где используется
сложная технология и существует опасность
получения производственных травм.
Условия труда в офисах и торговых фирмах, как правило, стандартны, но новичку требуется некоторое время, чтобы подстроиться под ритм работы, интенсивность психофизических нагрузок.
Психофизиологическая адаптация проходит быстро и безболезненно и определяется главным образом состоянием здоровья и правильной организацией режима труда и отдыха в соответствии с принятыми санитарно-гигиеническими нормами.
Каждый старается обустроить рабочее место по своему. Необходимые инструменты, бумаги раскладывают так, чтобы было удобно с ними работать, на стены прикрепляют календари, в шкафчики убирают предметы туалета и посуду.
Психофизиологическая
адаптация - адаптация к трудовой деятельности на
уровне организма работника как целого,
результатом чего становятся меньшие
изменения его функционального состояния
(меньшее утомление, приспособление к
высоким физическим нагрузкам и т.п.).
Профессиональная адаптация - полное и
успешное овладение новой профессией,
т.е. привыкание, приспособление к содержанию
и характеру труда, его условиям и организации.
Она выражается в определенном уровне
овладения профессиональными знаниями
и навыками, в умении, в соответствии характера
личности характеру профессии.
Социально-психологическая адаптация
человека к производственной деятельности
- адаптация к ближайшему социальному
окружению в коллективе, к традициям и
неписаным нормам коллектива, к стилю
работы руководителей, к особенностям
межличностных отношений, сложившихся
в коллективе. Она означает включение
работника в коллектив как равноправного,
принимаемого всеми его членами.
Среди составляющих производственной
среды, к которым нужно адаптироваться
работнику, наряду с такими, как условия
и содержание труда, должностные обязанности,
есть составляющие с социально-экономическим
оттенком: организация труда, оплата труда
и материальное стимулирование, социально-бытовая
сфера предприятия, организация досуга
работников и т.п.
В решении кадровых проблем на предприятии
важное значение имеют все разновидности
производственной адаптации. Так, при
формировании коллектива нужно учитывать,
что сменяемость кадров или обратный показатель
- закрепляемость рабочих на рабочих местах
- во многом зависят от результатов адаптации.
Неудовлетворенность ее результатами
приводит к необоснованно высокой текучести,
к повышенной заболеваемости, к другим
негативным моментам, в том числе и экономического
характера.
Профессиональная адаптация определяет
сроки освоения новой профессии, что оказывает
влияние на выбор кадровой политики (ориентация
на набор работников со стороны или на
перераспределение собственных), на длительность
периода сохранения пониженных производственных
показателей, свойственных неадаптированному
работнику, периоду формирования трудового
стереотипа.
В ускорении процесса адаптации, снижении
негативных моментов, ее сопровождающих,
и состоит задача управления ею.
Проблема адаптации человека приобретает все возрастающую научную и практическую актуальность в связи с непрерывным ростом социальной. экономической, экологической, техногенной, личностной экстремальности нашей жизни и существенным изменением содержания и условий труда у представителей многих профессий. В данной работе представлены материалы теоретического и экспериментального изучения адаптации человека и психологического стресса, излагаются накопленные знания о проблеме функционального состояния человека.
Термин «стресс» широко используется в ряде областей знаний, именно поэтому в него вкладывается несколько различающийся смысл с точки зрения причин возникновения такого состояния, механизмов его развития, особенностей проявлений и последствий. Он объединяет большой круг вопросов, связанных с зарождением, проявлениями и последствиями экстремальных воздействий внешней среды, конфликтами, сложной и ответственной производственной задачей, опасной ситуацией и т.д. Различные аспекты стресса являются предметом исследований в области психологии, физиологии, медицины, социологии и других наук. Стресс как особое психическое состояние связан с зарождением и проявлением эмоций, но он не сводится только к эмоциональным феноменам, а детерминируется и отражается в мотивационных, когнитивных, волевых, характерологических и других компонентах личности. Именно поэтому феномен стресса требует специально психологического изучения.
Стресс является реакцией не столько на физические свойства ситуации, сколько на особенности взаимодействия между личностью и окружающим миром. Это в большей степени продукт наших когнитивных процессов, образа мыслей и оценки ситуации, знания собственных возможностей (ресурсов), степени обученности. И в этом заложено понимание того, почему условия возникновения и характер проявления стресса (дистресса) у одного человека не являются обязательно теми же для другого.
Проблема психологического стресса в трудовой деятельности и социальной жизни человека особенно активно стала изучаться в последние три-четыре десятилетия. Этому способствовал ряд обстоятельств: распространение концепций биологического стресса, непрерывно возрастающее внимание к изучению «человеческого фактора», существенное повышение уровня общей напряженности, тревожности.
Для решения практических жизненных задач, связанных с трудностями приспособления в постоянно изменяющихся условиях современной жизни, очень важно сделать обобщение богатого теоретического материала, посвященного проблеме адаптации и стрессу. А так как человек – это прежде всего социальное существо, обладающее индивидуальными и неповторимыми эмоциями, когнитивными ресурсами и другими личностными особенностями, важно уделить внимание психологическому стрессу и его различным проявлениям. Правильное использование теории помогает решать многие практические проблемы, например, знание стадий протекания стресса может помочь в достижении оптимального рабочего состояния и не допустить деструктивного влияния стрессового состояния.
1.2. Формы и виды адаптации
Проблема адаптации в той или иной мере касается всех категорий работающих, но наиболее остро она стоит для молодых рабочих и молодых специалистов.
Перемена рабочего места предполагает не только изменение условий труда, смены коллектива, но и часто связана с изменением профессии, вида деятельности, что придает адаптации новый, более сложный характер.
В процессе приспособления человека к производственной среде возникает немало вопросов: нужно ли принимать работнику среду как должное и всеми силами приспосабливаться к ней или требовать изменения и самой среды, каковы пути и средства воздействия на человека и на среду, где критерии возможности и необходимости учета требований работника и т.д. Поэтому следует различать активную адаптацию, когда индивид стремится воздействовать на среду с тем, чтобы изменить ее (в том числе и те нормы, ценности, формы взаимодействия и деятельности, которые он должен освоить), и пассивную, когда он не стремится к такому воздействию и изменению.
Наиболее эффективной представляется адаптация как процесс активного приспособления индивида к изменяющейся среде с помощью соответствующего управляющего воздействия и использования различных средств (организационных, технических, социально-психологических и т.п.).
По своему воздействию на работника различают прогрессивные результаты адаптации и регрессивные. Последние имеют место в случае пассивной адаптации к среде с отрицательным содержанием (например, с низкой трудовой дисциплиной).
Кроме того, различают первичную производственную адаптацию, когда человек впервые включается в постоянную трудовую деятельность на конкретном предприятии, и вторичную - при последующей смене работы.
Составляющие (компоненты) производственной среды как объекта адаптации весьма многообразны. Среди них можно выделить: условия труда и его организацию, оплату труда и формы материального стимулирования, содержание труда, жесткость норм, психологический климат в коллективе и т.д. Некоторыми исследователями выделяются также факторы непроизводственной сферы предприятия (адаптация к бытовым условиям, внепроизводственному общению с коллективом, организация досуга на предприятии)1.
Производственную адаптацию, как сложное явление, можно рассматривать с различных позиций, выделяя психофизиологическую, профессиональную, социально-психологическую ее стороны.
Каждая из них имеет свой объект, свои целевые задачи, показатели эффективности.
Психофизиологическая адаптация - адаптация к трудовой деятельности на уровне организма работника как целого, результатом чего становятся меньшие изменения его функционального состояния (меньшее утомление, приспособление к высоким физическим нагрузкам и т.п.).
Профессиональная адаптация - полное и успешное овладение новой профессией, т.е. привыкание, приспособление к содержанию и характеру труда, его условиям и организации. Она выражается в определенном уровне овладения профессиональными знаниями и навыками, в умении, в соответствии характера личности характеру профессии.
Социально-психологическая адаптация человека к производственной деятельности - адаптация к ближайшему социальному окружению в коллективе, к традициям и неписаным нормам коллектива, к стилю работы руководителей, к особенностям межличностных отношений, сложившихся в коллективе. Она означает включение работника в коллектив как равноправного, принимаемого всеми его членами.
Среди составляющих производственной среды, к которым нужно адаптироваться работнику, наряду с такими, как условия и содержание труда, должностные обязанности, есть составляющие с социально-экономическим оттенком: организация труда, оплата труда и материальное стимулирование, социально-бытовая сфера предприятия, организация досуга работников и т.п. Неслучайно некоторые исследователи выделяют социально-экономический аспект производственной адаптации.
В решении кадровых проблем на предприятии важное значение имеют все разновидности производственной адаптации. Так, при формировании коллектива нужно учитывать, что сменяемость кадров или обратный показатель - закрепляемость рабочих на рабочих местах - во многом зависят от результатов адаптации. Неудовлетворенность ее результатами приводит к необоснованно высокой текучести, к повышенной заболеваемости, к другим негативным моментам, в том числе и экономического характера.
Профессиональная адаптация определяет сроки освоения новой профессии, что оказывает влияние на выбор кадровой политики (ориентация на набор работников со стороны или на перераспределение собственных), на длительность периода сохранения пониженных производственных показателей, свойственных неадаптированному работнику, периоду формирования трудового стереотипа.
В ускорении процесса адаптации, снижении негативных моментов, ее сопровождающих, и состоит задача управления ею.
1.3.Оценка результатов адаптации
Успешность адаптации зависит от характеристик производственной среды и самого работника. Чем сложнее среда, чем больше отличие ее от привычной производственной среды на прежнем месте работы, чем больше связано с ней изменений, тем труднее проходит процесс адаптации.
Адаптация как процесс характеризуется определенной продолжительностью, и следовательно, имеет свое начало и окончание. Если в отношении начала адаптации вопросов не возникает (это начало деятельности работника в новых условиях), то определить ее окончание весьма трудно. Дело в том, что адаптация - это процесс, протекающий постоянно в меру изменения факторов внешней среды трудовой деятельности работника, да и изменения самого человека. Поэтому адаптация имеет отношение и к человеку, который не менял рабочего места.