Рационализация организационных систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2013 в 13:16, курсовая работа

Описание работы

Управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации. Суть управления состоит в оптимальном использовании ресурсов (земли, труда, капитала) для достижения поставленных целей.
Управление представляет собой реализацию нескольких взаимосвязанных функций: планирования, организации, мотивации сотрудников и контроля. Организация управления является одним из факторов трансформации экономики, через нее реализуется действие объективных законов функционирования рынка; она является организационным началом всей системы факторов радикальной реформы управления экономикой.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………3
1. Теоретические аспекты организационной системы
1.1 Понятия, характеризующие строение организаций…………………...……5
1.2 Виды организационной структуры управления…………………..………...5
1.3 Требования к организационной структуре………………………………….7
1.4 Рационализация организационной деятельности…………………………9
1.5 Принципы рационализации…………………………………………..……..10
2. Анализ организационной системы ОАО «Мегафон»
2.1 Характеристика ОАО «Мегафон»…………………………………………13
2.2 Анализ организационной системы ОАО «Мегафон»…………….………15
2.3 Рекомендации и предложения……………………………………………..21
Заключение…………………………………………………………………………25
Список литературы…………………………………………………………………27

Файлы: 1 файл

Kursovaya_T_Org_2.doc

— 131.50 Кб (Скачать файл)

 

Министерство транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство  Железнодорожного транспорта

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Дальневосточный государственный  университет путей сообщения»

 

Кафедра «Менеджмент»

 

 

                                                        Курсовая работа

                        Тема: «Рационализация организационных систем»

 

 

 

Выполнил:

Радионова И.В.

группа 41Е

Проверил:

Бондаренко Л.И.

 

 

Хабаровск 2013                                                  

 

                                                     Содержание

организационный структура управление рационализация

Введение……………………………………………………………………………3

1.      Теоретические аспекты организационной системы

1.1     Понятия, характеризующие строение организаций…………………...……5

1.2     Виды организационной структуры управления…………………..………...5

1.3     Требования к организационной структуре………………………………….7

1.4    Рационализация организационной деятельности…………………………9

1.5    Принципы рационализации…………………………………………..……..10

2.      Анализ организационной системы ОАО «Мегафон»

2.1    Характеристика ОАО «Мегафон»…………………………………………13

2.2    Анализ организационной системы ОАО «Мегафон»…………….………15

2.3   Рекомендации и предложения……………………………………………..21

Заключение…………………………………………………………………………25

Список литературы…………………………………………………………………27

 

                                               Введение

Управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации. Суть управления состоит в оптимальном использовании ресурсов (земли, труда, капитала) для достижения поставленных целей. 
Управление представляет собой реализацию нескольких взаимосвязанных функций: планирования, организации, мотивации сотрудников и контроля. Организация управления является одним из факторов трансформации экономики, через нее реализуется действие объективных законов функционирования рынка; она является организационным началом всей системы факторов радикальной реформы управления экономикой.

Актуальность  выбранной темы состоит в том, что в настоящее время существует множество организационных систем, и от правильного выбора зависит успешность развития предприятия.

Ключевой проблемой в организации управления является структура системы управления. Зная структуру, можно целенаправленно воздействовать на состав и содержание отдельных элементов системы управления, приводя ее в соответствие с изменяющимися условиями производства. Исходя из этого, решением стал выбор именно данной темы.

Особенности системы  управления организациями на современном  этапе тесно связаны с изменением стратегических ориентиров в их деятельности. Основными экономическими целями организации  в рыночных условиях являются повышение эффективности производства, максимизация прибыли, завоевание новых рынков и удовлетворение потребностей коллектива. Вместе с тем возрастает влияние фактора хозяйственного риска, появляются преимущества свободного ценообразования, возможности самостоятельного выбора поставщиков и потребителей. Одновременно с этим с государства снимается всякая ответственность за обеспечение организации сырьем и материалами, за сбыт его продукции, за уровень его заработной платы.

Таким образом, главная отличительная черта функционирующих сегодня организаций состоит в том, что они действуют в постоянно меняющихся экономических условиях и опережающее формирование конкурентной экономической среды, требует ускоренной адаптации их функционально-структурной системы к условиям, требованиям и запросам субъектов рыночных отношений. Условия выживания организаций уже не столь ясны и очевидны.

Следовательно, цель курсовой работы – обосновать важность и  оценить эффективность организационной  системы, внести предложения по совершенствованию и рационализации организационной системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Теоретические аспекты организационной системы

1.1Понятия, характеризующие строение организаций

Организационная система управления — это состав, взаимосвязь и соподчиненность самостоятельных управленческих подразделений и отдельных должностей, выполняющих функции управления. Организационная структура управления определяется составляющими ее звеньями и уровнями управления. Эта структура должна обеспечивать устойчивость связей между элементами управления и надежность функционирования системы в целом.

Структура — это организационная характеристика системы, представляющая собой совокупность устойчивых, системообразующих связей и отношений, обеспечивающих стабильность и равновесие системы, взаимодействие, соподчиненность и пропорциональность составляющих ее элементов.

Звено управления — обособленное подразделение со строго определенными функциями. Звеном управления может выступать отдельное подразделение, выполняющее часть функции управления, всю функцию управления или совокупность функций управления. К звену управления относят и руководителей. На одном уровне могут находиться несколько звеньев управления. Отношения между звеньями управления поддерживаются благодаря связям, взаимоотношениям, коммуникациям.

1.2 Виды организационной системы управления

По содержанию и функциональному назначению связи  и отношения, составляющие систему организации, подразделяются на три группы:

- связи непосредственного взаимодействия, обеспечивающие формирование у системы новых системных свойств, отсутствующих у отдельных составляющих ее элементов;

- отношения соподчиненности, устанавливающие иерархическую зависимость в организации и определяющие «этажность» ее строения;

- соотношения, устанавливающие пропорциональность строения организации и обеспечивающие взаимное соответствие количественных и качественных параметров отдельных составляющих системы.

По ориентации связи разделяются на горизонтальные и вертикальные.

Горизонтальные связи — это связи кооперации и координации равноправных звеньев управления. Они носят характер согласования. Их основное назначение — способствовать наиболее эффективному взаимодействию подразделений, находящихся на одном уровне при решении возникающих при этом проблем.

Вертикальные связи — это связи руководства и подчинения, это субординационные, иерархические связи. Необходимость в них возникает при наличии нескольких уровней управления. Эти связи служат каналами передачи распорядительной и отчетной информации.

Вертикальные  связи могут носить линейный или функциональный характер.

Линейные связи — это связи подчинения по всему кругу вопросов. Это отношения, предполагающие, что руководитель реализует властные полномочия и осуществляет прямое и единоличное руководство подчиненными по всем функциям управления.

Функциональные связи — это связи подчинения в пределах реализации определенной функции управления. В зависимости от принятых в организации принципов управления и вида организационной структуры они могут носить совещательный, рекомендательный или информационный характер.

Инвариантные связи — это связи, которые могут оставаться практически неизменными при любых условиях, что обусловлено сущностными характеристиками системы, ее целевой ориентацией и функциональным назначением, спецификой реализации связей в данной организации.

Вариабельные связи — это связи, которые при изменении ситуации изменяют свои характеристики. Вариабельность связей может проявляться в изменении их содержательной насыщенности, а также в переходе связей из одних классификационных групп в другие.

Внутрисистемные межкомпонентные связи составляют структурную систему организации, однако сами по себе они не определяют строения организации. Основой строения организации является соединение — узел связи со всей совокупностью входящих и исходящих каналов.

По содержанию и функциональному назначению системы делятся следующим образом:

Технологические системы — совокупность связей технологического процесса изготовления продукции.

Организационно-управленческие системы — совокупность связей, обеспечивающих упорядоченность, координацию и регулирование деятельности организации по достижению ее целей.

Экономические системы — совокупность отношений экономического взаимодействия отдельных членов организации.

Социально-психологические системы — совокупность связей, устанавливающих социальный статус членов организации; психологические отношения между людьми.

1.3 Требования  к организационной системе

К системе управления предъявляется множество требований, отражающих ее ключевое значение в процессе управления. Формальные требования, предъявляемые к организационной системе, таковы: ясность, экономичность, рациональность, адаптивность, надежность, управляемость, устойчивость. Они учитываются в принципах формирования организационной системы управления в целом, разработке которых было посвящено немало исследований отечественных и зарубежных ученых. Главные из этих принципов могут быть сформулированы следующим образом:

1. Организационная система управления, прежде всего, должна отражать цели и задачи организации.

2. Следует предусматривать оптимальное разделение труда между органами управления и отдельными работниками, обеспечивающее творческий характер работы и нормальную нагрузку, а также надлежащую специализацию.

3. Формирование системы управления надлежит связывать с определением полномочий и ответственности каждого работника и органа управления, с установлением системы вертикальных и горизонтальных связей между ними.

4. Между функциями и обязанностями, с одной стороны, и полномочиями и ответственностью, с другой, необходимо поддерживать соответствие, нарушение которого приводит к дисфункции системы управления в целом.

5. Организационная система управления призвана быть адекватной социально-культурной среде организации, оказывающей существенное влияние на решения относительно уровня централизации и децентрализации, распределения полномочий и ответственности, степени самостоятельности и масштабов контроля руководителей. Это означает, что копирование системы управления, успешно функционирующей в других социально-культурных условиях, не гарантирует желаемого результата.

Современные рыночно  ориентированные фирмы используют следующие основные принципы построения различных организационных систем:

- баланс ответственности и прав;

- доступность и понятность целей развития организации всем подразделениям;

- простота её структуры, в том числе малозвенность и четкость построения и управления;

- координация ответственности – на высшем уровне управления компанией;

- гибкость, приспособляемость системы в соответствии с динамикой рынка и стратегией фирмы.

При создании любой организационной  системы управления необходимо соблюдать следующие виды и этапы работ:

- формулирование цели создания;

- постановка проблемы;

- создание экспертного совета;

- исследование проблемы;

- выбор границ проблемы и объекта;

- разработка технического задания на создание;

- формирование аппарата управления.

На формирование системы управления влияют несколько групп факторов:

- масштаб и структура самой организации;

- технологические факторы, особенности технологического процесса производства товаров или услуг;

- экономические факторы (например, снижение управленческих издержек);

- человеческие факторы (социальная структура персонала и взаимоотношения между людьми).

1.4 Рационализация организационной  деятельности

Рационализация - это  усовершенствование, улучшение, осуществление  более целесообразной организации  управленческого и исполнительского труда. Рационализация основывается на совершенствовании управления, обеспечивающего  максимально возможный уровень эффективности развития субъектов экономической и хозяйственной деятельности в интересах общества при существующих в данный момент условиях, в рамках объективно действующих законов организационных систем и с учетом производительных сил общества в целом. Но она также находится под воздействием производственных отношений конкретной социальной организации с присущими ей формами собственности.

Рационализация организационной  деятельности - это прежде всего  процесс, обеспечивающий улучшенное, а  значит, и более качественное состояние системы за счет четкой организации производственной деятельности, путем использования новейших достижений науки и техники во всех подразделениях предприятия, включая его управляющую и управляемые части. Техническое и организационное совершенствование на предприятии неразрывно связано с улучшениями условий труда и творческим подходом к решению поставленных задач.

Информация о работе Рационализация организационных систем