Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 12:22, курсовая работа
Целью данной работы является управление процессами конфликта в организации.
Для выполнения этой цели были поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические основы управления конфликтом в организации;
- рассмотреть мероприятия по управлению конфликтной ситуацией организации.
ВВЕДЕНИЕ…………….. …………………………………………3
Глава.1. Сущность конфликта в организации........................................... 5
1.1. Типы конфликтов......................................................................... 7
1.2. Основные причины конфликтов............................................... 20
1.3. Подходы к диагностике конфликта………………………………….
1.4. Стратегия вмешательства в конфликт…………………………….
Глава.2. Практическая часть …… ……………………………………..23
2.1. Пред конфликтная ситуация, характеристика противоречий между сотрудниками организации…………………………………....... 23
2.2. Начало (зарождение) конфликта в организации ..............…………27
2.3. Развитие конфликта в организации………………………………….
2.4. Исследование конфликта и возможные методы разрешения….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................. 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……..
Трудовые конфликты в организации
В условиях перехода
к рынку и частного предпринимательства,
усиления экономического хаоса значение
приобретают трудовые конфликты
как разновидность социального
конфликта.
1) прямой вызов
внутреннему порядку и
2) способ регулирования взаимоотношений, налаживания оптимального порядка в организации производства и трудовых отношениях;
3) необходимый этап в развитии трудового коллектива.
В нашей стране
значимость трудового конфликта
сегодня резко увеличивается. Происходит
не только становление рыночной экономики, но и
существенная трансформация социально-трудовых
отношений. С отказом государства от своего
монопольного положения в отношениях
собственности в сфере управления трудом
и производством произошла ощутимая поляризация
участников трудовых отношений на собственников-работодателей
и наемных работников — собственников
своей рабочей силы. Они имеют во многом
не совпадающие, а подчас и противоречивые
интересы, что нередко приводит к трудовым
конфликтам (спорам) между ними.Особенностью
социально-трудовых отношений в современном
российском обществе стало сокращение
государством своего участия в регулировании
трудовых отношений: наметился как бы
своеобразный уход его из сферы этих отношений.
В результате достаточно наглядной стала
тенденция ужесточения отношений между
работодателями и наемными работниками.Другая
особенность социально-трудовых отношений
в современной России в том, что они основаны
не только на действующем трудовом законодательстве
(КЗоТ РФ), но и на нормативных актах локального
значения, таких, как трудовой договор
(контракт) и коллективный договор, заключаемых
субъектами этих отношений.Обязательства,
взятые на себя сторонами, участвующими
в заключении как индивидуальных трудовых
контрактов, так и коллективных договоров
(эти стороны — наемный работник или коллектив
наемных работников, с одной стороны, и
работодатель или его уполномоченный
представитель — с другой) должны выполняться
всеми, без исключения, в полном объеме.
Невыполнение или нарушение этих обязательств
при соответствующих условиях создает
в организации конфликтную ситуацию, переходящую,
как правило, в трудовой конфликт.В зависимости
от того, кто участвует в этом противостоянии
и противоборстве, трудовые конфликты
делятся на индивидуальные и коллективные.В
индивидуальном трудовом конфликте участвуют,
с одной стороны, конкретный наемный работник,
а с другой — работодатель.
Инновационные конфликты
В условиях рыночной экономики на уровне организаций (предприятий) происходит радикальная перестройка. Обладая экономической самостоятельностью, отвечая полностью за результаты своей хозяйственной деятельности, организации стремятся использовать различные факторы, которые обеспечили бы им высокую эффективность работы, конкурентоспособность и устойчивость.Руководители организаций, главные специалисты и работники стремятся к обновлению производства; к разработке и внедрению нововведений в различных подсистемах своих организаций – производственной (технической), экономической, социальной. В этих сферах инновации приобретают экономическую значимость. Они направлены на создание условий для эффективной работы, позволяют увеличить спрос и предложения на выпускаемую продукцию, наращивать прибыль.Инновации (или нововведения) – это целевое изменение, направленное на совершенствование и создание какого-либо нового (именно для данной организации) продукта, технологии, организационной формы управления и др.
Нововведения вызревают от идеи до конкретного продукта и предполагают:
- обновление
средств и методов
- изменения, затрагивающие организационные формы хозяйственной деятельности (например, ликвидация некоторых профессий, рабочих мест, использование дополнительно новых знаний);
- изменение
отдельных звеньев управления (внедрение
АСУ, диспетчеризация, новые
- изменения в содержании и условиях труда и быта работников (внедрение прогрессивных режимов труда и отдыха, организация питания на производстве и др).
Содержание и особенность инновационной деятельности, в которой участвуют люди, предъявляют ряд требований к членам коллектива:
1) обладать достаточно
высокой квалификацией и
2) быть способным и стремиться к самообучению в процессе своей деятельности и использовать опыт других;
3) активно участвовать в инновационном процессе, быть готовым к риску;
4) уметь находить и реализовывать нестандартные решения;
5) обладать высокой
внутренней культурой, быть
Социальной базой инновационных процессов являются разные группы работников, имеющих разное статусное положение и возможности, которыми они располагают для реализации своих целей. Можно выделить следующие группы работников:
- "независимые
новаторы" – ученые, инженеры, рабочие,
сделавшие какое-то открытие
- "новаторы
по должности" – специалисты
и руководители предприятий,
- "новаторы
по духу" – это те, кто более
ориентирован на высокую
Поскольку инновации
открывают новые перспективы
изменения гибкости на изменение спроса
и предложения, т.е. идет замена старого
— новым, это объективно порождает социальные
противоречия. Дело в том, что преобразования,
как правило, затрагивают интересы людей,
их планы, ожидания. Чем радикальнее и
масштабнее проводимые изменения, тем
чаще они вызывают противоречия и конфликты,
порождаемые борьбой старого и нового.Всякое
нововведение связано с разработкой, "пробиванием",
распространением и использованием новшеств
в производстве. При этом возникает противоречие
между сторонниками и противниками нововведения.
Причина этого кроется в различии результатов
и последствий нововведений для социальных
групп работников с одной стороны, и организации
в целом – с другой. Объективно между ними
будут возникать достаточно противоречивые
взаимоотношения. Так, возможны ситуации,
когда нововведение выгодно предприятию
(организации в целом), но не отвечает интересам
отдельных групп его работников, или наоборот
— невыгодно предприятию, но устраивает
те или иные группы работников. При этом
результаты инноваций могут иметь разное
содержание для предприятия и работников.
Например, с точки зрения интересов организации
(предприятия) основным результатом может
стать рост производства продукции, полученный
за счет создания особых условий в одном
из отделений (бригад), работающих на коллективном
подряде. В бригадах результаты могут
выражаться, прежде всего, в росте доходов,
расширении участия в управлении, обогащении
содержания труда. А в остальных звеньях,
выпускающих такую же продукцию, результат
данного нововведения может выразиться
в ухудшении их положения из-за ограничения
техники, которая была переброшена из
отделения на подряд.
- социальный
эффект может иметь
- последствия инноваций могут противостоять результатам;
- одни и те же результаты и последствия нововведений могут по-разному оцениваться членами коллектива организации. Отношение результатов нововведения и затраты на них по-разному воспринимаются работниками и организацией и могут породить конфликтную ситуацию и даже конфликт. Конфликты, которые возникают в результате нововведений в организации, как и все остальные, могут носить частично функциональный, а частично дисфункциональный характер.Конфликты могут, как облегчать, так и затруднять внедрение новшеств. При этом работники, активно сопротивляющиеся нововведению, становятся участниками конфликта. Примером может быть конфликт коллектива Выборгского целлюлозно-бумажного комбината (ЦБК) за право работать на своем предприятии. Немного истории: с 1996 г. предприятие дважды перепродавалось за бесценок новым владельцам. Два года предприятие, способное выпускать уникальную экологически чистую продукцию (бумагу), не работало, люди не получали зарплату. Представитель нового владельца объявил сокращение работающих с 2100 до 800 человек и реорганизацию ЦБК в лесопилку. Это вызвало взрыв негодования и протеста. Рабочие осознали, что только профсоюз может стать единственной правовой базой, способной остановить "разбазаривание" градообразующего предприятия. Они провели перевыборы профкома. Профсоюз стал учредителем ЗАО и появилась возможность вести дела. Организовали работу на "захваченном" предприятии. Впервые за два года запустили бумагоделательные машины, начали регулярно выплачивать зарплату работникам комбината.Важно отметить, что работники, активно сопротивляющиеся нововведению, становятся участниками конфликта, но не обязательно будут в нем неправой стороной.Следует также иметь в виду и тот факт, что на ход внедрения нововведений и его конечный результат опасное влияние могут оказывать так называемые пассивные работники. Ибо они открыто против нововведений не выступают, поэтому их трудно выявить и вступить с ними в диалог. Таких может оказаться в коллективе достаточно много.Инновационная деятельность, как правило, является коллективной, она требует участия многих людей, входящих в различные профессионально-должностные группы. И чем большее количество людей вовлечено в инновационный процесс, чем интенсивнее он протекает, тем возникает больше возможностей для возникновения конфликтных ситуаций, которые порождаются трудностями, сопровождающими большинство нововведений.
К числу основных причин, вызывающих инновационный конфликт, можно отнести:
- пассивность работников, заинтересованных в инновациях кадров. Это вызвано тем, что многие работники опасаются сокращения зарплаты, прибавления работы во время внедрения, боятся не справиться с новыми обязанностями, не имеют материального и морального поощрения во время внедрения. Другими словами, работники опасаются ухудшения (в результате нововведений) своего социально-экономического положения;
- дефицит материально-
- ухудшение
взаимоотношений руководителей
и главных специалистов
- необходимость
перестраивать свою работу
Преодоление этих и других трудностей, более рациональный подход к инновационному процессу позволят снизить конфликтность в организациях.Инновационные конфликты в организациях могут быть деловыми и личностными.Такие конфликты возникают между людьми, так или иначе связанными производственно-экономическими отношениями. Перестройка дала импульс многим организационно-управленческим нововведениям, меняющим организацию производства и управления. Новые организационные формы связаны с созданием кооперативов, арендного, семейного подряда и т.д. Особенность многих организационных форм – их гибкость и ориентация на удовлетворение запросов потребителей. В то же время новые организационные формы порождают новые конфликты и противоречия.Внутренним побудителем для инновационной деятельности является потребность людей к творчеству, заложенная в самом характере человека, проявляющаяся в постоянном стремлении к обновлению, совершенствованию производственной среды. Наличие и высокое развитие этих потребностей имманентно присуще новаторам, которые чутко улавливают новые проблемы, и для которых интересен сам процесс внедрения инноваций. Они могут принимать в нем участие, даже не получая за это никаких вознаграждений. Но как люди творческие они заинтересованы в признании своих вклада и достижений, ради чего нередко способны пойти на конфликт.Столкновение противоположно направленных, несовместимых потребностей, мотивов, интересов, мыслей, чувств порождает межличностные инновационные конфликты.Они могут возникать как в сфере служебных, так и неслужебных отношений между сторонниками и противниками нововведений. Такие конфликты могут иметь ситуативную и характерологическую основу.
К ситуативным предпосылкам конфликта относятся:
- чувство неопределенности и неуверенности;
- недостаточная
или искаженная
- непризнание работника коллективом;
- несправедливость.
К характерологическим предпосылкам можно отнести:
- черты характера;
- склонность к агрессивному поведению;
- пониженная самокритичность;
- нетерпимость к недостаткам других;
- невоспитанность.
Работник становится источником конфликта, когда направленность, ценности становятся не совместимыми с интересами и ценностями коллектива, т.е. когда наступает момент его "неадекватности" целям и задачам группы. Например, активный новатор трудится в коллективе, где "не принято" заниматься нововведениями, или, наоборот, пассивный работник попадает в коллектив, интенсивно обновляющий производство. Конфликтогенной становится также личность, одержимая идеей, готовая добиваться своего любым путем. Трудно найти людей с такими личностными качествами, которые гарантировали бы бесконфликтное поведение. Практически любой человек может вступать в конфликтные отношения.
1.2. Основные причины конфликтов
Можно выделить несколько общих основных причин конфликтов в организациях:
1) Распределение ресурсов. Даже в самых крупных и богатых организациях ресурсы всегда ограничены. Необходимость распределять их практически неизбежно ведет к конфликтам. Люди всегда хотят получать не меньше, а больше, и собственные потребности всегда кажутся более обоснованными.
2) Взаимозависимость задач. Возможность конфликтов существует везде, где один человек (или группа) зависит от другого человека (или группы) в выполнении задачи. Например, руководитель производственного подразделения может объяснить низкую производительность труда своих подчиненных неспособностью ремонтной службы быстро и качественно чинить оборудование. Руководитель ремонтной службы может, в свою очередь, винить отдел кадров в том, что не приняты новые работники, в которых так нуждаются ремонтники. Несколько инженеров, занятых разработкой одного изделия, могут обладать разным уровнем профессиональной квалификации. В этом случае специалисты более высокой квалификации могут быть недовольны тем, что слабые инженеры тормозят выполнение работы, а последним не нравится то, что от них требуют невозможного. Взаимосвязанность задач при неравных возможностях приводит к конфликту. Упомянутый пример конфликта между линейным и штабным персоналом также возникает из-за взаимосвязанности задач. Мастера зависят от главных специалистов, так как нуждаются в их помощи при реализации технических решений, а руководители более высокого звена зависят от мастеров, так как последние претворяют в жизнь идеи менеджеров.