Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 13:41, курсовая работа
Сейчас очень остро стоит проблема занятости детей во внеурочное время. Нередко можно наблюдать подростков в подъездах домов или просто на улице убивающими своё свободное время посредством курения, распития спиртных напитков и даже употребления наркотиков. Во многом это происходит потому, что дети неестественно мало заняты социально-значимой деятельностью; плохо организован их досуг; резко сократились материальные, технические и духовные блага, которые традиционно принадлежали детству и должны ему принадлежать.
Введение.
3
§1.Классификация детских общественных организаций.
6
§2.Характкристика детских и юношеских общественных организаций.
8
§3.Детские и юношеские организации позитивной направленности.
10
§4.Детские и юношеские организации негативной направленности.
15
§5.Детские и юношеские организации нейтрального содержания.
24
§6.Педагогические условия успешного взаимодействия школы и общественных организаций в воспитательном процессе.
25
Заключение.
27
Библиографический список используемой литературы
Эффективное средство
Мир игры, фантазии, свободы творчества; «мир настоящего детства»- самого ценного в жизни растущего человека.
Детские общественные организации возникают по инициативе ребят, в результате их стремления заниматься в кружках, секциях, клубах, участвовать в жизни своего района, города, помогать отдельным жителям, а также предприятиям, учреждениям. Большую роль в создании юношеских организаций играют конкретные программы, конкурсы, фестивали, предлагаемые детям.
Главная особенность- создание детских объединений не по указке «сверху», «по единому принципу», а их возникновение «снизу»- добровольно, демократично, инициативным путём с помощью детей и взрослых, с учётом местных традиций, экономических, социальных, национальных интересов. Современное детское движение, не будучи, строго говоря, массовым, представляет собой живое, динамичное явление. Формы, структуры разнообразны. Доминируют 2 функции их деятельности: реализация индивидуальных потребностей ребёнка и его социализация. По степени реализации этих функций можно судить об их месте в воспитательном пространстве. Эти функции представлены в концепции и программах.14
Существует широкий
спектр различных программ. Примером
может служить программа «Возро
Есть и другие не менее интересные программы: «Детский орден милосердия», «Шаг навстречу», «Древо жизни», «Свой голос», «Каникулы», «Алые паруса», «От культуры и спорта к здоровому образу жизни» и другие.
§3.Детские
и юношеские организации
Молодёжная морская лига.
Подростковая преступность и наркомания… Кто только не задумывался над вопросом: откуда у нас это зло? И что мы можем ему противопоставить? В Молодёжной морской лиге решили этот вопрос по-своему. Дело в том, что здесь решили дать ребятам настоящее мужское дело, пусть трудное, пусть опасное, но такое, которым можно гордиться и не искать компенсаций в вине, сигаретах и наркотиках.
Около 100 российских, польских
и американских мальчишек собрались
вместе. Их усадили на польскую баркентину
«Погорье» и отправили в
Формирование физического и нравственного здоровья на принципах патриотизма, уважения к истории, традициям отечества, армии и флота;
Профессиональная ориентация, подготовка
к службе в Военно-Морском
Укрепление материальной базе клубов, содействие при осуществлении ими дальних морских походов и т. д.
Членами лиги стали 137 первичных организаций. Это более 40 тысяч юных моряков, речников и судомоделистов. Следующим шагом было вступление лиги в Международную ассоциацию учебных парусных организаций.
Для успешной подготовки юных моряков России теперь стали проводиться ежегодные сборы в Кронштадте и Петрозаводске. Съезжаются на них, как правило, самые увлечённые мальчишки. До 700 человек. Вот где разгораются спортивные страсти и дымят походные кухни. Моряки - даром, что иному из них нет и 12 лет - гребут на вёслах, ловко ставят паруса, драят палубу, вяжут канаты, стреляют, бегают, плавают…, а воспитатели и наставники всегда рядом. Это В.В.Солярский из Нижнего Тагила, Н.Г.Варухин из Новгорода, В.Тренин из Нарвы, А.Никитин из Петрозаводска, Ю.Прокопьев из Москвы и Г.В.Войнова - старейший работник российского движения юных моряков… Это те, кто поддержит в трудную минуту, разделит печали и радости. Мальчишки, как на грех, подобрались из неполных семей. Почти поголовная безотцовщина, есть сироты и больные.
За прошедшие 13 лет парусные суда «Мир», «Серов», «Крузенштерн», «Сэр У. Черчилль» и «Погория» не раз предоставляли борт юнгам из лиги. Пожалуй, не было года, чтобы ребята не были в дальних походах. 350 мальчишек таким образом прошли крещение морем.
Сегодня руководители Лиги уповают на строительство собственного судна. Парусник им нужен как воздух. Ему решили присвоить гордое имя «Москва».16
Клуб «Богатырь».
Общественное молодёжное объединение Училища русской народной культуры клуб « Богатырь» находится в городе Зеленограде. Руководители клуба - Андрей Капранов и Михаил Сковородин. В клубе занимаются 40 мальчишек и девчонок. Ребята поют, читают, устраивают различные состязания, что-нибудь мастерят, ходят в походы, ездят на этнографические сборы, проводят праздники, устраивают игры и боевые состязания, в общем, живут интересно. Программа клуба - «Молодёжный казачий круг». Её основная идея- раскрытие различных способностей и силы духа. На семинары приезжают ребята из других городов (Ярославля, Череповца, Казани и др.), где с ребятами также проходят занятия по программе «Богатыря».
В клубе ребят учат выживанию в лесу, строить собственную жизнь не за счёт хитрости, приспособленчества или подавления слабых, а рассчитывая на свои силы, не теряя достоинства, помогая товарищам, готовят к семейной жизни и другим не менее важным вещам.
Для членов клуба русская культура сегодня - не миф, а реальность. Они не пытаются восстановить до мельчайших подробностей всю этнографическую часть русской культуры, а используют знания, полученные в ходе исследований и этнографических сборов.
В планах клуба открытие детского центра по изучению русской культуры и воинских искусств, проведение выездных лагерей, детских праздников, учебных семинаров для родителей и педагогов, открытие «группы продлённого дня».
В клубе проходят занятия не только с ребятами, но и с их родителями, ведь именно в семье закладываются основы мировоззрения ребёнка. 17
Студия «Сделай шаг».
При Московском театре детской книги «Волшебная лампа» в 1999 году под руководством Владимира Штейна была открыта студия «Сделай шаг». Каждую субботу после спектакля в театре собиралась группа детей. Родители привозили их в колясках. Но свою инвалидность ребята оставляли за порогом. К ним приходили поэты, режиссёры, актёры, художники, композиторы и певцы. Марк Шварц играл с ними в буриме, Григорий Остер давал им «вредные советы», Виктор Луферов составлял из них оркестр, Сергей Феофанов учил их рисовать шаржи. Именно в студии дети стали более независимыми, крепкими духом, научились прощать другим непонимание их недуга.18
Главный результат работы студии – ребёнок учится не скучать, когда он остаётся один, получает опыт размышлений и творческого поиска. Студия способствует улучшению взаимопонимания между родителями и детьми, сближает родителей больных детей, которые общаются друг с другом, делятся своим непростым опытом сопротивления недугу.19
Скауты.
Скаутинг в России изначально шёл трудной непроторённой дорогой и всегда был движением энтузиастов. В 1919 году два русских офицера отправились за границу «для практического ознакомления с постановкой работы в скаутских отрядах». Это были капитан лейб-гвардии стрелкового полка О.И. Пантюхов и штаб-ротмистр Г.А. Захарченко. А в конце 1919 года Россию посетил Р. Баден-Пауэлл и имел встречу с Николаем II.
Организатором первой скаутской группы по праву называют Олега Ивановича Пантюхова.
В Москве было основано Общество содействия организации юных разведчиков под председательством вице-адмирала И.И. Чайковского. В.А. Попов, первый редактор журнала «Вокруг света», руководил первым Московским отрядом. В Петербурге В.Г. Янчевецкий стал создавать журнал, в котором пропагандировал идеи скаутинга и организовал в своей гимназии «Легион юных разведчиков».
Скауты работали связистами в организациях военного ведомства, несли строевую службу, участвовали в субботниках, помогали на сельхозработах, участвовали в борьбе с беспризорностью, собирали средства голодающим губерниям, работали в санитарных поездах.20
Днём рождения Русского Союза Скаутов (РСС) считается ноябрь 1993 года. Тогда в Нижнем Новгороде, в школе № 91 образовалась небольшая скаутская дружина, состоящая всего из 2 скаутских патрулей. Это произошло благодаря инициативной тройке: Игоря Михайловича Богданова- директора школы № 91 и двух его единомышленников - Вячеслава Черных и Максима Воробьёва. Все они хотели научить детей всему тому, что может пригодиться им в жизни. Решили, уйдя от политики, проводить теоретические и практические занятия по выживанию в экстремальных условиях. Так при школе начали проводиться интереснейшие занятия по туристической подготовке, рукопашному бою, альпинизму, скалолазанию, оказанию первой медицинской помощи…
Вскоре помимо обычных патрулей, следящих за порядком в общественных местах, в Нижегородской дружине появились специализированные патрули:
«Берсерки». Эти ребята углублённо изучают основы рукопашного боя, готовятся к службе в рядах Вооружённых сил России;
«Ирбис». Специализируются по альпинизму и скалолазанию. Здесь готовят тех, кто станет горными спасателями.
В Союзе разработана система профессиональной подготовки скаутов. Здесь облюбовано множество «взрослых» специальностей. Причём, если у младших скаутов полезные навыки приобретаются в процессе игры, то у старших вполне «серьёзным» специальностям- спасатель, эколог, связист, бизнесмен - обучают по специальной программе.
Основными целями деятельности Русского Союза Скаутов являются: воспитание детей и молодёжи достойными гражданами России, привитие им навыков развивающей инициативы, организаторских способностей, ответственности и возможности принимать самостоятельные решения, направлять свою деятельность на пользу общества.
Сейчас отделения РСС работают во многих городах России, штаб-квартира расположена в Нижнем Новгороде.21
Скаутинг учит оптимизму, социальному творчеству и терпимости, сознательной дисциплине. Учит, что самыми дорогими для человека являются дружба, товарищество, братство, и обязательно – чувство милосердия. У скаутов существует множество программ:
«Сам спасатель». Скауты понимают, что в нашей жизни никто не застрахован от несчастных случаев, крупных аварий и катастроф, стихийных бедствий – подъёма воды, сильного ветра с грозой, урагана, пожара. Если ты многое умеешь и сам будешь хорошо подготовлен ко всяким неожиданностям, то у тебя останется много сил и ты сможешь оказать помощь другим. Программа помогает справиться с паникой и отчаяньем, преодолеть страх и неуверенность, сохранить жизнь и здоровье в экстремальных ситуациях;
«Русский мороз». Программа
реализуется в зимнем
Скауты очень любят игры. В
игре-испытании «Лесной человек
Девиз скаутов – «Будь готов» - руководство к готовности заботиться о себе и помогать тем, кто в этом нуждается. 22
Воспитательный характер
Подростковые общественные организации позитивной направленности города Череповца.
Немало детских общественных организаций и в городе Череповце. Одним из центров деятельности этих организаций является Дворец творчества детей и юношества имени А.А. Алексеевой.
Дворец творчества детей и юношества имени А.А. Алексеевой – учреждение многопрофильное. Постоянный состав воспитанников – около 4 тысяч человек. На протяжении десятилетий сложились основные направления деятельности учреждения: туристско-краеведческое, юннатско-биологическое, спортивно-техническое, декоративно-прикладное, эстетическое, социально-творческое. Действует ряд программ:
программа экологического образования. Эта программа преследует цель становления экологической культуры воспитанников, выработки у подростков личной активной позиции по улучшению природной и преобразованной среды. Реализация программы идёт на нескольких уровнях: экологическая и краеведческая деятельность специализированных объединений Дворца творчества (экологические игры, экологический всеобуч для старшеклассников, работа с воспитанниками по краеведению).
«Волшебная сила творчества». Цель – развитие творческих способностей, начинающая профессиональная подготовка воспитанников и социальная защита детей.
Существуют секции математики, физики, экономики, социологии, социальной психологии, археологии, исторического и литературного краеведения, литературоведения, зоологии, ботаники, экологии, зарубежной литературы, литературного творчества.
Преподаватели высших учебных заведений отмечают, что члены общества, поступив в университеты, быстрее адаптируются. Их отличает системность, целеустремлённость, самостоятельность в получении знаний.24
Итак, мы рассмотрели ряд детских общественных организаций позитивной направленности. Все они имеют большие воспитательные возможности, но в последнее время резко возросло число неформальных детских и молодёжных объединений самой различной ориентации (политической, экономической, идеологической, культурологической); среди них немало структур с ярко выраженной антисоциальной направленностью.