Современные формы предприятий в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 23:43, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть современные формы организаций и особенности их использования в экономике России.
Реализация данной цели предполагает постановку и решение следующих задач:
– изучение сущности форм бизнеса
– изучение малого и крупного бизнеса в России
– рассмотрение поддержки малого бизнеса в России.
Объектом исследования являются современные формы организаций.

Файлы: 1 файл

kursovaya_.docx

— 159.09 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Российская модель рыночной экономики еще окончательно не сформировалась. При этом она включает как ряд черт, заимствованных из исторического прошлого, так и элементы переходной экономики. Сохраняются сильные позиции государства в экономике, крайне неустойчивыми остаются права собственности, опасных размеров достигло социальное расслоение, практически отсутствует средний класс как массовая социальная категория, сохраняется криминализация хозяйственной жизни.

Для понимания тенденций переходного к рыночной экономике процесса надо знать его периодизацию, внутренние этапы, которые отличаются друг от друга и особенностью проводимой государством экономической политики; и характером рыночных отношений и степенью их развитости; и адаптированностью населения к рыночным условиям труда и жизни; и развитостью рыночной культуры.

Цель работы – рассмотреть современные формы организаций и особенности их использования в экономике России.

Реализация данной цели предполагает постановку и решение следующих задач:

– изучение сущности форм бизнеса

– изучение малого и крупного бизнеса в России

– рассмотрение поддержки малого бизнеса в России.

Объектом исследования являются современные формы организаций.

Предметом исследования выступает малый бизнес в России.

Методы исследования. Теоретико-методологической основой исследования явились фундаментальные теоретические положения современной экономики. Ключевыми методами исследования послужили системный анализ и проблемно-ориентированный подход как разновидность структурно-функционального анализа. Использовались такие методологические приемы как сравнение, анализ и синтез, индукция и дедукция.

Структура работы состоит из введения, трех разделов, заключения, библиографии.

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяются степень ее разработанности, объект, предмет, цели и задачи исследования.

В первом разделе – изучаются современные формы организаций .

Во втором разделе – изучается малый и крупный бизнес в России.

В третьем разделе – изучаются проблемы малого бизнеса в России и их решение.

Заключение. В заключение  работы сделаны выводы по теме исследования, а также даны рекомендации научно-практического характера.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Современные формы предприятий в рыночной экономике

1.1. Экономика организации в условиях рыночных отношений

 

Основной экономический агент в рыночной экономике – это организация. Она использует ресурсы для произведения товаров и услуг для получения прибыли. Экономика организации направлена на то, чтобы максимизировать свою прибыль. Это ее основная цель, но она преследует также множество подчиненных ей задач:

- увеличить долю рынка;

- лидировать в научно-техническом  прогрессе;

- эффективно производить товары  и услуги;

- достойно оплачивать труд персонала, чтобы снизить текучесть кадров  и увеличить эффективность производства;

- выполнять социальные обязанности  перед сотрудниками и т.д.

Экономика организации зависит от условий ее внутренней и внешней среды. На состояние внутренней среды влияют следующие факторы:

- цели предприятия;

- управленческая структура;

- используемые технологии;

- квалификация и производительность  труда персонала;

- финансовый фактор;

- планирование деятельности;

- маркетинговые мероприятия;

- контроль и анализ.

Кроме факторов внутренней среды, экономика организации включает в себя продукт и стадии его производства. Эту область предприятие формирует, а затем развивает само, руководствуясь поставленными задачами и целями.

На состояние внешней среды оказывают влияние следующие факторы:

- макроэкономика (конкурентоспособность, уровень инфляции, налоговые сборы  и т.д.);

- правовые;

- международные;

- политические

- социальные.

Это те условия, которые предприятие не может контролировать. Во внешнюю среду организация попадает через маркетинговые решения. К целям этого выхода относят удовлетворение потребностей, роста прибыли, объема продаж, завоевание положительного имиджа, увеличение конкурентоспособности и т.д.

Экономика организаций, предприятий в условиях внешней среды должна отвечать соответствующим для этой отрасли требованиям. Если фирма не учитывает это, то результаты ее деятельности могут быть отрицательными.

Задача предпринимателей – через внутреннюю среду организации воздействовать на внешнюю, чтобы достигать поставленных целей. Решать эту задачу помогает управленческая система, действующая на предприятии.

Экономика организаций предполагает наличие собственной стратегии функционирования на рынке. Она может быть оборонительной или наступательной. Первая состоит в таком поведении фирмы, когда она находится в режиме ожидания: следит за конкурентами и рынком в целом, ждет, когда появится новый продукт, чтобы бросить свои силы на создание прототипа. Наступательная же характеризуется активным обновлением производства за счет нововведений, инноваций, заполнения и освоения рынка.

Рациональное поведение предприятие в условиях рыночных отношений – это обеспечение максимально возможной прибыли. А то, как фирма будет себя вести, в основном зависит от временного фактора и вида конкуренции на рынке.

Также экономика организации предусматривает обновление информации о рынке. Для успешного функционирования компании, предприниматель должен иметь полную и достоверную информацию о нише, которую он занимает и которую хочет освоить.

 

 

1.2. Сущность предпринимательской деятельности

 

Ни для кого не секрет, что наибольшую прибыль человеку может принести только предпринимательская деятельность. Это организация труда, сопряженная с высоким уровнем риска, ведь, как правило, осуществляется исключительно за счет собственных средств. Главной задачей такого предприятия считается извлечение максимальной выгоды от произведенных вложений.

Конечно, предпринимательская деятельность – это процесс, предполагающий оказание услуг или выполнение работ, а также выпуск каких-либо товаров. Однако действующим законодательством предусмотрена процедура регистрации любого предприятия в специализированных органах государственной власти. Для этого необходимо подать заявку с указанием конкретного вида деятельности. Допускается выделение нескольких направлений, чтобы в дальнейшем при расширении бизнеса не пришлось собирать документы для внесения соответствующих изменений.

Для того чтобы руководителю было легче определиться с выбором, составлен общероссийский классификатор, разделяющий производство на виды по экономическому признаку.

Виды и формы предпринимательской деятельности. Предпринимательская деятельность – это работа, направленная на преумножение собственных вложений в процессе реализации товаров или определенных услуг. Ее может выполнять как отдельный гражданин, так и юридическое лицо. В первом случае осуществляется регистрация индивидуального предпринимателя, а во втором – отмечается конкретная организационно-правовая форма. Собственник организации берет на себя полную ответственность по возможным потерям, ведь высокий уровень риска определяет вероятность невыполнения своих обязательств перед контрагентами. Тогда руководитель может потерять не только сумму вложенных им средств в бизнес, но и часть личного имущества.

Существуют различные виды и формы предпринимательской деятельности, которые в обязательном порядке указываются при получении свидетельства о регистрации предприятия в государственной службе. Правительство активно регулирует деятельность тех или иных организаций, принимая новые законодательные акты и вводя определенные поправки к уже существующим законам. Наиболее наглядно представить влияние государства на сферу бизнеса можно через налоговую систему.

Действительно, когда определенные объекты предпринимательской деятельности требуют развития и совершенствования, правительство снижает налоговое бремя на данную отрасль, что значительно облегчает жизнь организациям, функционирующим в рассматриваемой области. Предпринимательская деятельность – это деятельность, подчиняющаяся определенным признакам и принципам. В первую очередь, для старта любой организации необходимо наличие имущественной самостоятельности, то есть, зданий и оборудования, находящихся в собственности или арендованных. В то же время принцип самостоятельности проявляется в возможности самостоятельного принятия решений по поводу развития бизнеса. Ну и, конечно, такая деятельность характеризуется рискованностью. Причем стоит понимать, что чем выше уровень риска, тем большую прибыль можно получить в будущем.

Для благоприятного развития предпринимательства в современной России весомое значение имеет представление того, что не каждое новое дело есть предпринимательство. Предпринимательство всегда связано с высокоэффективным использованием всех составляющих производства в целях повышения экономического роста и, несомненно, удовлетворения потребностей общества или конкретного человека с достижением поставленной цели. Основная цель предпринимательской деятельности в России - это производство и доведение до конкретных потребителей услуги, товара или работы. И, конечно, получение за это материального вознаграждения.

Цели предпринимательской деятельности раскрывают сущность самого предпринимательства. Они заключаются в стимулировании широкого общественного спроса на определенные потребности и его удовлетворении. Также целью предпринимательской деятельности является максимизация всех возможностей, способных удовлетворить потребности предпринимателя в условиях неопределенности при влиянии внутренней среды и угрозе внешней среды. Это подразумевает получение максимального эффекта от ограниченных ресурсов. Цели предпринимательской деятельности заключаются в достижении предприятием определенного статуса и его закреплении на рынке товаров и услуг. Лицо, осуществляющее деятельность, может играть одну или несколько ролей: производитель, поставщик, дилер, посредник, продавец и т.д.

Долгосрочные цели предпринимательской деятельности достигаются в течение длительного периода времени. Они всегда направлены на увеличение и поддержание рентабельности, а также должны подкрепляться обеспечением ресурсами долгосрочных потребностей, таких как приобретение оборудования, исследования и разработка (НИОКР), обучение персонала или создание новых производственных площадей. После того как цели предпринимательской деятельности были поставлены, должно быть решено, каким образом лучше всего удастся добиться их реализации. Для этого необходимо разработать план дальнейших действий. А именно: продумать последовательность шагов для достижения каждой конкретной цели, распределить и закрепить ответственность за осуществление каждого конкретного шага за той или иной ключевой фигурой. Также необходимо определить контрольные сроки реализации каждого действия. План действий нужен для достижения задуманных целей. Без подобного плана поставленные цели теряют смысл, так как нет мер по их реализации. В настоящее время большая часть населения страны полностью или частично живет за счет доходов от деятельности малого предпринимательства. Возрастающая напряженность на рынке труда малого предпринимательства является одним из основных источников создания новых рабочих мест, поэтому предпринимательской деятельности следует уделять особое внимание как со стороны предпринимателей, так и со стороны государства.

 

 

1.3. Малый и крупный бизнес

 

Малый бизнес – это предпринимательская деятельность, исполняемая субъектами рыночной экономики при определенно установленных критериях. Они могут быть установлены законом, государственными органами, или другими представительными организациями.

Само понятие «малый бизнес», «предпринимательство» множество научных работ определяет как деятельность, которая исполняется группой лиц, или предприятие управляемое одним собственником. Мировая практика показывает, что основным показателем, в первую очередь является средняя численность занятых на предприятии работников, за отчетный период. Их относят к субъектам малого предпринимательства, что непосредственно является основой предприятий различных организационно правовых форм.

Есть несколько критериев, в основе которых предприятия относят к сфере малого предпринимательства:

- количество персонала на предприятии;

- величина уставного капитала;

- сумма активов;

- объем прибыли (дохода, оборота).

24 июля 2007 года вступил в силу Федеральный закон о развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации № 209-ФЗ. Субъектами малого бизнеса стали определять коммерческие предприятие, в уставном капитале которых доля субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и других фондов, не должна превышать 25%. Если доля принадлежит одному или нескольким юридическим лицам которые не были участниками малого бизнеса, средняя численность работников за отчетный период не превышает предельного уровня, так же не должна быть более 25%.

- в отрасли народного хозяйства (промышленности) - 100 человек;

- в строительстве - 100 человек;

- в транспортной сфере - 100 человек;

- в аграрном (сельском) хозяйстве - 60 человек;

- в научно-технической области - 60 человек;

- в оптовой торговле - 50 человек;

- в бытовом содержании и в  розничной торговле населения - 30 человек;

- в других отраслях и при  выполнении иных видов деятельности - 50 человек.

Участниками малого бизнеса могут выступать физические лица, которые занимаются предпринимательской деятельностью без образования юридического лица - индивидуальные предприниматели.1

Под предпринимательством понимают – особый вид экономической активности (разумная деятельность, направленная на получение прибыли), в основе которой лежит самостоятельная инициатива, ответственность и нововведения в предпринимательской идее.

Информация о работе Современные формы предприятий в рыночной экономике