Современные формы предприятий в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2014 в 23:43, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть современные формы организаций и особенности их использования в экономике России.
Реализация данной цели предполагает постановку и решение следующих задач:
– изучение сущности форм бизнеса
– изучение малого и крупного бизнеса в России
– рассмотрение поддержки малого бизнеса в России.
Объектом исследования являются современные формы организаций.

Файлы: 1 файл

kursovaya_.docx

— 159.09 Кб (Скачать файл)

Как правило, начальный этап особого вида экономической активности связан только с идеей (результат мыслительной деятельности), которая в дальнейшем должна принять материальную форму. В этом основная роль малого предпринимательства.

Наличие инновационного момента, одна из особенностей малого предпринимательства, бизнеса. Это может быть изготовление нового товара, образование нового предприятия или смена профиля деятельности. Внедрение новейших методов организации производства, Иная система управления, качество, новые технологии – это очень важные инновационные моменты.

Эта модель экономики создает нужную атмосферу конкуренции, способную создавать новые рабочие места, мгновенно реагировать на любые изменения в рыночной конъюнктуре, заполнять образовавшиеся ниши в сфере потребительской и являться главным источником формирования среднего класса, соответственно увеличивать социальную базу проводимых реформ.

Во-первых, обеспечивает высокую эффективность, за счет необходимой мобильности, создает глубокую классификацию и кооперацию, в условиях рынка. Во-вторых, он умеет не только заполнять ниши, которые формируются в потребительской сфере, но и достаточно быстро окупать их. В-третьих, делать атмосферу явной конкуренции. В-четвертых, - это самое важное и главное, без чего рыночная экономика в принципе не возможна, он создает нужную атмосферу и дух предпринимательства.

Важность предпринимательства заключается и в том, что пока малые предприятия ведут жестокую конкурентную борьбу за выживание на рынке, они вынуждены все время развиваться, усовершенствоваться и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь для того, что бы выжить, нужны средства на существование, и они обязаны быть лучше других, чтобы получать максимальную прибыль.

В масштабах России современная рыночная структура экономики предполагает 10-12 миллионов предпринимателей малого бизнеса, но, к сожалению, насчитывается всего 300-400 тысяч. Из чего видно, что как особый сектор в рыночной экономике малое предпринимательство еще не полностью сформировалось, и это означает, что его потенциал полостью не используется.

Классическими задачами определяется роль малого бизнеса, которые в развитых странах малый бизнес решает сам. В первую очередь – это развитие здоровой конкурентоспособной среды в экономике, воспроизводящих сильных стимулов в мотивации для более рационального использования знаний, умений, трудолюбия и энергии населения. А это, позволяет более активно разрабатывать и применять имеющиеся ресурсы, материальные, организационные, технологические и кадровые. Смягчение колебаний экономической конъюнктуры при помощи особого механизма сбалансирования спроса и предложения. Создание качественной системы организационных, производственных и бытовых услуг. Сформировать большее количество новых рабочих мест, создание важной прослойки общества, какого как средний класс. Введение новых форм организации, производства финансирования, и сбыта. Развитие инновационного потенциала экономики.

Процветание малого бизнеса дает стимуляцию для экономического роста, содействует разнообразию и насыщению местных рынков, к тому же позволяет возместить издержки рыночной экономики, такие как кризисные явления, конъюнктурные колебания, безработица.

Малый бизнес имеет большие возможности для оптимизации путей развития общества и экономики в целом. Отличительной чертой малого предпринимательства является непрерывное стремление в использовании ресурсов всех видов, постоянное стремление к увеличению их количества и качества, обеспечению наиболее целесообразных пропорций для данных условий. На практике, это выглядит так: на малом предприятии не может быть излишек сырья, неиспользуемого оборудования, лишних работников. В достижении наилучших показателей экономики в целом, это обстоятельство является одним из важнейших факторов.

При существующих жестких ограничительных критериях соотношения предприятий к малым, само малое предпринимательство является антимонопольным. В условиях рыночной экономики эта отличительная черта малого бизнеса, осуществляет свою позицию в поддержание конкурентной среды.

Имеет смысл особо указать на региональную направленность малого предпринимательства. В регионе настоящей базой рыночной экономики является малая экономика. В местный бюджет малый бизнес приносит очень важный по значению доход. Зачастую малые предприниматели очень заинтересованы в интенсивном и плодотворном сотрудничестве с местными органами власти, т.к. основные проблемы в развитии малого предпринимательства связаны с решением некоторых вопросов регионального и местного значения.

Крупные фирмы (большой бизнес) меньше зависят от рыночной конъюнктуры в силу своих больших ресурсов, точнее, «организационного жирка», т.е. резервного запаса ресурсов, который компании могут использовать при наступлении неблагоприятных условий. Более того, многие из крупных компаний могут влиять на рынок из-за своей высокой доли на рынке. Так, снижение или повышение цен на никель российской фирмой «Норильский никель» меняет ситуацию на всем мировом рынке никеля. Подобные возможности воздействия на рынок приводят к попыткам крупных компаний его монополизировать, тем самым ослабляя одну из основ рынка — конкуренцию. Поэтому государство проводит антимонопольную политику по отношению к наиболее крупным компаниям.

В то же время крупные компании вносят большой вклад в производство многих товаров, особенно сложных (наукоемких) и требующих больших расходов капитала (капиталоемких). «Как только мы посмотрим на показатели производства отдельных товаров, то выяснится, что наибольшего прогресса добились ... именно крупные концерны», — писал Шумпетер. Только крупные компании оказываются в состоянии организовать разработку и массовое производство авиакосмической техники, автомобилей и судов, сельскохозяйственных машин и энергетического оборудования, а также массовую добычу сырья (нефти, газа, руды) и массовое производство материалов и полуфабрикатов (стали, алюминия, пластмассы). Отсюда двойственное отношение государства к крупным компаниям: с одной стороны, их стремятся ограничивать (через антимонопольную политику), а с другой стороны, их поддерживают как столпов наукоемких и капиталоемких отраслей.

В большинстве развитых стран мира крупный бизнес занимает ведущее место в экономике. Как правило, на него приходится более 50% (а нередко — более 60%) ВВП. Он, безусловно, доминирует во многих отраслях машиностроения (в общем и транспортном машиностроении. в электротехнической промышленности и приборостроении), в химической промышленности, в черной и цветной металлургии, в топливно-энергетическом комплексе и в добывающей промышленности. Растет концентрация производства и во многих отраслях сферы услуг. Особенно это касается таких отраслей сферы услуг, как высшее образование, здравоохранение, финансы, производство программного обеспечения, информационные услуги, транспорт, торговля и др. Так, в США, например, на долю крупного бизнеса (статистика относит к крупным предприятиям с числом занятых 500 и более человек) приходится около 60% ВВП и 47% всей рабочей силы. Объемы продаж и масштабы капитализации (т.е. рыночной стоимости акционерного капитала) отдельных крупнейших компаний составляют десятки и даже сотни миллиардов долларов и вполне сопоставимы с ВВП многих стран мира. Масштабы капитализации корпорации «Дженерал Электрик», например, составляли в 2002 г. около 380 млрд. долл., корпорации «Эксон Мобил» — 300 млрд. долл., «Оптируй» — 255 млрд. долл., «Интел» — 204 млрд. долл.

Но в России роль крупного бизнеса еще выше, чем в других странах. В 2002 г. на предприятиях крупного и среднего бизнеса (отдельная статистика по крупному бизнесу в России отсутствует) было создано почти 89% ВВП. Это, однако, не достоинство российской экономики, а ее недостаток и говорит о недостаточном развитии малого бизнеса. Заметно отстает от развитых стран и уровень капитализации крупнейших российских компаний, который не превышает десятков миллиардов долларов («Газпром», РАО «ЕЭС России», «ЛУКойл»).

 

 

 

 

Глава 2. Малый и крупный бизнес в экономике России

2.1. Малый и средний бизнес в России

Определение МСП в России не соответствуют определениям МСП в Европе и США. В таблице ниже приведены данные о численности малых и средних предприятий по данным Росстата. По данным ведомства в 2011 году в России было зарегистрировано 4,3 млн МСП.

 

Таблица 1. Распределение числа МСП России в зависимости от размера в 2011 году, (кол-во,%2)

 

 

В 2009-2012 годах наблюдалось увеличение доли ссуд МСП в общем объеме корпоративных займов с 21,3% до 22.9%.

 

Таблица 2. Финансирование МСП в Российской Федерации, 2007-2011гг3.

 

В 2012 году рынок кредитования малых и средних предприятий в целом показал позитивную динамику, несмотря на замедление темпов роста во втором полугодии. Объем выданных за год кредитов составил 6 942 млрд. руб. – почти на 900 млрд. больше, чем годом ранее. Впрочем, в относительном выражении прирост составил лишь 14,6%, тогда как в 2011 году он был практически в два раза выше – 28,7%. Показатель 2011 года можно объяснить эффектом низкой базы – в посткризисном 2010 году было выдано лишь 3 трлн. руб. кредитов. Также можно отметить, что, если в 2010 на 1 полугодие пришлось лишь 42% общего объема выдач, а в 2011 – 44%, то в 2012 - уже 46%. Таким образом, происходит постепенное выравнивание темпа выдач кредитов, хотя определенный сезонный фактор в любом случае сохраняет свое влияние на конечный результат из-за приходящихся на первые 6 месяцев спадов в общей экономической активности в стране в январе и в мае.

 

 

Рисунок 1. Динамика объемов задолженности и кредитования, млрд. руб4.

По оценкам рейтингового агентства «Эксперт РА» на основе данных, полученных в ходе анкетирования банков, по итогам 2012 года заметно снизился средний срок выдаваемого кредита – на долю кредитов свыше 3 лет пришлось лишь 17% объема выдач против 34% в 2011 году, а доля овердрафтов и кредитов сроком до года, напротив, выросла до 63% против 35,4% по итогам 2011 года. Внедрение «кредитных фабрик» и активное развитие направления микрокредитования многими игроками рынка привели к тому, что на развитие долгосрочных программ кредитования у банков не нашлось достаточного объема ресурсов.

Свою роль сыграли и сами предприниматели – потенциальные заемщики, прозрачность бизнеса которых в этот период снижалась, что, затрудняло доступность для них долгосрочного банковского кредитования.

 

Таблица 3. Динамика венчурных инвестиций, 2008-2011гг.5

 

 

Венчурные инвестиции в 2008-2011гг. устойчиво росли. К концу периода их объем превысил 20 млрд. долл. США.

Поддержка субъектов МСП и организаций инфраструктуры Минэкономразвития России осуществляется преимущественно на безвозмездной основе посредством предоставления субсидий и грантов. Механизм распределения средств из федерального бюджета предполагает проведение конкурсов отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии для финансирования мероприятий поддержки МСП.

По предварительным данным за 9 месяцев 2012 года на реализацию мероприятий по государственной поддержке малого и среднего предпринимательства в 2012 году было направлено в форме субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации 18 млрд. руб.

Основным направлением поддержки МСП в 2012 году была заявлена поддержка инновационных и модернизационных малых и средних компаний. В рамках программы был реализован комплекс из 33 мероприятий по следующим основным направлениям:

создание и развитие инфраструктуры поддержки МСП;

поддержка субъектов МСП, производящих и/или реализующих товары для экспорта;

развитие системы кредитования субъектов МСП;

создание и развитие инфраструктуры поддержки МСП в научно-технической сфере;

реализация иных мероприятий по поддержке МСП.

 

Таблица 4. Финансирование региональных гарантийных организаций в 2011 году.6

 

 

 

 

2.2. Крупный бизнес в России

 

Крупный  бизнес  является  ключевым  звеном  экономики  России.  Несмотря  на стремительное  развитие  молодого  и  перспективного  малого  предпринимательства, крупные предприятия были, есть и будут лидерами во многих отраслях российской промышленности.

Анализ современного состояния крупного российского бизнеса позволяет составить долгосрочный прогноз его дальнейшего развития и выявить основные направления, в которых  оно  будет  происходить.  Следовательно,  можно  выделить  следующие отраслевые направления развития крупного бизнеса:

1.  Развитие  машиностроительных предприятий. Наиболее  приоритетными станут транспортное  производство,  авто-  и  авиапромышленность.  Планируется  тесное сотрудничество  крупных  российских  корпораций  с  зарубежными  лидерами  авто- и авиастроения. К 2020 году предполагается  увеличить объем продаж автомобилей  до 4  млн  в  год,  из  которых  около 3 млн  будут  отечественного  производства.  Также планируется  модернизация российских железных  дорог: обновление подвижного состава  и  строительство  новых  дорожных  линий.  На  эти  цели  будет  выделено 100 млрд долларов.

2.  Развитие  АПК.  Внедрение  новейших  технологий  в  сельскохозяйственное производство  и повышение качества отечественных  сельхозтоваров позволит крупным  российским агропромышленным предприятиям  к 2020 году увеличить свой суммарный  доход до 70 млрд долларов и  вытеснить низкокачественные товары  с рынка.

3.  Развитие  сферы услуг, являющейся одной  из важнейших составляющих жизни  постиндустриального общества. Наиболее  востребованными на рынке будут  крупные компании,  предоставляющие  услуги  в  области IT-технологий:  крупные  Интернет– магазины, социальные  сети, службы поиска различной  информации и многие другие.

4.  Расширение  и  совершенствование  финансового  сектора  экономики.  Крупные банки  увеличат количество оказываемых  услуг, один банк будет способен  оказать весь спектр  услуг  в  пределах  только  своего  офиса. (ярким  примером  прогрессирующего  развития банковской системы  является«Сбербанк»).

Таким образом, подводя итог вышеизложенному, можно сделать вывод о том, что российский  крупный  бизнес  является  одним  из  важнейших  драйверов  как индустриального,  так  и  постиндустриального  развития  России,  способствующим увеличению темпов роста экономики страны и повышению позиций России на мировой экономической арене.

 

 

 

Глава 3. Проблемы малого бизнеса и их решение в России

3.1. Господдержка малого бизнеса в России

 

Несмотря на рост количества предприятий малого и среднего бизнеса в России наблюдается отсутствующая целостная государственная политика в области господдержки малого и среднего бизнеса. Основная господдержка малого и среднего бизнеса находится на уровне регионов, а там, как правило, бюджет формируется с дефицитом денежных средств. В результате этого на поддержку предприятий малого и среднего бизнеса выделяются незначительные средства. В результате, актуальными являются следующие обстоятельства.  Во-первых, остро необходимо повышение конкурентоспособности экономики России на мировых рынках. Во-вторых, серьезная необходимость в развитии малого и среднего бизнеса РФ (особенно малого и среднего инновационного предпринимательства) как основы для повышения его значения в развитии народного хозяйства России. В-третьих, недостаточна роль государства в процессе создания положительных условий для развития малого и среднего бизнеса и роста конкурентоспособности экономики России. В-четвертых, потребности малого и среднего инновационного бизнеса в финансовых средствах и адекватных мерах поддержки для создания инноваций, в конечном итоге позволяющими вывести экономику РФ на более высокий, а также качественно новый уровень. Рассмотрим основные особенности господдержки малого и среднего предпринимательства в РФ:

Информация о работе Современные формы предприятий в рыночной экономике