Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 13:21, курсовая работа
Цель курсовой работы – теоретическое изучение различных методов обучения персонала, выявление преимуществ активных методов обучения, а также рассмотрение процесса их реализации на практике.
Задачи курсовой работы:
1) рассмотреть разнообразные виды и методы обучения персонала;
2) рассмотреть и проанализировать процесс обучения персонала в современных условиях;
3) исследовать современные подходы, передовой опыт и тенденции к процессу обучения персонала.
Организации создают специальные методы и системы управления профессиональным развитием, создают конкретные индивидуальные профессиональные образовательные программы руководителей и специалистов, формы получения образования, сроки обучения. До работника, направляемого на обучение, должны быть своевременно доведены цель и программа (содержание) обучения, согласована с ним тема обучения, направленная на повышение эффективности его работы, подразделения, предприятия, на котором он трудится. В зависимости от целей и задач обучения существуют виды обучения. Характеристика видов обучения представлена в таблице 3.
Таблица 3. Характеристика видов обучения кадров.
Вид обучения |
Характеристика вида обучения |
1. Профессиональная подготовка
1.1. Профессиональная начальная подготовка
1.2. Профессиональная |
Приобретение знаний, умений, навыков и обучение способами общения, направленных на выполнение определенных производственных задач. Подготовка считается законченной, если получена классификация для осуществления конкретной деятельности (обучается учащаяся молодежь)
Развитие знаний, умений, навыков и способов общения как фундамента для дальнейшей профессиональной подготовки (подготовка бакалавров)
Предназначена для получения специфической профессиональной квалификации. Углубление знаний и способностей с целью овладения определенной профессией (специалист, магистр) |
2. Профессиональное
2.1.Совершенствование
2.2 Профессиональное |
Расширение знаний, умений, навыков
и способов общения с целью
приведения их в соответствие с современными
требованиями производства, а также
для стимулирования профессионального
роста (обучаются занятые в
Приведение знаний и способов в соответствие с требованиями времени, их актуализация и углубление. Обучаются специалисты (горизонтальная мобильность)
Подготовка к выполнению
качественно более высоких |
3. Профессиональная |
Получение знаний, умений, навыков и овладение способами обучения (поведения) для освоения новой профессии и качественно другой профессиональной деятельности (обучаются занятые в производстве работники или безработные, имеющие практический опыт ) |
Отдельные виды обучения не следует рассматривать в отрыве друг от друга. Целенаправленное обучение квалифицированных кадров предполагает тесную связь и координацию между этими видами обучения.
Методы обучения персонала.
Хорошее обучение требует индивидуального подхода к потребностям каждого сотрудника.
Методы обучения делятся на традиционные (методы обучения вне рабочего места) и активные (методы обучения на рабочем месте).
Традиционные методы обучения персонала (методы обучения вне рабочего места):
1. Лекция.
Традиционный и один из самых
древних методов
2. Семинары.
Предлагают большую активность
участников и используются для
совместного обсуждения
3. Метод конкретных
практических ситуаций. Смысл метода
в приближении обучающихся к
реальному миру, к научению оценивать
и принимать в нем верные
решения. Этот метод
1) традиционный метод, когда
участники, рассматривая какую-
2) метод инцидента, когда
3) проектный метод, связанный с решением именно деловых проблем, важных для бизнеса;
4) метод актуального случая, связанных
с анализом собственной
4. Деловые игры. Они
максимально приближены к
5. Самостоятельное
обучение. Наиболее простой вид
обучения – для него не
6. Дистанционное
образование. Очень
Активные методы обучения персонала (методы обучения на рабочем месте):
1. Инструктаж.
Представляет собой
2. Ротация.
Представляет метод
3. Наставничество.
Этот метод позволяет
1) Введение в курс дела и ознакомление;
2) Показ (подробности, связанные с рабочим местом, материалы и т.д.)
3) Демонстрация (рабочий процесс с объяснением);
4) Указание, подсказка;
5) Разъяснение (наглядно, точно);
6) Тренировка;
7) Дополнительное обучение (расширение полученных знаний).
4. Делегирование.
Использование практики
Названные методы обучения не исключают друг друга, так как обучение в стенах организации может вестись с отрывом или без отрыва от работы. Кроме того, они могут дополнять друг друга, так как обучение в процессе работы часто совмещается с обучением в других организациях или учебных заведениях.
Обучение
на рабочем месте отличается своей
практической направленностью, непосредственной
связью с производственными функциями
сотрудника, предоставляет, как правило,
значительные возможности для повторения
и закрепления вновь
Методы
обучения вне рабочего места дают
учащемуся возможность
Каждый метод имеет свои преимущества и недостатки. И главным критерием при выборе того или иного метода является его эффективность для достижения целей обучения каждого конкретного работника.
В таблице 4 и 5 перечислены основные преимущества и недостатки способов предоставления обучения. Большая часть из них подтверждается опытом многих организаций.
Таблица 4. Преимущества и недостатки методов обучения на рабочем месте
Обучение на рабочем месте | |
Преимущества |
Недостатки |
Содержание курсов и время их проведения могут быть эффективно приспособлено к потребностям организации. |
Участники обучения встречаются только
с работниками своей |
Периодичность и продолжительность обучения устанавливается самой организацией. |
Участники обучения могут быть оторваны
от процесса обучения в связи с
«вдруг» возникшей |
Переходить от обучения к непосредственному выполнению работ легче, если учебный материал непосредственно связан с работой. |
Отсутствие специально подготовленных (обученных) преподавателей. |
Для обучения может использоваться реальное технологическое оборудование организации, а также процедуры и методы выполнения работ. |
Участники обучения могут неохотно обсуждать некоторые вопросы в среде коллег, в присутствии руководителя. |
Низкие затраты на обучение |
Квалификация сотрудника привязана к конкретному рабочему месту. |
Таблица 5. Преимущества и недостатки методов обучения вне рабочего места
Обучение вне рабочего места | |
Преимущества |
Недостатки |
Участники обучения могут обмениваться информацией и делиться опытом с сотрудниками других организаций. |
Программа обучения редко точно соответствует потребностям организации. |
Участники не могут быть легко отозваны для решения производственных проблем (курс обучения оплачен и денежные средства обычно не возвращаются). |
Периодичность и продолжительность обучения устанавливается обычно обучающей организацией. |
Для обучения может использоваться специализированное дорогостоящее оборудование. |
Достаточно высокие затраты на обучение. |
Наличие квалифицированного обучающего персонала. |
Могут возникнуть трудности при переходе от учебной ситуации к реальной производственной ситуации. |
Постоянные изменения внешней и внутренней среды организации влияют на квалификационные требования, предъявляемые к работникам, что влечет за собой необходимость приведения компетенций персонала в соответствие с новыми изменившимися условиями.
Таким образом, содержанием обучения могут быть как узкоспециальные профессиональные знания, управленческие и коммерческие навыки, так и корпоративные ценности. Обучение может проходить в форме лекций, семинаров, тренингов, а также в дистанционной форме - посредством Интернета, когда обучаемые выполняют определенные задания и проходят тестирование на сайте обучающей организации, после чего по почте получают официальный документ о квалификации. Организация выбирает подходящий для нее метод обучения. Развитие персонала служит гарантией повышения конкурентоспособности организации на внешнем рынке, а также ее способности к расширению.
1.3. Необходимые факторы,
Прежде
чем сформулировать необходимые
условия эффективного обучении, нужно
понять, что должна включать в себя
эффективная программа
Во-первых, анализ и обобщение собственного опыта участников обучения. Совместное обсуждение такого опыта приводит к обогащению участников уникальными практическими знаниями.
Во-вторых,
ознакомление слушателей с результатами
исследований и разработок по выбранной
теме. Соотнесение этих знаний с
опытом участников позволит увязать
теорию с практикой работы каждого
из них в отдельности и
Информация о работе Современные методы и формы обучения персонала: проблемы эффективности