Стили управления организацией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 09:35, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – исследование и сравнение различных стилей управления. Она определяет задачи исследования:
1) изучение теоретических положений и сравнение содержания стилей управления;
2) анализ менеджера компании «Юкос» М. Ходорковкого и менеджера компании Apple Стива Джобса как лидеров.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ТЕМЕ «СТИЛИ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ»
1.1 Экономическая суть стиля управления 6
1.2 Теория лидерства К. Левина, теория Лайкерта 10
1.3 Другие подходы к систематизации стилей управления 11
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРИМЕРЫ
2.1 Анализ биографии Михаила Ходорковского. Качества лидера 19
2.2. Стив Джобс и корпорация Эппл 28
2.3 Практическое исследование стилей управления 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ. 35

Файлы: 1 файл

Стили и управленин организациенй,сущность и содержание.docx

— 165.44 Кб (Скачать файл)

2.3 Практическое исследование стилей  управления

Влияние психологических  особенностей руководителя на его стиль  управления организацией заключается  в том, что каждый из руководителей  выбирает стиль управления, наиболее отражающий его психологические  особенности, наиболее ярко проявляющиеся  в межличностном общении.

Это подтверждается результатами исследования, проведенного на выборке  руководителей среднего звена в  количестве 65 человек, работающих на различных  предприятиях г. Одессы. Автор исследования – А.В. Осичка, Украина.

Известно, что наиболее ярко психологические особенности проявляются  в межличностном общении. Поэтому  при выборе психодиагностической методики для изучения психологических особенностей руководителя, мы остановились на методиках, позволяющих выявить те черты  руководителя, которые проявляются  в межличностном общении.

Для проведения исследования были отобраны следующие методики:

– методика Т. Лири для изучения стиля межличностных отношений;

– методика «Оценка стиля  управления» для выявления стиля  управления руководителей.

Исследование проводилось  с руководителями в рабочее время. Результаты, полученные при исследовании, представлены в табл. 1, табл. 2.

 

Таблица 1

Результаты исследования, полученные при помощи методики “Оценка стиля  управления”

 

Таблица 2

Результаты исследования руководителей  по методике Т. Лири

 

При анализе полученных результатов  А.В. Осичкой было выявлено, что руководители, которые склонны применять авторитарный стиль управления, по методике Т. Лири показали следующие результаты. Они  относятся к 1-му, 2-му и 3-му октанту  и характеризуются уверенностью в себе, упорством, настойчивостью, организаторскими способностями.

Руководители, предпочитающие пассивно-попустительский стиль, показали по методике Т. Лири отношения по 5-му и 6-му октанту.

К единолично-демократическому стилю управления стремятся руководители, которые согласно результатам методики Т. Лири показали склонность к сотрудничающему  типу (7-й октант).

К комбинаторному стилю управления были отнесены те руководители, которые  согласно методике Т. Лири относятся  к ответственно-великодушному типу (8-й октант).

Таким образом, руководители, которые склонны применять авторитарный стиль управления, характеризуются  уверенностью в себе, упорством, настойчивостью, организаторскими способностями. Они  доминантны, энергичны, успешны в  делах, любят давать советы, требуют  к себе уважения, могут быть нетерпимы  к критике, им свойственна некоторая  переоценка собственных возможностей, из-за чего они без особой охоты  соглашаются на делегирование полномочий.

Руководители, предпочитающие пассивно-попустительский стиль, послушно и четко выполняют обязанности, возложенные на них руководителями высшего звена, у которых находятся  в непосредственном подчинении, но не пользуются авторитетом у собственных  подчиненных. Склонны к самообвинению, интровертированы, пессимистически  оценивают свои перспективы, преобладающая  мотивация – избегание неудач.

К единолично-демократическому стилю управления стремятся руководители, которые склонны к сотрудничеству, кооперации, гибки и компромиссны при решении проблем и в  конфликтных ситуациях. Они следуют  условностям, правилам и принципам  корпоративной этики, стремятся  чувствовать себя в центре внимания. Инициативны, стремятся к достижению целей группы, при этом учитывая свои собственные интересы. Свободно делегируют полномочия, при этом ответственность  распределяется между ними и выполняющими поручение.

К комбинаторному стилю управления относятся руководители, которые  гибки и компромиссны при решении  проблем и в конфликтных ситуациях. Они следуют условностям, правилам и принципам корпоративной этики, стремятся чувствовать себя в  центре внимания. Инициативны, стремятся  к достижению целей группы, при  этом учитывая свои собственные интересы. Свободно делегируют полномочия, при  этом ответственность распределяется между ними и выполняющими поручение. Они ответственны по отношению к  людям.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Несмотря на то, что поведенческий  подход продвинул изучение лидерства, сосредоточив внимание на фактическом  поведении руководителя, желающего  побудить людей на достижение целей  организации, его основной недостаток находился в тенденции исходить из предположения, что существует какой-то один оптимальный стиль руководства. Однако, обобщая результаты исследований, использовавших данный подход, выяснилось, что не существует одного «оптимального» стиля руководства. Вполне вероятно, что эффективность стиля зависит  от характера конкретной ситуации, и когда ситуация меняется, меняется и соответствующий стиль. Поэтому  можно отметить, что необходим  ситуационный подход к лидерству. Исторически  так и произошло – из теории черт и поведенческого подхода сформировался  ситуационный подход.

Психологические особенности  руководителя оказывают значительное влияние на стиль его управления организацией, а, следовательно, и на ее эффективность.

Современный менеджер-лидер  в обязательном порядке должен обладать не только силой, но и гибкостью. Раньше многие ученые считали, что появление  лидера есть результат места, времени  и обстоятельств. То есть в различных  конкретных ситуациях групповой  жизни отделяются члены группы, превосходящие  других, по крайней мере, в каком-то одном качестве, поскольку именно такое качество и нужно в определенной ситуации, то человек, обладающий им, становится лидером.

Сегодня ситуационная теория лидерства подчеркивает относительность  черт, присущих лидеру, и предполагает, что качественно разные обстоятельства могут потребовать качественно  разных лидеров. Эти и объясняется  огромное количество подходов к систематизации стилей управления, часть которых  рассмотрена в первой части работы.

Проведенный во второй главе  анализ карьеры бывшего главы компании ЮКОС (а сегодня заключенного) Михаила Ходорковского показал сильные и слабые качества этой личности и вообще особенности российских управленцев различных уровней в условиях перехода от командно-административной до рыночной экономики.

Преимущества Михаила  Борисовича:

1) харизматичность;

2) интеллект;

3) умение найти общий  язык как с «равными» (представителями  власти и крупного бизнеса), так  и с подчиненными;

4) знание российского законодательства  и использование его недостатков;

5) привлечение нужных кадров (именно нужных, а не самых дорогих  или известных).

Пожалуй, именно качества 3 и 4 сделали Ходороковского успешным лидером.

Его недостатки, приведшие  к краху:

– поднявшись за счет поддержки  Ельцина, не смог найти общий язык с новой властью;

– оторванность от реальности – зарабатывая миллиарды, перестал замечал проблемы простых людей, в т.ч. работников его компании;

– крах банка «Менатеп»  в 1998 году на долгие годы подорвал деловую  репутацию Ходорковского;

– увлекся оптимизацией налогообложения  и перешагнул грань закона.

Вообще, изучая карьеру и  биографию М. Ходорковского, приходит понимание, что современный менеджер топ-уровня – это не только управленец, но и дипломат, политик. Т.е. ситуационный подход к изучению лидерства наиболее отвечает современным реалиям работы менеджеров.

Изучение биография Ходорковского  и Джобса свидетельствует о том, что для успешной руководящей  деятельности недостаточно иметь надлежащую подготовку по менеджменту, бизнесу, маркетингу и др., знать технологию управленческой деятельности, современные «правила игры». Важно уметь пользоваться приобретенными знаниями, развивать  менеджерские навыки, владеть искусством управления. Управление – это умение настраивать других людей на труд, создавать у каждого работающего  ощущение причастности к решению  проблем, которые возникают.

Для развития как творческих, так и научных качеств современного менеджера обязательна стажировка молодых руководителей, наставничество над ними со стороны опытных, успешно  работающих руководителей, постоянное самосовершенствование.

Из-за слабой творческой стороны  управленческой работы иногда самый  «научно правильный» менеджер не может добиться успеха потому, что  работает сухо и скучно, словно робот. Подчиненные его не просто воспринимают. В работе показано интеграцию науки  и искусства в управлении корпорацией  электроники Apple. Стив Джобс – один из наиболее ярких представителей предложенного  в работе адхократичного стиля руководства.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ

    1. Адизес И. Развитие лидеров: Как  понять свой стиль управления и эффективно общаться с носителями иных стилей : пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. – 259 с.
    2. Адизес И. Управление жизненным циклом корпорации. – СПб.: Питер, 2007. – 384 с.
    3. Аллаярова Ж.С. Концептуализация природы лидерства как феномена // Известия Томского политехнического университета. – 2010, Т. 316, № 6 – С. 203-207.
    4. Альберт М. Основы менеджмента / М. Альберт, М. Мескон, Ф. Хедоури; пер. с англ. М. Котельниковий. – М.: Дело, 1992. – 702 с.
    5. Басовский Л.Е. Менеджмент: Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 216 с.
    6. Болдырева Л.В. Стили управления на основе теории ситуационного лидерства // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. – 2012, №6. – С. 253-254.
    7. Веснин В. Р. Менеджмент : учеб. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 504 с.
    8. Виханский О.С., Наумов А.Н. Менеджмент. 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2006. – 670 с.
    9. Демчук О.Н., Ефремова Т.А. Теория организации. М.: Флинта, 2009. – 264 с.
    10. Добреньков В.И., Жабин А.П., Афонин Ю.А. Социология менеджмента: учеб. по спец. «Гос. и муницип. упр.». – М.: Альма-матер: Акад. Проект, 2011. – 277 с.
    11. Дорофеев В.Д., Шмелева А.Н., Шестопал Н.Ю. Менеджмент. Учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 440 с.
    12. Дульщиков Ю.С. Теория организации. Учебник. – М.: Изд-во РАГС, 2009. – 192 с.
    13. Жаворонков Д.В. Теория организации. Учебное пособие. – Краснодар, Кубанский гос. ун-т, 2010. – 120 с.
    14. Журавлев А.Л. Стиль и эффективность руководства в производственном коллективе: дисс. ... канд. псих. наук. – М.: Изд-во ИПАН СССР, 1976. – 326 с.
    15. Кляхин В.Н., Егоров М.С. Организационное поведение. – СПб: НП «Стратегия будущего», 2010. – 115 с.
    16. Комаров Е.И. Общий менеджмент: учеб. пособие. – М.: РИОР: ИНФРА-М, 2010. – 267 с.
    17. Криста Р. Управление в организациях: психология труда и организационная психология: пер. с нем. / Криста Родлер, Эрих Кирхлер. – Харьков: Гуманитарный центр, 2003. – Т. 2. – 128 с.
    18. Лапин Н.И. Руководитель коллектива. – М.: Наука, 1974. – 236 с.
    19. Лопатин Д.Н. Организационное поведение. Конспект лекций. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2010. – 88 с.
    20. Переверзев М.П., Шайденко Н.А., Басовский Л.Е. Менеджмент: учебник / под общ. ред. М.П. Переверзева. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 328 с.
    21. Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и практика. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 304 с.
    22. Сараханова Н.С., Боровская И.Л. Практикум по курсу Организационное поведение (опыт российских и международных компаний). – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009. – 52 с.
    23. Уколов В.Ф., Масс А.М., Быстряков И.К. Теория управления: Учебник для вузов. – Изд. 3-е, доп. – М.: ЗАО Издательство «Экономика», 2007. – 704 с.
    24. Управление проектами. Практическое руководство. – М.: Юркнига, 2003. – 288 с.
    25. Урбанович А.А. Психология управления. – Минск: Харвест, 2005. – 226 с.
    26. House P.J. Path-Goal Theory of Leadership / House P.J., Mitchel T.R. // Jornal of Contemporary Business, Autumn 1974. – pp. 81-98.
    27. Биография Ходорковского [Электронный ресурс]. – М., 2013. – Режим доступа: http://www.anticompromat.org/hodorkov/bio.html.
    28. Краткое описание компании ЮКОС // Сайт Нефть, газ и фондовый рынок [Электронный ресурс]. – М., 2013. – Режим доступа: http://www.ngfr.ru/library.html?yukos.
    29. Осичка А.В. Влияние психологических особенностей руководителя на стиль управления организацией [Электронный ресурс]. – М., 2013. – Режим доступа: http://archive.nbuv.gov.ua/portal/Soc_Gum/pspl/2012_17/399-408.pdf.
    30. Пресс-центр Михаила Ходорковского и Платона Лебедева [Электронный ресурс]. – М., 2013. – Режим доступа: http://khodorkovsky.ru/.

Информация о работе Стили управления организацией