Стимулирование труда персонала организации в ООО "ЛУКОЙЛ-Коми"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 16:28, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является разработка путей совершенствования системы мотивации и стимулирования персонала в современных условиях. Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить ряд задач:
изучить теоретические аспекты мотивации и стимулирования персонала организации;
проанализировать и дать оценку организации системы мотивации и стимулирования персонала;
разработать пути совершенствования системы мотивации и стимулирования персонала.

Содержание работы

Введение……………………………………………………...………………………3
1.Теоретические аспекты и особенности мотивации и стимулирования персонала…………………………………….……………………………………….5
1.1. Понятие и сущность мотивации………………………………..………………5
1.2. Теории мотивации……………………………………………………………..10
1.2.1. Содержательные теории мотивации……………………………..…………10
1.2.2. Процессуальные теории мотивации………………………………………..19
1.3. Стимулирование трудовой деятельности…………………………………….26
1.4. Государственное регулирование оплаты труда……………………………...32
2. Характеристика организации ООО «ЛУКОЙЛ-Коми»……………………….36
2.1. Общие сведения о компании ООО «ЛУКОЙЛ-Коми»……………………...36
2.2. Характеристика и анализ организационной структуры управления на предприятии ООО «ЛУКОЙЛ-Коми»…………………………………………….39
3. Анализ мотивационной деятельности в ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» и разработка путей ее совершенствования……………………………………………………....43
3.1. Исследование действующей системы мотивации…………………………...43
3.2. Пути совершенствования мотивации в ООО «ЛУКОЙЛ-Коми»…………..49
Заключение………………………………………………………………………….53
Список используемых источников………………………………………………..55

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 646.81 Кб (Скачать файл)

1.2. Теории мотивации

1.2.1. Содержательные теории мотивации

Содержательные теории мотивации основываются на идентификации тех внутренних побуждений (потребностей), которые заставляют людей действовать определенным образом. Эти теории описывают структуру потребностей, их содержание и то, как данные потребности связаны с мотивацией человека к деятельности. Содержательные теории основное внимание уделяют анализу факторов, лежащих в основе мотивации, и практически не рассматривают сам процесс мотивации [12]. Наиболее известными теориями мотивации этой группы являются: теория иерархии потребностей, разработанная Маслоу, теория ERG, разработанная Альдерфером, теория приобретенных потребностей МакКлелланда и теория двух факторов Герцберга.

Теория иерархии потребностей Абрахама Маслоу.

Сущность этой теории сводится к изучению потребностей человека. Это более ранняя теория. Ее сторонники, считали, что предметом психологии является поведение, а не сознание человека. В основе же поведения лежат потре6ности человека, которые можно разделить на пять групп. Маслоу утверждал, что поведение человека зависит от того, какой из пяти основных видов потребностей является на данный момент  доминирующим.  Каждый человек в одно и то же время имеет потребности  всех  пяти  типов,  но  сила каждой  потребности  в  какое-то  конкретное  время  зависит  от  личностных приоритетов  человека [15].  В  зависимости  от  этих  приоритетов  выстраивается иерархия  потребностей.  Маслоу   утверждал,   что   основные   пять   типов потребностей почти всегда идут в порядке, показанном на рис.2.

              

Рисунок 2. Пирамида потребностей Маслоу.

1. Физиологические потребности. Состоят из  основных,  первичных  потребностей  человека,  иногда  даже неосознанных. Применительно   к   рабочей   среде,   это  потребности в заработной плате, отпуске, пенсионном обеспечении,  перерывах, благоприятных рабочих  условиях, освещении, отоплении и  вентиляции. Люди, которые работают  в основном по причине необходимости  удовлетворения потребностей этой  группы, мало интересуются содержанием  работы. Для управления такими  людьми необходимо, чтобы минимум  зарплаты обеспечивал выживание  и рабочие условия не слишком  отягощали существование [8].

2. Потребность в безопасности  и защите. Эти  потребности  отражают   желание сохранить уже полученные  награды и положение и защитить  себя  от  опасности, вреда, угроз, травм, потерь или  лишений. Люди, испытывающие потребности этого  рода, оценивают свою работу, в  первую очередь, с точки зрения  обеспечения им стабильного существования  в будущем. В  организациях  эти  потребности имеют  форму  борьбы  служащих  за  безопасность  работы,  введения  системы старшинства,   организацию   профсоюзов,    безопасные    условия    работы, дополнительные льготы, страховку  и выходное пособие [11]. Для управления  такого рода людьми следует  создавать ясную и надежную  систему социального страхования, применять ясные и справедливые  правила регулирования их деятельности, оплачивать труд выше прожиточного  уровня, не привлекать их к принятию рискованных решений и осуществлению действий, связанных с риском и изменениями.

3. Потребность в принадлежности  к социальной группе, причастности, поддержке  как   «социальные   животные»,   люди испытывают желание нравиться другим и хотят  удовлетворить  свои  социальные потребности на  работе.  Это  происходит  путём  вхождения  в  формальные  и неформальные рабочие группы,  путём  сотрудничества  с  другими  рабочими  и принятия участия в разнообразной совместной деятельности. По отношению к таким работникам руководство должно носить форму дружеского партнерства, для таких людей надо создавать условия для общения на работе. Хороший результат дают групповая форма организации труда, групповые мероприятия, выходящие за рамки работы, а также напоминание работникам о том, что их ценят коллеги по работе [14].

4. Потребность в уважении  и признании. Эта потребность  может принимать  две  различные  формы.  Первая  -  это потребность  в самоуважении, т.е. удовлетворение  самим  собой.  Самоуважение тесно  связано с чувством достижения  цели, компетентности,  знаний,  зрелости  и зависимости. Вторая форма -  потребность  в  уважении  других  людей.  Эта потребность связана  с репутацией, общественным признанием,  статусом  внутри группы. Люди  с сильно влияющей на них  данной потребностью стремятся  к лидерскому положению либо  к положению признанного авторитета  при решении задач. При управлении  данными людьми надо использовать  различные формы выражения признания  их заслуг. Для этого полезными  могут быть присвоение титулов  и званий, освещение в прессе  их действий, упоминание руководством  в публичных выступлениях их  заслуг, вручение различного рода  почетных наград и т.п.

5. Потребность в самовыражении. Когда  удовлетворены  потребности  четырёх  нижних  уровней,  человек  фокусирует своё внимание на  удовлетворении  потребности  в  самореализации. Пытаясь этого достичь,  люди  стараются  реализовать  весь  свой  потенциал, увеличить  свои  способности  и  быть   «лучшими».   Такая   потребность   в самовыражении является самой высокой из всех человеческих потребностей. Люди с данной потребностью открыты к восприятию себя и окружения, созидательны и независимы. При управлении людьми данного рода надо стремиться давать им оригинальные задания, позволяющие претворять в жизнь способности, предоставлять большую свободу в выборе средств решения задач и привлекать к работе, требующей изобретательности и созидательности.

 Потребности двух нижних  уровней называются первичными, остальные – вторичными. Первичные  потребности заложены генетически, а вторичные обычно осознаются  с опытом [11].

 В теории иерархии  потребностей А.Маслоу долг руководителя  заключается в том, чтобы тщательно  наблюдать за своими подчиненными, своевременно выяснять, какие активные  потребности движут каждым из  них, и принимать решения по  их реализации с целью повышения  эффективности работы сотрудников.

Теория Клейтона Альдерфера.

Так же, как и Маслоу, Альдерфер исходит в своей теории из того, что потребности человека могут быть объединены в отдельные группы. Однако в отличие от теории иерархии потребностей, он считает, что таких групп потребностей существует три: потребность существовать, потребность общаться с другими и потребность своего роста и развития. Клейтон Альдерфер утверждал, что эти три потребности аналогичны потребностям, выделенным Маслоу.

Несмотря на схожесть теорий Маслоу и Альдерфера, между ними есть одно принципиальное различие, состоящее в том, что, по Маслоу, происходит движение от потребности к потребности только снизу вверх. Удовлетворил потребность нижнего уровня, перешел к следующей и т.д. Альдерфер же считает, что движение идет в обе стороны. Наверх, если неудовлетворена потребность нижнего уровня, и вниз, если не удовлетворяется потребность более высокого уровня. При этом Альдерфер считает, что в случае неудовлетворенности потребности верхнего уровня усиливается степень действия потребности более низкого уровня, что переключает внимание человека на этот уровень. В соответствии с теорией Альдерфера иерархия потребностей отражает восхождение от более конкретных потребностей к менее конкретным. Он считает, что каждый раз, когда потребность не удовлетворяется, происходит переключение на более конкретную потребность. И этот процесс определяет наличие обратного хода сверху вниз [2].

Процесс движения вверх по уровням потребностей Альдерфер называет процессом удовлетворения потребностей, а процесс движения вниз - процессом фрустрации, т.е. поражения в стремлении удовлетворить потребность.

Теория Альдерфера, являясь относительно молодой, имеет достаточно небольшое количество эмпирических подтверждений ее правильности. Однако, тем не менее знание этой теории является полезным для практики управления, так как она открывает для менеджеров перспективы поиска эффективных форм мотивирования, соотносящихся с более низким уровнем потребностей, если нет возможности создать условия для удовлетворения потребностей более высокого уровня [1].

Теория приобретенных потребностей Дэвида МакКлелланда.

В  своей теории Дэвид  МакКлеланд  утверждает,  что  любая  организация предлагает  человеку  возможности  для  удовлетворения   трёх   потребностей высшего уровня: потребность во власти, в  успехе  и  в  принадлежности. МакКлелланд рассматривает эти потребности как приобретенные под влиянием жизненных обстоятельств, опыта и обучения.

Потребность в успехе проявляется в стремлении человека достигать стоящих перед ним целей более эффективно, чем он это делал ранее. Люди с высоким уровнем потребности достижения предпочитают самостоятельно ставить свои цели. При этом они обычно выбирают умеренно сложные цели и задачи, исходя из того, чего они могут достичь и что они могут сделать. Люди с выраженной потребностью достижения склонны делать умеренно рискованные решения и ожидают немедленной обратной связи от осуществленных ими действий и принятых решений [2].

Менеджеры, которые стремятся понять, управлять и создать  мотивационную среду для подчинённых  с  ярко  выраженной  потребностью  в  успехе,  должны знать, что последние получают удовлетворение в основном от  самого  процесса работы, от начала до завершения, и в меньшей степени - от  награды,  которую получают за хорошо выполненную работу.

Потребность во власти является выражением  желания  человека оказывать влияние на других людей. Потребность во власти имеет два полюса: стремление иметь как можно больше власти, контролировать все и всех и, в противоположность этому, стремление полностью отказываться от каких-либо притязаний на власть, желание полностью избегать таких ситуаций и действий, которые связаны с необходимостью выполнять властные функции.

Лица с высокой мотивацией властвования могут быть подразделены на две группы. Первую группу составляют те, кто стремится к власти ради властвования. В первую очередь их привлекает сама возможность командовать другими. Интересы организации для них часто отходят на второй план, так как они концентрируют первостепенное внимание на своей руководящей позиции в организации, на своих возможностях властвовать. Ко второй группе относятся те лица, которые стремятся к получению власти ради того, чтобы добиваться решения групповых задач. Эти люди удовлетворяют свою потребность властвования тем, что определяют цели, ставят задачи перед коллективом и участвуют в процессе достижения целей [14].

То, что МакКлеланд называл потребностью в принадлежности, очень  похоже на то, о чём говорил  Маслоу.  Эта  потребность  отражает  желание  человека иметь  близкие,  дружеские  отношения  с  другими  людьми. Люди с высокой потребностью принадлежности стараются устанавливать и поддерживать хорошие отношения, стремятся получить одобрение и поддержку со стороны окружающих, обеспокоены тем, как о них думают другие.

Индивиды с высокой потребностью принадлежности предпочитают занимать в организации такие позиции и выполнять такую работу, которые позволяют им находиться в активном взаимодействии с людьми, как со своими коллегами, так и с клиентами. Для успешной организации работы таких членов коллектива необходимо создавать условия, позволяющие им регулярно получать информацию о реакции окружающих на их действия, а также предоставляющие им возможность активного взаимодействия с достаточно широким кругом людей [1].

Хотя все члены любой организации в какой-то мере испытывают потребности в успехе, власти и принадлежности, Дэвид МакКлеланд использовал результаты  своего исследования для определения трёх характерных типов менеджеров:

1. Так называемые институциональные  менеджеры, которые испытывают большую  потребность во  власти,  чем  в  принадлежности,  и  обладают  высоким уровнем самоконтроля.

2. Менеджеры, у которых  потребность во власти сильнее, чем потребность  в принадлежности, но которые более  открыты  и  социально  активны,  чем  институциональные менеджеры.

3. Менеджеры, у которых  потребность в принадлежности  сильнее потребности во власти  и которые также открыты и  социально активны.

Исследование показали, что менеджеры первых двух типов лучше  управляют своими отделами, в основном из-за своей потребности во власти.

Работа МакКлеланда показала, что потребность в успехе можно  развить  в человеке, и  в  результате  получить  более  эффективную  работу. Менеджеры должны ставить для себя и для своих подчинённых трудные, но достижимые  цели и задачи. Кроме этого, следует помнить, что люди, ориентированные на  успех, чаще всего этого успеха  и  добиваются,  однако  организация  может  извлечь выгоду из комбинации всех трёх типов менеджеров, описанных Дэвидом МакКлеландом [2].

 

Теория двух факторов Фредерика Герцберга.

Теория Герцберга была выведена в  результате  исследования,  в  которое было вовлечено двести инженеров и  бухгалтеров.  Всем  им  было  задано  два вопроса:  «Можете  ли  вы  детально  описать,  когда  вы   чувствуете   себя исключительно хорошо на работе?» и «Можете ли вы детально описать, когда  вы чувствуете себя на работе исключительно плохо?».

Герцберг обнаружил в ответах две ясно различимые  группы  потребностей. Первую он назвал гигиеническими факторами или поддерживающими. В эту  группу входили те факторы или условия, при отсутствии которых служащие не  получали удовлетворения  от  работы.  Эти  гигиенические  факторы  включают  в   себя политику компании и администрации, отношения с начальством, условия  работы, размер заработной платы, отношения  с  коллегами,  личная  жизнь,  статус  и безопасность. Эти факторы имеют ценность только в том случае, если  после  завершения работы  служащий  получает  ещё  и  дополнительную  награду. 

Вторую  группу факторов Герцберг  назвал  мотиваторами  или  удовлетворителями.  Это  такие условия работы, при наличии которых достигается  высокий  уровень  мотивации служащих и удовлетворения от работы. При отсутствии этих условий  невозможно получить ни эффективной мотивации, ни удовлетворения. Мотиваторы включают  в себя  достижение  цели,  признание,  работу  как  таковую,  ответственность, продвижение по службе и возможности для личного роста [5].

Информация о работе Стимулирование труда персонала организации в ООО "ЛУКОЙЛ-Коми"