Структура федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 12:58, реферат

Описание работы

Вопрос об исполнительной власти является одним из труднейших вопросов правовой науки. Реальные характеристики этой ветви власти отражают состояние государственности в данный момент в целом, позволяют оценить потенциал и перспективы государственно-правовых методов разрешения социальных проблем.
Однозначного понимания системы исполнительной власти в практике и в законодательстве Российской Федерации пока не сложилось, однако важные изменения во взглядах на эту ветвь власти произошли после принятия Конституции РФ 1993 года.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………2
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ…………………4
1.1 ПОНЯТИЕ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
1.2 ПРИЗНАКИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ………………………………….6
1.3ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ………………..8
2.ОРГАНИЗАЦИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………..10
2.1 ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.2 ФОРМИРОВАНИЕ И ПОЛНОМОЧИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………………………………………………...16
2.3 ФЕДЕРАЛЬНЫЕ МИНИСТЕРСТВА И ИНЫЕ ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ………………………………………………………18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………23
Приложение 1…………………………………………………………………………..26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………30

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 51.09 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки РФ

Московский  Государственный Горный Университет

Кафедра организация  и управления  в горной промышлености

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………2

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ…………………4

    1. ПОНЯТИЕ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
    2. ПРИЗНАКИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ………………………………….6

1.3ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ОРГАНОВ  ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ………………..8

2.ОРГАНИЗАЦИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ  ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………..10

2.1 ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

2.2 ФОРМИРОВАНИЕ И ПОЛНОМОЧИЯ  ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………………………………………………...16

2.3 ФЕДЕРАЛЬНЫЕ МИНИСТЕРСТВА  И ИНЫЕ ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ  ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ………………………………………………………18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………23

Приложение 1…………………………………………………………………………..26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Вопрос об исполнительной власти является одним из труднейших вопросов правовой науки. Реальные характеристики этой ветви власти отражают состояние  государственности в данный момент в целом, позволяют оценить потенциал  и перспективы государственно-правовых методов разрешения социальных проблем.

Однозначного понимания  системы исполнительной власти в  практике и в законодательстве Российской Федерации пока не сложилось, однако важные изменения во взглядах на эту  ветвь власти произошли после  принятия Конституции РФ 1993 года. С  коренной реконструкцией государства  и соответствующих государственных  структур, начавшейся на рубеже 80-90-х  годов XX века в России, с выдвижением в связи с этим, общегосударственной цели — создания правового государства, вопрос места и роли принципа разделения властей в правовом государстве, в частности федеральные органы исполнительной власти, приобретают пристальное внимание со стороны отечественных теоретиков права. В настоящее время сложно говорить о единстве вертикали исполнительной власти в Российской Федерации, предусмотренной ч.2 ст.77 Конституции РФ, потому, что исполнительная власть концептуально основывается только на единстве полномочий, осуществляемых федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Из нее выпадает низовое звено исполнительных органов местного уровня. Именно в этом, по моему мнению, и заключается актуальность работы.

Основы конституционного строя закрепляют принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, так же устанавливается  круг органов, осуществляющих государственную  власть в Российской Федерации.

В связи с тем, что Конституция 1993 г. отказалась от употребления термина  государственное управление, который  широко используется в законодательстве многих стран и долгие годы употреблялся и у нас в конституционном  и административном законодательстве, и вместо него введен новый термин – исполнительная власть, актуальным является вопрос о соотношении государственного управления и исполнительной власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ  ВЛАСТИ.

    1. ПОНЯТИЕ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

До принятия Конституции  Российской Федерации 1993 года на различных  уровнях государственной организации  была построена и соответствующим  образом функционировала система  органов государственного управления. Она полностью соответствовала  одному из ведущих проявлений государственной  власти, а именно - государственно-управленческой или исполнительно-распорядительной деятельности, осуществляемой наряду с законодательной и судебной.

Конституция РФ, принятая в 1993 году, установила, что государственная  власть в стране осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ст.10 Конституции  РФ). Конституция РФ 1993 г. вместо термина "государственное управление" ввела в оборот понятие "исполнительная власть". Так, ст.77 Конституции РФ говорит о том, что в пределах ведения Российской Федерации и субъектов Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в РФ. Так впервые появляется конституционное упоминание об органах исполнительной власти.

Что касается, республик, входящих в состав РФ, то они самостоятельно устанавливают систему республиканских  органов власти, включающую и органы исполнительной власти. Так, в ст.116 Конституции Республики Татарстан  записано, что Кабинет Министров  Республики - Правительство - является исполнительным и распорядительным органом государственной власти Республики. В некоторых случаях  данные позиции конкретизируются. Так, ст.63 Конституции Республики Карелия  возлагает осуществление исполнительно-распорядительных функций на главу исполнительной власти (т.е. на Председателя Правительства) и органы государственного управления (министерства, государственные комитеты и другие ведомства, должностных  лиц). В уставах краёв, областей, городов  федерального значения, автономной области, автономных округов также закрепляются соответствующие звенья системы  исполнительных органов.

Действующее российское законодательство, наряду с широким использованием термина "органы исполнительной власти", часто содержит упоминания об "исполнительных органах", о "государственных органах  управления". Указ Президента РФ "О  совершенствовании структуры федеральных  органов исполнительной власти" от 17 марта 1997 г. характеризует субъекты исполнительной власти как "органы исполнительной власти, осуществляющие государственное управление".

Во всех случаях речь идёт об одном и том же, а именно – о субъектном выражении исполнительной власти, т.е. о тех государственных  органах, в чью компетенцию входит практическая реализация её задач, функций  и полномочий. Используя современную  конституционную терминологию, мы говорим  о субъектах исполнительной власти или же об органах исполнительной власти. Налицо тождественность понятий  «субъект исполнительной власти» и  «орган исполнительной власти».

Действующее законодательство, опирающееся на новую Конституцию  РФ, не отказывается от выработанных административно-правовой теорией и практикой понятий, необходимых для характеристики исполнительной власти. В силу этого, говоря об органах исполнительной власти, мы подразумеваем органы государства, осуществляющие от его имени государственно-управленческую деятельность, и являющиеся органами государственного управления. В то же время возможно использование  и такого собирательного термина, как  «исполнительные органы» для  обозначения всех субъектов государственно-управленческой деятельности.

Органы исполнительной власти предназначены в первую очередь  для исполнения законов, издаваемых органами законодательной власти. Во исполнение законов ей предоставлено  право активных действий, а также  право принятия подзаконных нормативных  актов.

Правовой статус органов  исполнительной власти характеризуется  тем, что в пределах своей компетенции  эти органы наделяются необходимой  для их нормального функционирования оперативной самостоятельностью. Независимость  органов исполнительной власти устанавливается  Конституцией РФ, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства  РФ, а также другими нормативными правовыми актами. Превышение пределов установленных компетенции означает незаконное присвоение властных полномочий. На них возлагаются задачи по правовому  регулированию и руководству  различными сферами жизнедеятельности общества и государства. Эти задачи и место и роль органов управления в государственном аппарате, закрепляются в конституционных и обычных правовых актах.

Организационная структура  органов государственного управления обеспечивается утверждением их штатного расписания, представляющего собой  перечень структурных подразделений  органа, должностей, их количества, должностных  окладов.

 

1.2 ПРИЗНАКИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ  ВЛАСТИ

В связи с тем, что вместо термина «государственного управления» стал употребляться термин «исполнительная власть», в механизме государственной власти был осуществлен переход от «разделения труда» к «разделению властей». Для исполнительной власти характерны следующие признаки:

  1. Исполнительная власть представляет собой относительно самостоятельную ветвь единой государственной власти Российской Федерации, тесно взаимодействующую с законодательной и судебной ветвями. Разделение властей нельзя доводить до признания полной независимости каждой ветви. Все они взаимосвязаны, но это не должно приводить к подмене одной ветви власти другой, к вторжению законодательной власти в сферу исполнительной власти и наоборот.
  2. Исполнительная власть самостоятельна только в функционально-компетенционном смысле. Ее функции связаны с практической реализацией законов в общегосударственном масштабе, для чего используется определенная часть государственно-властных полномочий. Другая часть таких полномочий приходится на долю законодательной и судебной властей. Следовательно, исполнительную власть можно характеризовать в качестве подсистемы системы единой государственной власти (или ее механизма). Действующим законодательством фиксируются функции и компетенция субъектов, реализующих исполнительную власть на том или ином уровне государственной организации (например, статус федеральных и региональных органов исполнительной власти).
  3. Отличительным признаком исполнительной власти является то, что власть реализуется в общегосударственном масштабе и в качестве специфической государственной функции правоисполнительного характера.
  4. Исполнительная власть представлена в государственно-властном механизме органами исполнительной власти. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации (ст. 77 Конституции Российской Федерации).
  5. Исполнительная власть в соответствии с Конституцией РФ организуется и осуществляется на началах федерализма - конституционным или законодательным путем проводится разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными исполнительными органами и аналогичными органами субъектов федерации. Важная роль при этом принадлежит Федеративному договору и иным договорам о разграничении предметов ведения и полномочий.
  6. Исполнительная власть не может отождествляться с административной властью. Административная власть, как правило, связывается с реализацией полномочий внесудебного, т.е. административного принуждения. Однако административное принуждение является лишь одним из средств в достижении целей, стоящих перед исполнительной деятельностью.
  7. В непосредственном распоряжении субъектов исполнительной власти находятся все наиболее существенные атрибуты государственной власти: финансы; средства коммуникации; армия и иные воинские формирования, милиция, службы внутренней и внешней безопасности, исправительно-трудовые учреждения и т.п.

 

1.3 ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ОРГАНОВ  ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

Концепция исполнительной власти, принятая Конституцией РФ 1993г., принципиально  отличается от положений, содержащихся в ранее действовавшей Конституции  РСФСР 1978 г. Суть введенных изменений заключается в том, что Президент в настоящее время, будучи главой государства, не является главой исполнительной власти и высшим должностным лицом. Однако особенность Российской Федерации заключается в том, что, формально закрепляя самостоятельность исполнительной ветви власти, Конституция предоставляет такие полномочия Президенту, которые позволяют определять содержание и сущность деятельности исполнительной власти. Более того, некоторые федеральные органы исполнительной власти непосредственно подчинены Президенту. Поэтому о самостоятельности исполнительной власти можно говорить лишь с большой долей условности.

Органы исполнительной власти по территориальному масштабу подразделяются на: федеральные; субъектов Федерации; территориальные; межтерриториальные.

Система федеральных органов  исполнительной власти определяется Указом Президента РФ от 14.08.1996 г. «О системе  федеральных органов исполнительной власти» и Указом Президента РФ от 14.08.1996 г. «О структуре федеральных  органов исполнительной власти»  и состоит из Правительства РФ, федеральных министерств, государственных  комитетов РФ, федеральных служб  России, российских агентств, федеральных  надзоров России.

Постоянно действующими органами системы исполнительной власти являются исполнительные органы общей компетенции: Правительство Российской Федерации, администрация области и т.п. Остальные звенья системы непостоянны, видоизменяемы (министерства, государственные комитеты и пр.) и в ряде случаев могут вообще не существовать. Аппарат исполнительной власти помимо органов общей компетенции включает в свой состав также отраслевые, межотраслевые, надзорные, территориальные и иные звенья государственно-управленческого механизма. Все эти звенья в совокупности составляют систему субъектов государственного управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.ОРГАНИЗАЦИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ  ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

2.1 ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

Новая Конституция, сохраняя известную преемственность в  законодательной регламентации  деятельности Правительства, весьма существенно  изменила его статус и место в  системе федеральных органов  власти.

Правительство возглавляет  и обеспечивает согласованную деятельность системы федеральных органов  исполнительной власти. Конституция  повышает статус Правительства, закрепляет его самостоятельность. В отличие  от прежней

Информация о работе Структура федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации