Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 12:58, реферат
Вопрос об исполнительной власти является одним из труднейших вопросов правовой науки. Реальные характеристики этой ветви власти отражают состояние государственности в данный момент в целом, позволяют оценить потенциал и перспективы государственно-правовых методов разрешения социальных проблем.
Однозначного понимания системы исполнительной власти в практике и в законодательстве Российской Федерации пока не сложилось, однако важные изменения во взглядах на эту ветвь власти произошли после принятия Конституции РФ 1993 года.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………2
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ…………………4
1.1 ПОНЯТИЕ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
1.2 ПРИЗНАКИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ………………………………….6
1.3ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ………………..8
2.ОРГАНИЗАЦИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………..10
2.1 ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.2 ФОРМИРОВАНИЕ И ПОЛНОМОЧИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………………………………………………...16
2.3 ФЕДЕРАЛЬНЫЕ МИНИСТЕРСТВА И ИНЫЕ ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ………………………………………………………18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………23
Приложение 1…………………………………………………………………………..26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………30
Конституции, которая возлагала
непосредственное руководство исполнительной
властью на Президента, а также
предусматривала подотчетность
Правительства федеральным
В современном облике Правительства
более последовательно выражены
прерогативы федеральной
От других федеральных
органов Правительство
Достаточно сказать, что,
согласно Конституции, Правительство
разрабатывает федеральный
Одной из основных функций Правительства являются организация исполнения федеральных законов, систематический контроль за их исполнением органами исполнительной власти всех уровней и принятие необходимых мер по устранению допущенных нарушений. Данная задача пронизывает деятельность Правительства, предопределяет содержание и характер его полномочий, «подзаконность» его решений, т.е. принятие их на основе и во исполнение Конституции, федеральных законов и указов Президента.
Свои полномочия Правительство
реализует, принимая постановления
и распоряжения по стратегическим и
текущим вопросам управления, а также
используя право
На федеральном уровне
Правительство объединяет и координирует
работу министерств, комитетов и
других подведомственных ему органов.
В этом отношении Правительство
и федеральная система (структура)
управленческих органов тесно связаны.
Большинство центральных
От исполнительной власти,
учитывая мобильность ее действий,
субординацию и подчиненность ее
органов по вертикали, в решающей
мере зависят темпы социально - экономических
преобразований и наше движение вперед.
Исключив верховенство одной власти
над другой, Конституция кардинально
изменила взаимоотношения органов
законодательной и
Многие полномочия Президента
непосредственно касаются деятельности
Правительства и органов
В организации федеральной
исполнительной власти пока отсутствует
четкое "разделение труда" между
Президентом и Правительством. Правовое
положение Президента Российской Федерации
закреплено в ст. 4 Конституции РФ.
Согласно Конституции Президент
является главой государства и в
этом качестве обеспечивает согласованное
функционирование и взаимодействие
органов всех ветвей государственной
власти, принимает меры по охране суверенитета
страны, ее независимости и
Формально Президент не является главой исполнительной власти, однако он обладает определенной степенью влияния на деятельность исполнительно-распорядительных органов, выражающееся как в прямой (непосредственное подчинение некоторых федеральных органов), так и в косвенной (через Правительство, путем назначения на должности или освобождение от должностей, через издание нормативных или распорядительных актов) форме.
Основная задача, возложенная Конституцией РФ на Президента, заключается в обеспечении взаимодействия властей. В связи с этим правовое положение Президента охватывает несколько сфер. Прежде всего, он является главой государства, т.е. первым среди государственных должностных лиц, и обладает рядом особых полномочий: представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях, обладает правом обращаться с посланиями к федеральному законодательному органу, назначает и отзывает дипломатических представителей РФ в иностранных государствах, обладает правом помилования и т.д.
В то же время проведение
мер по обеспечению обороны страны,
государственной безопасности, реализации
внешней политики Конституция возлагает
на Правительство (ст. 114 Конституции
РФ). Ряд министерств и ведомств,
выполняющих упомянутые функции, находятся
одновременно в ведении Президента
и Правительства. Институт двойного
подчинения отдельных органов управления,
как показала практика, не всегда эффективен.
Подобные ведомства обычно ориентируются
в своей деятельности на более
сильного "хозяина", а другой выполняет,
как правило, минимальные функции
по руководству таким
Конституционные статус и
полномочия Правительства, естественно,
не охватывают всех сторон его деятельности,
нуждающихся в законодательном
регулировании. Поэтому Конституция
предусматривает принятие федерального
конституционного закона о Правительстве.
В этом законе будут более подробно
определены правовые основы и организация
его деятельности, порядок формирования
и состав Правительства, отношения
с Президентом, палатами Федерального
Собрания, органами исполнительной власти
субъектов Федерации. Нуждаются
в законодательном закреплении
формы и способы взаимного
делегирования полномочий органами
исполнительной власти (ст. 78 Конституции
РФ). В федеративном государстве
этот путь открывает широкие перспективы
для достижения оптимального сочетания
децентрализации управления с сохранением
за Центром стратегических общегосударственных
приоритетов и контроля за проведением
реформы. Конституционное положение
об осуществлении Правительством Российской
Федерации исполнительной власти Российской
Федерации имеет ключевое значение
для определения статуса
Во-вторых, Правительство возглавляет единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Речь идет о системе, образуемой федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации в пределах ее ведения, а также полномочий по предмет
В-третьих, федеральные органы
исполнительной власти находятся в
ведении Правительства, за исключением
случаев обеспечения
Состав Правительства зависит от структуры федеральных органов исполнительной власти, т.е. системы этих органов, предопределяемой целями и задачами деятельности исполнительной власти в соответствующий период.
Правительство Российской Федерации возглавляет Председатель Правительства. В состав Правительства входят также заместители Председателя Правительства, федеральные министры. Кандидатуры на эти должности предлагаются Президенту Российской Федерации Председателем Правительства.
Президентом может быть введена
должность федерального министра, не
являющегося руководителем
В качестве постоянного органа Правительства действует его Президиум.
Президиум состоит из Председателя Правительства, его заместителей, федеральных министров финансов, экономики, иностранных дел, обороны, внутренних дел, федерального министра - Руководителя Аппарата Правительства.
2.2 ФОРМИРОВАНИЕ И ПОЛНОМОЧИЯ
ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ
Конституция обеспечивает Правительству
Российской Федерации большую
Председатель Правительства
не позднее недельного срока после
его назначения представляет Президенту
предложения о структуре
В ч. 2 ст. 112 Конституции РФ
устанавливается также порядок
формирования персонального состава
Правительства Российской Федерации.
Председатель Правительства Российской
Федерации назначается
Включение в Конституцию
специальной статьи о порядке
назначения и согласования с Государственной
Думой кандидатуры Председателя
Правительства связано с более
сложной процедурой решения этих
вопросов, а также с весьма серьезными
последствиями для
Президент осуществляет на основании предложений Председателя Правительства, который подбирает кандидатов в члены Правительства, отстаивает перед Президентом свою точку зрения на их деловые качества. Таким образом, юридическая сторона этой проблемы заключается в обязательных действиях с обеих сторон. Глава Правительства вносит предложения Президенту по составу Правительства, т.е. формирует Правительство, а Президент назначает на должность и освобождает от должности по предложению Председателя Правительства. При обсуждении кандидатур Президент не может не считаться с мнением главы
Правительства о лицах, которых предполагается ввести в состав Правительства, однако последнее слово остается за Президентом, так как он решает вопрос о назначении на должность. Строго формально для любого назначения требуется обязательное предложение главы Правительства.
Назначение на должность заместителей Председателя и других членов
Правительства - акт большой политической ответственности, поскольку на них возлагаются важнейшие функции исполнительной власти.
Председатель Правительства
РФ освобождается от должности Президентом
РФ в случае невозможности исполнения
Председателем Правительства
Конституция РФ определяет круг полномочий Правительства Российской Федерации:
Перечень полномочий Правительства,
предусмотренный ст. 114 Конституции
РФ, не является исчерпывающим. Конституцией,
федеральными законами, указами Президента
Правительство наделено и другими
полномочиями. В качестве примера
могут быть названы право законодательной
инициативы (ст. 104 Конституции РФ), полномочия,
определенные Законами "О таможенном
тарифе", "О государственном
регулировании внешнеторговой деятельности".
В последнем Законе содержится прямая
отсылка к п. "ж" ч. 1 ст. 114 Конституции
РФ, на основании которого Правительство
осуществляет иные помимо перечисленных
в Законе полномочия, возложенные
на него Конституцией, федеральными законами,
указами Президента, в области
государственного управления внешнеторговой
деятельностью. В целом полномочия
Правительства раскрывают значение
исполнительной власти в осуществлении
функций Российского
Информация о работе Структура федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации