Структура федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 12:58, реферат

Описание работы

Вопрос об исполнительной власти является одним из труднейших вопросов правовой науки. Реальные характеристики этой ветви власти отражают состояние государственности в данный момент в целом, позволяют оценить потенциал и перспективы государственно-правовых методов разрешения социальных проблем.
Однозначного понимания системы исполнительной власти в практике и в законодательстве Российской Федерации пока не сложилось, однако важные изменения во взглядах на эту ветвь власти произошли после принятия Конституции РФ 1993 года.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………2
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ…………………4
1.1 ПОНЯТИЕ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
1.2 ПРИЗНАКИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ………………………………….6
1.3ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ………………..8
2.ОРГАНИЗАЦИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………..10
2.1 ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.2 ФОРМИРОВАНИЕ И ПОЛНОМОЧИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………………………………………………...16
2.3 ФЕДЕРАЛЬНЫЕ МИНИСТЕРСТВА И ИНЫЕ ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ………………………………………………………18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………23
Приложение 1…………………………………………………………………………..26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………30

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 51.09 Кб (Скачать файл)

 

2.3 ФЕДЕРАЛЬНЫЕ МИНИСТЕРСТВА  И ИНЫЕ ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ  ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

Современная система и  структура федеральных органов  исполнительной власти определена рядом  указов Президента: от 14 августа 1996 г. «О системе федеральных органов  исполнительной власти», «О структуре  федеральных органов исполнительной власти» от 6 сентября 1996 г. «Вопросы федеральных органов исполнительной власти», от 17 марта 1997 г. «О совершенствовании  структуры федеральных органов  исполнительной власти» и др.

В систему федеральных  органов исполнительной власти входят кроме Правительства РФ отраслевые и межотраслевые федеральные  органы исполнительной власти. Их структурный  состав достаточно разнообразен и в  разное время включал министерства, государственные комитеты, комитеты, федеральные службы, агентства, надзоры, межведомственные комиссии и другие органы государственного управления, осуществляющие полномочия исполнительной власти. В настоящее время систему  федеральных органов исполнительной власти составляют: федеральные министерства, федеральные службы и федеральные  агентства.

Министерство Российской Федерации – как и другие федеральные  органы исполнительной власти – это  самостоятельный орган системы. Он имеет центральный аппарат, реализующий  функции данного органа в пределах определенной компетенции по предметной области государственного управления, которая входит в его ведение.

Министерство Российской Федерации, по определению Указа  от 6 сентября 1996 г., - это «федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в установленной сфере  деятельности, а также координирующий в случаях, установленных федеральными законами, указами Президента РФ, деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.» Хотя традиционно министерство является органом отраслевого управления, по сути, многие министерства являются межотраслевыми и распространяют свои полномочия на все другие орган, объекты управления по определенной сфере функционального характера. Правительство назначает и освобождает от должности заместителей федеральных министров, кроме того, оно вправе отменять и приостанавливать действие актов министерств. Министерства действуют на основании Положения о министерстве, утверждаемого Президентом или по его поручению – Правительством РФ. Министры назначаются Президентом и по должности входят в Правительство. Министерства пользуются самостоятельностью во взаимоотношениях с организациями других ветвей власти и между собой.

Федеральное агентство –  орган исполнительной власти, осуществляющий в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных  услуг, по управлению государственным  имуществом и правоприменительные  функции, за исключением функции  по контролю и надзору. Федеральное  агентство может иметь статус коллегиального органа. Федеральное  агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства.

Статус федеральных агентств упорядочен в 2004 году в результате административной реформы. Большинство федеральных  агентств находятся в ведении  соответствующих министерств, но некоторые  напрямую подчиняются Президенту или  Правительству России.

Федеральная служба – один из видов федеральных органов  исполнительной власти, осуществляющий специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и др.) функции в установленных сферах ведения в соответствии с Указом Президента РФ «О системе федеральных  органов исполнительной власти»  от 14 августа 1996 г.

Создание, реорганизация  и ликвидация федеральных служб  России осуществляются Президентом  РФ по предложению Председателя Правительства  РФ. Федеральную службу России возглавляет  руководитель (директор) федеральной  службы, назначаемый и освобождаемый  от должности Правительством РФ. Но руководители федеральных органов  исполнительной власти, подведомственных Президенту РФ по вопросам, закрепленным за ним Конституцией и законами РФ, назначаются и освобождаются  от должности Президентом РФ.

Структура федеральных органов  исполнительной власти, утвержденная Указом Президента РФ от 12 мая 2008 г. № 724:

    1. Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ.

Например, Федеральная служба безопасности РФ. Федеральная служба безопасности РФ – единая централизованная система органов федеральной  службы безопасности, осуществляющая в пределах своих полномочий решение  задач по обеспечению безопасности РФ. Руководство деятельностью ФСБ  России осуществляется Президентом  РФ.

    1. Федеральные министерства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ.

Например, Министерство здравоохранения  и социального развития РФ – федеральное  министерство, осуществляющее функции  по выработке государственной политики нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, труда, физической культуры, спорта, туризма и защиты прав потребителей. Подведомственными органами исполнительной власти являются:

      • Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор)
      • Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор)
      • Федеральная служба по труду и занятости (Роструд)
      • Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА России)
    1. Федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ.

Например, Федеральная антимонопольная  служба (ФАС России) – федеральный  орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору  за соблюдением законодательства о  конкуренции на товарных рынках и  на рынке финансовых услуг, естественных монополий, рекламе, размещении государственных  заказов, а также изданию в  пределах своей компетенции нормативных  и индивидуальных правовых актов  в установленной сфере деятельности.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итак, мы видим, что в настоящее  время в Российской Федерации  существует и функционирует довольно-таки сложная система исполнительной власти. Нельзя забывать о том, что, прежде всего она является подсистемой  государственной власти, ее ветвью в структуре разделения власти как  единого целого организационно-правового  механизма государственной организации  общества и ведения его дел. Эта  подсистема имеет определенное структурное  строение, включающее уровни (строение по иерархической вертикали); звенья (одноуровневые образования однородных органов); виды и формы органов  исполнительной власти. Орган исполнительной власти является первичной и основной структурной единицей рассматриваемой  системы. Он имеет сложное структурное  внутреннее строение и включает структурные  подразделения аппаратного назначения, не имеющие властных полномочий, а  иногда и самостоятельные органы (конструкции органа в органе), состав служащих государственной службы как  специального института государственной  власти.

Такая сложная структура  обладает рядом недостатков, связанных, прежде всего с дублированием  функций и отсутствием четкого  разграничения предметов ведения. Одной из причин такого положения  дел является несовершенство законодательной  базы.

На основании вышесказанного можно говорить о необходимости  научного подхода к определению  управляемых государством отраслей и сфер. Жесткая и неизменяемая структура исполнительной власти позволила  бы каждому федеральному органу спокойнее  выполнять определенные для него функции, а также рационально  использовать бюджетные средства –  вес реорганизации требуют дополнительного  финансирования.

Принятие же закона о федеральных  органах исполнительной власти остается актуальным с 1995 года.

На основе всего сказанного можно сделать выводы о том, что:

  1. Исполнительная власть, согласно Конституции РФ, является самостоятельной ветвью государственной власти, основное назначение которой – организация исполнения актов законодательной власти и других нормативных актов.
  2. Механизм исполнительной власти включает всю систему органов государственной власти, призванную обеспечивать ее фактическую и юридическую реализацию на всей территории РФ, которая образуется:

- федеральными органами  государственной власти (согласно  Указу Президента РФ «О системе  федеральных органов исполнительной  власти» от 14.08.96 г. это Министерства  РФ, федеральные службы, федеральные  агентства);

  • органами исполнительной власти субъектов Федерации;
  • органами исполнительной власти, формируемыми субъектами Федерации самостоятельно.

Высшим органом исполнительной власти является Правительство РФ.

3. Государственное управление, под которым понимается специфический  вид государственной деятельности (исполнительно-распорядительная деятельность), отличный от ее других проявлений (законодательной, судебной), не противопоставляется  исполнительной власти, понимаемой  как деятельность субъектов этой  власти. Их взаимосвязь заключается  в том, что государственное  управление представляет собой  вид деятельности, в рамках которого  практически реализуется исполнительная  власть. Следовательно, правомерен  вывод о том, что понятие  государственное управление более  широкое, чем понятие исполнительная  власть, и последняя является  его производной.

От исполнительной власти, учитывая мобильность ее действий, субординацию и подчиненность ее органов по вертикали, в решающей мере зависят темпы социально-экономических  преобразований и наше движение вперед.

Исполнительная власть в  лице своих органов занимается непосредственной реализацией правовых норм, принятых законодателем. Её деятельность должна быть основана на законе, осуществляться в рамках закона. Исполнительные органы и государственные должностные  лица не имеют права издавать общеобязательные акты, устанавливающие новые, не предусмотренные  законом права или обязанности  граждан и организаций. Исполнительная власть носит правовой характер лишь в том случае, если она является подзаконной властью, действует  на началах законности. Сдерживание  исполнительной власти достигается  также посредством её подотчётности  и ответственности перед представительными  органами государственной власти. В  правовом государстве каждый гражданин  может обжаловать любые незаконные действия исполнительных органов и  должностных лиц в судебном порядке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Структура федеральных органов  исполнительной власти, утвержденная Указом Президента Российской Федерации  от 21 мая 2012 г. № 636

 

I. Федеральные министерства, федеральные  службы и федеральные агентства,  руководство деятельностью которых  осуществляет Президент Российской  Федерации, федеральные службы  и федеральные агентства, подведомственные  этим федеральным министерствам

  • Министерство внутренних дел Российской Федерации
  • Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
  • Министерство иностранных дел Российской Федерации
  • Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству
  • Министерство обороны Российской Федерации
  • Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству
  • Федеральная служба по техническому и экспортному контролю
  • Федеральное агентство по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств
  • Федеральное агентство специального строительства
  • Министерство юстиции Российской Федерации
  • Федеральная служба исполнения наказаний
  • Федеральная служба судебных приставов
  • Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации (федеральная служба)
  • Служба внешней разведки Российской Федерации (федеральная служба)
  • Федеральная служба безопасности Российской Федерации (федеральная служба)
  • Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (федеральная служба)
  • Федеральная служба охраны Российской Федерации (федеральная служба)
  • Федеральная служба по финансовому мониторингу (федеральная служба)
  • Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации (федеральное агентство)
  • Управление делами Президента Российской Федерации (федеральное агентство)

 

II. Федеральные министерства, руководство  деятельностью которых осуществляет  Правительство Российской Федерации,  федеральные службы и федеральные  агентства, подведомственные этим  федеральным министерствам

  • Министерство здравоохранения Российской Федерации
  • Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения
  • Федеральное медико-биологическое агентство
  • Министерство культуры Российской Федерации
  • Федеральное архивное агентство
  • Федеральное агентство по туризму
  • Министерство образования и науки Российской Федерации
  • Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
  • Федеральное агентство по делам молодёжи
  • Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
  • Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
  • Федеральная служба по надзору в сфере природопользования
  • Федеральное агентство водных ресурсов
  • Федеральное агентство лесного хозяйства
  • Федеральное агентство по недропользованию
  • Министерство промышленности и торговли Российской Федерации
  • Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии
  • Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока
  • Министерство регионального развития Российской Федерации
  • Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству
  • Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
  • Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
  • Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям
  • Федеральное агентство связи
  • Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
  • Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору
  • Федеральное агентство по рыболовству
  • Министерство спорта Российской Федерации
  • Министерство транспорта Российской Федерации
  • Федеральная служба по надзору в сфере транспорта
  • Федеральное агентство воздушного транспорта
  • Федеральное дорожное агентство
  • Федеральное агентство железнодорожного транспорта
  • Федеральное агентство морского и речного транспорта
  • Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
  • Федеральная служба по труду и занятости
  • Министерство финансов Российской Федерации
  • Федеральная налоговая служба
  • Федеральная служба финансово-бюджетного надзора
  • Федеральное казначейство (федеральная служба)
  • Министерство экономического развития Российской Федерации
  • Федеральная служба по аккредитации
  • Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии
  • Федеральная служба по интеллектуальной собственности
  • Федеральное агентство по государственным резервам
  • Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
  • Министерство энергетики Российской Федерации

Информация о работе Структура федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации