Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 12:58, реферат
Вопрос об исполнительной власти является одним из труднейших вопросов правовой науки. Реальные характеристики этой ветви власти отражают состояние государственности в данный момент в целом, позволяют оценить потенциал и перспективы государственно-правовых методов разрешения социальных проблем.
Однозначного понимания системы исполнительной власти в практике и в законодательстве Российской Федерации пока не сложилось, однако важные изменения во взглядах на эту ветвь власти произошли после принятия Конституции РФ 1993 года.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………2
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ…………………4
1.1 ПОНЯТИЕ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
1.2 ПРИЗНАКИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ………………………………….6
1.3ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ………………..8
2.ОРГАНИЗАЦИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………..10
2.1 ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.2 ФОРМИРОВАНИЕ И ПОЛНОМОЧИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………………………………………………...16
2.3 ФЕДЕРАЛЬНЫЕ МИНИСТЕРСТВА И ИНЫЕ ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ………………………………………………………18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………23
Приложение 1…………………………………………………………………………..26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………30
2.3 ФЕДЕРАЛЬНЫЕ МИНИСТЕРСТВА И ИНЫЕ ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
Современная система и
структура федеральных органов
исполнительной власти определена рядом
указов Президента: от 14 августа 1996 г. «О
системе федеральных органов
исполнительной власти», «О структуре
федеральных органов
В систему федеральных
органов исполнительной власти входят
кроме Правительства РФ отраслевые
и межотраслевые федеральные
органы исполнительной власти. Их структурный
состав достаточно разнообразен и в
разное время включал министерства,
государственные комитеты, комитеты,
федеральные службы, агентства, надзоры,
межведомственные комиссии и другие
органы государственного управления,
осуществляющие полномочия исполнительной
власти. В настоящее время систему
федеральных органов
Министерство Российской Федерации – как и другие федеральные органы исполнительной власти – это самостоятельный орган системы. Он имеет центральный аппарат, реализующий функции данного органа в пределах определенной компетенции по предметной области государственного управления, которая входит в его ведение.
Министерство Российской Федерации, по определению Указа от 6 сентября 1996 г., - это «федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в установленной сфере деятельности, а также координирующий в случаях, установленных федеральными законами, указами Президента РФ, деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.» Хотя традиционно министерство является органом отраслевого управления, по сути, многие министерства являются межотраслевыми и распространяют свои полномочия на все другие орган, объекты управления по определенной сфере функционального характера. Правительство назначает и освобождает от должности заместителей федеральных министров, кроме того, оно вправе отменять и приостанавливать действие актов министерств. Министерства действуют на основании Положения о министерстве, утверждаемого Президентом или по его поручению – Правительством РФ. Министры назначаются Президентом и по должности входят в Правительство. Министерства пользуются самостоятельностью во взаимоотношениях с организациями других ветвей власти и между собой.
Федеральное агентство –
орган исполнительной власти, осуществляющий
в установленной сфере
Статус федеральных агентств упорядочен в 2004 году в результате административной реформы. Большинство федеральных агентств находятся в ведении соответствующих министерств, но некоторые напрямую подчиняются Президенту или Правительству России.
Федеральная служба – один из видов федеральных органов исполнительной власти, осуществляющий специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и др.) функции в установленных сферах ведения в соответствии с Указом Президента РФ «О системе федеральных органов исполнительной власти» от 14 августа 1996 г.
Создание, реорганизация и ликвидация федеральных служб России осуществляются Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ. Федеральную службу России возглавляет руководитель (директор) федеральной службы, назначаемый и освобождаемый от должности Правительством РФ. Но руководители федеральных органов исполнительной власти, подведомственных Президенту РФ по вопросам, закрепленным за ним Конституцией и законами РФ, назначаются и освобождаются от должности Президентом РФ.
Структура федеральных органов исполнительной власти, утвержденная Указом Президента РФ от 12 мая 2008 г. № 724:
Например, Федеральная служба безопасности РФ. Федеральная служба безопасности РФ – единая централизованная система органов федеральной службы безопасности, осуществляющая в пределах своих полномочий решение задач по обеспечению безопасности РФ. Руководство деятельностью ФСБ России осуществляется Президентом РФ.
Например, Министерство здравоохранения
и социального развития РФ – федеральное
министерство, осуществляющее функции
по выработке государственной
Например, Федеральная антимонопольная
служба (ФАС России) – федеральный
орган исполнительной власти, осуществляющий
функции по контролю и надзору
за соблюдением законодательства о
конкуренции на товарных рынках и
на рынке финансовых услуг, естественных
монополий, рекламе, размещении государственных
заказов, а также изданию в
пределах своей компетенции нормативных
и индивидуальных правовых актов
в установленной сфере
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, мы видим, что в настоящее
время в Российской Федерации
существует и функционирует довольно-таки
сложная система исполнительной
власти. Нельзя забывать о том, что,
прежде всего она является подсистемой
государственной власти, ее ветвью
в структуре разделения власти как
единого целого организационно-правового
механизма государственной
Такая сложная структура
обладает рядом недостатков, связанных,
прежде всего с дублированием
функций и отсутствием четкого
разграничения предметов
На основании вышесказанного
можно говорить о необходимости
научного подхода к определению
управляемых государством отраслей
и сфер. Жесткая и неизменяемая
структура исполнительной власти позволила
бы каждому федеральному органу спокойнее
выполнять определенные для него
функции, а также рационально
использовать бюджетные средства –
вес реорганизации требуют
Принятие же закона о федеральных органах исполнительной власти остается актуальным с 1995 года.
На основе всего сказанного можно сделать выводы о том, что:
- федеральными органами
государственной власти (согласно
Указу Президента РФ «О
Высшим органом исполнительной власти является Правительство РФ.
3. Государственное управление,
под которым понимается
От исполнительной власти,
учитывая мобильность ее действий,
субординацию и подчиненность ее
органов по вертикали, в решающей
мере зависят темпы социально-
Исполнительная власть в
лице своих органов занимается непосредственной
реализацией правовых норм, принятых
законодателем. Её деятельность должна
быть основана на законе, осуществляться
в рамках закона. Исполнительные органы
и государственные должностные
лица не имеют права издавать общеобязательные
акты, устанавливающие новые, не предусмотренные
законом права или обязанности
граждан и организаций. Исполнительная
власть носит правовой характер лишь
в том случае, если она является
подзаконной властью, действует
на началах законности. Сдерживание
исполнительной власти достигается
также посредством её подотчётности
и ответственности перед
Приложение 1
Структура федеральных органов исполнительной власти, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 г. № 636
I. Федеральные министерства, федеральные
службы и федеральные
II. Федеральные министерства, руководство
деятельностью которых
Информация о работе Структура федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации