Структура управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2015 в 18:02, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - рассмотрение теоретических и методологических положений, а также разработка практических рекомендаций по совершенствованию системы управления в СХПК «Племптица-Можайское». Реализация поставленной цели обусловила необходимость решения следующих задач:
1. Изучить теоретические начала организации структуры управления на предприятии;
2. Проанализировать организационную структуру и структуру управления СХПК «Племптица-Можайское»;

Файлы: 1 файл

Управление персоналом Курсовая.doc

— 368.00 Кб (Скачать файл)

 


 


МОСКОВСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

 

 

по дисциплине     «Управление персоналом»

 

 

на тему: «Структура управления»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка: Смирнова Ольга Владимировна

 

   Специальность: Менеджмент организации

  Регистрационный номер 5141/10-3

 

 

                              Подпись студента______________________________

 

 

 

                             Проверил_____________________________________

 

 

 

 

 

Москва 2014 г.

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Механизм установления постоянных производственных связей между подсистемами предприятия, в частности руководящей и управляемой, его структурных подразделений, а также между его работниками, в процессе осуществления хозяйственной деятельности – важная составляющая организации управления. Данный механизм включает такие составляющие, как технологические, финансовые, информационные, управленческие, трудовые. В целом все они характеризуют объединение элементов такой системы, т.е. ее интеграцию, и организационную целостность. К вышеперечисленным связям, возникающим в процессе осуществления хозяйственной деятельности, предъявляются определенные требования.

Цель курсовой работы - рассмотрение теоретических и методологических положений, а также разработка практических рекомендаций по совершенствованию системы управления в СХПК «Племптица-Можайское». Реализация поставленной цели обусловила необходимость решения следующих задач:

1. Изучить теоретические начала организации структуры управления на предприятии;

2. Проанализировать  организационную структуру и структуру  управления СХПК «Племптица-Можайское»;

3. Дать оценку действующей системы  управления на предприятии;

5. Выделить основные направления улучшения структуры руководства в СХПК «Племптица-Можайское».

Объектом исследования является СХПК «Племптица-Можайское».

При выполнении работы использовались следующие методы исследований: анализа, табличный, сравнения, монографический.

При написании использовались нормативно-правовые акты Российской Федерации, учебная литература, статьи и публикации в прессе, первичная и отчетная бухгалтерская документация СХПК «Племптица-Можайское».

Глава 1. Структура управления и её влияние на эффективность деятельности организации

1.1. Сущность организации  управления

 

Процесс целенаправленного влияния субъекта управления на необходимый объект с целью достижения конкретных результатов, называется управлением.

При этом юридическое или физическое лицо, которое осуществляет властное воздействие – это субъект управления. А то, на что направляется его воздействие (влияние) является объектом управления.

Такая функция управления, как организация деятельности устремлена на то, чтобы реализовать намеченные решения и планы в жизнь.

Функция организации деятельности состоит в подборе людей для конкретной работы, наделении полномочиями и ответственностью, определении заданий подразделениям, установлении порядка их взаимодействия, создании структуры управления организации. Именно данная функция обеспечивает взаимосвязь и повышает эффективность всех других функций управления. Организация как функция управления непосредственно связана с систематической координацией многих задач и, следовательно, формальных взаимоотношений людей, их выполняющих.1

При исполнении вышеуказанной функции условно выделяют три значимых элемента:

Первый - построение организационной структуры управления, к которому относятся формирование  структурных подразделений, определение их функций, задач и состава.

Второй - определение горизонтальных и вертикальных взаимоотношений в организации. При этом четко определяются обязанности, права и ответственность структурных подразделений хозяйствующего субъекта и отдельных его лиц.

Третий - обеспечение данных взаимоотношений через доведение до подчиненных сотрудников распорядительских актов, которое еще называется как распорядительство.

Сущность организации как функции управления проявляется в создании определенной системы, которая включает в себя управляемую и управляющую подсистему, что в большей степени отвечает задаче эффективного достижения целей хозяйственной деятельности предприятия.

Для определения содержания организационной деятельности требуется уяснить смысл понятий: входом и выходом организации как функции управления. В таком значении входом организации являются результаты по выполнению предыдущих функций управления, например, планирования. Таким образом, приступая к реализации процесса организационной деятельности, у нас уже присутствуют поставленные в результате планирования система целей, состав материальных, финансовых и других ресурсов. Выходом реализации этой функции управления является результат деятельности – создание реальных организаций, способных эффективно осуществлять процесс деятельности.2

Все вышеуказанные задачи отражают содержание и структуру организации. Организация как функция управления по своему содержанию представляет  определение условий и порядка функционирования, а также установление временных и постоянных взаимоотношений между структурными подразделениями предприятия в процессе осуществления хозяйственной деятельности.

 

 

 

1.2. Типы структур управления

 

В том случае, если структура управления однотипна, то отношения и взаимосвязи между работниками и звеньями могут быть построены на функциональной или линейной основе, а также при их комбинировании, например, линейно-функциональная.

Сущность линейной структуры управления заключается в том, что каждый сотрудник управления осуществляет все необходимые функции руководства конкретным участком производства, в то же время у работника лишь один управляющий, приказания которого обязательны для исполнения. Такая структура обеспечивает принцип единоначалия.

Рис.1. Общая схема линейной структуры управления.

Преимуществами линейной структуры управления являются:

- повышение ответственности руководителя за результаты деятельности подразделения, которое ему подчиняется;

- возрастает личная ответственность руководителя за конечные результаты деятельности своего подразделения;

- четкость  и единство в распорядительной деятельности, что исключает дублирование функций,

- оперативность в принятии решений;

- несогласованность  и противоречивость в управлении исключается.

Несмотря на явные преимущества такой системы управления, у нее присутствуют и недостатки, к которым можно отнести следующие:

- огромный поток бумаг,  множественность контактов с вышестоящими и смежными организациями, подчиненными, большая перегрузка информацией;

- завышенные требования к управляющему, который должен обладать опытом по всем сферам деятельности и функциям управления, разносторонними и обширными знаниями, что, так или иначе, ограничивает возможности управляющего по эффективному руководству возглавляемого им подразделения, а также уменьшает масштабы последнего.3

Такой вид структуры управления чаще всего используется небольшими предприятиями, которые выполняют простое производство.

С усложнением задач хозяйственной деятельности возрастает потребность в глубоких специальных знаниях в отношении каждой его сфере и отрасли деятельности, что и обусловило переход от простой линейной структуры управления к функциональной.

Рис.2. Общая схема функциональной структуры управления

Преимущества данной структуры управления следующие:

- расширение  возможностей линейных управляющих в оперативном руководстве хозяйственной деятельности, в связи с их высвобождением от формирования сведений по вопросам функциональной деятельности;

- большая компетентность специалистов, которые отвечают за выполнение определенных функций.

К изъянам функциональных структур управления можно отнести следующие:

- иерархия в структуре взаимоотношений;

- трудность в поддержании устойчивости постоянных взаимных связей между разнообразными функциональными структурными подразделениями;

- отсутствие единства действий между работниками функциональных служб различной специализации;

- длительность  процедуры принятия решений;

- каждый  функциональный управляющий и специализированные структурные подразделения ставят «свои» вопросы на первое место; в результате в одних случаях несогласованность распоряжений и указаний, которые поступают работниками сверху, в других - возникает дублирование;

- понижение ответственности исполнителей за выполняемую ими работу в результате обезличивания, так как каждый исполнитель получает указания от нескольких руководителей;

- нарушение принципов единства распорядительства и единоначалия.

Процесс развития производства привел к постепенному слиянию линейной и функциональной структур управления. В итоге такого слияния создалась линейно-функциональная структура, которая сочетает в себе преимущества обеих структур управления. Сущность сочетания функциональных и линейных связей в процессе управления хозяйствующим субъектом заключается в том, что по линии общего руководства, иначе говоря, по административным вопросам, каждый сотрудник подчиняется одному управляющему (к примеру, управляющий – директору, бригадир - управляющему). Функциональные звенья занимаются вопросами, которые непосредственно отнесены к их роду деятельности (технологическими, техническими и т. д.). Право окончательного решения при этом сохраняется за общим руководством. Именно такое строение является основу структурного формирования аппарата управления на всех уровнях осуществления общественного производства. Так как только в условиях ясного разделения функций и работ между функциональными и линейными сотрудниками, обеспечивается воплощение в жизнь преимуществ, заложенных в этой структуре.

Линейно-функциональная структура в определенных случаях становится громоздкой, не обладает необходимой маневренностью и  гибкостью, что не позволяет обеспечивать своевременное решения появляющихся вопросов.

Рис.3. Общая схема линейно-функциональной структуры управления

К недостаткам для вышеперечисленных структур управлений относятся: слабая восприимчивость и приспособляемость к рыночным отношениям, конкуренции, нахождению новых сегментов на рынке. Эти и многие другие проблемы устраняются с внедрением программно-целевых структур управления.

Организация временных коллективов с творческим направлением для решения определенных проблем и конкретных программ характеризует программно-целевую направленность структуры управления. Организация таких коллективов не направлена на разрешение целостности структуры существующего управления, так как воздействие творческого коллектива на хозяйственную деятельность осуществляется по горизонтали, что позволяет органически вписываются в структуру управления. Вступая в научно-производственные системы и заключая гражданско-правовые договоры с научными учреждениями хозяйствующие субъекты могут вводить программно-целевые структуры управления.

Такая система управления (с учетом программно-целевой структуры) является более прогрессивной в связи с нижеследующим:

- расширяются  функции, а также повышается значимость структуры маркетинга;

- обеспечивается системное научное руководство;

- образуются  объединения специалистов, которые работают по целевым задачам и программам;

- деятельность созданных временно коллективов творческой направленности вполне возможно своевременно перенацелить с учетом конъюнктуры и требований рынка.

Наиболее эффективным и современным видом структуры управления, создаваемым через совмещение структур двух видов: программно-целевой и линейной, - является матричная структура управления.

О – матричные группы

Рис.4. Матричная структура управления

Преимущества вышеуказанной структуры управления состоят в нижеследующем:

- разделение  функций руководства между управляющими, которые несут ответственность за высокие результаты, а также за обеспечение качественного применения имеющихся ресурсов;

- значительная  активизация деятельности сотрудников управленческого аппарата и руководителей за счет организации программных подразделений, призванных активно взаимодействовать с функциональными подразделениями;

- вовлечение  специалистов и руководителей всех уровней в сферу энергичной творческой деятельности по техническому совершенствованию хозяйственной деятельности.4

Однако, рассмотренные нами структуры не выявляют определенные качественные элементы в управлении сельскохозяйственными предприятиями. В связи с чем, и была выработана классификация структур управления сельскохозяйственными предприятиями, призванная отразить принципы организации производства и особенности их построения. Согласно данной типизации структуры управления подразделяются на: бригадную, территориальную (отделенческую), цеховую (отраслевую) и комбинированную.

Наиболее простой в реализации в малых предприятиях является бригадная структура управления, например в овощеводство закрытого грунта. Бригадная структура строится на территориальных принципах, когда формируются комплексные бригады, и на отраслевых. При любом принципе создания бригадной структуры наблюдается резкий рост объема работ.

Информация о работе Структура управления