Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 13:19, курсовая работа
Каждая организация имеет свои цели и коммерческие интересы, для их достижения выполняет конкретные действия и решает определенные задачи. Во многом достижение поставленных целей зависит от эффективности управления. Если существующая на предприятии система управления не соответствует даже текущим задачам бизнеса, тогда она становится существенным тормозом в развитии, понижает конкурентоспособность и негативно влияет на показатели деятельности компании в частности и жизнеспособность компании на рынке в общем.
Филиал Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования ______________________________
Курсовая работа по курсу «Теория управления»
Технологии
повышения эффективности
Выполнила: студент __ курса, специальности «___________», гр. _____________________. Проверил:_________________
______________________________ |
Оглавление
Введение
Каждая организация имеет свои цели и коммерческие интересы, для их достижения выполняет конкретные действия и решает определенные задачи. Во многом достижение поставленных целей зависит от эффективности управления. Если существующая на предприятии система управления не соответствует даже текущим задачам бизнеса, тогда она становится существенным тормозом в развитии, понижает конкурентоспособность и негативно влияет на показатели деятельности компании в частности и жизнеспособность компании на рынке в общем.
В настоящее время, проблемы связанные с вопросами управления и эффективностью бизнес-процессов, присущи большинству отечественных компаний. Существование с такими проблемами не может продолжаться безболезненно: пока конкуренция недостаточна за неэффективные процессы платит потребитель, когда же конкуренция усиливается – затраты за неэффективные процессы ложатся на предприятие.
Однако определение
эффективности и выявление
Особое значение в современных условиях приобретает не столько знание руководством методов и факторов повышения эффективности управления, сколько реализация данных знаний в практической деятельности. На мой взгляд, одними из наиболее значимых и эффективных факторов, являются правильно построенная структура и разделение труда, оптимальное использование ресурсов компании, применение современных технологий и, конечно же, мотивация сотрудников.
Целью курсовой работы является изучение методов и факторов повышения эффективности управления, как теоретически, так и применительно к конкретной организации, в частности ОАО «Мегафон». Учитывая направление деятельности рассматриваемой организации, а именно рынок телекоммуникационных услуг, мы видим, что на данный момент этап формирования рынка и естественного отбора игроков по большому счету завершился, наиболее стабильные и крупные компании , а именно так называемая «Большая тройка», осуществляют свою деятельность на единой географической территории, руководствуются едиными нормативно – правовыми актами, используют близкие технологии и обладают соизмеримым финансовым потенциалом. В данной обстановке, динамичное развитие и стабильное повышение бизнес показателей ОАО «Мегафон» в большей степени определяется именно эффективным управлением, основные приемы данного понятия применительно к ОАО «Мегафон», будут изложены в Главе II.
В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
- исследовать сущность, методы, технологии оценки и повышения эффективности управления;
- оценить и проанализировать на примере конкретной организации, применяемые руководством методы (технологии) повышения эффективности управления;
- предложить пути повышения эффективности управления организацией.
В качестве объекта исследования выступает Открытое акционерное общество «Мегафон». Предметом исследования являются технологии повышения эффективности управления.
Теоретическому и
Глава I. Теоретические аспекты повышения эффективности управления
Первые попытки выявить истоки эффективности руководства, систематизировать накопленный опыт в сфере управления, обобщить его и представить в виде научных принципов были предприняты в конце XIX – начале XX в. американским инженером Ф.У. Тейлором, основоположником школы научного управления (научной организации труда – НОТ). Тейлору удалось сформулировать четыре важнейших фактора, влияющие на успешность деятельности менеджера и составляющие, по его мнению, «сущность научной организации управления»:
- во-первых, выяснение (администрацией, а не рабочими) научных основ организации конкретного трудового процесса с установлением строгих правил для каждого движения каждого отдельного рабочего, а также с усовершенствованием и стандартизацией всех орудий и условий труда;
- во-вторых, тщательный отбор и последующая тренировка (работников) с целью сделать из них первоклассных рабочих и увольнение тех из них, которые отказываются или обнаруживают свою неспособность использовать лучшие методы;
- в-третьих, взаимное сближение первоклассного рабочего и науки о его работе путем постоянной помощи и внимания, оказываемых ему администрацией предприятия, а также путем выплаты каждому рабочему значительной ежедневной прибавки за ускоренную работу и точное выполнение возложенных на него заданий;
- в-четвертых, почти равномерное распределение работы и ответственности между рабочими и администрацией1.
Основной заботой основоположников административного управления была эффективность в более широком смысле слова, применительно к работе всей организации, а не только ее производственной части. А. Файоль и его единомышленники старались определить общие характеристики и закономерности управления организаций. Их целью было создание универсальных принципов управления, причем они исходили из идеи, что следование этим принципам обязательно приведет организацию к успеху. Данные принципы затрагивали два основных аспекта:
- разработку рациональной системы управления организацией;
- построение структуры организации и управления работниками. Следует отметить, что многие принципы управления, разработанные А. Файолем, до сих пор остаются практически полезными и применяются во многих организациях2.
В настоящее время в экономической литературе даются различные трактовки понятия «эффективность управления». Существует большое количество разнообразных концепций и измерителей организационной эффективности.
Так, Кусков А.Н. подчеркивает, что «…эффективность управления – один из основных показателей совершенства управления, определяемый посредством сопоставления результатов управления и ресурсов, затраченных на его достижение (или соотношение результата с целями). Эффективность управления можно определить как степень соответствия реального (фактического или ожидаемого) результата управлений требуемому (желаемому), или, иными словами степень достижения цели управления…»3 .
В работе Б.З. Мильнера отмечается: эффективна та организация, которая побуждает руководителя сосредоточить главное внимание на создании эффективной рабочей группы с высокопроизводительными целями4.
Таким образом, ответ на вопрос: «Кто является эффективным руководителем?» можно сформулировать следующим образом: «Тот, кто достигает целей, стоящих перед ним и его командой, в наибольшем объеме, в кратчайшие сроки с минимальным задействованием ресурсов».
Это подтверждает саму сущность менеджмента как «процесса координирования и объединения рабочей деятельности других людей таким образом, чтобы она была эффективной и результативной». По словам П. Друкера, «… работа управляющего и состоит в том, чтобы быть эффективным. Чем бы он ни занимался – бизнесом или работал в больнице, в правительственном учреждении или в профсоюзном комитете, университете или в армейском подразделении, - от него требуется правильное выполнение задач, то есть проявление эффективности …»5.
В качестве показателей достижения целей могут выступать вполне конкретные и количественно оцениваемые экономические, производственные аспекты, такие как рост продаж, доходность подразделения и компании в целом, качество продукции и пр.. Поэтому ряд авторов делает акцент на выделении отдельных критериев эффективности организации (производство, производительность, удовлетворенность, адаптивность, развитие и др.) либо отдельных ее показателей. Часто эффективность управления оценивают с помощью экономических и финансовых показателей, например, путем соизмерения полученной прибыли и затрат на управление. Но такая оценка не всегда оказывается корректной, она весьма опосредована и однобока, так как результат управления зачастую выражается не только прибылью (особенно сиюмоментной), но и социальным, социально-экономическими, политическими, социально-психологическим результатами6.
Как мы видим, рядом с понятием «эффективность управления» всегда присутствует понятие «результативность управления». Они выступают при изучении систем управления в виде критериев их успешности: результативность как способность системы производить некий конкретный продукт и эффективность как способность к получению наивысших результатов при наименьших затратах. Часто в качестве синонима термину «эффективность» употребляется термин «производительность» - как отношение количества единиц на выходе к количеству единиц на входе7 .
Несколько иное понимание представлено в другой работе. Эффективность – получение максимального выхода продукта при минимальных затратах вводимых ресурсов. Часто описывается как умение «делать все, как требуется». Результативность – показатель, отображающий, насколько организации удалось достичь поставленных целей. Часто описывается как «умение делать так, как надо» 8. Данное видение представлено на Схеме 1.
Сущность эффективности управления детально представлена В.Р. Весниным. Он отмечает, что если управленческая деятельность полностью или частично решает поставленную задачу, воплощается в ожидаемом результате, причем обеспечивает его достижение за счет оптимального использования имеющихся ресурсов, то считается эффективной. В первом случае речь идет о внешней эффективности, во втором – о внутренней.
Схема 1
Эффективность и результативность в практике управления
Внешняя эффективность по-другому называется выгодностью, а внутренняя – экономичностью, показывающей цену, которую пришлось заплатить за полученный результат. Чем в большей степени результат превышает затраты, тем экономичнее деятельность.
Эффективность управления бывает тактической и стратегической, причем они не противоречат друг другу. Например, ориентация руководства фирмы на получение текущей прибыли не оставляет ресурсов для развития ее в будущем.
Потенциальная эффективность оценивается предварительно, реальная определяется степенью достижения самих целей, полученными на практике результатами.
Эффективность управления можно определить в общем виде или в относительных величинах, например как соотношение цели и конечного результата, конечного результата и ресурсов, использовавшихся для его получения, экономического эффекта и затрат, потребности и ее удовлетворения; или в абсолютных величинах, например, в массе прибыли9.
Эффективное управление
соответствует целям и
Основные черты эффективного управления10:
- результативность;
- простота и рациональность организации и технологий;
- надежность и высокое качество всех процессов и их результата;
- соответствие целям и стратегиям организации;
- предприимчивость, высокая активность, усердие, трудолюбие, настойчивость участников управленческого процесса.
Эффективное управление требует формирования и поддержания в организации высокой культуры поведения и руководства. Одним из существенных факторов эффективности управления, сегодня является использование новейших информационных технологий: максимальная автоматизация и компьютеризация деловых процессов. Они не только позволяют освободить человека от тяжелой физической работы, от выполнения рутинных операций, сковывающих творческие возможности сотрудника, информационные технологии и решения на их базе, гораздо достовернее и оперативнее чем человек.
Информация о работе Технологии повышения эффективности управления