Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 17:27, курсовая работа
Актуальность темы: Семья — малая группа, развивающаяся и функционирующая по своим законам. Она зависит от общества, существующего политического строя, экономических, социальных и религиозных отношений. И одновременно семья — относительно самостоятельная ячейка общества.
Жизнь каждого человека, так или иначе, связана с семьей. Благополучие семьи и детей принадлежит к числу основных ценностей современного человека. В это понятие входит не только материальное благополучие, свобода от нужды и лишений, возможность обеспечить себе и своим близким достойный уровень жизни, но и семейный лад, благоприятный психологический климат, ощущение любви и поддержки.
Введение………………………………………………………………………… 3
Глава I. Неполная семья как социальная проблема современности
Понятие и причины возникновения неполных семей……………… 7
1.2 Социально - экономическое положение неполных семей на современном этапе российского общества……………………………... 11
Глава II. Технологии социальной работы с неполными семьями
2.1 Нормативно-правовая база поддержки неполных семей………….. 15
2.2 Направления государственной социальной политики в оказании помощи неполным семьям…………………………………………… …. 18
2.3 Основные технологии социальной работы с неполными семьями 22
Заключение………………………………………………………………….. 29
Список использованной литературы………………………………………..30
2.2 Направления государственной социальной политики в оказании помощи неполным семьям…………………………………………… …. 18
2.3 Основные технологии социальной работы с неполными семьями 22
Актуальность темы: Семья — малая группа, развивающаяся и функционирующая по своим законам. Она зависит от общества, существующего политического строя, экономических, социальных и религиозных отношений. И одновременно семья — относительно самостоятельная ячейка общества.
Объект данной работы – неполные семьи как одна из современных форм семейного жизнеустройства и, одновременно, объект социальной работы.
Предмет данной работы – основные направления, технологии и методы социальной работы с неполными семьями.
Цель работы – проанализировать современное состояние и социальное положение в обществе неполных семей.
Задачи исследования:
1.Раскрыть понятие неполной семьи и выявить причины ее возникновения;
2.Изучить социально-
3.Рассмотреть нормативно-
4.Проанализировать
5.Изучить основные технологии социальной работы с неполными семьями.
Эмпирическая база исследований: В качестве эмпирической базы послужили статистические данные Московского центра Гендерных исследований, данные социологических исследований, указы и законы Российской Федерации, касающиеся проблемам семьи, материнства и детства, Семейный и Уголовный Кодексы, материалы газеты Демоскоп Weekly № 393.
Структура исследования: Структура исследования состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
В человеческом обществе семья представляет собой комплексное социальное образование, в котором сплелись воедино многообразные формы общественных отношений и которому присущи многочисленные социальные функции. Трудно найти другую социальную группу, в которой удовлетворялось бы столько разнообразных человеческих и социальных потребностей. Она представляет собой такую социальную группу, в которой разворачиваются основные процессы человеческой жизни и которая настолько связана с жизнью каждого индивида, что накладывает отпечаток на все его развитие. Поэтому семья является той социальной группой, которую человек легче всего идентифицирует с собой, со своими интересами и вообще со своим существованием. Все это приводит к тому, что по отношению к семье вовсе не так легко предпринять объективное научное исследование. Как отмечал американский социолог В. Гуд, «мы знаем о семье слишком много, чтобы исследовать ее объективно».[16;198]
В конце 90-х гг. ХХ в. – начале XXI в. быстрыми темпами стали появляться такие формы семьи, которые не совсем типичны для многих стран и народов, в том числе и для России. Речь идёт о неполных семьях. Интересен факт рассмотрения самого понятия «неполная семья».
Неполная семья – группа ближайших родственников, состоящая из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми.
Нельзя сказать, что любая полная семья может являться нормальной средой для полноценного развития и воспитания ребенка. Но наличие в семье обоих родителей помогает успешнее решать многие педагогические задачи. Отмечается определенная статистическая связь между воспитанием детей в неполной семье и их последующей неудавшейся семейной жизнью.[8;63]
Таким образом, в определение понятия «неполная семья» ложится количественная характеристика, которая заключается в следующем: неполными считаются семьи, в которых одинокий родитель проживает с ребёнком (детьми) несовершеннолетнего возраста и несёт за него (них) основную ответственность.[9;159 ]
За рубежом термин «неполная семья» практически не используют, заменяя его выражением «материнская семья», подчеркивая ее особенность, но вместе с тем социальное и психологическое равноправие.[12;19]
Как и в обычных семьях в неполных существуют различные проблемы. К ним относятся:
1.Экономическая нестабильность;
2.Здоровье детей;
3.Бытовые трудности;
4.Адаптация к новому образу жизни после развода;
5.Предвзятое и недоброжелательное отношение окружающих к одиноким матерям, имеющим внебрачного ребенка.
А вот причинами возникновения неполных семей являются:
В последние десятилетия быстро растет число детей, родившихся у женщин, не состоящих в зарегистрированном браке. В 1990 году таких было 8,5% от всех родившихся, в 2000 году - 18,6%, в 2005 году - 24,1%, в 2008 году этот показатель снизился до 20,1%.
В настоящее время каждый четвертый-пятый ребенок в стране рождается вне зарегистрированного брака.
Наиболее высокая доля рождений вне зарегистрированного брака отмечается у матерей моложе 20 лет (39,5% от всех родившихся у матерей этого возраста в 2008 году) и матерей в возрасте старше 35 лет (35-39 лет - 25,5%, 40-44 лет - 31%, 45-49 лет - 23,7%). В средних возрастах доля детей рожденных вне зарегистрированного брака значительно ниже (в возрасте 25-29 - 18,6%), однако и здесь она довольно высокая. Практически каждое пятое - шестое рождение происходит вне зарегистрированного брака.
Причины рождения детей вне зарегистрированного брака имеют существенные различия по возрасту матери. У самых младших из них основная причина связана в основном с низкой культурой контрацепции. Внебрачные рождения в возрасте до 20 лет чаще всего являются результатом нежелательной беременности. В старших возрастах - это в основном результат осознанного намерения женщины родить ребенка, не вступая в зарегистрированный брак. Наряду с трудностями подбора брачного партнера, в данном случае сказываются также возросшие требования к браку и брачному партнеру и экономическая независимость женщин.[23;17]
Существует некоторая дифференциация между городом и селом по уровню внебрачной рождаемости. Среди сельского населения рождение детей вне брака относительно общего числа рождений происходит гораздо чаще, чем среди городского. В 2006-2007 годах почти каждый третий ребенок,
родившийся в сельской
Развод
Времена, когда развод был редкостью и повсеместно осуждался, остались в далеком прошлом. С семидесятых годов прошлого столетия количество разводов в России составляет не менее 140 тысяч в год. Это означает, что тысячи семей ежегодно оказываются разбитыми.
Статистика разводов в России в 2010 году – составляет 153 406 на 185 969 браков. Таким образом, процент разводов в России за 2010 год составил 80 %.
Демографы объясняют такую печальную статистику тем, что в 2010 году наступил брачный возраст юношей и девушек, рожденных в начале девяностых годов. А девяностые годы отличились крайне низкой рождаемостью. Многие семьи в те времена считались крайне неблагополучными. Тем не менее, это не единственная причина того, что многие супружеские пары в России разводятся.
Информация о работе Технологии социальной работы с неполными семьями