Технологии социальной работы с неполными семьями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 17:27, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы: Семья — малая группа, развивающаяся и функционирующая по своим законам. Она зависит от общества, существующего политического строя, экономических, социальных и религиозных отношений. И одновременно семья — относительно самостоятельная ячейка общества.
Жизнь каждого человека, так или иначе, связана с семьей. Благополучие семьи и детей принадлежит к числу основных ценностей современного человека. В это понятие входит не только материальное благополучие, свобода от нужды и лишений, возможность обеспечить себе и своим близким достойный уровень жизни, но и семейный лад, благоприятный психологический климат, ощущение любви и поддержки.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………… 3
Глава I. Неполная семья как социальная проблема современности
Понятие и причины возникновения неполных семей……………… 7
1.2 Социально - экономическое положение неполных семей на современном этапе российского общества……………………………... 11
Глава II. Технологии социальной работы с неполными семьями
2.1 Нормативно-правовая база поддержки неполных семей………….. 15
2.2 Направления государственной социальной политики в оказании помощи неполным семьям…………………………………………… …. 18
2.3 Основные технологии социальной работы с неполными семьями 22
Заключение………………………………………………………………….. 29
Список использованной литературы………………………………………..30

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 79.48 Кб (Скачать файл)

 раньше. В США существуют  организации, которые занимаются  проблемой разводов, вдовства и  расставанием родителей. Их главная  цель – помочь приспособиться  к новым условиям жизни: программы  помощи включают психологическую, юридическую и социальную поддержку. В нашей стране такая система  помощи только начинает создаваться  и, следовательно, еще не распространена  так, как в Америке.

  Наше государство  на всех этапах своего существования проявляло заботу об одиноких матерях, имеющих несовершеннолетних детей. Конечно, формы и масштабы такой помощи не оставались неизменными.

  В Кодексе о браке и семье указано, что государство проявляет заботу о семье путем предоставления пособий и льгот одиноким матерям (наряду с другими мерами охраны прав и интересов семьи).

  Огромное значение в обеспечении жизнедеятельности неполных семей имеет государственная экономическая и социальная политика, от которой зависят занятость населения в сферах общественного труда, благосостояние и доходы семей.

  Государственная семейная политика – это целенаправленная деятельность государства, ориентированная на обеспечение социальной безопасности семьи, ее благополучие, укрепление и развитие, создание необходимых условий для ее функционирования. Цель семейной политики по заключается в обеспечении государством необходимых условий для реализации семьей ее функций и повышения качества жизни семьи.[2]

  В нашей стране семейные отношения регулируются Семейным кодексом РФ от 29.12.1995 г., ФЗ № 223, который определяет следующие вопросы, касающиеся неполных семей: установление происхождения ребенка, порядок усыновления детей, а также установление алиментных обязательств членов семьи.

Согласно Указу члены неполных семей пользуются определенными льготами.

            В дошкольные образовательные  учреждения  в первую очередь принимаются дети работающих одиноких родителей, учащихся матерей. Детям

 одиноких матерей выдаются  бесплатные или по специальной  цене путевки в летние оздоровительные  лагеря для школьников. Одной из форм государственной помощи неполным семьям являются бесплатные выдачи нуждающимся детского питания.[20;86]

  Наиболее важное значение в оказании комплексной помощи неполной семье для решения разного рода проблем имеют учреждения социального обслуживания. учреждения социального обслуживания позволяет решить часть проблем неполных семей путем предоставления психолого-педагогических, медико-социальных, социально-правовых, материально-бытовых и других услуг.

  Из всех видов учреждений социального обслуживания основным механизмом регулирования семейно-брачных отношений являются Центры помощи семьи и детям. Основными задачами являются профилактика семейно-брачных отношений, предотвращение разводов, помощь в воспитании детей и др. Чаще всего за помощью обращаются женщины, имеющие самые разнообразные проблемы в отношениях с супругом или с детьми, а также матери-одиночки. Деятельность таких социальных служб является важным инструментом профилактики внутрисемейных конфликтов, образования неполных семей, способствует стабилизации внутрисемейных отношений, существованию успешной семьи, а также позволяет решить разнообразные проблемы неполных семей.

  Экстренную социальную поддержку членам неполной семьи оказывают социальные приюты, в которых предоставляется возможность временного пребывания для лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию, в первую очередь для женщин и детей. Социальные учреждения такого типа проводят не только медицинскую, но и социально-психологическую реабилитацию подобных клиентов, а также оказывают помощь в последующем жизнеустройстве.[29]

  Важное значение в расширении сети служб планирования семьи, безусловно, имело принятие федеральной целевой программы    «Планирование

семьи». Основными   направлениями   данной программы являются: организация служб  планирования семьи;  обеспечение   полной    информации   в    области

 планирования семьи и сексуальной  культуры населения посредством  создания теле- и радиопрограмм по проблемам семьи, издания специальной литературы для различных групп населения; закупка и разработка средств контрацепции. Проведение этих мероприятий, безусловно, способствует профилактике возникновения неполных семей и роста численности внебрачной рождаемости.

  В рамках президентской программы «Дети России» осуществляется программа «Безопасное материнство», основными направлениями которой являются: меры государственной поддержки безопасного материнства – предусматривается увеличение льгот и размеров компенсаций для отдельных категорий беременных женщин; совершенствование качества акушерско-гинекологической помощи, обеспечение информированности населения по вопросам безопасного материнства и здоровья женщин.[7;17]

  Вклад в  решение различных проблем неполных семей вносят также территориальные  центры социальной помощи семье и детям, предоставляющие целый комплекс социальных услуг. Так, в отделении социально-экономической помощи нуждающимся семьям оказываются услуги социально-экономического характера: содействие в получении льгот, пособий и других выплат, материальной и натуральной помощи, алиментов; проведение благотворительных аукционов для малообеспеченных семей, содействие в решении вопросов занятости. В отделении медико-социальной помощи проводится индивидуальная работа с подростками и молодежью по подготовке к созданию семьи и рождению ребенка, консультирование по вопросам планирования семьи. Отделение психолого-педагогической помощи оказывает помощь родителям в воспитании детей и преодолении педагогических ошибок, семейных конфликтов. Данное отделение имеет особо важное значение как в профилактике образования неполных семей, так и в решении проблем уже существующей   неполной семьи, поскольку зачастую мать-одиночка не знает, как поступить в той или иной ситуации при общении с ребенком,   или   же

разводящиеся супруги часто конфликтуют по поводу воспитания ребенка.[7;18]

Таким образом, безусловно, все вышеперечисленные социально-значимые

 учреждения, предоставляющие различного  рода социальные услуги, имеют немаловажное значение в решении разносторонних проблем неполных семей. Однако приоритетным направлением в деятельности таких учреждений, а также государственной семейной политики в целом, должна быть профилактика. Профилактика должна проводиться в форме запланированных действий, нацеленных главным образом на достижение желаемого результата, и в то же время на предотвращение возможных проблем.

 

2.3 Основные технологии социальной работы с неполными семьями

            Именно в социальной работе как деятельности в концентрированном виде социальные технологии предстают как обобщение накопленных и систематизированных теоретических знаний, умений и практики работы субъектов социальной деятельности.[21;81]

  Рассматривая социальную работу как особый вид деятельности, сущность социальных технологий можно интерпретировать как «совокупность приемов, методов и воздействий государственных, общественных и частных организаций, специалистов и активистов, направленных на оказание людям помощи, поддержки, защиты, особенно так называемым уязвимым слоям и группам населения».[22;28]

  Для работы с неполной семьей можно использовать все современные социальные технологии: диагностику, профилактику, адаптацию, реабилитацию, терапию, коррекцию, консультирование, посредничество. Рассмотрим их.

  Эффективность мер по решению какой-либо проблемы прежде всего зависит от объективности и точности ее оценки как на момент возникновения, так и в процессе сбора и анализа данных о ней. Иными словами, многое определяет

правильный социальный диагноз. Анализируя неполную семью, социальную

 диагностику  можно определить как комплексный процесс исследования с целью выявления, распознавания и изучения причинно-следственных связей и

 отношений, характеризующих  его состояние и тенденции  дальнейшего развития. В рамках же изучения неполной семьи с детьми как малой группы, функции социальной диагностики изменяются. Главной ее целью становится определение социальной проблемы клиента и поиск правильных средств для ее разрешения.[22;68]

  Принятые на основе социальной диагностики решения и рекомендации реализуются через иные технологии социальной работы, одна из которых — социальная профилактика.

  Под социальной профилактикой понимаются «научно обоснованные и одновременно предпринимаемые действия, направленные на предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов и групп риска; сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей; содействие в достижении поставленных целей и раскрытии их внутренних потенциалов».[14;292]

  Социальная профилактика в рамках работы с неполной семьей предполагает снятие внешних причин, которые могут приводить к состоянию психологического напряжения и дискомфорта (первичная профилактика). С другой стороны, она означает предупреждение дальнейшего развития проблем, возникших в результате распада семьи (вторичная профилактика). Социальные работники являются своеобразным связующим звеном между семьей и различными государственными и негосударственными учреждениями и социальными институтами, дошкольными учреждениями и школой, органами здравоохранения, правоохранительными службами. Социальное посредничество — это «процесс содействия достижению согласия между социальным субъектом и объектом для решения социальных проблем последнего и оказания ему помощи».[14;345]

  Социальное посредничество в разрешении конфликтов может быть

многовариантным. К основным его формам относятся:

- посредничество   в   разрешении   психологических,   педагогических,

 

медико-социальных проблем семьи и отдельных ее членов;

- посредничество в решении  социально-правовых, жилищно-бытовых  сложностей;

- посредничество в поиске  социальных служб и учреждений, способных оказать клиенту помощь и поддержку.[21;83]

  Качественной подобная работа не может быть без применения технологии консультирования. Социальное консультирование — это квалифицированный совет, помощь лицам, испытывающим различные проблемы, с целью их социализации, восстановления и активизации их социальных функций, выработки социальных норм общения.[14;351]

  Несмотря на то, что исследуется неполная семья, в центре внимания в ходе консультирования должны быть проблемы семьи как целостного образования. Оно имеет своей целью повысить качество внутрисемейного взаимодействия. В неполных семьях проводятся:

  • социально-психологическое консультирование с целью устранения взаимного непонимания, непродуктивных видов взаимодействия, конфликтности во взаимоотношениях;

  • социально-правовое консультирование, позволяющее неполной семье осознать и научиться отстаивать свои права во взаимоотношениях с социальной средой; педагогическое консультирование, которое содействует преодолению трудностей в процессе социализации и воспитания ребенка;

  • медико-социальное консультирование, направленное на повышение уровня жизнедеятельности членов неполной семьи.[21;84]

  Коррекция и терапия — тесно связанные технологические социальные процедуры, применение которых необходимо на этапе профилактической работы с семьями «группы риска».

  Социальная коррекция — это «деятельность социального субъекта по исправлению тех особенностей психологического, педагогического, социального

плана, которые не соответствуют принятым в обществе моделям и стандартам». [14;316]

  Коррекционное воздействие может идти в разных направлениях. Восстановление предполагают воссоздание тех качеств социального объекта (в данном случае неполной семьи), которые преобладали до появления отклонения. Стимулирование направлено на активизацию положительных качеств, деятельности социального объекта, формирование определенных ценностных ориентации, установок отдельных клиентов, создание положительного эмоционального фона, отношений в микросоциуме. Исправление предполагает замену отрицательных свойств, качеств социального объекта положительными.[15;130,132]

  Центром любого коррекционного воздействия является конкретный клиент социальной службы. Этим объясняется распространение в повседневной практической деятельности психокоррекционных методов, связанных с личностно-ориентированной психотерапией, которая включает в себя разнообразные индивидуальные и групповые средства психологического воздействия. Они направлены на изменение отношения человека к тому, что происходит с ним и вокруг него, на выработку и развитие терпения, понимания, способности видеть положительное во всем и опираться на него.

  Технологии семейной терапии и коррекции многочисленны. Их выбор определяется как обстоятельствами конкретной социальной ситуации, включая характерологические черты клиентов, так и личностными качествами специалиста по семейной терапии, его вкусами и предпочтениями. Значение приобретает комплексное применение компенсационных технологий, таких как социальные адаптация и реабилитация, с учетом их взаимодействия с процедурами диагностики, профилактики, консультирования, терапии, коррекции.

  Компенсация — один из важных видов адаптационной реакции организма на повреждение, которая заключается в том, что не пострадавшие

непосредственно системы берут на себя функцию поврежденных структур путем усиления или качественной перестройки функций. В работе с неполной

 семьей, под  компенсацией его деструктивных последствий нами понимается возмещение тех характеристик, условий жизни, социальных связей, которые были утрачены, разрушены. Хотя компенсацию нельзя отождествлять со всем комплексом реакций ребенка на отсутствие одного их родителей, следует иметь в виду, что психолого-педагогические, материальные, медицинские и другие последствия родительского разрыва могут обусловить появление нарушений, непосредственно не связанных с повреждающим воздействием так называемых вторичных дефектов, которые, в свою очередь, могут вызвать дальнейшие (третичные) нарушения. Как следствие, можно говорить о долговременном негативном влиянии. С другой стороны, происходит перестройка функций детского организма, привычек, образа жизни, социальных связей ребенка, обеспечивающая процесс адаптации организма в этой стрессовой ситуации, включающая резервные возможности организма и т. п., т. е. происходит компенсация в широком смысле.

Информация о работе Технологии социальной работы с неполными семьями