Технологии социальной работы с неполными семьями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 17:27, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы: Семья — малая группа, развивающаяся и функционирующая по своим законам. Она зависит от общества, существующего политического строя, экономических, социальных и религиозных отношений. И одновременно семья — относительно самостоятельная ячейка общества.
Жизнь каждого человека, так или иначе, связана с семьей. Благополучие семьи и детей принадлежит к числу основных ценностей современного человека. В это понятие входит не только материальное благополучие, свобода от нужды и лишений, возможность обеспечить себе и своим близким достойный уровень жизни, но и семейный лад, благоприятный психологический климат, ощущение любви и поддержки.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………… 3
Глава I. Неполная семья как социальная проблема современности
Понятие и причины возникновения неполных семей……………… 7
1.2 Социально - экономическое положение неполных семей на современном этапе российского общества……………………………... 11
Глава II. Технологии социальной работы с неполными семьями
2.1 Нормативно-правовая база поддержки неполных семей………….. 15
2.2 Направления государственной социальной политики в оказании помощи неполным семьям…………………………………………… …. 18
2.3 Основные технологии социальной работы с неполными семьями 22
Заключение………………………………………………………………….. 29
Список использованной литературы………………………………………..30

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 79.48 Кб (Скачать файл)

  Под адаптацией понимают «процесс и результат взаимодействия индивида (группы) с кардинально меняющейся средой, в ходе которого постепенно согласуются требования и ожидания обеих сторон, так что индивид получает возможность выживания (и не только, но еще и процветания), а макросреда — воспроизведения и вступления в иную, восходящую, стадию».[14;298]

  Специфика человеческой адаптации в том, что она связана с социализацией человека. Но если «социализация» представляет собой постепенный процесс формирования личности в определенных социальных условиях, то понятие «социальная адаптация» подчеркивает, что в относительно короткий промежуток времени личность или группа    активно

осваивает новую социальную среду, которая возникает либо в результате социального и территориального перемещения, либо при изменении социальных условий.[10;298]

  Относительно членов неполной семьи, процесс социальной адаптации

 

необходимо рассматривать на трех уровнях:

  1.  общество (макросреда) — адаптация личности к той системе норм, ценностей, отношений и т. д., которая сложилась в том или ином обществе;

  1.  социальная группа (микросреда) — адаптация разведенных супругов и их детей или, наоборот, нестыковка их интересов с социальной группой — ближайшим окружением (производственный коллектив, родственники и пр.);

  1.  сам индивид (внутриличностная адаптация) — стремление достичь гармонии, сбалансированности внутренней самооценки с позиции индивидуумов.

            Социальная адаптация личности ребенка в неполной семье направлена на восстановление норм, социально полезных отношений с социальными субъектами (группами и ее отдельными членами), изменение в позитивном плане общения, поведения и деятельности. Психологическая адаптация в данном случае есть усвоение социально полезных стандартов поведения и ценностных ориентации, сближение установок личности ребенка и разведенных родителей с ожиданиями социальной среды.[21;88]

            Эффективная социальная адаптация детей из неполных семей будет затруднена без хорошо организованной профессиональной работы со стороны социальных служб. Речь идет прежде всего о социально-реабилитационных формах их деятельности.

  Социальная реабилитация — «комплекс мер, направленных на восстановление человека в правах, социальном статусе, здоровье, дееспособности. Этот процесс нацелен не только на восстановление способности человека к жизнедеятельности в социальной среде, но и самой социальной среды, условий жизнедеятельности, нарушенных по каким-либо

причинам».[14;307]

  Будучи общей технологией социальной работы, реабилитация направлена на восстановление не только здоровья, трудоспособности, но и

социального статуса личности, ее правового положения, психологического

 

 равновесия, уверенности  в себе.

  Между тем уровень социально-реабилитационной работы невысок. Практика показывает, что практическое решение проблем перестройки социально-реабилитационной работы затрудняется тем, что в настоящее время в социальной практике сложилось положение, когда, к участию в данной деятельности привлечено большое число социальных институтов и общественных организаций, наличествует ведомственная разобщенность этих служб, не решен ряд вопросов организационно-управленческого, методического, правового и кадрового обеспечения.[21;89]

  Во многих странах, включая Россию, родители верят, что только государство с помощью своей системы социальной защиты избавит семью от многих проблем. Люди верят и ждут помощи от государства. Однако более внимательное рассмотрение взаимосвязи, с одной стороны, институтов семьи и родительства, а, с другой — института государства, показывает, что государственная система социальной защиты не решает глубоких социальных проблем семьи и родительства. Государство просто приняло на себя роль отца, обеспечивающего безопасность матери и детей и предоставляющего средства на воспитание потомства. Сравнивая взнос в семейный бюджет со стороны государства с результатами социального урона, можно выразить сомнения, что оно является адекватным заместителем отцов, так как они не только обеспечивают своих детей ресурсами, но и еще играют роль в социализации и воспитании.[21;90]

            Таким образом, профилактические и компенсационные технологии являются основными в социальной работе с неполными семьями. При условии грамотного и комплексного применения социальной диагностики, социальной

 профилактики, социального посредничества, социального консультирования, социальной  терапии, социальной адаптации и реабилитации возможны в некоторой степени снижение и нейтрализация негативных последствий.

 

 

                                               Заключение

            Исходя из вышесказанного, можно отметить то, что неполные семьи являются очень серьезной группой риска, с такими семьями нужно вовремя начать работу социальным работникам, психологам, педагогам. Надо стараться решать их проблемы, а причины возникновения таких семей нужно вовремя выявить, спрогнозировать и продиагностировать.  Что же касается социально-экономического  положения неполных семей в России, то оно, как уже говорилось, находится в плачевном состоянии. Это нехватка средств для удовлетворения нужд семьи, более того расцветает бедность. Женщины после развода остро нуждаются в материальной помощи от бывшего супруга и государства. Но этих средств все равно не хватает, так как пособия очень маленькие и прожить на них одинокой матери с детьми невозможно. Поэтому одинокие родители являются приоритетным объектом государственной социальной политики в сфере занятости населения. На сегодняшний день в федеральном законодательстве это единственная действенная норма, содержащая признаки особого внимания государства к неполным семьям как объекту социальной политики и социальной работы.     Немаловажную роль в социализации неполных семей играют и передовые технологии социальной работы с этой группой населения. Профилактические и компенсационные технологии являются основными в социальной работе с неполными семьями. При условии грамотного и комплексного применения социальной диагностики, социальной профилактики, социального посредничества, социального консультирования, социальной терапии, социальной адаптации и реабилитации возможны в некоторой степени снижение и нейтрализация негативных последствий.

  Если уж случилось так, что семья стала неполной, все должны понять, что состав семьи - далеко не первоочередная составляющая душевного здоровья детей и родителя. Важнее всего психологический климат в доме, эмоциональное состояние семьи, взаимная поддержка и их отношения.

                         Список использованной литературы

  1. Закон РФ от 19 апреля 1991 г. №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»
  2. Указ Президента РФ «Об основных направлениях государственной семейной политики» от 14 мая 1996 г. № 712
  3. Научно-практический комментарий к Федеральному Закону//М.: Юридическое бюро «Городец», 2005 г.,146с
  4. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. №223-ФЗ // Гарант - справочная правовая система
  5. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. №63-ФЗ
  6. Басов Н.Ф. «Основы социальной работы» 4-е издание//М.:2009 г, 34с
  7. Борденко Ю.А. Женский альманах «Амфора»//М.:, 2010 г.-17,18с
  8. Викторов О.И., Николаева Я.Г. «Неполная семья и воспитание»//М.:2002 г, 63с
  9. Дементьева И.Ф. «Негативные факторы воспитания детей в неполной семье»//М.: Педагогика, 2009 г, 159с
  10. Елсуков А.Н., Бабосов Е.М., Данилов А.Н. и др. «Социология». Учебное пособие для студентов вузов//Минск: ТетраСистемс, 2000 г, 238с
  11. Зубкова Т.С. «Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи»//М: Академия, 2004 г, 169с
  12. Козлов А.А. «Социальная работа с неполной семьей за рубежом: состояние, тенденции, перспективы»//Российский журнал социальной работы-2010 г №2, 19с
  13. Кравченко А.И. «Основы социологии».Учебное пособие//М.: 24, 25с
  14. Курбатов В.И.  «Социальная работа»//Ростов-на-Дону: Феникс, 1999 г, 345, 351,316,298,307с
  15. Малярова И.А. «Семейный консультант и его роль в регулировании брачно-семейных конфликтов»//Семья как объект социальной политики// М.: ИСИ АН СССР, 1986 г, 130,132с

 

16. Маркович Д. «Общая социология»//Пер. серб.хорв.-Ростов-на-Дону, 2007 г., 198, 200с

17.Павленок Р.Д. Руднева М.Я. «Технологии социальной работы с различными группами населения. Учебное пособие//М.:Инфра-М, 2009 г, 111с

18. Прокофьева Л.М. «Алименты, пособия и доходы семей после развода»//М.: Фести П, 1997 г, 19,24с

19. Пчелинцева Л.М. «Комментрарий к Семейному кодексу РФ//М.: Норма, 2006 г, 43с

20.Рашитова Л.К. « Об основах и формах помощи членам неполных семей»//М.:, 2007 г, 86с

21.Савинов Л.И. «Социальная работа с детьми в семье разведенных родителей». Учебное пособие.//Савинов Л.И., Камышова Е.В.//М.: Дашков и Ко, 2008 г, 81,83,84,88,89,90с

22. Холостова Е.И. «Технологии социальной работы»//М.: Инфра-М, 2001 г, 28,68с

23. Газета Демоскоп Weekly № 393, 2009 г, 17, 18с

24. Демографический энциклопедический словарь

25. Энциклопедия социологии

26. www.uude.ru

27. www.km.ru

28. www.gender.ru

29. www.soc.work.ru/publ/35-1-0-6

 

 


Информация о работе Технологии социальной работы с неполными семьями