Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 14:40, курсовая работа
Цель данной работы - рассмотрение управление персоналом как искусство и как науку, необходимость определения места и роли управления персоналом в системе управления организацией, выявление проблем воспроизводства трудовых ресурсов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1) изучить понятие «управление персоналом», 2)раскрыть основу концепции управления персоналом и подходы к управлению персонала, 3)определить потребности в персонале, 4)проанализировать проблемы воспроизводства государственных служащих.
Введение
В самом широком смысле управление представляет собой целенаправленное воздействие на определенный объект с целью стабилизации или изменения его состояния таким образом, чтобы достичь поставленной цели. Необходимость в управлении возникла с развитием специализации производства, увеличения его масштабов. Оно позволяет упорядочить и согласовать деятельность многих людей, занятых в производстве.
В эпоху научно-технической революции изменилась роль людей в производстве. Инвестиции в человеческие ресурсы (повышение их квалификации, улучшение условий труда, здоровье и отдых) приносят значительную прибыль.
Сегодня кадровые службы преобразовываются в службу персонала. Эти службы не участвуют напрямую в управлении основной деятельностью, но имеют широкие полномочия и помогаю руководству организации решать вопросы о приеме на работу, увольнении, перемещениях, повышения квалификации. Часто эти службы возглавляются лицами, занимающими вторые места в управленческой иерархии.
Управление персоналом, без сомнения, имеет ключевое значение для успеха любой организации. По своим масштабам и значимости явление не менее грандиозное, чем технико-экономические сферы менеджмента. Еще в 1991 г. компания IBM Corporation консалтинговая фирма Towers Perrin совместно проанализировали деятельность почти 3000 старших менеджеров, работающих в сфере человеческих ресурсов, и руководителей корпораций, размещенных по всему миру. Результаты исследований показали, что около 70% менеджеров считают функцию управления человеческими ресурсами важной для успеха организации, а более 90% предполагают, что подразделения по работе с персоналом станут определяющими в жизни организации1.
Категория «управление персоналом» исследователи сформулирована достаточно четко. К наиболее удачным формулировкам относятся следующие: «управление персоналом представляет собой управленческое воздействие органов государственной власти, их руководителей, работников кадровых служб, направленное на поиск, оценку, отбор, профессиональное развитие персонала, его мотивацию к выполнению задач, стоящих перед организации»2 или «управление персоналом есть целенаправленное управленческое воздействие, с помощью которого изменяющиеся количественные и качественные характеристики персонала приводятся в соответствие динамичным задачам организации»3.
Актуальность данной темы заключается в том, что управление персонала занимает ведущее место в системе управления предприятием. От организации управления персонала зависят все конечные результаты работы предприятия. Эффективное управление организацией или предприятием невозможно без создания внутри него такой атмосферы, когда весь персонал заинтересован в достижении общей цели, каждый ощущает свою личную причастность к победам и поражениям коллектива. Сегодня успех или неудача в бизнесе во многом зависят от творческой активности работников организации, их готовности взять на себя ответственность за принимаемые решения. Необходимо понимание того, что общий высокий уровень управления может сложиться только в том случае, если каждый будет работать, максимально реализуя свой потенциал.
Цель данной работы - рассмотрение управление персоналом как искусство и как науку, необходимость определения места и роли управления персоналом в системе управления организацией, выявление проблем воспроизводства трудовых ресурсов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1) изучить понятие «управление персоналом», 2)раскрыть основу концепции управления персоналом и подходы к управлению персонала, 3)определить потребности в персонале, 4)проанализировать проблемы воспроизводства государственных служащих.
Объект исследования - персонал организации. Предметом исследования является существующие механизмы управления персоналом в государственной службе.
Настоящая курсовая работа состоит из введения, трех глав: в первой главе рассматривается персонал, как объект управления, во второй главе рассматриваются потребности в персонале, в третьей главе рассматриваются проблемы воспроизводства трудовых ресурсов; заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Персонал, как объект управления
Управление - это труд людей, направленный на организацию и координацию деятельности трудовых коллективов и отдельных работников в процессе производства продукции, оказания услуг. Оно связано прежде всего с организацией совместной деятельности людей, с налаживанием согласованных действий в рамках предприятия, с регулированием отношений между личностью и предприятием. Управление всегда предполагает наличие двух основных частей:
- объекта (предмета) управления, на который направлено управляющее воздействие для его выполнения;
- субъекта (органа)
управления, который вырабатывает
управляющее воздействие и
Если совокупность этих двух частей образует в процессе своего взаимодействие устойчивую целостность, то она называется системой управления. Все, что не включается в эту целостность, рассматривается как внешняя среда. Иногда субъект управления называют управляющей подсистемой, а объект - управляемой системой. Управление считается процесс воздействия субъекта управления на объект управления в целях обеспечения последним эффективного функционирования и развития.
Персонал - совокупность всех человеческих ресурсов, которыми обладает организация.
Управление человеком - концепция кадрового менеджмента, развивающаяся в рамках гуманистического подхода к управлению, ориентирована на рассмотрение кадровых функций в их целостности. Концепция предполагает, что управление должно ориентироваться на специфические человеческие особенности: дух сотрудничества, взаимозависимость, рассмотрение организации как семьи, необходимость партнерских отношений.1 Управление персоналом определяет и устанавливает характер взаимоотношений и способы их реализации между субъектом- руководителем и объектом, в качестве которого может выступать индивид иди трудовой коллектив.
Тип управления - это характеристика того, как принимаются (управленческая форма) и каким способом реализуются (рычаг управления) управленческие решения.
Управленческая команда - группа управленцев предприятия, объединенная общей деятельностью, разделяющая общие цели и представления о способах их достижения.
Управленческая форма - описательная характеристика способа принятия управленческих решений.
Функции управления персоналом:
- определение способов рекрутирования, привлечения персонала;
- маркетинг персонала;
- подбор, оценка, отбор и принятие на работу сотрудников;
- адаптация,
обучение и повышение квалифика
- планирование карьеры, обеспечение профессионального роста работника;
-мотивация персонала;
-руководство персоналом;
-управление расходами на персонал;
-обеспечение оптимального распорядка работы;
-кадровое делопроизводство;
-контроль за персоналом;
- правовое регулирование трудовых отношений;
-социальное обеспечение сотрудников.
Качественная потребность в персонале - потребность по категориям, профессиям, специальностям, уровню квалификационных требований к персоналу.
При расчете качественной
потребности в персонале
1) профессионально-
фиксированных в производственно-
2) требований к должностям и
рабочим местам, закрепленным в должностных
инструкциях или описаниях рабочих
мест;
3) штатного расписания организации
и ее подразделений, где
фиксируется состав должностей;
4) документации, регламентирующей
различные организационно-управленческие
процессы с выделением требований по профессионально-
Качественное планирование потребностей в персонале определяет способности и знания, которыми должен обладать каждый сотрудник, чтобы соответствовать занимаемому им рабочему месту и правильно выполнять обусловленные данным местом задания. Если задания не изменяются с течением времени, то легко определить качественную потребность в персонале. Если качественная потребность в персонале должна определяться для постоянно изменяющихся условий будущего, то необходимо стратегическое и ориентированное на будущее планирование. Анализ качественного состава кадров предполагает периодическое и целенаправленное изучение работников по характеристикам пола, возраста, образования, квалификации, стажу работы и другим социально-демографическим признакам. Такой анализ предусматривает: определение качественного уровня расстановки работников по должностям; определение степени рационального использования специалистов с высшим и средним специальным образованием и др. Например, показатель качества расстановки кадров по должностям рассчитывается путем суммирования числа специалистов с высшим и средним специальным образованием, занимающих руководящие и инженерно-технические должности, деленного на общее количество должностей, требующих замещения дипломированными специалистами. Таким образом, расчет качественной потребности по профессиям, специальностям и т.п. сопровождается одновременным расчетом количества персонала по каждому критерию качественной потребности.
Качественная потребность в специалистах и руководителях может быть определена путем последовательной разработки следующих организационных документов:
-система целей как основа оргструктуры управления;
-общая организационная структура, а также организационные структуры -подразделений;
-штатное расписание;
-должностные инструкции (описания рабочих мест) специалистов и руководителей. Этот вид документа может использоваться как основа расчета трудоемкости выполнения должностных функций.
Типовая должностная инструкция (описание рабочего места) должна иметь следующие разделы:
-характеристика организационного статуса должности (рабочего места): место в иерархической системе организации или подразделения, группа оплаты труда и т.п.;
содержание выполняемых задач: регулярно повторяемые задачи, случайным образом возникающие задачи, основные предписания по выполнению задач;
-описание рабочих требований к исполнителю: знания, опыт, способности, черты характера, необходимые по специфике рабочего места, организаторские способности, качества руководителя и т.п.
- права, ответственность,
взаимосвязи рабочего места -
отдаваемые и получаемые
Количественная потребность в персонале - определяемая плановыми расчетами потребность в численности персонала в целом по организации и ее отдельным подразделениям, по отдельным критериям качественной потребности (например, численность рабочих определенной профессии)1.
Количественная потребность призвана ответить на вопрос «сколько?» и основывается на: анализе предполагаемой организационной структуры (уровни управления, количество подразделений, распределение ответственности); требовании технологии производства (форма организации совместной деятельности исполнителей), прогнозе изменения количественных характеристик персонала (с учетом изменения технологии и т.п.), информации о количестве заполненных вакансий.
Можно выделить несколько основных методов расчета количественной потребности в персонале.
Основной из них: метод, основанный на использовании данных о времени трудового процесса. Данные о времени процесса дают возможность рассчитать численность рабочих-сдельщиков или рабочих-повременщиков, количество которых определяется трудоемкостью процесса.1
Метод расчета по нормам обслуживания («агрегат-метод»), показывающий зависимость рассчитываемой численности от количества обслуживаемых машин, агрегатов и других объектов.
Метод расчета по рабочим местам и нормативам численности следует рассматривать как частный случай использования метода норм обслуживания, т.к. и необходимое число работников по числу рабочих мест, и нормативы численности устанавливают исходя из норм обслуживания.
Специфическим случаем применения метода норм обслуживания следует рассматривать определение численности руководителей через нормы управляемости.
В качестве общих рекомендаций по их установлению можно принять следующие:
Информация о работе Управление персоналом как искусство и как наука