Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 23:32, контрольная работа
Адаптация персонала – важная составляющая системы управления персоналом. По определению, адаптация персонала – это приспособления работников к содержанию и условиям трудовой деятельности и непосредственной социальной среде. Адаптация новых сотрудников необходима для того, чтобы сократить время, которое обычно требуется новому сотруднику для того, что бы освоиться на новом месте и начать работать с максимальной отдачей. Таким образом, система адаптации выгодна как самому новому сотруднику, так и руководству компании. При использовании грамотно разработанной системы адаптации человек, недавно пришедший в компанию, чувствует себя на новом месте более комфортно, а руководство получает от него максимальную отдачу
Введение …………………………………………………………………
1. Понятие, цели и виды адаптации персонала…...……………………
2. Этапы адаптации и условия их успешной реализации…………….
3. Организационный меха¬низм управления процессом адаптации……..
Заключение……………………………………………………………….
Список литературы………………………………………………………
Таблица 1 – Ориентация персонала6
Функции и мероприятия по ориентации |
Обязанности | |
непосредственного руководителя |
менеджера по персоналу | |
Составление программы ориентации |
Выполняет |
Ассистирует |
Ознакомление новичков с фирмой и ее историей, кадровой политикой, условиями труда и правилами |
Выполняет | |
Объяснение задач и требований к работе |
Выполняет |
|
Введение работника в рабочую группу |
Выполняет |
|
Поощрение помощи новичкам со стороны опытных работников |
Выполняет |
Этап 3. Действенная адаптация.
Этот этап состоит в собственно приспособлении
новичка к своему статусу и
значительной степени обусловливается
его включением в межличностные
отношения с коллегами. В рамках
данного этапа необходимо дать новичку
возможность активно
Этап 4. Функционирование. Этим
этапом завершается процесс адаптации,
он характеризуется постепенным
преодолением производственных и межличностных
проблем и переходом к
Успешность адаптации зависит от целого ряда условий, главными из которых являются:
Особо следует остановиться на вопросе организационного механизма управления процессом адаптации как ключевого условия ее успешного осуществления. Неотработанность данного механизма для отечественных организаций является одной из главных причин декларативности управления адаптацией и лозунгового провозглашения ее необходимости.
3. Организационный механизм управления процессом адаптации
Управление трудовой адаптацией требует проработки в первую очередь трех организационных элементов:
В качестве возможных организационных решений проблемы структурного закрепления функций управления адаптацией могут быть предложены следующие:
Распределение специалистов,
занимающихся управлением
адаптацией, по подразделениям (цехам,
отделам) или группам под
разделений. В данном случае специалист
по персоналу становится куратором определенных
подразделений. Следует заметить, что
специалистом по управлению адаптацией
может быть как сотрудник одного из подразделений
системы управления персоналом, так и
подготовленный к этой роли сотрудник
другого функционального подразделения.
Развитие наставничества, которое в последние годы незаслуженно забыто в отечественных организациях. Зарубежные фирмы активно применяет наставничество, рассматривая его как форму доверия к опытному сотруднику, а также в качестве определенного этапа в его служебном продвижении. При этом наставничество поддерживается материальными стимулами. В качестве наставников могут выступать как опытные работники со стажем, руководители, так и молодые сотрудники, проработавшие несколько лет и положительно зарекомендовавшие себя. Этот опыт, берущий свое начало в Японии, в последние годы успешно развивается в европейских фирмах.
Развитие структурных взаимосвязей системы управления персоналом (в частности, подразделения управления адаптацией) со службой организации управления. Во многих зарубежных фирмах эта служба структурно включена в систему контроллинга.
Предметом функциональных
взаимосвязей между подразделениями управления
адаптацией и организации управления
являются главным образом вопросы форм
и принципов организации труда, системы
внедрения новшеств и т.п.
Следует обратить внимание на важность проблемы управления нововведениями. По справедливому замечению В.И. Герчикова, «продуманная реализация данной функции становится фактором успешной адаптации работников к новым условиям труда»8.
В качестве возможных организационных решений по технологии процесса управления адаптацией могут быть предложены следующие:
Кроме того, следует обратить внимание на реализацию принципов организации труда, оказывающих мотивационное воздействие на персонал и облегчающих процесс адаптации сотрудников. К таким принципам организации труда можно отнести:
Центр тяжести
информационного обеспечения
Кроме того, показатели адаптации подразделяются по принадлежности к одному из ее аспектов, например, профессиональному аспекту (соответствие квалификационных навыков требованиям рабочего места); социально-психологическому (степень соответствия поведения личности нормам, сложившимся в данном коллективе); психофизиологическому (степень утомляемости, уровень нервной перегрузки).
Субъективные
показатели характеризуют
Сбор и обработку информации об уровне и длительности адаптации целесообразно проводить в рамках процедуры текущей деловой оценки персонала. Здесь отличие состоит в том, что по отношению к новым сотрудникам процедура деловой оценки должна иметь более высокую периодичность в пределах срока адаптации.
Для отечественных организаций главная проблема информационного обеспечения адаптации состоит в необходимости накопления нормативных показателей уровня и длительности адаптации. Вывод о ее успешном проведении делается на основе сравнения фактических и нормативных показателей.
Заключение
Адаптация - это взаимное приспособление работника и организации, основывающееся на постепенной врабатываемости сотрудника в новых профессиональных, социальных и организационно-экономических условиях труда.
Целью системы адаптации персонала является в основном снижение издержек организации за счет таких факторов, как: ускорение процесса вхождения нового сотрудника в должность и сокращение уровня текучести кадров.
Выделяются два направления адаптации: 1) первичная - приспособление молодых сотрудников, не имеющих опыта профессиональной деятельности; 2)вторичная - приспособление сотрудников, имеющих опыт профессиональной деятельности.
В условиях формирования и функционирования рынка труда возрастает роль вторичной адаптации.
В теоретическом и практическом плане выделяют: психофизиологическую, социально-психологическую, профессиональную и организационную виды адаптации.
Условно процесс адаптации можно разделить на четыре этапа: оценка уровня подготовленности нового сотрудника; ориентация - практическое знакомство нового работника со своими обязанностями и требованиями; действенная адаптация и функционирование - завершающий процесс адаптации, характеризующийся постепенным преодолением производственных и межличностных проблем и переходом к стабильной работе.
Управление адаптацией персонала требует проработки трех организационных элементов: структурное закрепление функции управления адаптацией; технология процесса управления адаптацией и информационное обеспечение этого процесса.
Список литературы
.
Приложение 1
Программа ориентации персонала
1. Общее представление о компании:
цели, приоритеты, проблемы;
традиции, нормы, стандарты;
продукция и ее потребители, стадии доведения продукции до потребителя;
разнообразие видов
организация, структура, связи компании;
информация о руководителях.
2. Политика организации:
принципы кадровой политики;
принципы подбора персонала;
направления профессиональной подготовки и повышения квалификации;