Управление поведением современной организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 11:42, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотреть управление поведением современных организаций. Объектом исследования - организация, предметом является управление ее поведением.
Задачи работы:
дать понятие организации, рассмотреть стили организации;
охарактеризовать поведение на разных этапах жизненного цикла организации;
рассмотреть управление организационной культурой.

Файлы: 1 файл

курс. Теория оргнизации.doc

— 228.00 Кб (Скачать файл)

Жизненный цикл организации непосредственно  и теснейшим образом связан с жизненным циклом продукции — временным интервалом, включающим в себя несколько стадий, каждая из которых отличается особым характером процесса изменения объема производства во времени. Следует различать: полный жизненный цикл продукции; жизненный цикл продукции в сфере производства; жизненный цикл продукции в сфере потребления. Полный жизненный цикл продукции включает время создания, продолжительность выпуска и время эксплуатации изделий потребителями.2

Это понятие используется для планирования маркетинга и снабженческо-сбытовой деятельности, организации послепродажного  обслуживания изделий, выбора адекватных форм управления и создания необходимых структурных звеньев.

Концепции жизненного цикла уделяется  большое внимание в литературе по изучению рынков. Жизненный цикл используется для объяснения того, как продукт проходит через этапы рождения или формирования, роста, зрелости и упадка. Организации имеют некоторые исключительные характеристики, которые требуют определенной модификации понятия жизненного цикла. Один из вариантов деления жизненного цикла организации на соответствующие временные отрезки предусматривает следующие этапы.

  1. Этап предпринимательства. Организация находится в стадии становления, формируется жизненный цикл продукции. Цели являются еще нечеткими, творческий процесс протекает свободно, продвижение к следующему этапу требует стабильного обеспечения ресурсами.
  2. Этап коллективности. Развиваются инновационные процессы предыдущего этапа, формируется миссия организации. Коммуникации в рамках организации и ее структура остаются, в сущности, неформальными. Члены организации затрачивают много времени на развитие механических контактов и демонстрируют высокие обязательства.
  3. Этап формализации и управления. Структура организации стабилизируется, вводятся правила, определяются процедуры. Упор делается на эффективность инноваций и стабильность. Органы по выработке и принятию решений становятся ведущими компонентами организации. Возрастает роль высшего руководящего звена организации, процесс принятия решений становится более взвешенным, консервативным. Роли уточнены таким образом, что выбытие тех или иных членов организации не вызывает для нее серьезной опасности.
  4. Этап выработки структуры. Организация увеличивает выпуск продукции и расширяет рынок оказания услуг. Руководители выявляют новые возможности развития. Организационная структура становится более комплексной и отработанной. Механизм принятия решений децентрализован.
  5. Этап упадка. В результате конкуренции, сокращающегося рынка организация сталкивается с уменьшением спроса на ее продукцию или услуги. Руководители ищут пути удержания рынков и использования новых возможностей. Увеличивается потребность в работниках, особенно наиболее ценных специальностей. Число конфликтов нередко увеличивается. К руководству приходят новые люди, предпринимающие попытки сдержать тенденцию к упадку. Механизм выработки и принятия решений централизован.

Основные этапы жизненного цикла  организации графически представлены на рис. 1. На рисунке часть кривой, имеющая положительный наклон, отражает стадии создания, роста и зрелости организации, другая ее часть с отрицательным наклоном - стадия упадка организации.

Рисунок 1 - Жизненный цикл организации

 

Этап предпринимательства (создание):

  • нечеткие цели;
  • высокие творческие возможности

Этап коллективности (рост):

  • неформальные общение и структура;
  • высокие обязательства

Этап формализации и управления (зрелость):

  • формализация правил;
  • стабильная структура;
  • упор на эффективность.

Этап выработки структуры (зрелость):

  • усложнение структуры;
  • децентрализация;
  • диверсифицированные рынки.

Этап упадка (упадок):

  • высокая текучесть кадров;
  • возрастающие конфликты.

При создании организации, когда творческий процесс протекает свободно, проявляется стремление к стабильному и устойчивому развитию. При этом решаются две задачи - обеспечение доступа к необходимым ресурсам и овладение механизмом конкуренции. Ключевую роль здесь играет анализ ситуации, получение объективной информации. Для анализа ситуации может быть использована таблица 1.

 

Таблица 1- Анализ ситуации на стадии создания организации

Направления

и этапы

Цель

Методы

Результаты

1. Выбор товара или услуги

Определить нишу на рынке;

Изучить объем продаж и удовлетворяемость спроса (емкость  рынка), а также 

Возможный объем

продаж товара

2. Оценка

действий

конкурентов

Определить возможности  конкурентов

Изучить работу аналогичных  предприятий: их технологию, организацию, качество продукции, затраты, снабжение, сбыт

Доминирующий

фактор

конкуренции

3.Анализ схемы предпринимательства

Определить требуемые  ресурсы 

Изучить возможности

создания технологии (или приобретения, установки оборудования, его пуска)

Формирование всей

системы исходных

условий и

предпосылок

4. Анализ общего окружения

Определить значимость внешних факторов

Изучить состояние государственно-политических, экономических, технологических и  иных факторов

Неопределенность

значений факторов.

Стабильность значений факторов.


 

Переходя к созданию условий для экономического роста, к обеспечению высокого качества товаров и услуг, организация должна выбрать тип управления, отвечающий особенностям и задачам этого этапа. Этот выбор определяется условиями, показанными в таблице 2.

 

Таблица 2- Условия для экономического роста

Характеристика

Типы управления

Оперативный

Стратегический

Основное назначение

Максимизация

прибыли

Максимизация прибыли с учетом интересов социума

Основной способ

достижения цели

Оптимизация использования внутренних

ресурсов

Установление динамического баланса с неопределенным и нестабильным окружением

Важность фактора

времени

Не самый важный

фактор в конкуренции

Важнейший фактор в конкурентной борьбе

Краткосрочная оценка

эффективности

Прибыльность

Точность предвидения изменений  во внутренней среде и время адаптации к изменениям

Отношение к персоналу

Работники - один из ресурсов организации

Работники - важнейший ресурс организации


 

Главным же критерием при выборе типа управления должно быть поддержание стабильного баланса между постоянством и новшествами, осуществление эффективной деятельности в настоящем с одновременным планированием будущего.

Зрелость организации  проявляется в том, что упор делается на эффективность инноваций и стабильность, увеличивается выпуск продукции и расширяется рынок оказания услуг, руководители выявляют новые возможности организационного развития. Все это нацеливается на обеспечение стратегической дееспособности организации, сохранение и упрочение устойчивого положения на рынке. На стадии зрелости особенно важно периодически и своевременно корректировать структуру управления организации, упразднять органы, выполнившие свою задачу, своевременно вводить в структуру новые подразделения, идти на создание временных целевых структурных единиц для решения определенных проблем, выделять специалистов для проведения анализа состояния дел и разработки перспектив развития и т. п.

Концепция жизненного цикла указывает  на наиболее характерные симптомы развала организации, проявляющиеся на стадии упадка. К ним, в частности, относятся:

  • снижение спроса ужесточает конкуренцию и усложняет ее формы;
  • увеличивается конкурентная сила поставщиков;
  • повышается роль цены и качества в конкурентной борьбе;
  • возрастает сложность управления приростом производственных мощностей.

Стадии жизненного цикла организации  можно более детально рассмотреть  в таблице 3.

 

 

Стадии / Факторы

Рождение 

 

Детство

Отрочество

Ранняя

зрелость

Расцвет

сил

Поздняя

зрелость

Старение

Обновление

Первичные

Выживание

Краткосрочная

Ускоренный

Систематический

Сбалансированный

Уникальность

Обслуживание

Обновление

Тип

лидера

Новатор

Оппортунист

Консультант

Участник

Корпоративный

Государственный

Администратор

Реорганизатор

Организационый

характер

Борьба

Достижение

Изменение

Расширение,

диверсификация

Системная ориентация

Самоудовлетворенность

Ориентация на сложившееся

Ориентация на перемены

Организацион.

В

центре

внимания

 

Местный

Секционный

Национальный

Многонациональный

Международный

Самодовольный

Самокритичный

Концен

трация

энергии

На новом

На конкуренции

На завоеваниях

На координации

На интеграции

На приспособлении

На продолжении

На обновлении

Центральная

Выход

на

рынок

Существование

Удержание доли

Многосторонний рост

Централизация и автономность

Равновесие интересов

Стабильность

Омоложение

Тип планирования

С предвид.

Текущий

Планирование продаж

Планирование заказов

Сложный, комплексный

Социльно-политич.

Экстраполяция

Созидательный

Метод

управления

Единоличный

Управление, осуществляемой малой

Делегирование полномочий

Децентрализованный

Централизованный

Коллегиальный

Основанный на традициях

Состязат., поощряя

ющий

Организац.

Максимизация прибыли

Оптимизация прибыли

Плановая прибыль

Хорошее положение

Социальная ответственность

Социальный институт

Бюрократия

Подражание




Таблица 3- Стадии развития организации

 

Детство. Это опасный период, поскольку  наибольшее количество неудач происходит в течение первых лет после возникновения организации. Из мировой статистики известно, что огромное число организаций небольшого масштаба терпят неудачу из-за некомпетентности и неопытности руководства. Каждое второе предприятие малого бизнеса терпит крах в течение двух лет, четыре из пяти предприятий — в течение пяти лет своего существования. Задачей этого периода является достижение быстрого успеха, а его целями — здоровое существование и развитие, а не простое выживание. Нередко вся работа выполняется на пределе возможностей, чтобы не потерять темп возрастающего успеха. Управление осуществляется деятельным и подготовленным руководителем и его первоначальной командой.

Отрочество. Во время этого переходного  периода рост организации осуществляется, как правило, не систематично, рывками. Организация все больше набирает силу, однако координация проводится ниже оптимального уровня. Более организованные процедуры постепенно заменяют рискованную страсть к успеху. Налаживается планирование, разработка бюджетов, прогнозов. Расширяется прием на работу новых специалистов, что вызывает трения с прежним кадровым составом. Основатели организации вынуждены больше выполнять роль непосредственных руководителей, а не предпринимателей, проводя систематическое планирование, координацию, управление и контроль.

Ранняя зрелость. Отличительные  признаки этого периода - экспансия, дифференциация и, возможно, диверсификация. Образуются структурные подразделения, результаты деятельности которых измеряются полученной прибылью.

Используются многие общепринятые методы оценки эффективности, должностные инструкции, делегирование полномочий, нормы производительности, экспертиза, организация обучения и развития. Однако начинают проявляться тенденции к бюрократизму и борьбе за власть, местничеству и стремлению добиваться успеха любой ценой.

Расцвет сил. Имея в правлении акционеров, организация ставит на данном этапе цель сбалансированного роста. Структура, координация, стабильность и контроль должны иметь такое же значение, как и инновации, совершенствование всех частей организации и децентрализация. Принимается концепция структурных подразделений, результаты деятельности которых измеряются полученной прибылью. Новая продукция, рынок сбыта и технологии должны быть управляемы, а квалификационные навыки управленческого персонала - более отточены. С ускорением темпов роста по сравнению с предыдущими стадиями организация нередко переоценивает свои успехи и возможности.

Информация о работе Управление поведением современной организации