Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2015 в 18:33, реферат
Управление практически любым бизнесом можно разбить на несколько крупных разделов, которые определяют различные точки зрения на процесс управления. Можно определить три таких основных точки зрения:
- финансовая
- логистическая
- производственная (технологическая)
- общие данные
- код, описание, тип, размер, вес и т.д.
- данные запаса
- единица запаса, единица хранения, свободный запас, оптимальный запас, запланированный к заказу, заказанный запас, распределенный запас, признак партии/серии и т.д.
- данные по закупкам и продажам
- единица закупки/продажи, основной поставщик, цена...
- данные по себестоимости
- данные по производству и производственным заказам и т.д.
Записи учетных единиц обновляются всякий
раз при выполнении операций с запасами,
например, запланированные к закупке,
заказанные к поставке, оприходованные,
брак и т.д.
На основании входных данных MRP система
выполняет следующие основные операции:
- на основании MPS определяется количественный
состав конечных изделий для каждого периода
времени планирования
- к составу конечных изделий добавляются
запасные части, не включенные в MPS
- для MPS и запасных частей определяется
общая потребность в материальных ресурсах
в соответствии с ВМ и составом изделия
с распределением по периодам времени
планирования
- общая потребность материалов корректируется с учетом состояния запасов для каждого периода времени планирования
- осуществляется формирование заказов на пополнение запасов с учетом необходимых времен опережения
Результатами работы MRP системы являются:
- план-график снабжения материальными ресурсами производства - количество каждой учетной единицы матриалов и комплектующих для каждого периода времени для обеспечения MPS.
Для реализации плана-графика снабжения
система порождает график заказов в привязке
к периодам времени, который используется
для размещения заказов поставщикам материалов и комплектующих
или для планирования самостоятельного
изготовления
- изменения плана-графика снабжения – внесение корректировок в ранее сформированный план-график снабжения производства
- ряд отчетов, необходимых для управления процессом снабжения производства
Одной из составляющих интегрированных
информационных систем управления предприятием
класса MRP, MRP IIявляется система планирования
производственных мощностей (CRP).
Основной задачей системы CRP является
проверка выполнимости MPS с точки зрения загрузки оборудования
по производственным технологическим
маршрутам с учетом времени переналадки,
вынужденных простоев, субподрядных работ
и т.д. Входной информацией дляCRPявляется
план-график производственных заказов
и заказов на поставку материалов и комлектующих,
который преобразуется в соответствии
с технологическими маршрутами в загрузку
оборудования и рабочего персонала.
Типовой состав функциональности MRP систем:
MPS
- описание плановых единиц и уровней планирования
- описание спецификаций планирования
- формирование основного производственного плана-графика
MRP
- управление изделиями (описание материалов,
комплектующих и единиц готовой продукции)
- управление запасами
- управление конфигурацией изделия (состав изделия)
- ведение ведомости материалов
- расчет потребности в материалах
- формирование MRP заказов на закупку
- формирование MRP заказов на перемещение
CRP
- рабочие центры (описание структуры производственных
рабочих центров с определением мощности)
- машины и механизмы (описание производственного оборудования с определением нормативной мощности)
- производственные операции, выполняемые
в привязке к рабочим центрам и оборудованию
- технологические маршруты, представляющие
последовательность операций, выполняемых
в течение некоторого времени на конкретном
оборудовании в определенном рабочем
центре
- расчет потребностей по мощностям для определения критической загрузки и принятия решения
3. MRP II
Следующим стандартом был MRP II (Manufacturing Resource Planning), позволяющий планировать все производственные ресурсы предприятия (сырьё, материалы, оборудование и т.д.).
В связи с тем, что часто возникает вопрос об отличиях систем MRP и MRP II , необходимо отметить, что ответ содержится в определении. Первая система осуществляет планирование в основном материальных потребностей для производства (принципы планирования были рассмотрены ранее).
Система MRP предназначена для планирования
всех ресурсов предприятия для реализации
производственного плана – материалов, мощностей и денег. Упрощенная последовательность
планирования уже была представлена петлей
планирования.
Схематично состав системы MRP II приведен
ниже
Структурная схема элементов MRP II
Стандартные функции финансовой подсистемы, обеспечивающей планирование денежных средств, рассматривались ранее.
Стандартные функции подсистем планирования и управления производством, а также управления снабжением, хранением, распределением и сбытом, характерные для MRP II и ERP систем приведены ниже:
Определение изделия и технологии
- Управление конструкторскими данными
- Система управления чертежами
- Конфигурация продукта
- Спецификация изделия
- Определение технологических маршрутов
- Учет затрат
Примечание: для процессного производства
описание продукции задается специальными
формулами (рецептами).
Планирование
- Разработка основного производственного
плана-графика
- Планирование Производства
- Планирование потребности в материалах
- Планирование потребности в производственных мощностях
- Планирование ресурсов по производственному проекту
- Сетевое планирование производственного проекта
- План-график конечной сборки
Управление
-Управление производством
-Цеховое управление
-Управление серийным производством
Подсистема управления снабжением, хранением,
распределением, сбытом:
- Управление изделиями
- Управление запасами
- Управление хранением
- Управление пополнением запасов
- Управление закупками
- Управление продажами
- Управление партиями
- Статистическое управление запасами
- Планирование потребностей распределения
- Ведение маркетинга и продаж
- Электронный обмен данными
4. ERP
ERP система в свою очередь является дальнейшим
развитием системы MRP II и включает в себя
планирование ресурсов предприятия для
всех основных видов деятельности
Функциональные элементы ERP системы
Особенности организации выбора ERP систем
Прежде чем приступать к формулировке
особенностей организации выбора и внедрения
интегрированных информационных систем
для автоматизации процессов управления
предприятием, постараемся грубо сформулировать
возможные ситуации с состоянием данного вопроса на предприятиях.
Очевидным является факт, что имеется
различная степень интереса к данным системам
со стороны предприятий:
-Частная инициатива
Частный интерес сотрудника (сотрудников)
предприятия для повышения личной информированности – как правило, выясняется в результате
беседы на выставках и презентациях.
Слабо
организованный процесс
Интерес сотрудников служб АСУП с пояснением,
что в принципе руководство предприятия
рассматривает вопрос возможной автоматизации
предприятия и проходит стадия предварительного отбора
поставщиков/систем – кандидатов.
Организованный процесс
Организованный процесс выбора системы с формулировкой основных особенностей производства, снабжения, сбыта, финансов,… и присутствием в составе экспертов, представителей различных направлений деятельности предприятия.
Квалифицированно организованный процесс
Целенаправленный отбор системы из предварительно
подготовленного ограниченного перечня
систем с вышеупомянутой организацией
процесса.
Приведенная градация позволяет определить, насколько серьезно
обстоят дела с перспективами внедрения
современных информационных технологий
на предприятии. Следует также подчеркнуть,
что уже на этапе выбора могут закладываться
ошибки, способные оказать влияние на
исход проекта внедрения.
Итак, для проведения выбора информационной
системы управления желательно соблюдение
следующих общих рекомендаций:
- руководству предприятия следует объявить
по предприятию и оформить соответствующим
приказом Проект выбора интегрированной
информационной системы с определением
сроков выбора и привлекаемых к проекту
сил
- предварительно подобрать, согласовать
и утвердить проектную группу экспертов
из состава ведущих специалистов предприятия
по основным направлениям деятельности
с определением регламента работы группы
- проектной группе сформулировать перечень требований к системе, шкалу оценки сходимости предлагаемых решений с требованиями и критерии отбора поставщика
- составом проектной группы подготовить и утвердить перечень систем к рассмотрению
- сформулированный перечень требований и вопросов представить перспективным компаниям и инициировать процедуры презентаций
- принимая во внимание обширный и во многом похожий состав функциональных подсистем различных ERP систем, постараться оценить уровень профессиональной подготовленности и опыт консультантов по соответствующим направлениям деятельности предприятия и руководителя проекта по организации проекта внедрения
Необходимо подчеркнуть желательность предварительной теоретической подготовки эксперной группы по основам построения основных подсистем ERP систем (пункт с.) для того, чтобы уровень требований соответствовал уровню предлагаемых решений. Например: «возможность печати банковских платежных документов» не может является серьезным требованием, т.к. решает лишь частную задачу и является требованием исполнителя, а не руководителя направления/службы. Система может печатать платежные документы, но не поддерживать необходимый тип производства, что в результате создаст перспективы превращения в систему, решающую в основном проблемы автоматизации бухгалтерского учета.
В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть,
что выбор системы для предприятия должен
проходить организованно в рамках соответствующего
проекта. Ответственность за организацию проекта лежит на руководстве предприятия,
т.к. система в основном выбирается для
высшего и среднего уровня руководителей
– они являются основными потребителями
предлагаемой функциональности.
Последней появилась концепция стандарта
CSRP (Customer Synchronized Resource Planning), регламентирующая
выходя из рамок внутренней¾взаимодействие с клиентом, субподрядчиком
во внешнюю деятельность предприятия.
5. Для работы механизма CRP необходимы три массива исходных данных.
Данные о главном календарном плане производства.
Данные о рабочих центрах. Рабочий центр - это определенная производственная мощность, состоящая из одной или нескольких машин (людей и/или оборудования), которая в целях планирования потребности в мощностях (CRP) и подробного календарного планирования может рассматриваться как одна производственная единица
Данные о технологических маршрутах изготовления номенклатурных позиций.
CRP информирует обо всех
Следует отметить, что CRP не занимается оптимизацией загрузки, осуществляя лишь расчетные функции по заранее определенной производственной программе согласно описанной нормативной информации. В этом смысле и MRP, и CRP - плановые механизмы, позволяющие получать корректный и реальный план-график производства на основе использования опыта и знаний лиц, принимающих решения. Обе эти системы можно с некоторой долей условности отнести к системам поддержки принятия решений, так как они позволяют просчитывать последствия, хотя и не выдают никаких практических вариантов преодоления возникших проблем. Иногда технологию MRP называют еще MRP I. Можно отметить, что налаженная технология MRP I/CRP при наличии достаточных вычислительных мощностей позволяет по сути осуществлять моделирование ситуации.
Замкнутый цикл MRP (Closed loop MRP)
Следующим после MRP I/CRP шагом по пути развития стандарта MRP стало создание технологии Замкнутый цикл MRP, предложенной в конце 70-х гг. Оливером Уайтом, Джорджем Плосслом и другими. Основная идея данного усовершенствования технологии MRP заключается в создании замкнутого цикла путем налаживания обратных связей, улучшающих отслеживание текущего состояния, и развития всех областей стандарта с учетом календарного плана-графика. То есть дополнительно необходимо было реализовать мониторинг выполнения плана снабжения и производственных операций. Это позволило снять те ограничения степени достоверности результата планирования, ранее присущие MRP I, которые существовали из-за невозможности отследить состояние открытых заказов. С добавлением указанных функций к MRP I/CRP был сформирован стандарт Замкнутый цикл MRP, охватывающий все стороны бизнеса, связанные с изготовлением продукции. Отличие MRP I / CRP от Closed-loop MRP хорошо поясняется схемой.