Влияние государства на повышение социальной ответственности бизнеса в Приморском крае

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2013 в 07:14, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей курсовой работы является анализ влияния государства на повышение социальной ответственности бизнеса на примере Приморского края.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить сле-дующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы понятия социальной ответственно-сти бизнеса;
- ознакомиться с критериями и показателями оценки социальной ответственности бизнеса;
- представить анализ состояния развития бизнеса в Приморском крае;
- рассмотреть механизм влияния государства на повышение социальной ответственности бизнеса в Приморском крае.

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретические основы социальной ответственности бизнеса 5
1.1 Социальная ответственность бизнеса 5
1.2 Критерии и показатели оценки социальной ответственности бизнеса 11
2 Влияние государства на повышение социальной ответственности бизнеса в Приморском крае 18
2.1 Оценка состояния развития бизнеса в Приморском крае 18
2.2 Анализ влияния государства на повышение социальной ответственности бизнеса 27
Заключение 40
Список использованных источников 42

Файлы: 1 файл

Влияние госуд на социальную ответственность бизнеса в Приморском крае.doc

— 342.00 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

 

 

 

Введение

 

Современный этап развития рыночных отношений обусловливает  необходимость учёта бизнесом ряда факторов, выходящих за пределы классической экономической теории. Эффективный менеджмент заключается в построении рациональных взаимоотношений со всеми участниками бизнес-процессов, основанных на взаимосвязи, взаимодействии, взаимозависимости и коммуникации.

При анализе деятельности компании учитываются и риски, обусловленные социальным и экономическим влиянием компании на общество. Неудивительно, что в таких макроэкономических условиях одним из важнейших институтов цивилизованной рыночной экономики становится корпоративная социальная ответственность.

Социальная ответственность бизнеса - явление достаточно новое для нашей страны. Вместе с тем, оно уже давно и активно развивается на Западе и является нормой для современного цивилизованного бизнеса.

В России процесс развития социальной ответственности бизнеса  происходит медленно, однако интеграция мировой экономики, а также те проблемы, с которыми столкнулись российское государство, общество и бизнес в условиях мирового кризиса, должны, несомненно, обострить и вывести на новый уровень проблему социально ориентированного ведения бизнеса в России.

Любая крупная, уважающая  себя компания прилагает усилия по созданию имиджа «социально ответственной организации», и часто это является обязательным условием для поддержания ее конкурентоспособности на рынке.

Актуальность исследования обусловлена тем, что внедрение практик ответственного бизнеса приносит пользу бизнесу и обществу, способствуют социальному, экономическому и экологически устойчивому развитию путём максимизации позитивного и минимизации негативного влияния бизнеса на общество. Внедрение практик социальной ответственности в деятельность компании позволяет раскрыть инновационный потенциал, разработать и реализовать успешную стратегию развития бизнеса. Внедрение практик социальной ответственности бизнеса есть ответ на изменение ожиданий общества от бизнеса, путь к достижению экономической эффективности, общепризнанный фактор конкуренции.

Целью настоящей курсовой работы является анализ влияния государства на повышение социальной ответственности бизнеса на примере Приморского края.

Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть теоретические  основы понятия социальной ответственности бизнеса;

- ознакомиться с критериями и показателями оценки социальной ответственности бизнеса;

- представить анализ состояния развития бизнеса в Приморском крае;

- рассмотреть механизм влияния государства на повышение социальной ответственности бизнеса в Приморском крае.

Предметом исследования в настоящей курсовой работе является система социальной ответственности бизнеса перед обществом.

Объект  исследования – механизм влияния государства на повышение социальной ответственности бизнеса в Приморском крае.

 

1 Теоретические основы  социальной ответственности бизнеса

1.1 Социальная ответственность бизнеса

 

Социальная ответственность бизнеса - способность к социальному взаимодействию власти, бизнеса и общества, более того, потребность в их социальном взаимодействии, не предопределяется изначально.

Корпоративная социальная ответственность (КСО, также называемая корпоративная ответственность, ответственный бизнес и корпоративные социальные возможности) - это концепция, в соответствии с которой организации учитывают интересы общества, возлагая на себя ответственность за влияние их деятельности на заказчиков, поставщиков, работников, акционеров, местные сообщества и прочие заинтересованные стороны общественной сферы. Это обязательство выходит за рамки установленного законом обязательства соблюдать законодательство и предполагает, что организации добровольно принимают дополнительные меры для повышения качества жизни работников и их семей, а также местного сообщества и общества в целом [1].

Корпоративная социальная ответственность – это набор положений, определяющих ответственность организации за влияние её решений и деятельности на общество и окружающую среду через прозрачное и этичное поведение, которое:

- содействует устойчивому развитию, здоровью и благосостоянию общества;

- учитывает ожидания заинтересованных сторон;

- соответствует применяемому законодательству и согласуется с международными нормами поведения;

- интегрировано в деятельность всей организации и реализуется ею на практике взаимоотношений [2].

Социальная ответственность  бизнеса носит многоуровневый характер:

1. Базовый уровень предполагает выполнение следующих обязательств: своевременная оплата налогов, выплата заработной платы, по возможности - предоставление новых рабочих мест (расширение рабочего штата).

2. Второй уровень СОБ предполагает обеспечение работников адекватными условиями не только работы, но и жизни: повышение уровня квалификации работников, профилактическое лечение, строительство жилья, развитие социальной сферы. Такой тип ответственности был условно назван «корпоративной ответственностью».

3. Третий, высший уровень ответственности, по мнению участников диалога, предполагает благотворительную деятельность.

К внутренней социальной ответственности бизнеса можно отнести (рис. 1):


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1 – Составляющие внутренней социальной ответственности

бизнеса

К внешней социальной ответственности бизнеса можно отнести:

1. Спонсорство и корпоративная благотворительность.

2. Содействие охране окружающей среды.

3. Взаимодействие с местным сообществом и местной властью.

4. Готовность участвовать в кризисных ситуациях.

5. Ответственность перед потребителями товаров и услуг (выпуск качественных товаров).

Мотивы социальной ответственности  бизнеса (рис. 2):













 




 

Рисунок 2 - Мотивы социальной ответственности бизнеса

Социальная ответственность бизнеса – один из важнейших шагов со стороны бизнеса к становлению в России Гражданского общества.  

Социально ответственная  российская компания может принимать  на себя обязательства, входящие в добровольный набор признаков социальной ответственности, что отвечает интересам самой компании и общества в целом, а именно:

1) экономика и корпоративное  управление:

- соблюдать принципы социальной ответственности, заложенные в Кодексе корпоративного поведения и Социальной хартии российского бизнеса;

- разрабатывать и последовательно соблюдать внутрикорпоративные кодексы или иные документы собственной деловой этики;

- постоянно развивать качество, потребительские свойства и социальную значимость своей продукции и услуг;

- поддерживать добросовестную деловую практику, устанавливая надёжные отношения со своими поставщиками, распространителями и заказчиками, отдавая предпочтение компаниям, отвечающим требованиям социальной ответственности;

- поддерживать развитие малого и среднего бизнеса включением собственных технологических цепочек, а также участием в соответствующих отраслевых и межотраслевых программах и фондах;

2) экология:

- предпринимать меры технологического характера, направленные на экономию потребления энергии, водных и прочих ресурсов;

- организовывать переработку отходов производства и очистку сточных вод, постепенно внедряя безотходные технологии производства;

- ограничивать выбросы веществ, разрушающих озоновый слой, парниковых газов, химических веществ и других вредных выбросов в атмосферу;

- организовывать рациональное землепользование и поддерживать биологическое разнообразие и естественную среду обитания, в том числе создавая зоны отдыха и заповедники;

3) социальная политика:

- участвовать в социальных инвестициях через свои внутренние и внешние социальные программы;

- развивать свой персонал через систему профессиональной подготовки кадров;

- осуществлять социальные проекты спонсорского и благотворительного характера на территориях своего присутствия, поддерживая их социальное благополучие, безопасность и устойчивость;

- участвовать в спонсорских и благотворительных программах регионального и федерального значения, направленных на решение острых общенациональных проблем;

- поддерживать социальные проекты в областях культуры, спорта и образования;

- участвовать в проектах частно-государственных партнёрств, направленных на решение социальных и экологических проблем общества;

- принимать участие в международных благотворительных и социальных проектах;

- поддерживать общественные и некоммерческие организации гражданского общества;

- регулярно проводить диалоги и общественные слушания с заинтересованными сторонами: акционерами и инвесторами, сотрудниками и профсоюзами, поставщиками и потребителями, представителями местных, региональных и федеральных государственных органов власти, СМИ, профессиональными объединениями, общественными и некоммерческими организациями и другими, и на этой основе вносить необходимые изменения в свою деятельность;

- повышать открытость и прозрачность своего бизнеса через системы регулярной социальной и международной отчётности по устойчивому развитию, позволяющими улучшать качество управления производством, социальным развитием и нефинансовыми рисками.

Корректировка политики должна осуществляться в результате непрестанного диалога заинтересованных сторон: потребителей; государства; промышленности; трудящихся; неправительственных организаций (НПО); а также организаций, оказывающих услуги, поддержку или ведущие исследования в области социальной ответственности, и других.

В процессе разработки находится Международный стандарт ISO 26000, который призван служить руководством по способам интеграции социального ответственного поведения в стратегии, системы, практики и процессы всех типов организаций [20]. Официальная дата публикации документа как международного стандарта – конец 2010 года. Этот стандарт в области социальной ответственности поможет на практике определять и осуществлять цели по достижению устойчивого развития. Семь принципов социальной ответственности, освещаемые в этом  документе: подотчётность; прозрачность; этичное поведение; уважение интересов заинтересованных сторон; соблюдение верховенства закона; соблюдение международных норм поведения; соблюдение прав человека.

В настоящее время  требования к социальной стороне деятельности предприятий все больше возрастают. Это относится к предприятиям всех форм собственности, размеров, организационно-правовых форм независимо от их географического положения, вида деятельности, культурных и национальных традиций.

Предприятия должны стремиться представить обществу свидетельства  своей социально ответственной  деятельности. Наиболее доступным способом самооценки и информирования общества о социально ответственной деятельности предприятия является следование требованиям и рекомендациям стандартов, действующих в данной сфере.

Таким образом, в сферу социальной ответственности включается множество других важнейших аспектов бизнеса: например, решения о расширении или сокращении производств практика уплаты налогов, качество основной продукции и ее влияние на окружающую среду, косвенное воздействие компании на экономическую среду, практика трудовых отношений, программы по работе с персоналом, охрана труда, работа с поставщиками из числа малого бизнеса, закупки отечественного оборудования, взаимодействие с местными сообществами. По данной шкале ценностей компания, более ответственно подходящая к аспектам своей основной деятельности, ценится выше, чем та, которая просто выделяет огромные средства на благотворительные бюджеты. Поэтому необходим поворот сознания владельцев и менеджеров к социально ответственному поведению, ведь такое поведение улучшает показатели деятельности компании: улучшается репутация бизнеса, улучшается моральный климат в коллективе и корпоративная культура, улучшается качество работы персонала. Это в последствии повышает социальную ответственность по отношению к другим заинтересованным сторонам, и таким образом бизнес оказывает свой посильный вклад в общественное развитие.

1.2 Критерии и показатели оценки социальной ответственности бизнеса

Информация о работе Влияние государства на повышение социальной ответственности бизнеса в Приморском крае