Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2013 в 07:14, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы является анализ влияния государства на повышение социальной ответственности бизнеса на примере Приморского края.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить сле-дующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы понятия социальной ответственно-сти бизнеса;
- ознакомиться с критериями и показателями оценки социальной ответственности бизнеса;
- представить анализ состояния развития бизнеса в Приморском крае;
- рассмотреть механизм влияния государства на повышение социальной ответственности бизнеса в Приморском крае.
Введение 3
1 Теоретические основы социальной ответственности бизнеса 5
1.1 Социальная ответственность бизнеса 5
1.2 Критерии и показатели оценки социальной ответственности бизнеса 11
2 Влияние государства на повышение социальной ответственности бизнеса в Приморском крае 18
2.1 Оценка состояния развития бизнеса в Приморском крае 18
2.2 Анализ влияния государства на повышение социальной ответственности бизнеса 27
Заключение 40
Список использованных источников 42
Проводя активную социальную политику, компании сами получают значительные выгоды, например:
- снижение текучести
кадров и повышение
- развитие и укрепление организационной культуры;
- рост производительности труда в компании;
- улучшение имиджа компании, рост репутации;
- реклама товаров или услуг;
- освещение деятельности компании в СМИ;
- стабильность и устойчивость развития компании в долгосрочной перспективе;
- расширение возможностей
привлечения инвестиционного
- сохранение социальной стабильности в обществе в целом;
- налоговые льготы.
Критерии оценки эффективности моделей участия компаний в решении социальных проблем должны быть связаны с основными целями развития бизнеса. В России одним из важнейших моментов является создание политических условий для существования бизнеса, вхождение и закрепление его в регионе, а также рост доверия к компании, укрепление его репутации.
Реализация социальных программ приводит к возникновению конечного результата - социального эффекта. Выделим три показателя оценки социального эффекта (рис. 3):
Рисунок 3 - Показателя оценки социального эффекта
1. Окупаемость инвестиций, направленные на социальные программы - это соотношение между затратами на социальные программы и доходами, которые возникли от этой деятельности. По этому показателю можно оценить эффективность социальной ответственности бизнеса и ее влияние на рост экономических показателей.
2. Эффективность благотворительной помощи по сравнению с эффективностью других, не благотворительных средств (реклама, стимулирование продажи). Этот показатель дает картину эффективности от благотворительности по сравнению с другими средствами, но не представляет конкретную количественную величину.
3. Процесс реализации благотворительных программ. Он показывает наличие или отсутствие связи между благотворительностью и показателями основной деятельности компании, но не позволяет определить на сколько благотворительная деятельность более или менее эффективна. Зависимость между социальными и благотворительными программами и повышением показателей основной деятельности может быть описана случаев, характеризующих ситуацию и объясняющих, что было достигнуто в результате реализации благотворительных программ и что не могло бы быть, если бы благотворительные программы не были реализованы.
В большинстве случаев придать денежное значение показателю эффективности и показателю процесса невозможно. Однако для количественной интерпретации этих показателей можно использовать методы экспертной оценки, в ходе которых эксперты присваивают ряду заданных индикаторов значения в баллах, и на их основании затем рассчитывается рейтинг, этот метод может быть использован при анализе мнений заинтересованных сторон. Анализ мнений заинтересованных сторон основывается на оценке деятельности компании различными группами заинтересованных лиц (акционерами, сотрудниками, потребителями), то есть теми, от кого напрямую зависит процветание и результаты основной деятельности компании.
В области финансовой политики социальный эффект характеризуется увеличением финансовых показателей деятельности компании вследствие реализации социальных и благотворительных программ. Основными индикаторами социального эффекта являются: доход с инвестиций, активов, продаж и чистая прибыль. Сравниваются финансовые показатели, активно осуществляющих социальные и благотворительные программы, с показателями компаний, менее вовлеченных в социальную и благотворительную деятельность. Наиболее точные данные можно получить в том случае, если характеристики основной деятельности компаний, формирующих выборки, максимально совпадают. К таким характеристикам относятся: сфера деятельности, сопоставимые величины активов, количество сотрудников.
Многообразие значений социальной ответственности в российской литературе, приводит к тому, что отсутствует единый подход к выбору критериев, по которым можно было бы выделить ее уровни.
Говорить о социальной ответственности компании можно, когда компания: создает новые рабочие места, производит качественные товары и оказывает качественные услуги населению, платит налоги в полном объеме, не имеет задолженности по выплате заработной платы своим сотрудникам, а также не имеет задолженности перед своими партерами.
Именно эти критерии являются первоочередными в процессе отнесения компании к тому или иному уровню социальной ответственности.
Следующим критерием является отношение наименьшей заработной платы в компании к прожиточному уровню в регионе. Значение этого показателя может быть меньше единицы, это значит, что сотрудники получают заработную плату меньше прожиточного уровня, и в таком случае компания может быть отнесена к низкому уровню социальной ответственности, даже если компания реализует любые благотворительные акции. Если значение данного показателя будет равно единице или больше единицы, то компания будет отнесена к высокому уровню социальной ответственности и должна рассчитываться через систему следующих критериев: мотивация, инициатива, критерии отбора получателей средств, связь с основной деятельностью, управляющая структура, ресурсы, используемые механизмы финансирования, частота реализации и социальный эффект, влияние на основную деятельность.
Мотивация отражает, чем руководствуется компания при принятии решений об осуществлении социальных инвестиций. В качестве мотивов можно отнести следующее: желание улучшить благосостояние своего персонала, желание помочь нуждающимся, стратегический интерес компании (улучшение имиджа компании, улучшение взаимоотношения с властями, привлечение новых клиентов, получение большей прибыли).
Критерий инициатива показывает, от кого исходит предложение об осуществлении социально направленного проекта. Инициатива может исходить со стороны, когда в компанию обращаются с просьбой выступить в качестве спонсора, благотворителя или компания может сама выдвинуть предложение реализовать какой – либо социальный проект.
Критерий отбора получателей средств показывает, на кого направлена социальная политика и чем руководствуется компания при определении благополучателей.
При осуществлении социальной политики может либо прослеживаться, либо отсутствовать ее связь с основной деятельностью компании.
Критерий управляющая структура показывает механизм принятия решений о социальных инициативах. Например, могут быть следующие варианты:
- вопросами социальных
инвестиций и
- в компании есть специалист, который принимает решения;
- в компании создан специальный отдел, который рассматривает поступившие заявки, а также сам выдвигает инициативы по осуществлению социальных, благотворительных программ.
Механизм финансирования показывает, в какой форме происходит участие компаний в решении социальных проблем. Среди форм участия можно выделить разовые благотворительные пожертвования, спонсорскую помощь, поддержку грантовых и конкурсных программ, реализацию стипендиальных программ, фонды местных сообществ.
Частота реализации предполагает ответ на вопрос «Как часто компания проявляет свою социальную активность?» (от случая к случаю или систематически).
Социальный эффект может быть низким, средним, высоким, в зависимости от того, помогают ли действия компании решать существующие проблемы в обществе или они только позволяют частично и лишь на время отстранить проблему.
Влияние на основную деятельность может отсутствовать или может проявляться в виде улучшения экономических показателей компании, а также может ощущаться в виде реальной финансовой выгоды. Также по этому критерию можно проследить, планирует ли компания выгоду для своей основной деятельности при осуществлении социальных проектов, отслеживается ли эффект от них.
Чтобы отнести компанию к определенному уровню социальной ответственности (низкому, среднему, высокому) необходимо проанализировать деятельность компании по следующим направлениям:
1) экономическая и
финансовая устойчивость
2) качество продукции,
взаимоотношение с
3) взаимоотношения с работниками. Индикаторами деятельности выступают общая численность персонала, минимальная заработная плата, наличие профсоюза, уровень производственного травматизма, дополнительное обучение работников, дополнительные инвестиции в персонал;
4) экологическая безопасность.
Индикаторами деятельности
5) участие в развитии
местного сообщества. Индикаторами
деятельности выступают поддерж
6) осуществление социальной
деятельности. Индикаторами деятельности
выступают управляющая структур
В итоге, более ответственной будет та компания, у которой количественные и качественные показатели выше и, исходя из этих показателей, можно определить к какому уровню социальной ответственности относится компания (низкому, среднему, высокому).
Таким образом, в сферу социальной ответственности включается множество других важнейших аспектов бизнеса. Компания, более ответственно подходящая к аспектам своей основной деятельности, ценится выше, чем та, которая просто выделяет огромные средства на благотворительные бюджеты. Поэтому необходим поворот сознания владельцев и менеджеров к социально ответственному поведению, ведь такое поведение улучшает показатели деятельности компании: улучшается репутация бизнеса, улучшается моральный климат в коллективе и корпоративная культура, улучшается качество работы персонала. Это в последствии повышает социальную ответственность по отношению к другим заинтересованным сторонам, и таким образом бизнес оказывает свой посильный вклад в общественное развитие.
В целом, можно сделать общий вывод, что современная действительность заставляет руководителей предпринимательских структур постоянно повышать социальный уровень развития любого вида бизнеса.
Одним из ключевых факторов устойчивости региональной экономики является высокий уровень развития малого предпринимательства. Благодаря своей гибкости, способности к быстрому обновлению, быстрой переориентации на новые виды производства и новый ассортимент выпускаемой продукции, применению новых технологий и научных разработок малое предпринимательство менее подвержено влиянию кризисных явлений, способно составлять конкуренцию крупным компаниям, стимулировать их эффективность.
Рассмотрим основные показатели развития субъектов предпринимательской деятельности в Приморском крае.
В 2012 г. на территории Приморского края действовало 30607 субъектов предпринимательской деятельности (таблица 1).
Таблица 1 - Количество субъектов предпринимательской деятельности в Приморском крае в 2010-2012 гг.
Наименование показателя |
2010 |
2011 |
2012 |
Отклонение от 2010 г. | |
2011 |
2012 | ||||
ВСЕГО |
29627 |
29897 |
30607 |
270 |
980 |
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
590 |
540 |
545 |
-50 |
-45 |
Добыча полезных ископаемых, в том числе |
88 |
85 |
89 |
-3 |
1 |
- добыча топливно-энергетических полезных ископаемых |
10 |
8 |
9 |
-2 |
-1 |
- добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических |
78 |
77 |
80 |
-1 |
2 |
Обрабатывающие производства, в том числе |
2073 |
1951 |
1813 |
-122 |
-260 |
- производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака |
395 |
373 |
389 |
-22 |
-6 |
- текстильное и швейное производство |
82 |
70 |
69 |
-12 |
-13 |
- производство кожи, изделий из кожи и производство обуви |
12 |
11 |
14 |
-1 |
2 |
Окончание таблицы 1 | |||||
- обработка древесины и производство изделий из дерева |
148 |
139 |
135 |
-9 |
-13 |
- целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность |
243 |
237 |
212 |
-6 |
-31 |
- химическое производство |
31 |
25 |
30 |
-6 |
-1 |
- производство резиновых и пластмассовых изделий |
123 |
122 |
122 |
-1 |
-1 |
- производство прочих неметаллических минеральных продуктов |
131 |
137 |
143 |
6 |
12 |
- металлургическое производство и производство готовых металлических изделий |
120 |
123 |
117 |
3 |
-3 |
- производство машин и оборудования |
185 |
181 |
176 |
-4 |
-9 |
- производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования |
163 |
159 |
125 |
-4 |
-38 |
- производство транспортных средств и оборудования |
268 |
220 |
119 |
-48 |
-149 |
- прочие производства |
166 |
148 |
161 |
-18 |
-5 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
145 |
148 |
151 |
3 |
6 |
Рыболовство, рыбоводство |
183 |
173 |
187 |
-10 |
4 |
Строительство |
2824 |
2803 |
2890 |
-21 |
66 |
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования |
12016 |
12433 |
13195 |
417 |
1179 |
Гостиницы и рестораны |
817 |
822 |
837 |
5 |
20 |
Транспорт и связь |
2945 |
3019 |
3165 |
74 |
220 |
Финансовая деятельность |
415 |
419 |
405 |
4 |
-10 |
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
5992 |
6009 |
5805 |
17 |
-187 |
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение |
- |
5 |
2 |
5 |
2 |
Образование |
63 |
58 |
67 |
-5 |
4 |
Здравоохранение и предоставление социальных услуг |
550 |
549 |
578 |
-1 |
28 |
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг |
916 |
883 |
878 |
-33 |
-38 |