Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2013 в 07:14, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы является анализ влияния государства на повышение социальной ответственности бизнеса на примере Приморского края.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить сле-дующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы понятия социальной ответственно-сти бизнеса;
- ознакомиться с критериями и показателями оценки социальной ответственности бизнеса;
- представить анализ состояния развития бизнеса в Приморском крае;
- рассмотреть механизм влияния государства на повышение социальной ответственности бизнеса в Приморском крае.
Введение 3
1 Теоретические основы социальной ответственности бизнеса 5
1.1 Социальная ответственность бизнеса 5
1.2 Критерии и показатели оценки социальной ответственности бизнеса 11
2 Влияние государства на повышение социальной ответственности бизнеса в Приморском крае 18
2.1 Оценка состояния развития бизнеса в Приморском крае 18
2.2 Анализ влияния государства на повышение социальной ответственности бизнеса 27
Заключение 40
Список использованных источников 42
Источник: [7]
По данным, представленным
в таблице 1, видно, что число субъектов
предпринимательской
- оптовой и розничной торговлей; ремонтом автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (прирост 1179 ед.);
- транспорта и связи (прирост 220 единиц);
- строительства (прирост 66 единиц);
- здравоохранения и предоставления социальных услуг (прирост 28 единиц);
- гостиничного и ресторанного бизнеса (прирост 20 единиц).
Наблюдается резкое снижение числа предприятий, занимающихся обрабатывающим производством. Так число этих предприятия в 2011 г. снизилось на 122 единиц, а концу 2012 г. – на 260 единиц по сравнению с 2010 г.
Также наблюдается снижение числа предприятия, занимающихся предпринимательской деятельностью в сфере:
- операций с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг;
- предоставления прочих коммунальных, социальных и персональных услуг;
- финансовой деятельности;
- сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства.
Рассмотрим структуру субъектов предпринимательской деятельности (таблица 2).
По данным, представленным в таблице 2, видно, что наибольший удельный вес приходится на предприятия, занятые оптовой и розничной торговлей; ремонтом автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования.
Таблица 2 – Структура субъектов предпринимательской деятельности
В процентах
Наименование показателя |
2010 |
2011 |
2012 |
Отклонение от 2010 г. | |
2011 |
2012 | ||||
ВСЕГО |
100 |
100 |
100 |
- |
- |
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
1,99 |
1,81 |
1,78 |
-0,19 |
-0,21 |
Добыча полезных ископаемых |
0,30 |
0,28 |
0,29 |
-0,01 |
-0,01 |
Обрабатывающие производства |
7,00 |
6,53 |
5,92 |
-0,47 |
-1,07 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
0,49 |
0,50 |
0,49 |
0,01 |
0,00 |
Рыболовство, рыбоводство |
0,62 |
0,58 |
0,61 |
-0,04 |
-0,01 |
Строительство |
9,53 |
9,38 |
9,44 |
-0,16 |
-0,09 |
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования |
40,56 |
41,59 |
43,11 |
1,03 |
2,55 |
Гостиницы и рестораны |
2,76 |
2,75 |
2,73 |
-0,01 |
-0,02 |
Транспорт и связь |
9,94 |
10,10 |
10,34 |
0,16 |
0,40 |
Финансовая деятельность |
1,40 |
1,40 |
1,32 |
0,00 |
-0,08 |
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
20,22 |
20,10 |
18,97 |
-0,13 |
-1,26 |
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение |
0,00 |
0,02 |
0,01 |
0,02 |
0,01 |
Образование |
0,21 |
0,19 |
0,22 |
-0,02 |
0,01 |
Здравоохранение и предоставление социальных услуг |
1,86 |
1,84 |
1,89 |
-0,02 |
0,03 |
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг |
3,09 |
2,95 |
2,87 |
-0,14 |
-0,22 |
Источник: [7]
Денежный оборот предприятий в 2012 г. увеличился по сравнении с 2010 г. на 47056658,3 тыс. руб. (таблица 3).
На протяжении анализируемого периода наибольший прирост оборот проходится на предприятия, занятые оптовой и розничной торговлей; ремонтом автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования.
Таблица 3 – Оборот предприятий Приморского края в 2010-2012 гг.
В тысячах рублей
Наименование показателя |
2010 |
2011 |
2012 |
Отклонение от 2010 г. | |
2011 |
2012 | ||||
ВСЕГО |
304961479,3 |
325653274 |
352018137,6 |
20691795 |
47056658,3 |
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство |
2873957,8 |
3297733,4 |
3770264,1 |
423775,6 |
896306,3 |
Добыча полезных ископаемых |
730523,4 |
916049,5 |
923417,6 |
185526,1 |
192894,2 |
Обрабатывающие производства |
19358132,8 |
22702807 |
23732646 |
3344674 |
4374513,2 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
3016511,5 |
4044796,5 |
3549997,6 |
1028285 |
533486,1 |
Рыболовство, рыбоводство |
1716295,6 |
1462620,4 |
2308703,6 |
-253675 |
592408 |
Строительство |
26145413,7 |
31015239,4 |
37441817,5 |
4869826 |
11296403,8 |
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования |
182971790,7 |
192096298 |
201723115 |
9124507 |
18751324,3 |
Гостиницы и рестораны |
4949791 |
6137737,3 |
6509936,5 |
1187946 |
1560145,5 |
Транспорт и связь |
27172813,2 |
29152014,7 |
34209485,7 |
1979202 |
7036672,5 |
Финансовая деятельность |
3255889,5 |
35008,8 |
82090,3 |
-3220881 |
-3173799,2 |
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг |
27249304 |
26970662 |
29244449,3 |
-278642 |
1995145,3 |
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение |
- |
10326,8 |
- |
10326,8 |
0 |
Образование |
89665,6 |
97470,6 |
77870,2 |
7805 |
-11795,4 |
Здравоохранение и предоставление социальных услуг |
1988527,2 |
2653275,2 |
3138178,4 |
664748 |
1149651,2 |
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг |
3438406,2 |
5061234,4 |
5306166 |
1622828 |
1867759,8 |
Источник: [7]
Наблюдается заметное снижение оборота (на 3173799,2 тыс. руб.) от деятельности предприятий в сфере финансовой деятельности и образования (снижение на 11795,4 тыс. руб.).
Наименьший прирост денежно оборота наблюдается у предприятий, занятых в сфере добычи полезных ископаемых.
Приморский край среди регионов Дальневосточного федерального округа занимает лидирующие позиции по основным показателям развития малого предпринимательства: 42,2% малых предприятий, 37,7% оборота малых предприятий и 34,7% объема инвестиций в основной капитал [8].
Малыми предприятиями и индивидуальными предпринимателями производится 85% - краевого объема мебели, 68% - стеновых материалов, 55% - минеральных вод, 53% - мясных полуфабрикатов, 42% - кондитерских изделий.
При этом некоторые качественные показатели развития малого предпринимательства в Приморском крае уступают аналогичным показателям Российской Федерации: доля занятого населения на малых предприятиях, оборот малых предприятий, объем инвестиций на душу населения.
Наиболее значимыми проблемами, влияющими на развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в крае, являются [8]:
- недостаток стартового
- низкая доступность на рынке труда персонала требуемой квалификации;
- сложности доступа к ресурсам
коммерческих банков, недостаточное
развитие системы
- низкая доступность современного производственного оборудования;
- недостаточно развитая
и среднего предпринимательства и прежде
всего в муниципальных образованиях края;
- невысокий уровень развития системы информационного обеспечения субъектов малого предпринимательства;
- большой удельный вес
В соответствии с требованиями
Федерального закона от 24 июля
2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего
предпринимательства в Российской Федерации»
вся государственная политика в области
развития и поддержки субъектов малого
и среднего предпринимательства строится
на основе программ.
Решение проблем в сфере поддержки малого предпринимательства требует использования программно-целевого метода, что позволит: распределить полномочия и ответственность, проводить мониторинг результатов реализации Программы, обеспечить увязку реализации мероприятий Программы по органам, ресурсам, исполнителям, разработку муниципальных и отраслевых программ, а также организацию процесса управления и контроля.
По экспертным оценкам, основными проблемами, влияющими на такое состояние малого предпринимательства, являются [8]:
1) недостаточная эффективность организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Инфраструктура в Приморском крае представлена некоммерческими организациями содействия кредитованию субъектов малого предпринимательства, консалтинговыми организациями, специализирующимися на работе с субъектами малого и среднего предпринимательства, инновационно-технологическими центрами, отраслевыми и территориальными объединениями предпринимателей. Все указанные организации, кроме территориальных объединений предпринимателей, расположены в городе Владивостоке, что осложняет доступ к инфраструктуре поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
2) наличие финансовых
и административных
- высокая стоимость финансово-кредитных ресурсов - оценочно реальная процентная ставка по кредитам для субъектов малого предпринимательства составляет от 25 до 35%;
- высокая стоимость
услуг по участию в
3) низкая эффективность
муниципальных программ
Развитие малого предпринимательства
требует комплексных и согласов
В связи с вышеизложенными проблемами, влияющими на развитие среднего и малого бизнеса и обоснованием необходимости их решения программными методами, Постановлением Администрации Приморского края от 24 сентября 2010 г. N 328-па была утверждена краевая долгосрочная целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Приморском крае» на 2011-2013 годы [9].
Продолжается формирование региональной нормативно-правовой базы развития малого бизнеса.
Основными направлениями по созданию максимально благоприятных условий для ведения малого предпринимательства являются:
- повышение доступности
финансово-кредитных ресурсов
- повышение доступности
краевого и муниципального имущ
- упрощение доступа
к инфраструктуре, в том числе
снижение платы за
- снижение административных ограничений и избыточного контроля за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства;
- расширение доступа малых и средних предприятий к государственному и муниципальному заказу;
- обеспечение максимальной информационной открытости для начала собственного дела, публикацию на сайте Администрации Приморского края справочной информации о возможности получения государственной поддержки.
Таким образом, можно сказать, что основным направлением развития малого предпринимательства в крае является повышение конкурентоспособности местных товаропроизводителей и увеличение доли продукции, ориентированной на экспорт. В Приморском крае реализуется механизм возмещения части процентной ставки по банковским кредитам, выданным субъектам малого предпринимательства. Ведётся работа над разработкой дополнительных мер поддержки малого предпринимательства края, производящего продукцию на экспорт, а также над созданием инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в инновационной и научно-технической сфере.
В целом, развитие малого предпринимательства в данных направлениях позволит создать благоприятный предпринимательский климат и привлечь дополнительные инвестиции в реальный сектор экономики края.
Приморский край среди регионов Дальневосточного федерального округа занимает лидирующие позиции по основным показателям развития малого предпринимательства. При этом некоторые качественные показатели развития малого предпринимательства в Приморском крае уступают аналогичным показателям Российской Федерации.