Влияние государства на повышение социальной ответственности бизнеса в Приморском крае

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2013 в 07:14, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей курсовой работы является анализ влияния государства на повышение социальной ответственности бизнеса на примере Приморского края.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить сле-дующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы понятия социальной ответственно-сти бизнеса;
- ознакомиться с критериями и показателями оценки социальной ответственности бизнеса;
- представить анализ состояния развития бизнеса в Приморском крае;
- рассмотреть механизм влияния государства на повышение социальной ответственности бизнеса в Приморском крае.

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретические основы социальной ответственности бизнеса 5
1.1 Социальная ответственность бизнеса 5
1.2 Критерии и показатели оценки социальной ответственности бизнеса 11
2 Влияние государства на повышение социальной ответственности бизнеса в Приморском крае 18
2.1 Оценка состояния развития бизнеса в Приморском крае 18
2.2 Анализ влияния государства на повышение социальной ответственности бизнеса 27
Заключение 40
Список использованных источников 42

Файлы: 1 файл

Влияние госуд на социальную ответственность бизнеса в Приморском крае.doc

— 342.00 Кб (Скачать файл)

Источник: [7]

По данным, представленным в таблице 1, видно, что число субъектов  предпринимательской деятельности к концу 2012 г. увеличилось на 980 единиц по сравнению с 2010 г. Росту данного  показателя способствовало увеличение численности предприятий, занимающихся предпринимательской деятельностью в сфере:

- оптовой и розничной торговлей; ремонтом автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (прирост 1179 ед.);

- транспорта и связи  (прирост 220 единиц);

- строительства (прирост 66 единиц);

- здравоохранения и предоставления социальных услуг (прирост 28 единиц);

- гостиничного и ресторанного  бизнеса (прирост 20 единиц).

Наблюдается резкое снижение числа предприятий, занимающихся обрабатывающим производством. Так число этих предприятия в 2011 г. снизилось на 122 единиц, а концу 2012 г. – на 260 единиц по сравнению с 2010 г.

Также наблюдается снижение числа предприятия, занимающихся предпринимательской деятельностью в сфере:

- операций с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг;

- предоставления прочих коммунальных, социальных и персональных услуг;

- финансовой деятельности;

- сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства.

Рассмотрим структуру  субъектов предпринимательской  деятельности (таблица 2).

По данным, представленным в таблице 2, видно, что наибольший удельный вес приходится на предприятия, занятые оптовой и розничной торговлей; ремонтом автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования.

Таблица 2 – Структура  субъектов предпринимательской деятельности

В процентах

Наименование показателя

2010

2011

2012

Отклонение от 2010 г.

2011

2012

ВСЕГО

100

100

100

-

-

Сельское хозяйство, охота  и лесное хозяйство

1,99

1,81

1,78

-0,19

-0,21

Добыча полезных ископаемых

0,30

0,28

0,29

-0,01

-0,01

Обрабатывающие производства

7,00

6,53

5,92

-0,47

-1,07

Производство и распределение  электроэнергии, газа и воды

0,49

0,50

0,49

0,01

0,00

Рыболовство, рыбоводство

0,62

0,58

0,61

-0,04

-0,01

Строительство

9,53

9,38

9,44

-0,16

-0,09

Оптовая и розничная  торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

40,56

41,59

43,11

1,03

2,55

Гостиницы и рестораны

2,76

2,75

2,73

-0,01

-0,02

Транспорт и связь

9,94

10,10

10,34

0,16

0,40

Финансовая деятельность

1,40

1,40

1,32

0,00

-0,08

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

20,22

20,10

18,97

-0,13

-1,26

Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение

0,00

0,02

0,01

0,02

0,01

Образование

0,21

0,19

0,22

-0,02

0,01

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

1,86

1,84

1,89

-0,02

0,03

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

3,09

2,95

2,87

-0,14

-0,22


Источник: [7]

Денежный оборот предприятий в 2012 г. увеличился по сравнении с 2010 г. на 47056658,3 тыс. руб. (таблица 3).

На протяжении анализируемого периода наибольший прирост оборот проходится на предприятия, занятые оптовой и розничной торговлей; ремонтом автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования.

 

Таблица 3 – Оборот предприятий  Приморского края в 2010-2012 гг.

В тысячах рублей

Наименование показателя

2010

2011

2012

Отклонение от 2010 г.

2011

2012

ВСЕГО

304961479,3

325653274

352018137,6

20691795

47056658,3

Сельское хозяйство, охота и  лесное хозяйство

2873957,8

3297733,4

3770264,1

423775,6

896306,3

Добыча полезных ископаемых

730523,4

916049,5

923417,6

185526,1

192894,2

Обрабатывающие производства

19358132,8

22702807

23732646

3344674

4374513,2

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

3016511,5

4044796,5

3549997,6

1028285

533486,1

Рыболовство, рыбоводство

1716295,6

1462620,4

2308703,6

-253675

592408

Строительство

26145413,7

31015239,4

37441817,5

4869826

11296403,8

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

182971790,7

192096298

201723115

9124507

18751324,3

Гостиницы и рестораны

4949791

6137737,3

6509936,5

1187946

1560145,5

Транспорт и связь

27172813,2

29152014,7

34209485,7

1979202

7036672,5

Финансовая деятельность

3255889,5

35008,8

82090,3

-3220881

-3173799,2

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

27249304

26970662

29244449,3

-278642

1995145,3

Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение

-

10326,8

-

10326,8

0

Образование

89665,6

97470,6

77870,2

7805

-11795,4

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

1988527,2

2653275,2

3138178,4

664748

1149651,2

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

3438406,2

5061234,4

5306166

1622828

1867759,8


Источник: [7]

Наблюдается заметное снижение оборота (на 3173799,2 тыс. руб.) от деятельности предприятий в сфере финансовой деятельности и образования (снижение на 11795,4 тыс. руб.).

Наименьший прирост  денежно оборота наблюдается  у предприятий, занятых в сфере добычи полезных ископаемых.

Приморский край среди регионов Дальневосточного федерального округа занимает лидирующие позиции по основным показателям развития малого предпринимательства: 42,2% малых предприятий, 37,7% оборота малых предприятий и 34,7% объема инвестиций в основной капитал [8].

Малыми предприятиями и индивидуальными предпринимателями производится 85% - краевого объема мебели, 68% - стеновых материалов, 55% - минеральных вод, 53% - мясных полуфабрикатов, 42% - кондитерских изделий.

При этом некоторые качественные показатели развития малого предпринимательства в Приморском крае уступают аналогичным показателям Российской Федерации: доля занятого населения на малых предприятиях, оборот малых предприятий, объем инвестиций на душу населения.

Наиболее значимыми проблемами, влияющими на развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в крае, являются [8]:

- недостаток стартового капитала  и профессиональной подготовки  для успешного начала предпринимательской деятельности, а также средств для развития предпринимательской деятельности;

- низкая доступность на рынке труда персонала требуемой квалификации;

- сложности доступа к ресурсам  коммерческих банков, недостаточное  развитие системы микрофинансирования,  неразвитая система гарантий (поручительств), слаборазвитые механизмы самофинансирования;

- низкая доступность современного производственного оборудования;

- недостаточно развитая инфраструктура  поддержки субъектов малого  
и среднего предпринимательства и прежде всего в муниципальных образованиях края;

- невысокий уровень развития  системы информационного обеспечения субъектов малого предпринимательства;

- большой удельный вес предприятий  оптовой и розничной торговли, по ремонту транспортных средств  и бытовых изделий более 55,9 процента.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 24 июля  
2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» вся государственная политика в области развития и поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства строится на основе программ.

Решение проблем в  сфере поддержки малого предпринимательства требует использования программно-целевого метода, что позволит: распределить полномочия и ответственность, проводить мониторинг результатов реализации Программы, обеспечить увязку реализации мероприятий Программы по органам, ресурсам, исполнителям, разработку муниципальных и отраслевых программ, а также организацию процесса управления и контроля.

По экспертным оценкам, основными  проблемами, влияющими на такое состояние  малого предпринимательства, являются [8]:

1) недостаточная эффективность организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Инфраструктура в Приморском крае представлена некоммерческими организациями содействия кредитованию субъектов малого предпринимательства, консалтинговыми организациями, специализирующимися на работе с субъектами малого и среднего предпринимательства, инновационно-технологическими центрами, отраслевыми и территориальными объединениями предпринимателей. Все указанные организации, кроме территориальных объединений предпринимателей, расположены в городе Владивостоке, что осложняет доступ к инфраструктуре поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

2) наличие финансовых  и административных ограничений  для вывода и продвижения продукции на новых рынках сбыта  в Российской Федерации и  на внешнем рынке. Особенно сложные условия для деятельности у субъектов малого предпринимательства, производящих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта. Это обусловлено следующими причинами:

- высокая стоимость  финансово-кредитных ресурсов - оценочно  реальная процентная ставка по кредитам для субъектов малого предпринимательства составляет от 25 до 35%;

- высокая стоимость  услуг по участию в мероприятиях  на международных выставках и по выполнению обязательных требований законодательства Российской Федерации и (или) законодательства страны-импортера, являющихся необходимыми для экспорта товаров (работ, услуг), в том числе работ по сертификации, регистрации или другим формам подтверждения соответствия;

3) низкая эффективность  муниципальных программ развития  субъектов малого и среднего  предпринимательства муниципальных  образований Приморского края. Программно-целевой подход к развитию предпринимательства, предусматривающий финансирование мероприятий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, реализован во Владивостокском и Уссурийском городских округах. В восьми муниципальных образованиях Приморского края не предусмотрено  выделение средств местных бюджетов на реализацию муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Развитие малого предпринимательства  требует комплексных и согласованных действий органов исполнительной власти Приморского края, субъектов малого и среднего предпринимательства, а также организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства

В связи с вышеизложенными  проблемами, влияющими на развитие среднего и малого бизнеса и обоснованием необходимости их решения программными методами, Постановлением Администрации Приморского края от 24 сентября 2010 г. N 328-па была утверждена краевая долгосрочная целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Приморском крае» на 2011-2013 годы [9].

Продолжается формирование региональной нормативно-правовой базы развития малого бизнеса.

Основными направлениями  по созданию максимально благоприятных  условий для ведения малого предпринимательства являются:

- повышение доступности  финансово-кредитных ресурсов за  счет создания Гарантийного фонда Приморского края, основной целью которого является предоставление услуг поручительства при привлечении предпринимателями банковских кредитов в условиях недостаточного залогового обеспечения;

- повышение доступности  краевого и муниципального имущества, которое будет использоваться для осуществления производственной деятельности;

- упрощение доступа  к инфраструктуре, в том числе  снижение платы за присоединение  к электрическим сетям, и упрощения  процедуры присоединения;

- снижение административных ограничений и избыточного контроля за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства;

- расширение доступа  малых и средних предприятий  к государственному и муниципальному заказу;

- обеспечение максимальной  информационной открытости для  начала собственного дела, публикацию на сайте Администрации Приморского края справочной информации о возможности получения государственной поддержки.

Таким образом, можно  сказать, что основным направлением развития малого предпринимательства в крае является повышение конкурентоспособности местных товаропроизводителей и увеличение доли продукции, ориентированной на экспорт. В Приморском крае реализуется механизм возмещения части процентной ставки по банковским кредитам, выданным субъектам малого предпринимательства. Ведётся работа над разработкой дополнительных мер поддержки малого предпринимательства края, производящего продукцию на экспорт, а также над созданием инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в инновационной и научно-технической сфере.

В целом, развитие малого предпринимательства в данных направлениях позволит создать благоприятный предпринимательский климат и привлечь дополнительные инвестиции в реальный сектор экономики края.

Приморский край среди  регионов Дальневосточного федерального округа занимает лидирующие позиции по основным показателям развития малого предпринимательства. При этом некоторые качественные показатели развития малого предпринимательства в Приморском крае уступают аналогичным показателям Российской Федерации.

Информация о работе Влияние государства на повышение социальной ответственности бизнеса в Приморском крае