Внутренняя среда организации и особенности ее управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 15:38, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является анализ внутренней и внешней среды на примере ОАО «Газпром» и разработка рекомендаций по их совершенствованию.
Задачи исследования:
. Рассмотреть теоретические основы анализа внутренней и внешней среды.
. Провести анализ состояния внутренней и внешней среды в ОАО «Газпром».

Содержание работы

Введение
Раздел 1. Исходные положения внутренней среды предприятия
1.1 Понятие и сущность организации
1.2 Составляющие внутренней среды организации
1.3 Характеристика координации в организации
1.4 Характеристика понятий самоорганизация и самоуправления
Раздел 2. Методы анализа внутренней среды предприятия: сущность и примеры использования
2.1 SWOT- анализ
2.2 SNW - анализ
2.3 PEST - анализ
2.4 Профиль среды
Раздел 3. Исследования внутренней среды организации на примере
3.1. Теоретические основы анализа внутренней и внешней среды

3.1.1 Анализ внешней среды
3.1.2 Определение компонентов внутренней среды
3.2. Анализ состояния внутренней и внешней среды в ОАО «Газпром»

3.3.Краткая характеристика организации
3.4. Миссия и основные цели организации
3.5. Анализ факторов внутренней и внешней среды
3.6. Пути совершенствования работы по анализу внутренней и внешней среды в ОАО «Газпром»

3.7.Перспективы развития нефтегазового комплекса России
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Куровая работа ТУ.doc

— 319.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  сельского хозяйства Российской  Федерации

ФГБОУ ВПО «Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им В.Р.Филиппова»

Институт дополнительного  профессионального образования  и инноваций

Кафедра инновации  и бизнеса

 

 

 

 

Курсовая работа

По дисциплине: Теория управления

На тему: Внутренняя среда организации и особенности ее управления

 

 

Выполнил(а): Куулар Ч.Ш.

8201 гр

Проверил(а):

 

 

 

 

 

Улан-Удэ

2013г

Введение

Раздел 1. Исходные положения  внутренней среды предприятия

1.1 Понятие и сущность организации

1.2 Составляющие внутренней среды организации

1.3 Характеристика координации в организации

1.4 Характеристика понятий самоорганизация и самоуправления

Раздел 2.  Методы анализа внутренней среды предприятия: сущность и примеры использования

2.1 SWOT- анализ

2.2 SNW - анализ

2.3 PEST - анализ

2.4 Профиль среды

Раздел 3. Исследования внутренней среды организации на примере

3.1. Теоретические основы анализа внутренней и внешней среды

 
3.1.1 Анализ внешней среды

3.1.2 Определение компонентов внутренней среды

3.2. Анализ состояния внутренней и внешней среды в ОАО «Газпром»

 
3.3.Краткая характеристика организации

3.4. Миссия и основные цели организации

3.5. Анализ факторов внутренней и внешней среды

3.6. Пути совершенствования работы по анализу внутренней и внешней среды в ОАО «Газпром»

 
3.7.Перспективы развития нефтегазового комплекса России

Заключение

Список литературы

 

 Введение

 

     Актуальность темы определяется динамичностью формирования факторов, влияющих на эффективное развитие организации и качественную разработку, и принятие управленческих решений.

     Внутренняя среда организации является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе тот потенциал, который дает возможность организации функционировать, существовать и выживать в определенном промежутке времени.

      Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды небезграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде.

      Газпром - один из важнейших участников мировых энергетических рынков, способных внести значительный вклад в их стабилизацию и обеспечение глобальной энергетической безопасности, что является одной из основных составляющих стратегии его развития. В мировом рейтинге нефтегазовых компаний Газпром занимает первое место по добыче природного газа. По объемам добычи и переработки нефти Газпром входит в число пяти крупнейших российских нефтяных компаний и в число двадцати мировых лидеров нефтяного бизнеса.

     Образ внешней среды в сознании руководителя определяется его прошлым опытом, образованием, функциональными обязанностями и местом в структуре организации, которое он занимает. Прошлый опыт заставляет руководителей отмечать те изменения в среде, которые в его личной практике, приводили к значительным последствиям - успехам или провалам. Функциональные обязанности руководителя или сфера его деятельности требуют от него более пристального внимания к одной определенной группе факторов в ущерб другим. Анализ внешнего воздействия с применением современных научно - практических методов позволяет нивелировать большинство негативных факторов внешней среды организации: производительности труда, текучести кадров и других определяющих показателей. Руководители должны разрабатывать планы, ориентированные на длительный временной промежуток, а также краткосрочные планы с тем, чтобы организации могли двигаться к достижению своих целей.

     Теоретической и методологической основой данного исследования являются труды Бедяева В.И (в пособии анализируются теоретические и практические проблемы управления. Уделено внимание основным подходам в современной теории управления). Кабушкина Н.И., (в трудах рассматриваются ключевые категории и понятия науки управления, характеризуется сущность социального управления, его основные цели, функции и методы; дается анализ системы управления и субъектов управленческого воздействия).

    Объектом исследования является анализ состояния внутренней и внешней среды на примере ОАО «Газпром».

     Предметом исследования в данной курсовой работе является внутренняя и внешняя среда организации.

    Целью исследования является анализ внутренней и внешней среды на примере ОАО «Газпром» и разработка рекомендаций по их совершенствованию.

Задачи исследования:

. Рассмотреть теоретические  основы анализа внутренней и  внешней среды.

. Провести анализ состояния внутренней и внешней среды в ОАО «Газпром».

. Разработать пути  совершенствования работы по  анализу внутренней и внешней  среды в ОАО «Газпром».

     В работе использованы такие методы, как анализ, синтез, индукция, статистический.

Методология данного  исследования состоит в следующих подходах:

. Системный - изучает  взаимодействие элементов в рамках  различных видов некоммерческих  организаций;

. Функциональный - изучает  функции отдельных элементов  системы.

Информационная база представлена отчетами, взятые с официального сайта ОАО «Газпром», а также результаты практических исследований.

     Практическая значимость состоит в том, что полученные знания из исследования может использовать и реализовывать современное поколение, и практиковать их на своих предприятиях.

     В настоящее время Газпром - крупнейшая газовая компания в мире, на основе эффективности ее управления во многом зависит социально - экономическое развитие России. Важно вовремя внести определенные коррективы и рекомендации по поводу управления организацией. Методы управления, существующие в организации, способствуют эффективному достижению целей Газпрома, обеспечивают возможность четкого и оперативного принятия управленческих решений и соответствуют принятым в международной практике подходам.

 

Глава 1. Исходные положения внутренней среды предприятия

1.1 Понятие  и сущность организации

 

  Приступая к изучению внутренней среда организации первоочередным шагом является определение понятия организация. Анализ экономической литературы, посвящённой данной теме, показывает, что применение термина организация, в современной науке и практике настолько же обыденно, насколько и многообразно. Он используется в оборотах, отражающих и раскрывающих самые разнообразные области жизни. Всё, что окружает людей, или то, что можно себе представить, так или иначе рассматривается с позиций организации. Между тем в понимании термина организация, можно выделить ряд самостоятельных и наиболее часто встречающихся определений, отражающих достаточно широкий спектр общепринятых представлений и применений. «Организация (от франц. organisation - устройство) - внутренняя упорядоченность, согласованность, взаимодействие частей целого, обусловленные его строением. Латфулин Г.Р., Райченко А.В. Теория организации. - СПб.: Питер, 2006. - 19 с.» «Термин организация (от лат. organizare - сообщать стройный вид, устраивать) интерпретируется в науке как достижение структурированности, внутренней упорядоченности, согласованности взаимодействия относительно самостоятельных частей в системном объекте. Иванова Т.Ю., Приходько В.И. Теория организации. - М.: КноРус, 2007. - 21 с.»

 

    Единого понимания организации до сих пор не выработано. Однако эта дифференциация взглядов не вносит неопределенности в процесс познания организации как явления, скорее наоборот, позволяет более полно ее изучить.

Организацию характеризует  упорядоченность частей, которые  образуют единство (целое), обратное воздействие  таково, что целое содействует  сохранению частей. Организация представляет собой сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, которое функционирует на относительно постоянной основе для достижения общей цели или целей. «В каждодневном бытовом употреблении под организацией, прежде и чаще всего, понимается официальное учреждение или общественная структура (предприятие, компания, институт, орган власти, представительство и т. д.), то есть реально существующая, целенаправленно функционирующая социальная система.

 

   «Организация определяется и как внутренняя упорядоченность, согласованность, взаимодействие более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленная ее внутренним строением, это также совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязи между частями целого, или объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил.

   Уже такой, достаточно поверхностный, первичный анализ приводит нас к выводу о том, что исключительно широкое и разнообразное восприятие, понимание и применение термина организация отражает явления и события.

Они могут представлять собой как процесс, так и систему, иметь субъективную, объективную  и смешанную природу, проявляться  в материальных, интеллектуальных и  смешанных формах. Любое экономическое явление всегда существует в определенной среде. Это можно сказать и об организациях. Совокупность внутренних элементов организации (объектов, процессов), так называемых внутренних переменных, придающих ей специфическое лицо, образует ее внутреннюю среду.

 

1.2 Составляющие  внутренней среды организации

 

   Изучение внутренней среды организации является важным и значимым условием, определения внутренних возможностей и потенциала, на которые фирма может рассчитывать в конкурентной борьбе для достижения поставленных целей. Анализ внутренней среды позволяет также лучше уяснить цели и задачи организации.

  

 «Внутренняя среда - это все то, что находится внутри организации. К внутренней среде относятся ресурсы, оборудование, используемые технологии, кадры, информация, социально-психологический климат, организационная культура и имидж организации. Рогожин С.В., Рогожина Т.В., Теория организации. - М.: Экзамен, 2006. - 36 с.»

 

«Внутренняя среда каждой организации формируется под  воздействием переменных, оказывающих непосредственное влияние на осуществляемые здесь процессы. Именно они предопределяют структуру предприятия, необходимые ресурсы и культуру, которые отражают состояние и главные черты внутренней среды. Румянцева З.П. Общее управление организацией. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 63 с.»

 

  Все выше перечисленное составляет среду, в которой осуществляется функционирование фирмы. Среда воздействует на это функционирование. Для эффективного управления фирмой нужно понимать действие факторов среды, уметь не только определять влияние на организацию множества факторов, но и предвидеть это влияние. Факторы среды принято называть переменными. Эти факторы действуют как внутри организации, так и вне ее.

Главными переменными  внутренней среды организации являются цели, структура, задачи, технология и люди.

 

Внутренние переменные в большинстве своем являются результатом деятельности менеджеров и находятся под их влиянием. Внутренние переменные - это части самой организации, ситуационные факторы внутри нее, состав и взаимосвязи сложной системы - организации.

«Состав представляет собой  совокупность элементов, образующих систему. В него включаются только элементы данной системы, являющиеся компонентами первого уровня. Однако обстоятельное  исследование системы предполагает также и углубленное изучение составляющих ее элементов. Этим объясняется использование понятия состава в широком смысле, т.е. в него входят и составляющие самих элементов системы - компоненты второго, а затем третьего и других уровней. В этом смысле состав предприятия может включать и цехи, и участки, и бригады. Парахина В. Н., Федоренко Т. М., Теория организации. - М.: КноРус, 2007. - 40 с.»

 

 Таким образом, состав заключает в себе декомпозицию системы, расчленение единого целого на составляющие элементы. «Очевидно, что определенный состав организации предопределяет возможные варианты формирования ее структуры. В свою очередь определенной структуре соответствуют и конкретные варианты компонентного состава организации. Парахина В. Н., Федоренко Т. М., Теория организации. - М.: КноРус, 2007.

 

   Однако соответствие между составом и структурой организации не является полным, отсутствует жесткая закрепленность конкретной структуры за определенным составом организации. При одном и том же составе могут быть разные, иногда значительно различающиеся структуры.

 

   Структура является одной из важнейших, но не единственной, характеристикой организационной системы. Поэтому выделяют различные факторы внутренней среды организации: структура, цели, задачи, технология, персонал, совместные ценности, стиль организации, финансовая система, информационная система, стратегия, навыки персонала, бизнес-процессы, власть, культура организации и некоторые другие параметры. «Одним из подходов к группировке факторов внутренней среды может быть определение их через те или иные стороны общих характеристик, параметров - это наличие общих целей, преобразование ресурсов, зависимость организации от внешней среды, разделение труда, образование подразделений, необходимость и наличие управляющего органа. Парахина В. Н., Федоренко Т. М., Теория организации. - М.: КноРус, 2007. - 42 с.» В этом смысле данные факторы можно сгруппировать следующим образом.

Информация о работе Внутренняя среда организации и особенности ее управления