Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 15:38, курсовая работа
Целью исследования является анализ внутренней и внешней среды на примере ОАО «Газпром» и разработка рекомендаций по их совершенствованию.
Задачи исследования:
. Рассмотреть теоретические основы анализа внутренней и внешней среды.
. Провести анализ состояния внутренней и внешней среды в ОАО «Газпром».
Введение
Раздел 1. Исходные положения внутренней среды предприятия
1.1 Понятие и сущность организации
1.2 Составляющие внутренней среды организации
1.3 Характеристика координации в организации
1.4 Характеристика понятий самоорганизация и самоуправления
Раздел 2. Методы анализа внутренней среды предприятия: сущность и примеры использования
2.1 SWOT- анализ
2.2 SNW - анализ
2.3 PEST - анализ
2.4 Профиль среды
Раздел 3. Исследования внутренней среды организации на примере
3.1. Теоретические основы анализа внутренней и внешней среды
3.1.1 Анализ внешней среды
3.1.2 Определение компонентов внутренней среды
3.2. Анализ состояния внутренней и внешней среды в ОАО «Газпром»
3.3.Краткая характеристика организации
3.4. Миссия и основные цели организации
3.5. Анализ факторов внутренней и внешней среды
3.6. Пути совершенствования работы по анализу внутренней и внешней среды в ОАО «Газпром»
3.7.Перспективы развития нефтегазового комплекса России
Заключение
Список литературы
Основные функции управленческой координации: превентивная (предвидение проблем и трудностей); устраняющая (устранение перебоев в работе организации); стимулирующая (улучшение деятельности организации даже при отсутствии проблем); регулирующая (сохранение существующей схемы работы).
При осуществлении корректирующих воздействий важно не только временно устранить сбои в ходе процессов, но и предусмотреть меры, позволяющие избежать повторения подобных отклонений, что достигается устранением вызвавших их причин.
Основным правилом координации является устранение в первую очередь тех отклонений, промедление в устранении которых может привести к непоправимым последствиям и серьезным экономическим потерям.
«Главная задача координации - достижение согласованности в работе всех звеньев управления путем установления рациональных связей и обмена информацией между ними. Огарков А.А. Управление организацией, - М.: Эксмо, 2006. - 198 с.»
Координационные усилия зависят от стиля руководства: авторитарный - координация на основе Устава и законов, иерархии; либеральный - неформальные методы и т. д. Минцберг выделил пять основных координационных механизмов:
- прямой контроль (ответственность за работу других людей возлагается на одного человека, который формулирует задания для подчиненных, определяет способ выполнения заданий и следит за действиями исполнителей);
- стандартизация трудовых процессов (задается точное описание содержания труда, инструментами стандартизации труда являются должностные инструкции и общие руководства по поведению (разнообразные правила и директивы), исполнителю надо лишь точно следовать выданной инструкции;
стандартизация знаний и навыков (в процессе труда могут участвовать лица с точно определенным уровнем подготовки;
- стандартизация выпуска (исполнителю заранее определяются результаты труда, а способ их достижения оставляют на его усмотрение;
- взаимные согласования (координация осуществляется самими работниками в процессе неформальных коммуникаций в условиях неопределенности внешней среды, плохо поддающейся стандартизации (исследовательские лаборатории, отделы связей с общественностью, редакции ежедневных газет);
Дж. К. Лафта предложил свое видение природы координационной деятельности. Основные подходы к координации: неформальная непрограммируемая координация, строится на взаимопонимании, общих установках, заинтересованности и психологических стереотипах;
- программируемая безличная координация, осуществляемая в сложных организационных структурах, строится на стандартных обезличенных методах и правилах работы, которые закладываются в планы, программы, проекты для часто повторяющихся проблем координации;
- программируемая индивидуальная координация, осуществляемая для того, чтобы исполнитель не интерпретировал задачи и направления своей работы самостоятельно;
- программируемая групповая координация, осуществляемая в форме коллективного обсуждения на совещаниях, что позволяет учесть личные предпочтения, групповые и общеорганизационные интересы и мнения.
Объектом функции координирования являются как управляемая, так и управляющая подсистемы. Координация деятельности органов управления призвана обеспечить единство действий всех управленческих звеньев, участников процесса управления и специалистов для наиболее эффективного воздействия на управленческую ситуацию.
Функция координации необходима для отслеживания соответствия цикличного режима функционирования, качества товаров и услуг, выполняемых операций и процедур предписанным нормативам. Координация нацелена на обеспечение бесперебойности и непрерывности выполняемых функций управления.
Благодаря функции координации обеспечивается динамизм системы управления, создается гармония взаимосвязей управленческих звеньев и подразделений, осуществляется маневрирование управленческими ресурсами внутри организации и на рынке.
1.4 Характеристика
понятий самоорганизация и
Прежде чем приступить к изучению этой темы, важно знать, что понятия самоорганизация и самоуправление существенно различаются между собой.
«Самоуправление - это управление в полном объеме, но развернутое не вовне, а на субъекта управления - менеджера. Это многоуровневый процесс самодеятельности, преодоления и возвышения себя, способ организации жизни. Исходя из уникальности индивидуальной жизни, самоуправление своей первоочередной проблемой имеет развитие, преобразование личности менеджера.
Самоуправление - это творчество, импровизация, нестандартный подход, который носит ситуационный характер, разрушает любой стереотип, это искусство открывания себя в окружающей действительности.
«Самоуправление - это целенаправленное и последовательное применение практических методов менеджмента в повседневной деятельности для того, чтобы оптимально и со смыслом использовать свое время. Егошин А.П., Зайцев А.К. Организация труда персонала. - М.: ИНФРА-М, 2008 с. - 241 с.»
Система самоуправления включает следующие шесть процедур:
Постановка цели - анализ и формирование личных целей, выбор количественных критериев их достижения.
Сбор и обработка информации - сбор первичной информации и ее обработка по выбранному плану действий.
Планирование - разработка
планов и вариантов своей
Принятие решений по
предстоящим делам для
Реализация решений и организация их исполнения включают - составление распорядка дня и организацию личного трудового процесса в целях реализации поставленных задач.
Контроль (самоконтроль и контроль итогов, в случае необходимости -корректировка целей).
Цели самоуправления: преобразование личности менеджера как основа успеха в жизни и деятельности (первоочередная методологическая проблема); экономия времени; выявление и использование собственных возможностей; проектирование внешней среды; выявление и анализ уроков своего опыта; рациональная организация самодеятельности.
Также следует отметить, что в управлении самим собой нужны те же умения, что и в руководстве другими людьми, т.е. способность планировать, организовывать, делегировать, стимулировать, координировать и контролировать. Без этого невозможно эффективно работать.
Что касается понятия самоорганизации, то в настоящее время общепризнанным можно считать представление о самоорганизации как о спонтанном переходе открытой неравновесной системы от менее сложных и упорядоченных форм организации к более сложным.
«Различать самоорганизацию и организацию при анализе сложных явлений можно только на основе различий их сущности. Самоорганизация предполагает изменение состояния естественным образом, организация - соответственно, искусственным. Иванова Т.Ю., Приходько В.И. Теория организации. - М.: КноРус, 2007. - 108 с.»
«Организация может рассматриваться как объект или самостоятельная цель, а также как качество или средство, способ внутренней, качественной реорганизации. Иванова Т.Ю., Приходько В.И. Теория организации. - М.: КноРус, 2007. - 132 с.»
Понятие организации в первом-смысле подразумевает существование у нее двух целей: внешней, провозглашаемой цели, которая видится как средство достижения скрытой, и внутренней цели. Эти цели, утверждаемые организацией как неразделимые, не имеют отношения друг к другу. Во втором смысле слова эти цели слиты, их взаимосвязь растет: понятие организации представляет собой некий внутренний процесс реорганизации, когда внешнее преображение - лишь следствие, своего рода побочный эффект накопления внутреннего потенциала, не связанный с какой-либо целью.
В первом случае необходимы усилия для оформления и поддержания организации, во втором - этот процесс происходит автоматически. Влияние организации первого типа направлено на человека, которое он испытывает на себе, а в организации второго типа человек может действовать самостоятельно.
«Таким образом, реализация всех процессов организации основана на общих способах взаимодействия активностей-сопротивлений и их сочетаниях. Наиболее явно это проявляется в процессе самоорганизации, в ходе которого организация самообразуется, самовоспроизводится и самосовершенствуется как сложная динамическая система. Иванова Т.Ю., Приходько В.И. Теория организации. - М.: КноРус, 2007. - 134 с.»
Отличительной особенностью процессов самоорганизации является целенаправленный, хотя и естественный характер: процессы, протекающие во взаимодействии с окружающей средой, при этом автономны, что, кстати, не противоречит эволюционной теории.
Можно выделить три типа процессов самоорганизации:
процессы возникновения качественно нового целостного формирования из некой совокупности объектов определенного уровня;
процессы, поддерживающие определенный уровень организации при учете внешних и внутренних условий ее функционирования;
процессы совершенствования организаций, которые способны накапливать и использовать прошлый опыт.
Основной характеристикой самоорганизации любой системы, ее эволюции является необратимость, выражающаяся в определенной направленности ее изменений. Действительно, поскольку организация как совокупность активностей не может быть замкнутой, ее развитие направлено не только внутрь системы, но и за пределы системы, где она сталкивается с другими совокупностями активностей, преодолевает их сопротивление и движется дальше.
Иначе говоря, самоорганизация - это процесс развития системы, для которого характерны два принципа:
- принцип отрицательной обратной связи, показывающий, как поддерживается спонтанно возникающий порядок;
- принцип положительной обратной связи, согласно которому прогрессивные изменения, возникающие в системе, не подавляются, а накапливаются и усиливаются.
«Характерным условием самоорганизации является свойство автономности, означающее, что система реагирует прежде всего на внутренние связи, т.е. ориентируется на личные цели. Внешняя среда в лучшем случае инициирует определенные изменения. При этом итог смены состояний также определяется именно взаимосвязями во внутренней структуре, а не извне. Иванова Т.Ю., Приходько В.И. Теория организации. - М.: КноРус, 2007. - 136 с.»
Процесс самоорганизации системы подтверждает, что с усилением организации эффективность рациональных и целенаправленных действий ослабевает, организация сама создает себя, порой противодействуя сознательному руководству. Исследования процессов самоорганизации дают возможность не только выявлять механизм автономного циклического самоподдержания, но и позволяют найти возможность запускать этот механизм.
Оказалось, что в отношении социальной организации невозможно говорить о ее полной самоорганизации, разум человека позволяет усовершенствовать структуру обратных связей, а значит, осуществлять целенаправленные изменения в интересах общества.
При этом на определенном этапе развития в механизм самоорганизации вмешивается разум человека, способный внести в этот процесс качественно новые элементы. Главное свойство разума заключается в способности предвидеть отдельные фрагменты будущего развития, оценить некоторые из последствий отбора и тем самым влиять на его характер.
Признание самоорганизующих свойств в развитии организации позволяет увидеть ее в новом свете, по-новому интерпретировать знакомые явления и, возможно, справиться с отдельными проблемами, которые при традиционном подходе кажутся неразрешимыми.ганизация и самоуправление
Раздел 2. Методы анализа внутренней среды
2.1 SWOT- анализ
Анализ внешней среды представляет собой оценку состояния и перспектив развития важнейших, с точки зрения организации, субъектов и факторов окружающей среды: отрасли, рынков, поставщиков и совокупности глобальных факторов внешней среды, на которые организация не может оказывать непосредственное влияние.
Проведя, анализ внешней среды и получив данные о факторах, которые представляют опасность или открывают новые возможности, руководство должно оценить: обладает ли фирма внутренними силами, чтобы воспользоваться возможностями, и какие внутренние слабости могут осложнить будущие проблемы, связанные с внешними опасностями.
Метод, который используют для диагностики внутренних проблем, называется управленческим обследованием. Управленческое обследование представляет собой методичную оценку функциональных зон организации, предназначенную для выявления ее стратегически сильных и слабых сторон. В управленческое обследование включаются пять функций - маркетинг, финансы, (операции) производство, человеческие ресурсы, а также культура и образ корпораций.
Существует большое количество методов анализа внутренней и внешней среды организации, рассмотрим некоторые из них:
Информация о работе Внутренняя среда организации и особенности ее управления